Анализ финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:51, курсовая работа

Описание

В современных условиях все более значимыми по своим последствиям для деятельности предприятий становятся решения, принимаемые финансовыми менеджерами и аналитиками. Ценовая и дивидендная политика, управление капиталом имеют принципиальное значение для итогов его деятельности. Переход российской экономики к рыночным отношениям поставил большое количество вопросов и предъявил новые требования к управлению финансами предприятий.

Содержание

Оглавление
Введение 2
Глава 1. Обосновать место финансовой службы в организационной структуре предприятия 3
Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия 8
2.1. Общая характеристика ООО «Норма» 8
2.2. Анализ финансового состояния ООО «Норма» 10
Заключение 31
Список литературы 33
Приложения 35

Работа состоит из  1 файл

Оглавлени1.doc

— 942.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

 

Введение

 

В современных условиях все более значимыми по своим  последствиям для деятельности предприятий становятся решения, принимаемые финансовыми менеджерами и аналитиками. Ценовая и дивидендная политика, управление капиталом имеют принципиальное значение для итогов его деятельности. Переход российской экономики к рыночным отношениям поставил большое количество вопросов и предъявил новые требования к управлению финансами предприятий. Изучение законов рынка и организация финансовых отношений происходили «по ходу дела», а автоматический перенос концепций Запада на отечественную почву приводил к отторжению российскими практиками вполне состоятельных идей. Вышеназванные причины отчасти повлияли на экономическое состояние российских предприятий. В связи с этим представляется необходимым обсудить проблемы организации и функционирования финансово-экономической службы предприятия. Безусловно, эта служба должна отвечать его интересам в зависимости от стоящих перед ним целей и задач.

В контрольной работе рассмотрены и проанализированы организационные структуры финансово-экономических служб предприятий, выработаны рекомендации по составу их функций.

 

 

Глава 1. Обосновать место финансовой службы в организационной структуре предприятия

 

Финансовая служба занимает важное место в организационной  структуре предприятия, что определяется ее функциями по распределению финансовых ресурсов по получателям, видам затрат и объектам; контролю за расходованием  этих средств; контролю за отклонением фактических показателей от плановых; координации решений в области управления финансами; финансового регулированию взаимосвязанных процессов [ 4, c.21].

Финансовая экономическая  служба занимает особое место в организационной  структуре компании и играет особую роль в ее системе управления. Она является, с одной стороны, исполнителем одного из основных бизнес-процессов – процесса проведения расчетов с контрагентами, а с другой – оператором одновременно двух важнейших подсистем управления: подсистемы планирования финансово-хозяйственной деятельности и подсистемы управленческого и бухгалтерского учета. В таком качестве финансовая экономическая служба является уникальным элементом организационной структуры. Двойственный характер решаемых ФЭС задач требует корректного распределения различных по характеру работ в рамках финансовой экономической службы и формирует определенные требования к ее организационной структуре (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Организационная структура финансовой экономической службы

Важной задачей финансовой службы предприятия является правильная организация расчетов за готовую продукцию и постоянный контроль за выполнением плана по реализации продукции и прибыли. Большое значение при организации финансовой работы на предприятии имеет своевременность расчетов с бюджетом, организация взаимоотношений с банками, правильность расчетов с рабочими и служащими, контроль за соблюдением норматива оборотных средств [7, c.84].

Основные пути укрепления финансов предприятий связаны с  оптимизацией используемых ими денежных средств и ликвидацией их дефицита.

К важнейшим направлениям совершенствования финансовой работы на предприятиях относятся:

  • системный и постоянный финансовый анализ их деятельности;
  • организация оборотных средств в соответствии с существующими требованиями с целью оптимизации финансового состояния;
  • внедрение управленческого учета и на этой основе оптимизация затрат предприятия путем деления их на переменные и постоянные и анализ взаимодействия и взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль»;
  • оптимизация распределения прибыли и выбор наиболее эффективной дивидендной политики;
  • более широкое внедрение коммерческого кредита и вексельного обращения с целью оптимизации источников денежных средств и воздействия на банковскую систему;
  • использование лизинговых отношений для развития производства;
  • оптимизация структуры имущества и источников его формирования с целью недопущения неудовлетворительной структуры баланса;
  • внедрение современной системы управления денежными потоками;
  • разработка и реализация стратегической финансовой политики предприятия.

