Анализ конфликтных ситуаций и разработка мероприятий по управлению конфликтами в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание

Основой любой организации являются люди (коллектив), и без них функционирование организации невозможно. Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы конфликта в организации
1.1 Сущность и природа конфликта
1.2 Стадии развития конфликта
1.3 Формы работы с конфликтами и методы их управления с целью улучшения организационного климата
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. Анализ конфликтных ситуаций и разработка мероприятий по управлению конфликтами в ОАО «Урмарское АТП»
2.1. Общая характеристика ОАО «Урмарское АТП»
2.2. Анализ причин возникновения и работы по управлению организационными конфликтами в ОАО «Урмарское АТП»
2.3. Исследование ОАО «Урмарское АТП» в целях создания эффективного взаимодействия сотрудников
2.4. Предложения по управлению конфликтами и минимизации их негативных последствий для ОАО «Урмарское АТП»
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая по конфликтологии.doc

— 531.50 Кб (Скачать документ)

 

ГЛАВА 2. Анализ конфликтных ситуаций и разработка мероприятий по управлению конфликтами в ОАО «Урмарское АТП»

2.1 Общая характеристика деятельности  ОАО «Урмарское АТП »

 

Урмарское АТП - филиал ГУП ЧР «Чувашавтотранс» находится  по адресу: Чувашская Республика, поселок  Урмары, улица Ленина, дом 38. История предприятия начинается с апреля 1939 года, впервые были открыты автопассажирские линии Урмары- Кайбицы, Козловка - Нурлаты (Татарская АССР), на обслуживание этих линий были выделены два автобуса.

Миссия предприятия - перевозка пассажиров на транспорте общего пользования по государственному или районному заказу, максимальное удовлетворение клиентов в транспортных услугах с высокой степенью надежности и комфорта, обеспечение своевременности и безопасности перевозки пассажиров.

Предприятие осуществляет деятельность, определенную Уставом, с целью получения прибыли.

ОАО «Урмарское АТП » осуществляет следующие основные виды деятельности:

- организация  и выполнение в соответствии  с Администрацией пгт. Урмары  пассажирских и грузовых перевозок;

-  ремонт  и техническое обслуживание автомобилей;

- содержание  и эксплуатация автозаправочных  станций;

Руководителем предприятия является Генеральный  директор – Васильев Валерий Николаевич.

Общая площадь  предприятия 1,92 га, где расположены: административно- бытовой корпус, крытая стоянка, профилакторий для автобусов, ремонтная мастерская, мойка, автозаправочный пункт.

На предприятии  созданы службы: производственно-техническая, технического контроля и безопасности движения. Службы укомплектованы квалифицированными специалистами. Качество технического обслуживания и ремонта обеспечивается квалифицированными специалистами отдела технического контроля. Отдел имеет отдельную смотровую канаву для контроля состояния транспортных средств и укомплектован всем требуемым контрольно-диагностическим оборудованием.

Достижение  целей организаций, предполагает совместную работу сотрудников данной организации, которые нуждаются в координации  этого взаимодействия установление определенного внутреннего порядка. Этот порядок проявляется в форме  организационной структуры.

В ОАО «Урмарское АТП » используется бюрократическая структура управления, а точнее такая ее разновидность, как линейно-функциональная система управления.

Линейно-функциональная структура управления, состоит из:

- линейных подразделений,  осуществляющих в организации основную работу;

- специализированных  обслуживающих функциональных подразделений.

Линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и  помогают линейному руководителю в  разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений.

Функциональные  службы доводят свои решения до исполнителей либо через высшего руководителя, либо (в пределах специальных полномочий) прямо.

Функциональные  службы осуществляют всю техническую подготовку производства; готовят варианты решения вопросов, связанных с руководством процессом производства; освобождают линейных руководителей от планирования, финансовых расчетов, материально-технического обеспечения производства и т. д.

 

2.2. Анализ причин возникновения и работы по управлению организационными конфликтами в ОАО «Урмарское АТП»

Для выявления причин организационных конфликтов в данном отделе было проведено анкетирование  сотрудников (см. приложение 1), в котором приняло участие 85 человек.

Частота возникновения  конфликтных ситуаций в организации  представлена на рисунке 9.

