Анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за2010

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:59, курсовая работа

Описание

Вопросы планирования затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Не является исключением и сфера налогообложения. Более того, проблемы налогообложения являются приоритетным направлением в государственном стратегическом планировании, так как от того, насколько качественно функционирует налоговый механизм в государстве, зависит экономическое благосостояние всего общества.

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 41.55 Кб (Скачать документ)

В Российской Федерации  Указом Президента создана межведомственная комиссия Совета Безопасности по стратегическому планированию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Государственное  стратегическое планирования в сфере налогообложения

Стратегическое  планирование в сфере налогообложения  является особым элементом системы выработки и принятия решений в сфере налоговых отношений государства и налогоплательщиков. Объективная необходимость планирования налоговых поступлений и обязательств обусловлена:

1) деятельностью государства как субъекта рыночных отношений;

2) сложностью  межотраслевых и региональных связей;

3) необходимостью  поддержания рациональных межбюджетных пропорций.

Налоговое планирование осуществляется в целях ориентации на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и проводится с учетом стратегических и краткосрочных ориентиров бюджетной и налоговой политики в соответствии с общими целями и задачами экономической политики государства.

Основная  задача налогового планирования – экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры и соотношения налоговых начислений у налогоплательщика и бюджетных планов и перспективных программ социально-экономического развития страны исходя из разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой концепции.

Важными вопросамигосударственного  стратегического налогового планирования являются:

1) удельный вес каждого из налогов в системе доходов в бюджеты разных уровней;

2) структура налогов и порядок их исчисления и взимания;

3) организация  контроля за полнотой и своевременностью перечисления налогов налогоплательщиками в соответствующие

бюджеты; 

4) государственная  налоговая политика.

Налоговое планирование основывается на существующем налоговом законодательстве страны. Планирование налоговых доходов осуществляется в соответствии с Конституцией России, Бюджетным и Налоговым Кодексами, иными законодательными и нормативными актами.

В целом процесс налогового планирования можно представить в виде следующей схемы.

1)Устанавливаются  цели, на достижение которых ориентирована  система налогообложения.

2) Разрабатываются  методы и конкретные мероприятия  реализации поставленных целей.

3) Разграничиваются  налоговые полномочия и доходные источники между органами власти и управления различных уровней.

4) Определяются или устанавливаются конкретные пропорции распределения налогов между бюджетами

различных уровней, составляющих основу налогового планирования.

5) Рассчитываются конкретные или общие суммы налогов, взимаемых с каждой территории (административной единицы), что должно обеспечить экономически обоснованные показатели.

Определяются  общие объемы налоговых поступлений  на краткосрочную и долгосрочную перспективу на основе прогнозных расчетов изменения доходности предприятий, отдельных отраслей, экономики в целом на федеральном, региональном и местном уровнях.

В целом налоговое  планирование представляет собой комплексный и многофакторный процесс определения общей суммы и структуры налоговых доходов в бюджет. Улучшение методики налогового планирования является одним из важнейших направлений не только соответствующих структур органов государственной власти, но и научных организаций и учреждений. При этом существенное значение имеет разработка новых подходов к количественной и качественной оценке системы налогового планирования на основе реальной налоговой базы и налогового потенциала административных единиц (местного, регионального и федерального).

Государственное налоговое планирование является важным элементом мобилизации налогов и сборов в бюджет. План позволяет контролировать поступление налогов, формировать понятие эффективности налогового администрирования.

Стратегическое  налоговое планирование является конкретным выражением стратегии развития налоговой системы государства на длительную перспективу. В долгосрочном плане отражаются общие задачи всего перспективного периода, и особенности развития всех предусмотренных планом периодов времени.

Перспективное планирование представляет собой оценку поступления налогов и сборов в бюджет на длительный период. В перспективных планах реализуется стратегия правительства в области налогообложения, определяются главные направления развития налоговой системы, определяются пути решения конкретных проблем. В рамках перспективного планирования определяются главные цели и задачи, их приоритетность, важнейшие направления развития, масштабы изменения элементов налоговой системы.

Так, например, вопросом стратегического государственного налогового планирования является вопрос о том, как будет устроена налоговая система страны, и какая система налогообложения будет применяться.

Налоговая система  – совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.

Существуют два  вида налоговой системы - шедyлярная и глобальная.

При шедулярной налоговой системе применяется принцип разбиения дохода налогоплательщика на части (шедулы). Затем каждая шедула облагается налогом отдельно, причем для каждой шедулы может быть установлена своя ставка, отличная от ставок на другие шедулы. Кроме этого, для разных шедул могут быть установлены разные льготы.

 При глобальной  налоговой системе применяется единый подход к налогообложению всех доходов физических и юридических лиц. Глобальная система намного удобнее и выгоднее для субъектов предпринимательской деятельности, так как упрощается система расчета налогов. 

Налоговая система  представляет собой государственную  систему мер политического, экономического, административного, правового характера, направленную на исполнение доходной части бюджета, а также стимулирование роста внутреннего валового продукта (ВВП).

Система налогообложения, - это более узкое понятие. В общих словах, система налогообложения, - это порядок взимания налогов и контроля за их поступлением.

