Анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за2010

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:59, курсовая работа

Описание

Вопросы планирования затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Не является исключением и сфера налогообложения. Более того, проблемы налогообложения являются приоритетным направлением в государственном стратегическом планировании, так как от того, насколько качественно функционирует налоговый механизм в государстве, зависит экономическое благосостояние всего общества.

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 41.55 Кб (Скачать документ)

                                              Введение

Одним из важнейших  инструментов осуществления экономической  политики государства всегда были и  продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие  на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с  тем государство только в том  случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и  прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера  уважения к налогу, основанная на понимании  как экономической необходимости  существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В  связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом  в целом, так и каждым его членом .

Вопросы планирования затрагивают все сферы жизнедеятельности  человека. Не является исключением  и сфера налогообложения. Более  того, проблемы налогообложения являются приоритетным направлением в государственном  стратегическом планировании, так как  от того, насколько качественно функционирует  налоговый механизм в государстве, зависит экономическое благосостояние всего общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         

1.Понятие стратегия.

Понятие «стратегия»  вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения  во внешней среде приобрела большое  значение. Вначале смысл этого  понятия был неясен. Словари не помогали, так как, следуя военному словоупотреблению, они все еще  определяли стратегию как «науку и искусство развертывания войск  для боя».В то время многие управляющие, а также некоторые ученые сомневались в полезности нового понятия. На их глазах в течение полувека американская промышленность великолепно обходилась безо всякой стратегии, и они задавали вопрос, зачем она вдруг стала нужна и какая от нее польза .

По  своему существу стратегия  есть набор правил для принятия решений, которыми государство руководствуется в своей деятельности.

Термин «стратегическое  планирование» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы  обозначить разницу между текущим  управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь  изменениями в условиях ведения  бизнеса. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим  образом и своевременно реагировать  на происходящие в нем изменения. Можно указать на несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления.

Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и установления связи, организации с ее окружением, состоящий  в реализации выбранных целей  и в попытках достичь желаемого  состояния взаимоотношений с  окружением посредством распределения  ресурсов, позволяющего эффективно и  результативно действовать организации  и ее подразделениям».

По Хиггенсу, «стратегическое планирование —  это процесс управления с целью  осуществле­ния миссии организации  посредством управления взаимодействием организации с ее окружением».

Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы  достичь цели организации».

В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все  возможности, которые откроются  при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах. Как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.

Необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет государство  на желательные события. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Сущность, содержание и основные направления государственного стратегического планирования

Планирование  представляет собой составную часть управления, которая заключается в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние системы, путей, способов и средств его достижения. Выделяется планирование отдельных сфер деятельности, видов ресурсов, например, производственное планирование, финансовое планирование, социальное планирование. Планирование в директивной форме присуще централизованно управляемой экономике, где ведущую роль играют государственные планы. В экономике рыночного типа более распространено бюджетное планирование, планирование на уровне компаний, фирм, а также государственное планирование, которое носит преимущественно индикативный, ориентирующий характер. В планировании используются как экономико-математические, балансовые методы, так и экспертные оценки. Планирование включает принятие плановых решений уполномоченными на то органами, лицами. Под стратегическим планированием понимается управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями системы, её потенциальными возможностями и условиями внешней среды на долгосрочный период.

Принятие управленческого  решения состоит из трёх главных  составляющих:

 

  1)оценка ситуации;

  2) прогнозирование;

  3) планирование.

Ещё в начале XX века общественная мысль отрицала возможность планирования в рамках государства, полагая, что рынок способен спонтанно устраивать всё настолько хорошо, насколько это возможно. Но уже к концу века, в постиндустриальную эпоху процесс планирования вышел за рамки микрообъектов и приобрёл общегосударственное значение. К концу ХХ века государственное регулирование экономики (и не только) стало неотъемлемой частью рыночного хозяйства, а различные формы прогнозирования и программирования – широкой практикой. Индустриализация развитых стран вызвала необходимость в национальных энергетических программах, в

программах урбанизации  и образования, в национальных транспортных программах и так далее.

Опыт государственного планирования и регулирования развитых стран свидетельствует, что посредством этих механизмов государство корректирует экономические деформации рыночных отношений, обеспечивает социально-экономическую стабильность общества, формирует макро пропорции. Процесс планирования завершается выбором определенного способа действий. При этом важно выбрать оптимальный вариант. В сфере государственного управления решение оформляется актами, имеющими властное значение и особую юридическую форму (приказа или распоряжения органов исполнительной власти, целевой программы и т.п.).Таким образом, государственное стратегическое планирование – это процесс разработки и практического осуществления стратегических планов, определяющих будущее состояние государства, путей, способов и средств его достижения. Целью государственного стратегического планирования является создание и поддержание стратегического соответствия между целями государства (общества), его потенциальными возможностями и международным положением.