 

Рис. 9. Динамика трудовых споров в ОАО «Урмарское АТП »

 

Таким образом, согласно проведенному анкетированию, мы видим, что 15 человек (18% работников) указали, что конфликтные ситуации возникают очень часто, 41 человек (48%) – часто, 22 человека (26%) отметили, что конфликтные ситуации достаточно редки, и 7 человек (8%) утверждают, что столкновения очень редко возникаю в процессе работы.

Делаем вывод, что конфликтные  ситуации между работниками предприятия возникают достаточно часто.

По итогам анкетирования  мы выяснили, что в ОАО «Урмарское АТП »:

  • 75% подчеркнули наличие противоречий интересов работников, их функций в трудовой деятельности;
  • 68% сотрудников отметили неэффективность организации трудовой деятельности;
  • 25% сотрудников недовольны условиями труда;
  • 8% опрошенных недовольны нынешним руководителем.

Данные анкетирования  представим в виде рисунка (см. рис.10).

Рис. 10. Результаты анкетирования

 

в Таким образом, мы видим, что большинство сотрудников (75%) считают главной причиной организационных конфликтов противоречие интересов работников, их функций в трудовой деятельности. И 68% отметили неэффективность организации трудовой деятельности.

Это могут быть конфликты  между начальниками отделов и заместителями генерального директора. Данные конфликты появляются часто из-за недостатка времени у начальников на выполнение возложенной на них работы. Этот конфликт разрешается распределением работы между всеми начальниками отделов. Но чаще на предприятии возникают конфликты между отделом эксплуатации и техническим отделом. Это вызвано тем, что технический отдел не может оперативно выполнять свою работу, так как большинство деталей (например, для починки автобусов) поставляется из г. Москва, и часто их нет в резерве. А отделу эксплуатации срочно необходим исправный автотранспорт. Между группами или личностью и группой конфликты возникают, как правило, редко, поскольку обычно внутри коллектива царит полное взаимопонимание.

Таким образом, на основе конфликта, связанного с неэффективной организацией труда персонала, возникает совсем другое противоречие: сталкиваются интересы работников, и их функций в трудовой деятельности.

25% опрошенных недовольны  условиями труда:

  • устаревшее оборудование;
  • неудовлетворительное состояние рабочих мест;
  • возможность травматизма в процессе работы.

8% опрошенных работников  недовольны руководителем. Причинами  этого могут быть:

  • личные амбиции работника;
  • недовольство заработной платой;
  • недовольство стилем руководства.

Согласно результатам  анкетирования (см. рис. 11), стиль руководителя ОАО «Урмарское АТП » можно охарактеризовать как демократический с элементами диктата. Это самый эффективный метод руководства.

 

Рис. 11. Характеристика стиля управления Генерального директора ОАО «Урмарское АТП »

 

По рисунку 11 мы видим, что 67% опрошенных считают, что Генеральный  директор ОАО «Урмарское АТП » тщательно планирует работу, т.е. составляет для подчиненных подробные инструкции, разрабатывает графики выполнения работ. 24% опрошенных считают, что руководитель единолично принимает решения, не советуясь с подчиненными. 57% опрошенных думают, что руководитель в основном использует административные методы стимулирования, т.е. распоряжения и приказы, и недостаточно использует материальные стимулы; 54% опрошенных считают, что руководитель поощряет инициативу подчиненных. 70% работников отмечают доброжелательное отношение руководителя к сотрудникам. 75% сотрудников подчеркивают, что руководитель требует соблюдения строгой дисциплины на рабочем месте. Таким образом, Из рисунка 8 видно, что руководитель сочетает демократический стиль управления и авторитарный.

Таким образом, делаем вывод, что 8% сотрудников, указавших причиной организационных конфликтов в организации  неэффективность деятельности руководителя, основывались лишь на собственных амбициях.

Итак, причинами организационных  конфликтов в ОАО «Урмарское АТП» являются:

  • недовольство организацией трудовой деятельности;
  • противоречия между интересами работников и их функциями в трудовой деятельности;
  • неудовлетворительные условия труда;
  • личные претензии и амбиции работников.

Рассчитаем  коэффициент социально-психологической  напряженности в организации  по следующей формуле [19, 154]:

 

К = (x1 + x2 + x3 + x4) / n

 

Где К – коэффициент социальной напряженности;

х1 – противоречие интересов  работников (доля неудовлетворенности);

х2 – фактор организации  трудовой деятельности (доля неудовлетворенности);

х3 – условия труда (доля неудовлетворенности);

x4 – неудовлетворенность руководством;

n – количество факторов, вызывающих неудовлетворенность более чем у половины опрошенных.