Элементами системы налогообложения являются:

1) Объект (предмет);

2) Субъект (налогоплательщик);

3) Налогооблагаемая  база;

4) Ставка (твердая,  процентная);

5) Порядок исчисления;

6) Срок уплаты;

7) Штрафы, пеня;

8) Контроль.

Например, в Российской Федерации действует три системы налогообложения:

а ) классическая,

б ) упрощенная (для субъектов малого предпринимательства)

в ) вмененная.

При классической системе налогоплательщик платит все налоги, установленные налоговым законодательством.

При упрощенной системе платится налог с оборота, а ряд других налогов отменяется.

Вмененная система  налогообложения устанавливает  для определенных видов деятельности вмененный доход, с которого предприниматель уплачивает налог по установленной ставке, причем данный налог не зависит от того, какой фактически доход получил предприниматель в отчетном периоде.

Кроме этого, государство может устанавливать «специальные налоговые режимы».

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. Следует отметить, что упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства в РФ является специальным налоговым режимом.

Таким образом, налоговая система включает в  себя систему налогообложения и систему государственных налоговых органов. Основными элементами налоговой системы и вопросами стратегического налогового планирования являются:

1) совокупность  налогов, взимаемых на территории  данной страны;

2) принципы налогообложения;

3) система полномочий  органов государственной власти в области налогового регулирования, касающаяся разработки и принятия налогового законодательства, определения порядка распределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы и т.д.;

4) органы налоговой  системы. 

Совокупность налогов подразумевает под собою принцип многообразия налоговых платежей в их совокупности. Существует множество налогов, но они поступают все в определенные бюджеты, число которых ограничено (территориальные, государственные и т.д.).

Принципы налогообложения, - это своего рода стратегия налогообложения, определяемая конституцией и подзаконными актами (налоговым кодексом) страны.

Общие принципы налогообложения и сборов относятся  к основным гарантиям, устанавливаемым в том или ином правовом государстве. Говоря о принципах налогообложения необходимо в первую очередь определять налоговую политику государства.  
 
 
 
 
 
 

4.Отношение государства к налоговому планированию.

"Легальное"  или "законное" уклонение от  уплаты налогов - весьма сложное  явление, в котором находят  свое отражение многие проблемы  и противоречия современных рыночных  экономических систем. Так, по  некоторым оценкам, в России  от 20 до 40% и более всех налоговых  поступлений "теряются" из-за  применения предпринимателями современных  методов оптимизации налогов.  Консультирование предпринимателей  и руководителей достаточно крупных  компаний по вопросам легального  уклонения от налогов превратилось  в последние годы в процветающую  самостоятельную отрасль бизнеса,  охватывающую сотни мелких юридических  фирм и тысячи частнопрактикующих  экспертов из числа экономистов  или юристов.

Налоговая оптимизация - это использование пробелов в  действующем законодательстве с  целью уменьшения налоговых платежей. С нашей точки зрения, налоговое  законодательство должно быть таким, чтобы  максимально уравнивать возможности  каждого налогоплательщика по использованию  схем оптимизации налогообложения. Небогатые фирмы обычно практически  ничего не минимизируют, т.к. на это  у них нет денег. Оптимизировать же на свое усмотрение - занятие довольно опасное. Содержание специалиста в  данной области или обращение  в фирмы, оказывающие услуги по оптимизации, является достаточно дорогим удовольствием. Оптимизация имеет смысл, когда  затраты, произведенные на ее осуществление, меньше, чем сэкономленные налоги и риск того, что налоговые органы не примут позицию налогоплательщика. Поэтому и минимизируют налоговые  платежи, как правило, фирмы со средними и большими оборотами. Следует отметить, что налоговая оптимизация ставит налогоплательщиков отчасти в неравные условия в конкурентной борьбе. Ведь небольшая фирма, производящая продукцию  и не имеющая больших оборотов и средств для оптимизации, находится  в менее выгодных и благоприятных  условиях, чем ее более крупный  конкурент, производящий аналогичную  продукцию и использующий схемы  минимизации и, соответственно, платящий меньшие налоги и за счет этого  имеющий возможность реализовывать  продукцию дешевле. Поэтому в  интересах государства защитить мелкие фирмы, сделать все возможное  для устранения возможностей для  оптимизации, соответствующим образом  прорабатывать налоговые законопроекты. В то же время ч. 2 НК РФ дает налогоплательщикам не меньше возможностей для создания схем оптимизации, чем прежнее налоговое  законодательство.

Пресечение попыток "творческой неуплаты налогов" возведено  в любой стране в ранг государственной  политики и является направлением деятельности многих государственных органов, а  не только налоговой полиции.

Всего можно  выделить четыре способа законодательной  борьбы государства с уклонением от уплаты налогов: доктрина "существо над формой", доктрина "деловая  цель", заполнение пробелов в налоговом  законодательстве, презумпция облагаемости. Последний способ, как и имеющийся  у него в российской практике недостаток, был уже рассмотрен выше.

Доктрина "существо над формой" говорит о том, что  юридические последствия сделки определяются ее существом, а не формой. Решающим при рассмотрении вопроса  об уплате (неуплате) налогов будет  характер фактически сложившихся отношений  между сторонами договора, а не название договора. Сделка подлежит переквалификации в соответствии с существом.

Информация о работе Анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за2010