Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:43, курсовая работа
Последние годы характерны усилением конкуренции во всех областях российского рынка. Появление новых предприятий и организаций, либерализация импорта, образование рынка капитала, акционерных предприятий, внедрение на российский рынок иностранных компаний существенно трансформировали рыночную ситуацию. Рост предложения товаров и услуг и одновременное уменьшение платежеспособного спроса сформировали обстановку условия, в которой конкуренция стала объективно присутствующим обстоятельством. Пока большинство российских предприятий не способно к активной конкурентной борьбе в условиях либерализации цен и инфляции. Российская промышленность оказалась в столь сложном положении, что серьезные инновации, связанные с усилением конкурентной позиции предприятий, стали просто невозможны. Выход из тяжелого финансового положения, тем не менее, может быть только посредством создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. Отсюда, конкуренция выступает не только дестабилизирующим фактором, но и предпосылкой выживания предприятия.
Методы,
с помощью которых
Направленность процесса преобразований и методов их осуществления должны быть согласованы друг с другом, а также с повседневной деятельностью организации и системой управления ею.
Любые преобразования требуют наличия определенных предпосылок, ослабляющих сопротивление членов организации и обеспечивающих конечный успех.
Они могут быть идеологическими, организационными, кадровыми, материальными.
Особо необходимо подчеркнуть роль руководителя в преобразованиях. Именно он и его вера в безграничность совершенствования, опыт, знания, энергия и в то же время предусмотрительность, осторожность служат залогом успеха.
Совершенствование системы управления предприятия в соответствии с изменившимися условиями является одной из важнейших задач управления. В большинстве случаев решения о корректировке структур принимаются высшими руководителями организации как часть их основных обязанностей. Значительные по масштабам организационные преобразования не осуществляются до тех пор, пока не появится твердая уверенность в том, что для этого существуют серьезные причины, вызывающие их необходимость. Можно назвать некоторые ситуации в отдельности или в комбинации, когда оправданы затраты на корректировку структуры или разработку нового проекта.
Наиболее распространенной причиной необходимости разработки нового проекта организации являются неудачи в попытке применения каких-либо других методов снижения роста издержек, повышения производительности, расширения все сужающихся внутренних и внешних рынков или в привлечении новых финансовых ресурсов. Обычно предпринимаются такие меры, как изменения в составе и уровне квалификации работающих, применение более совершенных методов управления, разработка специальных программ. Но, в конце концов, руководители на высшем уровне приходят к выводу, что причина неудовлетворительной деятельности предприятия заключается в определенных недостатках системы управления.
Некоторым предприятиям удается функционировать удовлетворительно только ценою чрезмерной изнурительной нагрузки на нескольких высших руководителей. Если очевидные меры по изменению методов и процедур управления не позволяют уменьшить нагрузку, не приводят к сколько-нибудь продолжительному облегчению, то весьма эффективным средством решения этой задачи становится перераспределение прав и функций, корректировки и уточнения в формах организации.
Будущее развитие предприятия требует со стороны высших руководителей все большего внимания стратегическим задачам, независимо от характера предприятия и рода его деятельности.
Каждый опытный руководитель высшего ранга знает, что стабильность в организационной структуре предприятия, как правило, свидетельствует не столько о внутренней гармонии, сколько об успешном решении конфликтных ситуаций.
Существующая
структура, какова бы она ни была, создает
препятствия для эффективной
работы, затрудняет достижение целей
некоторых отделов или
Эти обстоятельства, которые, как показал опыт, обычно предшествуют масштабному изучению организации, являются симптомом ряда причин, одни из которых действуют внутри предприятия, а другие полностью выходят из сферы его влияния.
Даже
в условиях устойчивого ассортимента
продукции, стабильных производственных
процессов и сбыте при
Расширение
номенклатуры выпускаемой продукции
или услуг, выход на разнообразные
рынки, дополнительное освоение новых
производственных процессов вносят
совершенно новые моменты в организацию.[
Научные достижения в области управления начинают оказывать все большее влияние на организационные структуры и процессы. Появляются новые должности и функциональные подразделения, изменяются процессы принятия решений.
Направление
адаптации предприятия зависит
от произошедших изменений в конкурентной
среде. Необходимо помнить, что адаптационные
механизмы должны быть разработаны
и для сотрудников организации,
которым достаточно трудно адаптироваться
к произошедшим изменениям в структуре
управления, методах управления, технологических
процессах, изменениях организационной
культуры.[7; стр.125].
ГЛАВА
2. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Методика анализа
конкурентоспособности
предприятия
Определение
В рамках предложенной
В первую очередь производится
общая оценка показателя
Кроме того, рассматривая выражение (1.1),
заметим, что в числителе указанного соотношения
находятся показатели, отражающие эффективность
хозяйственной деятельности исследуемого
предприятия, а в знаменателе – эффективность
хозяйственной деятельности по выборке.
Действительно, ранее было показано, что
конкурентоспособность предприятия есть
уровень эффективности использования
хозяйствующим субъектом экономических
ресурсов относительно эффективности
использования экономических ресурсов
конкурентами. Следовательно, числитель
и знаменатель выражения (1.1) могут рассматриваться
как показатели эффективности использования
экономических ресурсов исследуемым хозяйствующим
субъектом и по выборке соответственно.
Это позволяет нам проанализировать общий
показатель конкурентоспособности предприятия
в разрезе объектов сопоставления.
(1.1)
αl (αl0) – доля выручки l-го центра деятельности в общей сумме выручки предприятия в рассматриваемом (предшествующем) периоде;
Il – индекс изменения объемов выручки l-го центра деятельности предприятия.
Разложение показателя
Таким образом, анализ
Другим направлением анализа конкурентоспособности предприятия в рамках предлагаемой методики является разложение коэффициента операционной эффективности в разрезе составляющих затрат. Необходимо отметить, что в этом случае в отличие от анализа конкурентоспособности предприятия по обособленным центрам деятельности, где количество и содержание центров деятельности рассматриваемого предприятия и по выборке может не совпадать, анализ конкурентоспособности по рентабельности предполагает строгое соответствие составляющих затрат рассматриваемого предприятия и по выборке. Иначе теряется всякий смысл подобного анализа.
Предлагаемое
направление позволяет
Отметим, что число
Рассмотренные направления
Приведенная
схема анализа
Следует отметить, что различные
весовые коэффициенты, полученные
в результате приведенных выше
преобразований, имеют сугубо математическое
значение и необходимы в целях
обоснования возможности
Таким образом, оценка
Информация о работе Адаптация предприятия в конкуркнтной среде