Таким образом, К = (0,75+0,68+0,25+0,08)/2=0,88

Значение К = 0,88 соответствует  неудовлетворенности 88% от количества опрошенных, что свидетельствует  об опасном уровне социально-психологической напряженности в трудовом коллективе ОАО «Урмарское АТП».

В процессе деятельности ОАО «Урмарское АТП » ежедневно возникает большое количество разногласий, которые перерастают в конфликты. По длительности протекания возникают кратковременные, а иногда и затяжные конфликты, связанные с высокими нравственно-психологическими травмами.

Генеральный директор предприятия  и его сотрудники стараются следовать  некоторым условиям по предотвращению конфликтных ситуаций. Это происходит следующим образом. В первую очередь - это создание условий, которые препятствуют возникновению и развитию конфликтных ситуаций. Руководитель ведет наблюдение за работой каждого сотрудника и, если выясняется, что человек не имеет желания работать качественно и эффективно, ему делают предупреждение или увольняют.

Следующим условием предотвращения конфликтов является забота о справедливости. Директор не наказывает не виновных, а  прежде чем что-то предпринять, очень  хорошо продумывает, какие последствия  вытекут из его решений. Но это не всегда получается, иногда сгоряча или не подумав, страдают незаслуженно сотрудники, хотя виноват сам руководитель.

Отношения в коллективе складываются при помощи уступок, происходит учет не только своих интересов, но и интересов других сотрудников предприятия. Готовность уступить смягчает напряженную обстановку. А если на оппонента оказывается давление – это всегда вызывает сопротивление с его стороны.

Также используют принцип  ясности и доброжелательности. Это  позволяет избежать ошибочного приписывания своему противнику враждебной позиции, а также нейтрализовать или смягчить обстановку.

Сотрудники ОАО «Урмарское АТП» учатся управлять своими реакциями, сдерживать негативные эмоции при возникающих разногласиях, но это не всегда получается.

Сотрудники уменьшают негативные эмоции противоположной стороны следующими приемами:

- готовностью идти  на сближение позиций;

- положительная оценка  некоторых действий другой стороны;

- критичное отношение  к самому себе и уравновешивание  поведения.

После этого выбирается оптимальная стратегия разрешения конфликтной ситуации.

Как показал первичный  анализ по управлению конфликтами в  ОАО «Урмарское АТП », директор стремится решить возникающие конфликты с помощью компромисса, и часто достаточно успешно. На первый взгляд ситуация в плане разрешения конфликтов выглядит положительно. Но наблюдение показало, что в коллективе существуют некоторые разногласия.

Директор чувствует  возникшую напряженность, старается  быть более открытым и лояльным по отношению к трудовому коллективу, вызывая тем самым еще большее недоверие с его стороны.

Таким образом, анализ показал, что директор отлично справляется  с периодически возникающими открытыми  конфликтами, но в коллективе также  существует скрытый конфликт, который  накаляет социально-психологический климат в коллективе, снижает результативность труда и является деструктивным фактором в деятельности предприятия.

2.3 Исследование ОАО «Урмарское АТП » в целях создания эффективного взаимодействия сотрудников

 

Люди ведут себя в  конфликтных ситуациях по-разному. Для определения, как будет действовать сотрудник в ситуации конфликта, его следует протестировать. Поэтому было решено провести исследование социально-психологического климата в коллективе, в рамках которого применялись две методики: диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и диагностики самооценки степени конфликтности.

Для изучения стратегии  поведения, которые используют члены  данного первичного трудового коллектива, был применен тест К. Томаса (см. приложение 3). В результате было установлено, что респонденты используют в своей деятельности практически все стратегии поведения. Но наибольшее количество баллов у большинства респондентов (10 из 14) приходится на тактику избегания, ухода от конфликта, у двух респондентов преобладает тактика приспособления, и по одному тактика компромисса и сотрудничества. Более наглядно результаты диагностики по методике Томаса представлены на рисунке 12.

Информация о работе Анализ конфликтных ситуаций и разработка мероприятий по управлению конфликтами в организации