В составе финансовой экономической службы организационно выделяют три структурные единицы:

  1. исполнитель процесса «Расчеты»;
  2. оператор подсистемы планирования финансово-хозяйственной деятельности;
  3. главный бухгалтер.

В части реализации бизнес-процесса «Расчеты» финансовая экономическая  служба должна руководствоваться соответствующим  регламентом. Как и регламент  любого бизнес-процесса, регламент  процесса «Расчеты» содержит перечень производимых работ, для каждой из которых указывается, как минимум, следующий набор характеристик:

  • периодичность и (или) условия исполнения;
  • исполнитель;
  • входные документы и их отправители;
  • выходные документы и их адресаты;
  • нормативные и методические документы, которыми руководствуется исполнитель в процессе своей работы [6, c.7].

В регламенте процесса предусматривается  исполнение с определенной периодичностью (ежедневно, один раз в месяц или  по мере необходимости) следующих групп  работ.

В целях диспетчеризации  процесса «Расчеты» разрабатывается платежный календарь с горизонтом планирования до одного месяца, а также ежедневно составляется реестр платежей на основании поступающих от подразделений заявок на оплату счетов контрагентов и прочих обязательств.

Для обеспечения поступлений  денежных средств осуществляется работа с дебиторами, в том числе принятие решений о выставлении претензий и списании безнадежной задолженности.

В целях ликвидации временного недостатка денежных средств проводится работа по привлечению источников краткосрочного финансирования, включая ведение договорных отношений с соответствующими контрагентами.

Для собственно расчетов осуществляется распоряжение счетами  компании, в том числе ссудным, и наличными средствами в кассе  компании путем оформления различных  платежных документов в рамках утвержденного реестра платежей.

Система планирования финансово-хозяйственной  деятельности необходима для определения  наиболее эффективного варианта ведения  бизнеса на ближайшую перспективу (год, квартал, месяц) и соответствующей  координации действий всех подразделений компании в выбранном направлении. Системы планирования финансово-хозяйственной деятельности в зависимости от выбранной политики управления подразделениями достаточно разнообразны и по составу форм планов, смет и бюджетов, и регламенту их разработки и утверждения, и аналитическим направлениям планирования. Полномасштабная система планирования финансово-хозяйственной деятельности предусматривает постоянное решение двух взаимосвязанных задач:

  1. технико-экономического планирования, т.е. планирования прибыли за плановый период по системе «списания и отгрузки»;
  2. финансового планирования, т.е. планирования остатка денежных средств на конец планового периода по реальным поступлениям и платежам.

 

Глава 2. Анализ финансового состояния  предприятия

2.1. Общая характеристика ООО  «Норма»

 

 

Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Норма» - предприятие, занимающееся оптово-розничной  продажей продуктов питания.

Финансово-экономическую  работу на предприятии оптово-розничной торговли  осуществляют бухгалтерский и планово-экономический отделы. Информационное обеспечение системы управления финансами формируется, как правило, бухгалтерским отделом и представлено показателями финансовой отчетности. В планово-экономическом отделе формируется информация об использовании материальных и трудовых ресурсов. Годовой отчет о финансовой деятельности подлежит проверке независимой аудиторской организацией. Заключение представляется на рассмотрение учредителям.

Бухгалтерский учет  на ООО «Норма» ведется автоматизированным способом с использованием программы «1С: Предприятие 8». Учетные регистры составляются на машинных и бумажных носителях.

Управленческий и финансовый учет ведется в рамках единой системы  счетов. Формирование внутренних отчетов и анализ затрат осуществляется в оперативном порядке по мере необходимости. В ООО «Норма» используется журнально-ордерная форма учета.

