Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2011 в 22:05, курсовая работа
Объектом исследования является Газпром, один из важнейших участников мировых энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, что является одной из основных составляющих стратегии его развития.
Введение
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.
Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющиеся, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.
Сегодня
ни одна серьезная компания не может
обойтись без конкуренции и
В
научной и методической литературе
представлено достаточное количество
вариантов определений
Актуальность
темы исследования. Главным фактором
успеха в условиях рыночных отношений
является конкурентоспособность, которая
в немалой степени зависит
от стратегического менеджмента. Конкурентоспособность
может рассматриваться
Объектом исследования является Газпром, один из важнейших участников мировых энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, что является одной из основных составляющих стратегии его развития.
В
мировом рейтинге нефтегазовых компаний
Газпром занимает первое место по
добыче природного газа. По объемам
добычи и переработки нефти Газпром
входит в число пяти крупнейших российских
нефтяных компаний и в число двадцати
мировых лидеров нефтяного
Целью
работы является исследование ОАО «Газпром»
как объекта управления и разработка
рекомендаций по совершенствованию
существующей структуры стратегического
управления и повышению
Задачи работы:
Глава I .Теоретические основы стратегического менеджмента в современных условиях.
1.1 Сущность и понятие стратегии менеджмента
Стратегический менеджмент — это набор решений и действий по формулировке и внедрению стратегии, призванной обеспечить компании наилучшее конкурентное положение во внешней среде и достижение поставленных целей. Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании.
Сущность
стратегического менеджмента
- В каком
положении предприятие
- В каком
положении оно хотело бы
- Каким способом достигнуть желаемого положения?
Для ответа
на первый вопрос менеджеры должны
хорошо понимать текущую ситуацию,
в которой находится
По своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия. В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения.
Стратегические решения - это управленческие решения, которые:
1) ориентированы
на будущее и закладывают
2) сопряжены
со значительной
3) связаны
с вовлечением значительных
К числу стратегических решений можно отнести:
- реконструкцию предприятия;
- внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);
- организационные
изменения (изменения
- выход на новые рынки сбыта;
- приобретение, слияние предприятий и т. д.
управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании.
Содержанием стратегического менеджмента являются:
- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;
- анализ внешней среды фирмы;
- анализ ее внутренней обстановки;
- выбор и разработка
стратегии на уровне
- анализ портфеля диверсифицированной фирмы;
- проектирование ее организационной структуры;
- выбор степени
интеграции и систем
- управление комплексом "стратегия - структура - контроль";
- определение
нормативов поведения и
- обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;
- совершенствование
стратегии; структуры
Посредством
стратегического менеджмента
Общая схема процесса стратегического менеджмента представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Схема процесса стратегического менеджмента
Первая
его стадия — оценка руководителями
компании ее текущего положения, анализ
ее миссии, целей и стратегии. Для
того чтобы идентифицировать факторы,
воздействующие на положение организации
в «мире», проводится анализ внешней и
внутренней сред. Возможно, руководство
придет к выводу о необходимости корректировки
миссии или целей компании, стратегий
на различных организационных уровнях.
Завершающей стадией стратегического
менеджмента является внедрение новой
стратегии.
1.2 Концепции стратегического менеджмента.
В
стратегическом менеджменте доминирующая
парадигма характеризуется
Прежде чем приступить к рассмотрению процесса стратегического менеджмента, целесообразно дать ему определение. Что же такое стратегический менеджмент? Thompson утверждает, что область, которой адресован стратегический менеджмент, - это «управленческие процессы и решения, определяющие долгосрочную структуру и характер деятельности организации». В это определение включены пять ключевых понятий: управленческий процесс, управленческие решения, временной масштаб, структура организации, ее деятельность.
Ansoff и McDonnel разграничивают постановку задач (касающуюся целей) и стратегию (касающуюся средств). В рамках предмета стратегического менеджмента они определяют этот процесс как систематический подход к управлению стратегическими переменами, включающий позиционирование компании посредством стратегии и планирование ее возможностей, стратегическое реагирование в режиме реального времени посредством управления проблемами и систематический контроль сопротивления персонала в процессе реализации стратегий. Это определение, скорее, отражает адаптивный подход к стратегическому менеджменту.
По мнению Johnson и Scholes, недостаточно ограничиваться утверждением, что стратегический менеджмент представляет собой процесс принятия стратегических решений, поскольку стратегический менеджмент по своей природе в корне отличается от других аспектов менеджмента. Конечно, для эффективной реализации стратегии эти задачи жизненно важны, но их нельзя отождествлять со стратегическим менеджментом. Johnson и Scholes полагают, что стратегический менеджмент не ограничивается принятием решений по основным проблемам, с которыми сталкивается организация, но также обеспечивает реализацию выработанной стратегии. Они выделяют три основных элемента стратегического менеджмента: стратегический анализ, Стратегический выбор и реализацию стратегии.
В противоположность этой точке зрения Stacey определяет стратегический менеджмент как процесс постановки фундаментальных целей или задач организации, направляемый высшим руководством. В рамках стратегического менеджмента высшее руководство вырабатывает ряд решений, позволяющих в долгосрочном плане достичь поставленных целей или задач, в то же время обеспечивая меры ответной реакции на возникающие в краткосрочном плане проблемы.
Goldsmith утверждает, что новая возникающая подобласть (стратегического менеджмента) начинает рассматривать реализацию и оценку стратегий скорее как критические компоненты организационного успеха, чем как анализ фирмы, среды ее деятельности и формирования стратегий. Это – стадии действий и их оценки в рамках процесса стратегического менеджмента. Далее он допускает, что «стратегический менеджмент в целом представляет собой обширное поле деятельности, включающее планирование стратегии, ее реализацию и корректировку или применение стратегии в целях достижения желаемых результатов».
Информация о работе Анализ систем стратегического менеджмента ОАО «Газпром»