Направления государственного стратегического планирования многообразны. Ни одна сфера государственной деятельности не может обойтись без планирования, таким образом, можно выделить:

1) государственное  стратегическое планирование в сфере налогообложения;

2) государственное  стратегическое планирование в социальной сфере;

3) государственное  стратегическое планирование в  сфере обороны;

4) государственное  стратегическое планирование в  сфере международных

отношений и  другие направления государственного стратегического

планирования.

Не смотря на многообразие все сферы государственного стратегического планирования можно объединить в следующие:

1) управление ресурсами (ресурсный анализ, распределение ресурсов, производство ресурсов и ресурсное обеспечение долгосрочных программ);

2) публичная  политика (включая паблик рилейшнз);

3) стратегическое  управление;

4) организационная стратегия.

Сфера управления ресурсами включает в себя процесс  планирования распределения ограниченных ресурсов. Сюда можно отнести налоговое планирование, долгосрочное бюджетное планирование и т.д.

Сфера публичной  политики включает в себя вопросы формирования благоприятного общественного мнения, способствующего установлению гармоничных отношений между государством и обществом.

Сфера стратегического управления включает в себя вопросы координации и интеграции отдельных элементов стратегического развития государства.

Организационная стратегия включает в себя вопросы анализа достигнутых результатов, их оценку и корректировку стратегических планов.

Основное отличие  государственного планирования от планирования внутри фирменного состоит в том, что любая фирма имеет свою миссию, которая сопоставлена с ее стратегическими целями. У государства в целом миссии нет, вместо этого есть вырабатываемая стратегия на основе существующих ценностей, это первое отличие государственной стратегии от корпоративной. Отличие стратегии от миссии в том, что стратегия имеет четкие временные рамки, она может быть разбита на ряд целей, которые в свою очередь превращены в набор конкретных задач, к тому же стратегия вырабатывается в процессе публичного общественного диалога.

Цели государственной стратегии не могут быть связаны с некоторыми меркантильными интересами (выживание, улучшение жизненного уровня и т.п.). Стратегические цели государства должны иметь смыслообразующую роль, они должны порождать жизненные стратегии граждан, позволять им строить свою жизнь с верой в завтрашний день, с ориентацией на определенную объявленную перспективу этого государства. Стратегия должна ответить на главные вопросы: в чем смысл дня сегодняшнего, в чем будет смысл завтрашнего дня и как перейти от одного смысла к другому.

Стратегическое  планирование непосредственно связано  как с идеологией, включающей общественные ценности, так и перспективными целями и приоритетными задачами государственной политики, строящимися на общественных интересах.

Стратегическое  управление связано с продвижением в процессе управления по дереву целей. Цель должна доводиться до каждого участника системы

управления в  виде стратегии. При этом стратегия  является публичной, и всякое текущее действие краткосрочной перспективы приводится в соответствие с долгосрочной перспективой стратегической цели. Стратегия формулируется и разрабатывается высшим руководством государства. Однако реализация стратегии при стратегическом управлении возможна лишь при участии всех уровней управления.

Стратегическое  планирование ставит задачу добиваться наперед известных и публично объявленных целей. При этом необходимо понимать, что стратегическое планирование и управление не может быть осуществлено демократическим решением большинства. Процесс государственного стратегического планирования неразрывно связан с политической волей элиты, с принятием обоснованного и опирающегося на управленческие знания решения руководства.

Одним из инструментов государственного стратегического планирования является стратегический доклад. Он является по существу способом открытой разработки, объявления, продвижения и критики стратегии в государстве.

Главной задачей  стратегического доклада является анализ происходящего с точки зрения перспективы, выделения в нем узловых точек и приоритетных направлений, активно развивая которые мы можем достичь прогнозируемой перспективы. Стратег неизменно задается вопросом: в чем смысл происходящего, какова имеется перспектива в целом, и насколько перспективны те или иные направления, на чем следует сосредоточить внимание, усилия и ресурсы, чтобы текущая ситуация поддавалась контролю и управлению в долгосрочной перспективе. Основным в описании стратегии является целостный характер проектирования ситуации будущего путем выделение для анализа немногих узловых точек текущей ситуации и формирования нескольких приоритетов, которые позволят изменить наличную ситуацию к лучшему в целом. Стратегический доклад не  имеет ничего общего с докладом за отчетный период (отчетным докладом), и имеет мало общего с аналитическим докладом (с анализом социально-экономической ситуации).

Другим основным инструментом государственного стратегического планирования является целевая комплексная программа, которая включает в себя комплекс мероприятий, направленных на достижение заданных конечных результатов и решение конкретных научно-технических, экономических, социальных проблем. Обычно целевая комплексная программа представляет собой проектный и адресный документ, увязывающий действия разных организаций и лиц-соисполнителей независимо от их ведомственной подчиненности по срокам выполнения этапов работ и выделяемым ресурсам. Таким образом, обеспечение национальной безопасности государства невозможно без стратегического планирования с учетом интересов власти, бизнеса и общества в целом. Цель стратегического планирования — формирование внутренних и внешних условий для обеспечения устойчивого развития страны.

Информация о работе Анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за2010