Анализ процесса стратегического планирования как центр элемента управления организацией в его современном понимании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является обзор и анализ процесса стратегического планирования как центр элемента управления организацией в его современном понимании.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Стратегическое планирование……………………………………....6
Сущность и функции стратегического планирования…………...6
Структура стратегического планирования……………………….10
Преимущества и недостатки стратегического планирования................................................................................15
Анализ фирмы «Линзмастер»………………………………………18
Общая характеристика фирмы «Линзмастер»…………………..18
Миссия фирмы………………………………………………………...20
Характеристика основных целей фирмы ………………………...21
Тактика фирмы………………………………………………………...23
Выявление недостатков и достоинств фирмы «Линзмастер»………………………………………………………….23
Предложения по улучшению фирмы «Линзмастер»……………25
Сравнительный анализ стратегического планирования фирмы Линзмстера с другими фирмами…………………………………...25
Установление неиспользуемых возможностей и резервов……27
Заключение………………………………………………………………….29

Литература…………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.60 Кб (Скачать документ)
 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение……………………………………………………………………..3

  1. Стратегическое планирование……………………………………....6
    1. Сущность и функции стратегического планирования…………...6
    2. Структура стратегического планирования……………………….10
    3. Преимущества и недостатки стратегического планирования................................................................................15
  2. Анализ фирмы «Линзмастер»………………………………………18
    1. Общая характеристика фирмы «Линзмастер»…………………..18
    2. Миссия фирмы………………………………………………………...20
    3. Характеристика основных целей фирмы ………………………...21
    4. Тактика фирмы………………………………………………………...23
    5. Выявление недостатков и достоинств фирмы «Линзмастер»………………………………………………………….23
  3. Предложения по улучшению фирмы «Линзмастер»……………25
    1. Сравнительный анализ стратегического планирования фирмы Линзмстера с другими фирмами…………………………………...25
    2. Установление неиспользуемых возможностей и резервов……27

Заключение………………………………………………………………….29

Литература…………………………………………………………………..32 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

      В данной работе внимание  уделено стратегическому планированию - одной из  функций  управления,  которая  представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.   Стратегическое планирование обеспечивает  основу для всех управленческих решений, функции организации,  мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком,  под  которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования,  организации в целом и отдельные люди  будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия.  Процесс стратегического планирования  обеспечивает  основу  для  управления членами организации. 

     Стратегическое  планирование задает перспективные  направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему  маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия  к внешней среде, к распределению  ресурсов и внутреннюю координацию  деятельности с целью выявления  сильных и слабых сторон.

     Стратегическое  планирование становится все  более  актуальным для российских предприятий,  которые  ведут или стремятся вести жесткую конкуренцию, как между собой так и с иностранными корпорациями.

     Роль  планирования в жизни общества, его  отдельных подсистем и элементов, определяется положением, которое планирование занимает в системе управления.

     Как известно, сущность любого явления  или процесса проявляется в его функциях. Анализ содержания основных функций управления позволяет сделать вывод о том, что двойственная функция управления «подготовка и принятие управленческого решения» означает, прежде всего, практическую работу по постановке целей, задач, которые преследует субъект управления и разработку мер, обеспечивающих их достижение. По своему содержанию такая деятельность и есть не что иное, как планирование.

     Поскольку планирование есть органически неразрывный  структурный элемент управления, часть его важнейшей функции, то вполне обоснованно говорить о том, что планирование — центральное звено в системе управления.

     Стратегическое  планирование, рассматриваемое как  процесс практической деятельности соответствующих субъектов управления, имеет свое содержание, охватывающее его сущность, проявление сущности и процедуры разработки стратегических прогнозов, проектов стратегических программ и планов.

     Предмет – процесс стратегического планирования фирмы «Линзмастер», изучение возможностей использования в практической деятельности по составлению стратегических прогнозов, проектов программ и планов, объективных законов, определяющих развитие рыночной экономики, разработка и совершенствование методологии и методики решения многообразных проблем стратегического планирования, а также организации его осуществления.1

     Объект  - стратегическое планирование,  деятельность хозяйствующих субъектов. 2

     Данная  работа базируется преимущественно  на трудах специалистов в области  управления, таких, как И. Ансофф, А.Т. ЗУБ, Б.А.Чуб, Г.Я. Гольдштейн и др.

     Целью данной работы является обзор и анализ процесса стратегического планирования как центр элемента управления организацией в его современном понимании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Стратегическое  планирование
 

     Стратегическое  планирование является важнейшей составной  частью управления предприятием, и  без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. 

