Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:43, курсовая работа
Последние годы характерны усилением конкуренции во всех областях российского рынка. Появление новых предприятий и организаций, либерализация импорта, образование рынка капитала, акционерных предприятий, внедрение на российский рынок иностранных компаний существенно трансформировали рыночную ситуацию. Рост предложения товаров и услуг и одновременное уменьшение платежеспособного спроса сформировали обстановку условия, в которой конкуренция стала объективно присутствующим обстоятельством. Пока большинство российских предприятий не способно к активной конкурентной борьбе в условиях либерализации цен и инфляции. Российская промышленность оказалась в столь сложном положении, что серьезные инновации, связанные с усилением конкурентной позиции предприятий, стали просто невозможны. Выход из тяжелого финансового положения, тем не менее, может быть только посредством создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. Отсюда, конкуренция выступает не только дестабилизирующим фактором, но и предпосылкой выживания предприятия.
Последние
годы характерны усилением конкуренции
во всех областях российского рынка.
Появление новых предприятий
и организаций, либерализация импорта,
образование рынка капитала, акционерных
предприятий, внедрение на российский
рынок иностранных компаний существенно
трансформировали рыночную ситуацию.
Рост предложения товаров и услуг
и одновременное уменьшение платежеспособного
спроса сформировали обстановку условия,
в которой конкуренция стала
объективно присутствующим обстоятельством.
Пока большинство российских предприятий
не способно к активной конкурентной
борьбе в условиях либерализации
цен и инфляции. Российская промышленность
оказалась в столь сложном
положении, что серьезные инновации,
связанные с усилением
Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Адаптация к условиям конкуренции становится одной из ключевых задач менеджмента предприятия. Она проходит в рамках работы по системному всестороннему анализу деятельности конкурентов, разработке стратегии конкурентного поведения на рынке и реализации мероприятий, предусмотренных бизнес-планом предприятия. Главное здесь – обеспечение преимуществ над конкурентами.
Данная тема является актуальной, как и вся теория менеджмента. В новом тысячелетии наша страна должна научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированное управление. Умение быстро адаптировать работу предприятия в соответствии с изменившимися условиями в конкурентной среде является одной из важнейших задач управления и залогом успеха фирмы.
Цель работы – рассмотреть адаптацию предприятия в конкурентной среде.
Объект работы – методика анализа конкурентоспособности предприятия, предмет – адаптация предприятия в конкурентной среде.
Задачи работы:
-
рассмотреть теоретические
- проанализировать формирование адаптивных стратегий в малых предприятиях;
-
выявить пути повышения
Методы исследования: теоретического анализа и синтеза, сравнительный, логический, и другие общенаучные методы.
Структура и композиционное построение курсовой работы обусловлены целью и задачами работы, соответствуют логическому порядку их решений. Работа состоит из двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА
1. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
В КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЕ
1.1 Цель и конкурентоспособность
Ключевым
понятием предпринимательской
Рассмотрим соотношение таких понятий, как цель и конкурентоспособность.
Для
предприятия цель можно сформулировать
таким образом: как быть лучше
других участников конкретного рынка
по некоторым показателям
Победа в конкурентной борьбе должна явиться результатом постоянных достижений фирмы. Результат зависит от уровня конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами – продукцией и услугами других предприятий. Однако при всех стараниях компании успех в данной области не может быть твердо гарантирован.
Под конкурентоспособностью товара понимают такую его характеристику, которая отражает его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяет основные параметры его привлекательности для потребителя.
Многие российские менеджеры ориентируются, прежде всего на основные характеристики товара и для оценки его конкурентоспособности сравнивают их между собой применительно к разным конкурирующим товарам. Нередко эта оценка охватывает в основном показатели качества. В этом случае оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Между тем исследования ряда товарных рынков убеждают, что конечное решение о покупке только частично связано с показателями качества товара. Прочее же связано с весомыми для потребителя условиями приобретения и последующего практического использования товара.
Конкурентоспособность, с одной стороны, определяется изделием как таковым и в основном может сводиться к качеству. Но в то же время конкуренция связана с процессом создания сбыта и сервисного обслуживания товара, и, естественно, предопределяется экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Кроме того, в рамках конкуренции отражается все то, что касается потребителя, как человека, как члена определенной социальной группы и т.д.
Покупатель – главный оценщик товара. Отсюда все элементы конкурентоспособности конкретного товара должны быть абсолютно очевидны покупателю, чтобы не было сомнений или толкований в отношении любого из них. При формировании «комплекса конкурентоспособности» важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуального уровня потребителей и другие факторы личного характера. Заметим, что в большинстве зарубежных изданий по рекламе специально освещается практика рекламы в малограмотной или интеллектуально недостаточно развитой аудитории.
Общеизвестно
далее, что любой рынок
Таким образом, существуют
две стороны
1.2 Факторы успешности
в конкурентной
борьбе
Первенство
в конкурентной борьбе возможно при
высоком уровне обеих составляющих,
а проигрыш – при слабой организации
и хорошем товаре. Устойчивый выигрыш
не возможен при плохом товаре, его
низком качестве или уровне технологии
производства. Таким образом, целеустремленная
организация
Во-первых,
определенным свойством, необходимым
для организации процесса достижения
цели во внешней среде на конкурентных
условиях. В нашем случае это свойство
– конкурентоспособность. Важнейшим
условием при установлении характера
данного свойства организации выступают
свойства самой среды. Таким свойством
в рыночных условиях является наличие
ресурсов. Именно в ресурсонесущей
среде разворачивается
Во-вторых,
определенной системой управления деятельностью
организации, базирующейся на ключевом
свойстве (конкурентоспособности) для
достижения целей ее функционирования.
В современных рыночных условиях
характерной для процесса целедостижения
предпринимательской
Итак, в конкурентных условиях и неопределенной внешней среде процесс целедостижения предпринимательской организации базируется на ее определенных свойствах (конкурентоспособности) и свойствах системы управления (множественности реакций). Успешность в конкурентной борьбе выступает мерой использования потенциала, который определяется уровнем развития свойств организации и ее системы управления.
1.3 Анализ реакции
конкурента на
действия фирмы
Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Такое изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы.
Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние покупатели ее продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации.
Многие
фирмы не уделяют должного внимания
возможной угрозе со стороны вновь
пришедших на их рынок и поэтому
проигрывают в конкурентной борьбе
именно им. Об этом очень важно помнить
и заранее создавать барьеры
на пути вхождения потенциальных
пришельцев. Такими барьерами могут
быть углубленная специализация
в производстве продукта, низкие издержки
за счет эффекта масштаба производства,
контроль над каналами распределения,
использование местных
Очень
большой конкурентной силой обладают
производители замещающей продукции.
Особенность трансформации
Информация о работе Адаптация предприятия в конкуркнтной среде