Анализ систем стратегического менеджмента ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2011 в 22:05, курсовая работа

Описание

Объектом исследования является Газпром, один из важнейших участников мировых энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, что является одной из основных составляющих стратегии его развития.

Работа состоит из  1 файл

курсовая на защиту.docx

— 137.84 Кб (Скачать документ)

Введение 

     За  последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она  отсутствовала во многих странах  и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них  были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно  не было столь ожесточенным.

     Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющиеся, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление  она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая  оценки динамики или интенсивности.

     Сегодня ни одна серьезная компания не может  обойтись без конкуренции и стратегического  менеджмента. Несмотря на разнообразные  методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.

     В научной и методической литературе представлено достаточное количество вариантов определений стратегического  менеджмента, которые акцентируют  внимание на тех или иных аспектах этого сложного управленческого  процесса.

     Актуальность  темы исследования. Главным фактором успеха в условиях рыночных отношений  является конкурентоспособность, которая  в немалой степени зависит  от стратегического менеджмента. Конкурентоспособность  может рассматриваться относительно таких объектов, как товар, предприятие, отрасль, регион, страна в целом. В  данной курсовой работе я рассмотрю  конкурентоспособность и стратегический менеджмент ОАО «Газпром». Потребность  в научном исследовании проблемы повышения конкурентоспособности  и стратегического менеджмента  определяет актуальность темы.

     Объектом  исследования является Газпром, один из важнейших участников мировых энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, что является одной из основных составляющих стратегии его развития.

     В мировом рейтинге нефтегазовых компаний Газпром занимает первое место по добыче природного газа. По объемам  добычи и переработки нефти Газпром  входит в число пяти крупнейших российских нефтяных компаний и в число двадцати мировых лидеров нефтяного бизнеса.

     Целью работы является исследование ОАО «Газпром»  как объекта управления и разработка рекомендаций по совершенствованию  существующей структуры стратегического  управления и повышению конкурентоспособности.

     Задачи  работы:

  • рассмотреть структуру организации и историю ее развития;
  • оценить эффективность организационной структуры управления;
  • рассмотреть цели и миссию организации и ее социальную позицию;
  • исследовать факторы внешней и внутренней среды, а также определить сильные и слабые стороны организации, ее возможности и угрозы;
  • разработать рекомендации по совершенствованию структуры стратегического управления и повышению конкурентоспособности.
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I .Теоретические основы стратегического менеджмента в современных условиях.

               1.1  Сущность и  понятие стратегии  менеджмента

Стратегический  менеджмент — это набор решений  и действий по формулировке и внедрению  стратегии, призванной обеспечить компании наилучшее конкурентное положение  во внешней среде и достижение поставленных целей. Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании.

Сущность  стратегического менеджмента заключается  в ответе на три важнейших вопроса:

- В каком  положении предприятие находится  в настоящее время?

- В каком  положении оно хотело бы находиться  через три, пять, десять лет?

- Каким  способом достигнуть желаемого  положения?

Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться  дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений  соответствующими данными для анализа  прошлых, настоящих и будущих  ситуаций. Второй вопрос отражает такую  важную особенность стратегического  менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического  менеджмента связан с реализацией  выбранной стратегии, в ходе которой  может происходить корректировка  двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими  или ограничениями данного этапа  являются имеющиеся или доступные  ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реали-зовывать выбранную стратегию.

По своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии  и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания  стратегического потенциала предприятия. В основе стратегического менеджмента  лежат стратегические решения.

Стратегические  решения - это управленческие решения, которые:

1) ориентированы  на будущее и закладывают основу  для принятия оперативных управленческих  решений;

2) сопряжены  со значительной неопределенностью,  поскольку учиты-вают неконтролируемые  внешние факторы, воздействующие  на предприятие;

3) связаны  с вовлечением значительных ресурсов  и могут иметь чрез-вычайно  серьезные, долгосрочные последствия  для предприятия.

К числу  стратегических решений можно отнести:

- реконструкцию  предприятия;

- внедрение  новшеств (новая продукция, новые  технологии);

- организационные  изменения (изменения организационно-правовой  формы предприятия, структуры  производства и управления, новые  формы организации и оплаты  труда, взаимодействия с поставщиками  и потребителями);

- выход  на новые рынки сбыта;

- приобретение, слияние предприятий и т. д.

управления  и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании.

Содержанием стратегического  менеджмента являются:

- определение  назначения и главных целей  бизнеса фирмы;

- анализ внешней  среды фирмы;

- анализ ее  внутренней обстановки;

- выбор и разработка  стратегии на уровне стратегической  зоны хозяйствования (СЗХ) фирмы;

- анализ портфеля  диверсифицированной фирмы;

- проектирование  ее организационной структуры;

- выбор степени  интеграции и систем управления;

- управление  комплексом "стратегия - структура  - контроль";

- определение  нормативов поведения и политик  фирмы в отдельных сферах ее  деятельности;

- обеспечение  обратной связи результатов и  стратегии компании;

- совершенствование  стратегии; структуры управления.

