Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:24, курсовая работа
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента.
Введение 3
1. Специфика управления в американских фирмах 5
1.1. Предпосылки становления менеджмента в США 5
1.2. Особенности американской модели менеджмента 6
1.3. Современное состояние модели менеджмента 9
1.4. Преимущества и недостатки американской модели менеджмента 15
2. Исследование возможности использования элементов американской модели менеджмента в ОАО «АК «Омскагрегат» 17
2.1. Общая характеристика ОАО «АК «Омскагрегат» 17
2.2. Характеристика и анализ функционирования системы менеджмента 20
2.3. Рекомендации по совершенствованию системы менеджмента с учетом опыта американских фирм 24
Заключение 28
Библиографический список 30
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Омский государственный технический университет»
Кафедра
«Менеджмент»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема:
«Американская модель менеджмента»
По
дисциплине
Шифр
работы
Студент
Руководитель
Работа
допущена к защите
Работа
принята с оценкой
Омск - 20
Содержание
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента.
Создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой — использования его лучших достижений в своей деятельности.
Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико. Тем не менее, нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо. Этим объясняется актуальность данной работы.
Целью курсовой работы является изучение американской модели менеджмента.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
В начале
ХХ века центр развития теории и практики
менеджмента переместился из Англии в
Америку. Деятельность основоположников
"научного менеджмента" отражала
характерные тенденции эпохи классического
капитализма – свободную рыночную экономику,
индивидуальное предпринимательство,
господство средних и небольших предприятий.
В качестве социально-экономического
учения менеджмент оформился к концу прошлого
века, и с тех пор эта страна по праву считается
его родиной.
Основоположником науки управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856–1915). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала "организационную революцию" в сфере производства и управления им [6, c. 35].
Другим представителем американской модели менеджмента, а точнее ее "организационной школы" является Г. Форд (1863–1947), названный в свое время "автомобильным королем". Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г. Форд совершил "революцию в цехе". Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые "вписывали" человека.
В
1920–1930-е гг. зародилась школа человеческих
отношений, в центре внимания которой
находится человек. Ее основоположником
стал Элтон Мэйо (1880–1949). Данная школа
положила начало развитию идей о "человеке
в организации", роли "человеческого
фактора" в ней.
На рубеже 1950–1960-х гг., благодаря исследованиям
ученых университета штата Огайо и Мичиганского
университета, в науке управления развивался
бихевиористический подход. Главной задачей
этого направления стало изучение движущих
мотивов поведения работника и его взаимодействие
с другими людьми внутри организации [3,
c. 45].
В
1970-е гг. широко распространяются идеи
ситуационного подхода, подтверждающие
правомочность различных систем управления.
1980-е гг. характеризуются интернационализацией
теоретических и практических разработок
специалистов разных стран. Именно в это
время американцы заражаются идеями "организационной
культуры" как мощного инструмента
управления, особенно эффективно используемого
японцами.
Сегодня наиболее распространен ситуационный
подход в менеджменте. Фирмы, связанные
с услугами в области менеджмента, процветают.
Исследуя
опыт управления, американские социологи
заключают, что экономическое и социальное
развитие общества многим обязано менеджменту,
так же как и капиталу; менеджмент и капитал
– это две составляющие, которые необходимы
для экономического развития Америки
[6, c. 36].
В настоящие время общепризнанно, что национальный и региональный менталитеты – важнейший фактор, влияющий на формы, функции и структуру управления. Однако констатации этого факта еще недостаточно. Между менеджментом и менталитетом существует более глубокая сущностная взаимосвязь.
Американцы – снобисты, любят ездить в 1-м классе, им недостаточно иметь то, что они имеют. Они общительны, ибо без этого не пробиться в деловой мир. Оптимизм, уверенность в себе – залог успешной карьеры. От них часто слышишь: «O.К.! No problem». Американец, даже если он знает, что не сможет выполнить приказание шефа, ответит: «Это я беру на себя» и тем самым докажет репутацию делового человека.
Американская нация, как ни какая другая, подвластна культу денег. Доллар для них больше, чем средство покупки. Шелест долларовой купюры звучит приятнее любой музыки. Новинки – электронные и пластиковые карты конечно хорошо, но наличные долларовые купюры лучше.
Американцы не любят работать на одном месте. Есть примеры, когда люди по 30 раз за жизнь меняют свою работу. Исходя из этого, составим таблицу соответствия менеджмента менталитету в США [10].