Общество с ограниченной ответственностью «Норма» является дистрибьютором ОАО  «Нижегородский масложировой комбинат»‚ ОАО «Сормовская кондитерская фабрика»‚ ООО «Кампина» и др. ООО «Норма» является динамично развивающейся компанией‚ специализирующейся на доставке продуктов питания розничным и оптовым клиентам на территории г.Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Компания располагается в Нижнем Новгороде на улице Народная, что в Московском районе города. Свою деятельность ООО ««Норма» осуществляет в соответствии с существующим законодательством, согласно Гражданскому Кодеку РФ, НК РФ, Трудовому Кодексу, ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «О бухгалтерском учете» и многим другим федеральным и региональным законам, постановлениям и инструкциям. ООО «Норма» является обществом с ограниченной ответственностью.

Количество участников «Норма» - трое, они составляют правление данной организации. Уставный капитал общества состоит из номинальной стоимости долей его участников. Уставный капитал ООО «Норма» составляет 7,000 рублей (семь тысяч) рублей и распределен между участниками следующим образом:

Изотов Александр Николаевич – 3.000 рублей;

Сидельников Игорь Леонидович – 2.000 рублей;

Мовчан Сократ Саркисович –2.000 рублей.

ООО «Норма» имеет расчетный  счет в рублях, круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки, а также эмблемы и товарные знаки, регистрируемые в установленном порядке. ООО «Норма» несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Прибыль ООО «Норма» подлежит налогообложению  в порядке, предусмотренном действующим  законодательством. Прибыль, остающаяся у ООО «Норма» после уплаты налогов и иных обязательных платежей (чистая прибыль), поступает в полное его распоряжение и используется фирмой самостоятельно.

Высшим органом управления в  ООО является Общее собрание участников общества. Исключительная компетенция  Общего собрания установлена Законом (Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Общее собрание участников вправе решать  любые  вопросы, в случае отнесения их к компетенции собрания Уставом Общества. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества – Генеральным директором, которым назначен Изотов А.Н.

В Уставе ООО «Норма» указано:

  • полное и сокращенное фирменное наименование общества;
  • сведения о месте нахождения общества;
  • сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
  • сведения о размере уставного капитала общества;
  • права и обязанности участников общества;
  • сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества (если право выхода участника из общества предусмотрено уставом);
  • сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу;
  • сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам.

2.2. Анализ финансового  состояния ООО «Норма»

 

 

Основные финансово-экономические  показатели деятельности ООО «Норма»  представлены в таблице 1.

 

 

 

Таблица 1

Основные экономические  показатели финансово-хозяйственной  деятельности ООО «Норма» за 2008 – 2010гг.

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

Отклонение по годам (+;-)

Темп роста 
по годам (%)

2009г.

2010г.

2009г.

2010г.

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Товарооборот, тыс. руб.

99258

105258

182842

6000

77584

106,04

173,71

2. Валовой доход, тыс.  руб.

12298

13480

24070

182

10590

109,61

178,47

3. Уровень валового  дохода, %

12,39

12,81

13,16

0,42

0,35

4. Издержки обращения,  тыс. руб.

9089

9990

15886

901

5896

109,91

139,02

5. Уровень издержек  обращения, %

9,16

9,49

8,69

0,33

-0,8

6. Товарные запасы, тыс. руб.

4560

6203

9242,5

1643

3039,5

136,03

149,00

7. Товарооборачиваемость,  дн.

17

21

18

4

-3

123,53

85,71

8. Затраты на оплату  труда, тыс. руб.

2245

2940

3050

695

110

130,96

103,74

9. Производительность  труда, тыс. руб.

278,03

288,38

503,70

10,35

215,32

103,72

174,67

10. Торговая площадь,  м²

3598,7

3598,7

3598,7

0

0

11. Товарооборот на 1 м²  торговой площади, тыс. руб.

27,58

29,25

50,81

1,67

21,56

106,06

173,71

12. Прибыль от продажи,   тыс. руб.

3209

3496

8184

287

4688

108,94

234,1

13. Налогооблагаемая прибыль, тыс. руб.

2938

3217

7390

279

4173

109,50

229,72

14. Рентабельность продаж  
по прибыли от реализации, %

3,23

3,32

4,48

0,09

1,16

15. Рентабельность продаж  по налогооблагаемой прибыли, %

2,96

3,06

4,04

0,1

0,98

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия