Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:15, курсовая работа
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы муниципального регулирования занятости населения, государственную политику и разграничение полномочий в сфере занятости населения, роль и место органов местного самоуправления в сфере занятости;
- показать зарубежный опыт муниципального регулирования занятости населения;
- провести анализ функционирования казахстанской модели муниципального регулирования занятости населения, оценку финансовой и экономической основы муниципального управления в сфере занятости населения;
- дать характеристику состоянию муниципальной экономической политики в сфере занятости населения в Казахстане в период с 2008-2011 гг.;
- проанализировать систему муниципального управления занятостью населения в Восточно-Казахстанской области;
- определить основные проблемы муниципального регулирования занятости населения и пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Государственная политика и разграничение полномочий в сфере занятости населения
1.2 Роль и место органов местного самоуправления в сфере занятости
1.3 Зарубежный опыт муниципального регулирования занятости населения
2 Анализ функционирования Казахстанской модели муниципального регулирования занятости населения
2.1 Оценка финансовой и экономической основы муниципального управления в сфере занятости населения
2.2 Характеристика с состояния муниципальной экономической политики в сфере занятости населения в Казахстане в период с 2008-2011 гг.
2.3 Анализ системы муниципального управления занятостью населения в Восточно-Казахстанской области
3 Проблемы муниципального регулирования занятости населения и пути их решения
3.1 Основные проблемы экономической политики в сфере занятости населения в Республике Казахстан
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы регулирования занятости населения
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Одним из действенных механизмов реального содействия занятости населения на уровне муниципального образования является организация общественных работ. Под оплачиваемыми общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.
Новой активной формой содействия
занятости населения
Для содействия предпринимательской
инициативе безработных может быть
организован муниципальный
На уровне муниципальных образований важна помощь в трудоустройстве лицам, особо нуждающимся в социальной защите. К ним относятся молодежь, инвалиды, женщины, лица, уволенные из рядов российской армии, и т.д. Механизмом содействия занятости этих групп населения являются законы о квотировании рабочих мест. Их принятие отнесено к ведению субъектов РК, однако контроль их исполнения может осуществляться совместно отделениями Государственной службы по труду и занятости и органами исполнительной власти муниципальных образований.
Для реализации указанных
функций в местной
- разработка предложений
по регулированию местного
- разработка предложений
по основным направлениям
- анализ и оценка доходов
и уровня жизни населения,
- прием граждан, рассмотрение
их заявлений, жалоб,
- контроль обеспечения государственных гарантий по оплате труда;
- разработка предложений
о размерах тарифных ставок
и должностных окладов
- участие в коллективных
переговорах между
- участие в предотвращении и разрешении трудовых споров;
- участие в решении социально-трудовых проблем в процессе разгосударствления и приватизации предприятий;
- участие в проведении
обязательной сертификации
- участие в расследовании
несчастных случаев со
- контроль предоставления
высвобождаемым работникам
- подготовка мероприятий
по приостановке массового
- участие в разработке
и реализации системы
Все эти функции весьма
важны. Не выполняя их, органы местного
самоуправления теряют многие рычаги
регулирования социально-
1.3 Зарубежный опыт
Мировой рынок труда, как территориальная система, подразделяется на региональные рынки, где ситуация в значительной степени определяется региональной политикой государств, нацеленностью экономических и социальных мер на устранение различий в условиях развития регионов. Основу механизма реализации региональной политики рынка труда составляют индикаторы, характеризующие уровень социально-экономического состояния территории, демографический состав населения, уровень его экономической активности, занятости, безработицы, миграции и другие.
В глобальном масштабе в
зависимости от достигнутого социально-экономического
уровня жители планеты территориально
разделены на две гигантские группы:
население развитых регионов и население
менее развитых регионов. По данным
Международной организации
В общей численности населения экономически активная, т.е. та ее часть, которая находится в возрасте 15 лет и старше выходит на рынок труда с предложением своей рабочей силы и претендует на рабочие места, имеет существенные различия по этим регионам [4].
В целом экономическая активность населения мира имеет тенденцию к снижению: в период с 1995 по 2005 гг. она сократилась на 1,2 процентных пункта. В развитых регионах сокращение составило 0.7%, а в менее развитых - 1.6 процентных пункта.
Сравнительно невысокая
экономическая активность населения
развитых регионов в определенной мере
связана с тем, что здесь высока
доля экономически неактивного населения
трудоспособного возраста, представляющая
собой скрытый резерв рабочей
силы. Данное население не имеет
работы и не проявляет активности
по ее поиску из-за посещения учебных
заведений, выполнения домашних обязанностей,
пожилого возраста или получения
пенсии по старости, болезни, инвалидности,
отсутствия необходимости в работе
и другим причинам. К этой категории
относятся также лица, отчаявшиеся
найти работу по причине того, что
их возраст, квалификация, опыт работы
не соответствуют "требованиям работодателей
и поэтому возможность
В Европе, где в основном
расположены индустриально
Каждое государство, исходя из собственного и международного опыта, определяет стратегию и тактику решения проблем занятости и социальной защиты населения, совершенствуя при этом методы регулирования рынка труда. Так Казахстан, развивая политику активной занятости работников, усилил позиции, стимулирующие самозанятость населения, что позволило пособие по безработице заменить социальным пособием - материальной помощью малоимущим слоям населения.
Вместе с тем, в настоящее время идет процесс активизации международной (межгосударственной) трудовой миграции, т.е. временного перемещения лиц наемного труда между странами в поисках лучшего заработка. Эта форма миграции, когда люди выезжают на временную работу из бедных стран в экономически более благополучные, является важной частью современной мировой экономики. Сегодня в миграционный трудовой обмен вовлечены практически все страны мира. По оценкам ООН, только легальных трудовых мигрантов в мире насчитывается от 120 до 200 млн. человек.
Характерной особенностью современной
внешней трудовой миграции является
наряду с ускоренными темпами
роста численности
Во многих странах использование дешевого низкоквалифицированного труда иностранцев получил широкое распространение. Мировой опыт показывает, что, как правило, иммигранты выполняют работу именно в тех секторах, которые испытывают нехватку рабочей силы и куда отказываются идти работать местные жители. Например в Бельгии иммигранты составляют половину всех горняков, в Швейцарии и во Франции соответственно 40 и 25% заняты в строительстве. В ФРГ на тяжелых, часто опасных работах заняты около 40% иммигрантов, причем 60% из них низкой квалификации. В то же время технический прогресс и экономическая глобализация породили новый спрос на кадры и рабочую силу во многих регионах мира, и чаще всего этот спрос удовлетворяется трудящимися - мигрантами.
Прогнозы старения и сокращения
населения в большинстве
Огромные масштабы международной
миграции обусловили ее особенность -
все большее активное вмешательство
государства в этот процесс, в
аспекте его регулирования. Рабочая
сила низкой квалификации, как правило,
массовая и менее организованная,
требует своего упорядочения через
коллективные договоры по целевому назначению
на уровне правительств. Позиция развитых
стран по отношению к миграции
работников низкой квалификации остается
жесткой. Эта категория может
попасть в западные страны только
в рамках двухсторонних
В таких странах как Австралия, Канада, Новая Зеландия уже давно практикуется так называемая рейтинговая система приема, согласно которой отбираются на постоянное место жительства только высококвалифицированные экономически востребованные иммигранты, набравшие соответствующие баллы [4].
В Великобритании и Франции действует ускоренная процедура выдачи разрешений на работу только для специалистов самой высокой квалификации. В период 1998 по 2006 гг. во многих европейских странах были приняты новые законы по урегулированию международной миграции, исходя из общности и остроты иммиграционных проблем в странах Запада. Очевидно, что процесс трудовой международной миграции будет развиваться по нарастающей линии, и очень важно, чтобы это развитие происходило в цивилизованных формах, на основе международных норм права и межгосударственных соглашений [4].
Мировая экономика характеризуется значительными историческими и страновыми различиями. Поэтому дифференциация в показателях занятости и безработицы по регионам мира закономерны и обусловлены целым рядом демографических, социально-экономических факторов, геополитическим расположением регионов. В настоящее время на рынках труда мира, особенно в менее развитых странах накоплен потенциал негативных тенденций. Наиболее общим для рынков труда является отсутствие равновесия спроса и предложения. Во всех регионах мира предложение рабочей силы значительно превышает потребность в ней. Сложившийся дисбаланс в определенной мере вызывается тем, что во многих странах действуют малоэффективные, а то и вовсе отсутствуют действенные механизмы государственного и социального регулирования его параметров.