Таблица 1
Соответствие менеджмента менталитету в США
Черты менталитета | Обусловленные ими особенности управления |
Индивидуализм | Индивидуальный характер принятия управленческих решений; ориентация на личность и личные способности; оплата и продвижение по службе определяется личным вкладом; индивидуальная ответственность; четко формализированный процесс контроля |
Повышенное чувство обособленности | Формальные отношения на производстве; формирование рабочих мест, учитывающее независимость работника; на управленческое решение влияет чувство собственного достоинства работника |
Прагматизм | Целеустремленность руководителей и подчиненных; выбор главного, основного направления, обеспечивающего достижение цели; личные взаимоотношения подавляются, когда это мешает достижению поставленной цели |
Практицизм | Формирование
нестандартной системы |
Рационализм | Главной чертой управления становится выбор оптимального решения; формирование оптимальной структуры производства; рациональные отношения в коллективе; отсутствие излишеств и нагромождений в системе управления |
Стремление к богатству (алчность) | Дисциплина и рост в карьере определяется уровнем заработной платы; управленческие решения основаны на выгоде; основная направленность управленческих решений – делать деньги |
Трудолюбие | Дает возможность высокой производительности при прочих равных условиях; отсутствие жестких управленческих решений по отношению к персоналу |
Анализ данной таблицы показывает, что главная основа, на которой базируется система управления США, – обостренное чувство индивидуализма. Его корни связаны с историей развития Америки. В период активного заселения основной контингент составляли авантюристы, стремящиеся к самовыражению в Новом свете. Ими использовались любые способы достижения поставленных целей. Главная из них – быстрое обогащение. С течением лет это стало основополагающим для американцев. На этой основе и стала формироваться система управления в США.
Задача управления в этой системе – не просто работа с людьми, а с личностями. Американский менеджер – индивидуалист. Борьба за прибыльность предприятия для него не столько процесс служения своему делу и обществу, сколько средство достижения личного успеха, выдвижения и обогащения. Американские менеджеры «объясняют свою высокую занятость вопросами компании не столько долгом перед ней, обществом и даже не увеличением потребностей его семьи, а стремлением к самовыражению, удовлетворению потребностей своего «Я».
Управляющий должен знать степень честолюбия подчиненных, их возможности и способности. Опытный менеджер играет на этих клавишах, как на пианино. В своей игре он учитывает стремление американцев к обогащению. Используя этот стимул, менеджер может повысить производительность, качество продукции, ее конкурентоспособность.
Управленческие решения принимаются им строго индивидуально. Американский менеджер готовит ежедневно перечень вопросов для работников, которыми они должны заниматься. Продвижение их по службе зависит от собственного вклада в фирму. Рабочие и управленцы замыкаются на себе, на своей карьере. Для функционирования производства, достижения общей цели существует четкая регламентация действий, обязанностей и ответственности каждого индивида.
Итак, основа американской системы управления – психология индивидуализма. Она проявляется во всех формах и видах американского менеджмента, пропитывает всю его структуру [10].
Общие принципы стратегии производства
В США поставщик поставляет комплектующие изделия в сборочный цех раз в неделю (имеется в виду автомобильная промышленность), что характерно для традиционных методов управления производством, которые предусматривают поставки более крупными партиями и с меньшей частотой. Внедрение в американской технологии метода «точно вовремя» сдерживается рядом факторов. Среди них: меньшая настойчивость руководителей в США в деле минимизации материально-технических запасов; американцы менее успешно и менее эффективно применяют эти системы; американцы не осуществляют надлежащую работу по интеграции своих систем управления материально-техническими запасами со своей философией бизнеса, своими подходами к управлению качеством и внедрением автоматизированных систем управления производством.
Важный принцип, обеспечивающий лидирующее положение американских фирм в мировой экономике, - комплексный контроль качества (так называемая концепция «делать с первого раза»). В соответствие с этой концепцией качество обеспечивается путем включения ответственности за качество в каждую должностную инструкцию или описание работ производственного рабочего.
Еще
один тесно связанный с
В
большинстве отраслей американской
промышленности текущее содержание
и профилактика оборудования выполняются
силами специальной ремонтно-
Иерархическая модель управления производством
На типичном американском предприятии изготовление изделий, начинаясь в одном конце производственной линии через последовательный ряд технологических операций, заканчивается обработкой изделий на другом конце производственной цепочки. На таких предприятиях часто используется система поточного производства с «выталкиванием» изделия, запущенного в производство. По завершении обработки на одном участке изделие «выталкивается» на следующий независимо от того, готов ли этот участок принять изделие на обработку или нет.
В американской фирме специализация трудовых знаний на уровне цеха объединена с иерархической координацией различных цехов со стороны менеджеров.
В традиционной модели иерархической организации, присущей преимущественно американским фирмам, прежде всего имеет место разграничение процесса принятия стратегических деловых решений и оперативных решений. Первый касается деловых решений фирмы, которые определяют основные направления ее функционирования. После выработки последних фирма принимает оперативные решения для адаптирования своей деятельности к различным непредвиденным обстоятельствам (поломке оборудования, браку и т.п.) и к изменению ситуации на рынке [7, c. 115-116].
Основной принцип такой иерархической координации характеризуется следующими двумя особенностями:
1.
Каждая функциональная единица
имеет не более одного прямого
начальника и не связана с
другими единицами (