Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:59, курсовая работа
Вопросы планирования затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Не является исключением и сфера налогообложения. Более того, проблемы налогообложения являются приоритетным направлением в государственном стратегическом планировании, так как от того, насколько качественно функционирует налоговый механизм в государстве, зависит экономическое благосостояние всего общества.
Одним из важнейших
инструментов осуществления экономической
политики государства всегда были и
продолжают оставаться налоги. Особенно
наглядно это проявляется в период
перехода от командно-административных
методов управления к рыночным отношениям,
когда в условиях сузившихся возможностей
государства оказывать
Вопросы планирования
затрагивают все сферы
1.Понятие стратегия.
Понятие «стратегия»
вошло в число управленческих
терминов в 50-е годы, когда проблема
реакции на неожиданные изменения
во внешней среде приобрела
По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми государство руководствуется в своей деятельности.
Термин «стратегическое планирование» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения. Можно указать на несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления.
Шендел и Хаттен
рассматривали его как «процесс
определения и установления связи,
организации с ее окружением, состоящий
в реализации выбранных целей
и в попытках достичь желаемого
состояния взаимоотношений с
окружением посредством распределения
ресурсов, позволяющего эффективно и
результативно действовать
По Хиггенсу, «стратегическое планирование — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением».
Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации».
В ходе формулирования
стратегии нельзя предвидеть все
возможности, которые откроются
при составлении проекта
Необходимость
в стратегии отпадает, как только
реальный ход развития выведет государство
на желательные события.
2.Сущность, содержание и основные направления государственного стратегического планирования
Планирование представляет собой составную часть управления, которая заключается в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние системы, путей, способов и средств его достижения. Выделяется планирование отдельных сфер деятельности, видов ресурсов, например, производственное планирование, финансовое планирование, социальное планирование. Планирование в директивной форме присуще централизованно управляемой экономике, где ведущую роль играют государственные планы. В экономике рыночного типа более распространено бюджетное планирование, планирование на уровне компаний, фирм, а также государственное планирование, которое носит преимущественно индикативный, ориентирующий характер. В планировании используются как экономико-математические, балансовые методы, так и экспертные оценки. Планирование включает принятие плановых решений уполномоченными на то органами, лицами. Под стратегическим планированием понимается управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями системы, её потенциальными возможностями и условиями внешней среды на долгосрочный период.
Принятие управленческого решения состоит из трёх главных составляющих:
1)оценка ситуации;
2) прогнозирование;
3) планирование.
Ещё в начале XX века общественная мысль отрицала возможность планирования в рамках государства, полагая, что рынок способен спонтанно устраивать всё настолько хорошо, насколько это возможно. Но уже к концу века, в постиндустриальную эпоху процесс планирования вышел за рамки микрообъектов и приобрёл общегосударственное значение. К концу ХХ века государственное регулирование экономики (и не только) стало неотъемлемой частью рыночного хозяйства, а различные формы прогнозирования и программирования – широкой практикой. Индустриализация развитых стран вызвала необходимость в национальных энергетических программах, в
программах урбанизации и образования, в национальных транспортных программах и так далее.
Опыт государственного планирования и регулирования развитых стран свидетельствует, что посредством этих механизмов государство корректирует экономические деформации рыночных отношений, обеспечивает социально-экономическую стабильность общества, формирует макро пропорции. Процесс планирования завершается выбором определенного способа действий. При этом важно выбрать оптимальный вариант. В сфере государственного управления решение оформляется актами, имеющими властное значение и особую юридическую форму (приказа или распоряжения органов исполнительной власти, целевой программы и т.п.).Таким образом, государственное стратегическое планирование – это процесс разработки и практического осуществления стратегических планов, определяющих будущее состояние государства, путей, способов и средств его достижения. Целью государственного стратегического планирования является создание и поддержание стратегического соответствия между целями государства (общества), его потенциальными возможностями и международным положением.
Направления государственного стратегического планирования многообразны. Ни одна сфера государственной деятельности не может обойтись без планирования, таким образом, можно выделить:
1) государственное стратегическое планирование в сфере налогообложения;
2) государственное стратегическое планирование в социальной сфере;
3) государственное стратегическое планирование в сфере обороны;
4) государственное стратегическое планирование в сфере международных
отношений и другие направления государственного стратегического
планирования.
Не смотря на многообразие все сферы государственного стратегического планирования можно объединить в следующие:
1) управление ресурсами (ресурсный анализ, распределение ресурсов, производство ресурсов и ресурсное обеспечение долгосрочных программ);
2) публичная политика (включая паблик рилейшнз);
3) стратегическое управление;
4) организационная стратегия.
