Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:43, курсовая работа
Последние годы характерны усилением конкуренции во всех областях российского рынка. Появление новых предприятий и организаций, либерализация импорта, образование рынка капитала, акционерных предприятий, внедрение на российский рынок иностранных компаний существенно трансформировали рыночную ситуацию. Рост предложения товаров и услуг и одновременное уменьшение платежеспособного спроса сформировали обстановку условия, в которой конкуренция стала объективно присутствующим обстоятельством. Пока большинство российских предприятий не способно к активной конкурентной борьбе в условиях либерализации цен и инфляции. Российская промышленность оказалась в столь сложном положении, что серьезные инновации, связанные с усилением конкурентной позиции предприятий, стали просто невозможны. Выход из тяжелого финансового положения, тем не менее, может быть только посредством создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. Отсюда, конкуренция выступает не только дестабилизирующим фактором, но и предпосылкой выживания предприятия.
2)
высококонкурентный бизнес на
насыщенных, подверженных застою
рынках (приносящие устойчивые
3)
не имеющие хороших позиций,
при которых будущее
4) сочетание слабых конкурентных позиций с состоянием застоя, («собаки»).
Варианты стратегий в рамках матрицы БКГ, соответственно, сводятся к следующим:
-
рост и увеличение доли рынка
– превращение «знака вопроса»
в «звезду» (агрессивные «знаки
вопроса» иногда называют «
-
сохранение доли рынка –
- «сбор урожая» – получение краткосрочной доли рынка – стратегия для слабых «коров», лишенных будущего, неудачливых «знаков вопроса» и «собак»;
-
ликвидация бизнеса или отказ
от него и использование
На первом этапе стратегического выбора на основе использования матрицы БКГ необходимо определить стратегии поведения малого предприятия в каждой СЗХ, установив.
а) относительный показатель темпов роста для каждой СЗХ;
б) относительную долю малого предприятия в каждой СЗХ и на основе матрицы БКГ для каждой СЗХ место в ней малого предприятия;
в) стратегию поведения малого предприятия в каждой СЗХ на основе ее места в матрице БКГ;
г) СЗХ, которые представляют интерес для будущего роста малого предприятия.
На втором этапе стратегического выбора основой для сравнительного анализа можно избрать так называемую карту дифференциации, которая позволяет наглядно (в графическом виде) сопоставить качества товаров малого предприятия и его конкурентов.
На этом этапе:
- строятся для каждой СЗХ карты дифференциации;
-
оцениваются возможности
- определяются сильные стороны малого предприятия в каждой СЗХ, способные обеспечить их конкурентные преимущества;
-
для каждой СЗХ
После завершения формирования стратегий малого предприятия определяются:
1.
СЗХ, которые предоставляют
2.
Стратегии поведения малого
3.
Качества малого предприятия
в каждой СЗХ, фокусирование
на которых, как и на пунктах
дифференциации, должно обеспечить
фирме конкурентные
1.5
Основные
направления адаптации
системы управления
предприятием к конкурентной
среде
В настоящее время исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает конкурентные преимущества в быстро меняющейся конкурентной среде.
Ускорение изменений в конкурентной среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения управления конкурентоспособностью товара и в целом фирмы.[8; стр.320].
Практика бизнеса
показала, что не существует конкурентной
стратегии, единой для всех компаний.
В то же время есть ряд основополагающих
принципов осуществления
Система управления – это способ взаимодействия между субъектом и объектом управления, способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение целей организации. Таким образом, «организационная структура управления» – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Этим обусловлено внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур организации, выбору их типов и видов, изучению тенденций адаптации структур к конкурентной среде для обеспечения соответствия новым задачам организаций.
Ни стратегия, ни структура не могут быть определены независимо друг от друга.
Перераспределение
задач, прав и ответственности, информационных
потоков повышает эффективность
организации путем роста
Эта
взаимосвязь стратегии и
Многосторонность
организационного механизма несовместима
с использованием каких-либо однозначных
методов его адаптации к
Все
это требует тщательно
Применявшиеся
до последнего времени методы построения
организационных структур управления
характеризовались чрезмерно
Системный
подход ориентирует исследователей
и разработчиков на более общие
принципы проектирования организаций.
Прежде всего, он предполагает исходное
определение системы целей
Многообразие
целей организации обычно не может
быть сведено к одному измерителю.
Основное назначение большинства производственных
организаций с точки зрения общества
определяется целями удовлетворения рыночной
потребности в производимой продукции
и услугах, в любом случае каждая
цель отражает одну из объективно необходимых
сторон функционирования и развития
организационной системы. Вместе с
тем соответствие между системой
целей и организационной
Содержание процесса формирования системы управления в значительной мере универсально. Оно включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, закрепляющих и регулирующих формы, методы.
Процесс организационного проектирования состоит в последовательности приближения к модели рациональной структуры управления, отвечающей состоянию конкурентной среды предприятия, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценке и принятии к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений.[6; стр.116].
Фирма, действующая на рынке, рассматривается не сама по себе, а с учетом всей совокупности отношений и информационных потоков, связывающих ее с другими субъектами рынка. [2; стр.175].
Таким образом, конкуренты являются важной составляющей микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке.
Основой механизма адаптации системы управления к конкурентной среде являются организационные изменения. Во многих фирмах изменение условий окружения и технологии вызывает необходимость соответствующих организационных изменений, адаптации к изменяющейся конкурентной среде. Утверждают даже, что быстрота, с которой происходят социальные изменения, и растущая сложность условий окружения уже сами по себе определяют необходимость в частых организационных изменениях. На этом основании У. Беннис утверждает, что бюрократический тип организации будет вытеснен «органично-адаптивными» структурами, т. е. «адаптивными, быстро изменяющимися системами временного типа, состоящими из различных специалистов, объединенных в органичное целое усилиями специалистов по координации и оценке задач».[1; стр.358].
Чем быстрее реакция организации на внешние изменения и реализация ответных действий, тем быстрее организация выйдет из зоны нестабильности и сможет конкурентоспособно функционировать в новых условиях окружающей среды.[8; стр.315].
Обновление организации представляет собой процесс замены устаревших и неспособных в должной мере выполнять свои функции ее элементов новыми или дополнение их ранее не существовавшими с целью приблизить ее возможности к требованиям жизни. Отставание от нее сказывается, прежде всего, на общих результатах ее деятельности, приводят к сужению круга покупателей и клиентов, снижению качества товаров и услуг, уменьшению масштабов сбыта, и в итоге выражается в падении прибыли.
Организационные проблемы обычно бывают связаны с устаревшей структурой фирмы, системой управления ею, сбоями в информационном обмене, неблагополучии в персонале, финансах, технологиях.
Приближение
к точке разрыва требует от
организации принятия мер по обновлению
основных направлений своей
Преобразования,
происходящие в организации, можно
рассматривать с самых
Преобразования могут быть разовыми или многоступенчатыми, что во многом определяется их масштабом, располагаемым временем, внутренней гибкостью организации, ее способностью выдержать шок, вызванный переменами.
Если
преобразования навязываются членам организации,
они вызывают их недовольство и снижают
деловую активность; правда, не всегда
согласование тех или иных вопросов
с исполнителями бывает возможным
и целесообразным, тем не менее, это
по возможности рекомендуется
Информация о работе Адаптация предприятия в конкуркнтной среде