           Стратегическое планирование —  это одна из  функций  управления,  которая  представляет собой  процесс выбора целей организации и путей их достижения.  Стратегическое планирование обеспечивает  основу для всех управленческих решений, функции организации,  мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.3

     Процесс  стратегического планирования  обеспечивает  основу  для  управления членами организации.   

     
    1. Сущность  и функции стратегического  планирования
 

     Будучи  функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система  управленческих функций, или основой  функциональной структуры системы  управления. Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых  разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения  такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей (рис. 2): 
 

 
     Действия      
       
     Решения
       
     Стратегия
           Цели

     фирмы

 

     Рис. 2. Логика стратегического планирования4

           Процесс стратегического планирования  является инструментом, с помощью  которого обосновываются управленческие  решения в области хозяйственной  деятельности. Его важнейшая задача  обеспечить нововведения и организационные  изменения, необходимые для жизнедеятельности  предприятия. Как процесс, стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования) (рис. 3). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения 

 

       

     

       

       
 

       
 

       Рис. 3. Функциональная структура  стратегического планирования5 

     1. Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование распределение ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства. Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.

     2. Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова как приспособление предприятия к изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. Задача данной функции — приспособить хозяйственный механизм предприятия к этим условиям, т.е., воспользоваться преимуществами в конкурентной борьбе и предотвратить различные угрозы.

     3. Координация и регулирование. Данная функция предполагает согласование усилий структурных подразделений фирмы (предприятий, производств, цехов) для достижения цели, предусмотренной стратегическим планом. Стратегия предприятия включает сложную систему взаимосвязанных целей и задач. Декомпозиция этих целей и задач предусматривает их деление на более мелкие компоненты и закрепление за соответствующими структурными подразделениями и исполнителями. Этот процесс происходит не спонтанно, а на плановой основе в стратегическом плане. Поэтому все компоненты стратегического плана должны быть увязаны по ресурсам, структурным подразделениям и исполнителям и функциональным процессам. Эта увязка обеспечивается системой формирования показателей планирования, а также наличием на предприятии в аппарате управления соответствующего подразделения или исполнителя, отвечающих за координацию. Объектами координации и регулирования являются внутренние производственные операции.

     4. Организационные изменения. Эта деятельность предусматривает формирование организации, которая обеспечивает слаженную работу персонала управления, развитие мышления менеджеров, учет прошлого опыта стратегического планирования. В конечном счете, данная функция проявляется в проведении различных организационных преобразований на предприятии: перераспределение функций управления, полномочий и ответственности работников аппарата управления; создания системы стимулирования, способствующей достижению цели стратегического плана и т. п.

     Стратегическое  планирование как обособившийся  вид управленческой деятельности предъявляет  к работникам аппарата управления ряд  требований, предполагает наличие пяти элементов:

     •  Первый элемент — умение смоделировать  ситуацию. В основе этого процесса лежит целостное представление  ситуации, которое включает способность  понять закономерности взаимодействия потребностей и потребительского спроса покупателей, конкурентов с качеством  их продукции и потребностей собственной  фирмы, т.е. ее способности удовлетворять  потребности клиентов.

     Таким образом, важнейшей частью стратегического  планирования является анализ.

     •  Второй элемент — способность  выявить необходимость изменений  в фирме.

     •  Третий элемент — способность  разработать стратегию изменений. Поиск рациональной стратегии —  интеллектуальный, творческий процесс  поиска приемлемого варианта функционирования предприятия. В его основе лежит  способность руководителей и  специалистов предвидеть различные  ситуации, из отдельных разрозненных факторов воссоздать “мозаичное полотно” будущих событий. Разработчики стратегического плана должны уметь писать различные сценарии, владеть инструментарием прогнозирования.

     •  Четвертый — способность использовать в ходе изменений надежные методы.

     •  Пятый элемент — способность  воплощать стратегию в жизнь. 

     
    1. Структура стратегического  планирования
 

     На  рис.4. представлена принципиальная схема процесса стратегического планирования.

     Стратегическое  планирование можно рассматривать  как динамическую совокупность шести  взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого. В то же время существует устойчивая обратная связь и влияние каждого  процесса на остальные.

       

     

       
 
 

       

       

     

       
 

                     

Информация о работе Анализ процесса стратегического планирования как центр элемента управления организацией в его современном понимании