Сфера управления ресурсами включает в себя процесс планирования распределения ограниченных ресурсов. Сюда можно отнести налоговое планирование, долгосрочное бюджетное планирование и т.д.
Сфера публичной политики включает в себя вопросы формирования благоприятного общественного мнения, способствующего установлению гармоничных отношений между государством и обществом.
Сфера стратегического управления включает в себя вопросы координации и интеграции отдельных элементов стратегического развития государства.
Организационная стратегия включает в себя вопросы анализа достигнутых результатов, их оценку и корректировку стратегических планов.
Основное отличие государственного планирования от планирования внутри фирменного состоит в том, что любая фирма имеет свою миссию, которая сопоставлена с ее стратегическими целями. У государства в целом миссии нет, вместо этого есть вырабатываемая стратегия на основе существующих ценностей, это первое отличие государственной стратегии от корпоративной. Отличие стратегии от миссии в том, что стратегия имеет четкие временные рамки, она может быть разбита на ряд целей, которые в свою очередь превращены в набор конкретных задач, к тому же стратегия вырабатывается в процессе публичного общественного диалога.
Цели государственной стратегии не могут быть связаны с некоторыми меркантильными интересами (выживание, улучшение жизненного уровня и т.п.). Стратегические цели государства должны иметь смыслообразующую роль, они должны порождать жизненные стратегии граждан, позволять им строить свою жизнь с верой в завтрашний день, с ориентацией на определенную объявленную перспективу этого государства. Стратегия должна ответить на главные вопросы: в чем смысл дня сегодняшнего, в чем будет смысл завтрашнего дня и как перейти от одного смысла к другому.
Стратегическое планирование непосредственно связано как с идеологией, включающей общественные ценности, так и перспективными целями и приоритетными задачами государственной политики, строящимися на общественных интересах.
Стратегическое управление связано с продвижением в процессе управления по дереву целей. Цель должна доводиться до каждого участника системы
управления в виде стратегии. При этом стратегия является публичной, и всякое текущее действие краткосрочной перспективы приводится в соответствие с долгосрочной перспективой стратегической цели. Стратегия формулируется и разрабатывается высшим руководством государства. Однако реализация стратегии при стратегическом управлении возможна лишь при участии всех уровней управления.
Стратегическое планирование ставит задачу добиваться наперед известных и публично объявленных целей. При этом необходимо понимать, что стратегическое планирование и управление не может быть осуществлено демократическим решением большинства. Процесс государственного стратегического планирования неразрывно связан с политической волей элиты, с принятием обоснованного и опирающегося на управленческие знания решения руководства.
Одним из инструментов государственного стратегического планирования является стратегический доклад. Он является по существу способом открытой разработки, объявления, продвижения и критики стратегии в государстве.
Главной задачей стратегического доклада является анализ происходящего с точки зрения перспективы, выделения в нем узловых точек и приоритетных направлений, активно развивая которые мы можем достичь прогнозируемой перспективы. Стратег неизменно задается вопросом: в чем смысл происходящего, какова имеется перспектива в целом, и насколько перспективны те или иные направления, на чем следует сосредоточить внимание, усилия и ресурсы, чтобы текущая ситуация поддавалась контролю и управлению в долгосрочной перспективе. Основным в описании стратегии является целостный характер проектирования ситуации будущего путем выделение для анализа немногих узловых точек текущей ситуации и формирования нескольких приоритетов, которые позволят изменить наличную ситуацию к лучшему в целом. Стратегический доклад не имеет ничего общего с докладом за отчетный период (отчетным докладом), и имеет мало общего с аналитическим докладом (с анализом социально-экономической ситуации).
Другим основным инструментом государственного стратегического планирования является целевая комплексная программа, которая включает в себя комплекс мероприятий, направленных на достижение заданных конечных результатов и решение конкретных научно-технических, экономических, социальных проблем. Обычно целевая комплексная программа представляет собой проектный и адресный документ, увязывающий действия разных организаций и лиц-соисполнителей независимо от их ведомственной подчиненности по срокам выполнения этапов работ и выделяемым ресурсам. Таким образом, обеспечение национальной безопасности государства невозможно без стратегического планирования с учетом интересов власти, бизнеса и общества в целом. Цель стратегического планирования — формирование внутренних и внешних условий для обеспечения устойчивого развития страны.
Информация о работе Анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за2010