Посредством стратегического менеджмента руководство  определяет направление движения организации, т. е. ее общую стратегию . Процесс  выработки стратегии не завершается  каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением  общих направлений, продвижение  по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

     Общая схема процесса стратегического  менеджмента представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Схема процесса стратегического  менеджмента

     Первая  его стадия — оценка руководителями компании ее текущего положения, анализ ее миссии, целей и стратегии. Для  того чтобы идентифицировать факторы, воздействующие на положение организации в «мире», проводится анализ внешней и внутренней сред. Возможно, руководство придет к выводу о необходимости корректировки миссии или целей компании, стратегий на различных организационных уровнях. Завершающей стадией стратегического менеджмента является внедрение новой стратегии. 
 

   1.2  Концепции стратегического  менеджмента.

   В стратегическом менеджменте доминирующая парадигма характеризуется двумя  основными принципами: формирование стратегии и ее применением. Основной вклад в развитие этих подходов внесли такие выдающиеся ученые, как Ansoff, Andrews, Porter. В целом суть стратегического менеджмента состоит в том, как разрабатываются и реализуются стратегии. С другой стороны, формирование стратегий определяется тем, каким образом компания предпочитает определять свою стратегию и как она ее реализует посредством стратегического менеджмента. В конечном счете именно подход к формированию стратегии определяет возможный стиль менеджмента. С другой стороны, управленческий стиль и степень эффективности высшего звена руководства могут в свою очередь оказать влияние на процесс формирования стратегий в организациях. В результате на вооружение принимается конкретный подход к стратегическому менеджменту. Только после того как компания определит, каким образом она намерена формировать стратегию, можно с эффективностью следовать путем стратегического менеджмента. Разработка стратегии может быть либо формальной, либо рациональной, появляющейся или последовательно развивающейся по логически обоснованной траектории. Стратегический менеджмент призван управлять процессом разработки стратегии и тем, как и где анализируются внешняя среда деятельности организации – это предшествует выбору и реализации стратегии.

   Прежде  чем приступить к рассмотрению процесса стратегического менеджмента, целесообразно  дать ему определение. Что же такое  стратегический менеджмент? Thompson утверждает, что область, которой адресован стратегический менеджмент, - это «управленческие процессы и решения, определяющие долгосрочную структуру и характер деятельности организации». В это определение включены пять ключевых понятий: управленческий процесс, управленческие решения, временной масштаб, структура организации, ее деятельность.

   Ansoff и McDonnel разграничивают постановку задач (касающуюся целей) и стратегию (касающуюся средств). В рамках предмета стратегического менеджмента они определяют этот процесс как систематический подход к управлению стратегическими переменами, включающий позиционирование компании посредством стратегии и планирование ее возможностей, стратегическое реагирование в режиме реального времени посредством управления проблемами и систематический контроль сопротивления персонала в процессе реализации стратегий. Это определение, скорее, отражает адаптивный подход к стратегическому менеджменту.

   По  мнению Johnson и Scholes, недостаточно ограничиваться утверждением, что стратегический менеджмент представляет собой процесс принятия стратегических решений, поскольку стратегический менеджмент по своей природе в корне отличается от других аспектов менеджмента. Конечно, для эффективной реализации стратегии эти задачи жизненно важны, но их нельзя отождествлять со стратегическим менеджментом. Johnson и Scholes полагают, что стратегический менеджмент не ограничивается принятием решений по основным проблемам, с которыми сталкивается организация, но также обеспечивает реализацию выработанной стратегии. Они выделяют три основных элемента стратегического менеджмента: стратегический анализ, Стратегический выбор и реализацию стратегии.

   В противоположность этой точке зрения Stacey определяет стратегический менеджмент как процесс постановки фундаментальных целей или задач организации, направляемый высшим руководством. В рамках стратегического менеджмента высшее руководство вырабатывает ряд решений, позволяющих в долгосрочном плане достичь поставленных целей или задач, в то же время обеспечивая меры ответной реакции на возникающие в краткосрочном плане проблемы.

   Goldsmith утверждает, что новая возникающая подобласть (стратегического менеджмента) начинает рассматривать реализацию и оценку стратегий скорее как критические компоненты организационного успеха, чем как анализ фирмы, среды ее деятельности и формирования стратегий. Это – стадии действий и их оценки в рамках процесса стратегического менеджмента. Далее он допускает, что «стратегический менеджмент в целом представляет собой обширное поле деятельности, включающее планирование стратегии, ее реализацию и корректировку или применение стратегии в целях достижения желаемых результатов».

Информация о работе Анализ систем стратегического менеджмента ОАО «Газпром»