Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2011 в 22:05, курсовая работа
Объектом исследования является Газпром, один из важнейших участников мировых энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, что является одной из основных составляющих стратегии его развития.
Считается, что существо стратегического менеджмента заключается в постановке фундаментальных целей организации, выборе задач, в наибольшей степени способствующих достижению этих целей, и в постоянном осуществлении обеих этих функций. David придерживается мнения, что стратегический менеджмент можно определить как искусство и науку разработки, реализации и оценки перекрестно-функциональных решений, позволяющих организации достичь своих целей. Это определение подразумевает, что стратегический менеджмент концентрирует внимание на интегрировании управленческих способностей и таких методов, как маркетинг, финансовый учет, управление человеческими ресурсами, производственный менеджмент и НИОКР в целях достижения успеха организации.
Таким
образом, стратегический менеджмент представляет
собой набор таких
1.3 Эволюция теорий стратегического менеджмента
В течение следующего периода развития стратегического менеджмента и теоретически и методологически отошел от особенностей ранней стадии и переключил внимание на экономику организации отрасли. Начиная с 1970-х годов, исследования сосредоточились на экономике организации отрасли, теоретические основы которой были заложены в работах Mason (1939) и Bain (1968). В работе Hoskisson (1999) утверждается, что этот переход к новому объекту изучения с внутренних на внешние по отношению к компании факторы, а именно на структуру отрасли и сохранение конкурентных позиций в ее пределах. Экономика организации отрасли рассматривает структурные аспекты отрасли, в то время как работы по стратегическим группам сфокусированы преимущественно на группировании фирм в пределах отрасли. В современном стратегическом менеджменте весьма популярные области исследования – стратегические группы и конкурентная динамика.
На
третьем этапе эволюционного
развития теорий стратегического менеджмента
отчетливо прослеживается возврат
к фирме как объекту изучения.
Возрождение интереса к внутренним
характеристикам компании со всей очевидностью
проявляется в том, что основной
акцент делается на конкурентную динамику
и граничные взаимоотношения
фирмы с окружающей средой. Стратегический
менеджмент значительно ближе придвинулся
к фирме и прямому
Глава II. Анализ стратегического менеджмента на примере ОАО «Газпром»
История создания столь надежного и стабильного поставщика энергоресурсов берет начало с 1989 года, когда Министерство газовой промышленности СССР было преобразовано в Государственный газовый концерн «Газпром». Позже, в ноябре 1992 года, был подписан Указ Президента РФ «О преобразовании ГГК «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром». 17 февраля 1993 года выходит соответствующее Постановление Правительства РФ.
В конце мая 1995 года состоялось первое годовое Общее собрание акционеров РАО «Газпром». В нем приняли участие около 1 тыс. акционеров и представителей акционеров РАО, которым в совокупности принадлежало в общей сложности 67,85% голосов. Участники собрания сформировали Совет директоров, избрали ревизионную комиссию. Международная компания «ПрайсвотерхаусКуперс» была утверждена аудитором Общества. В августе того же года состоялась официальная презентация центрального офиса Газпрома на улице Наметкина 16.
Следующим важнейшим событием в истории организации стало 26 июня 1998 года, день когда состоялось годовое общее Собрание акционеров РАО «Газпром». По итогам голосования в Совет директоров Общества были избраны 11 его членов и принято решение о преобразовании Российского акционерного общества «Газпром» в Открытое акционерное общество «Газпром», организационно-правовая форма которого не изменилась и по сей день.
Согласно Гражданскому кодексу РФ акционерное общество признается обществом, уставной капитал которого разделен на определенное количество акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. В том случае, когда его участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, то такое общество признается открытым акционерным обществом. Оно вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. На данный момент времени ОАО «Газпром» по размеру организации относится к классу «крупного» бизнеса.
Наряду с прочной позицией организации существуют проблемы, которые имеют как стратегический, так и финансовый характер:
Данные
проблемы возникают на пути развития
практически любой крупной
Масштабы
деятельности ОАО «Газпром» таковы,
что имеют стратегическое значение
для развития всей экономики страны,
затрагивают интересы огромного
количества людей. Отсюда вытекает ряд
важнейших принципов в
В
этой связи Компания стремится обеспечить
устойчивое развитие своего бизнеса, уделяя
повышенное внимание не только экономической,
но и социальной составляющей. Газпром
неуклонно следует принципам
социальной ответственности, которыми
являются: газификация регионов страны,
создание новых рабочих мест, реализация
социальных программ для персонала,
спонсорство и
Крупнейшим
социально ориентированным
Из
года в год Газпром наращивает
свое участие в проектах, направленных
на повышение социальной поддержки
населения, создавая новые рабочие
места, оказывая помощь малообеспеченным
и малоимущим, военнослужащим, ветеранам
и инвалидам Великой
Компания
твердо соблюдает свои налоговые
обязательства, ежедневно принося
российскому бюджету около 1 млрд.
рублей.
2.2
Анализ систем
стратегического
менеджмента ОАО
«Газпром»
Кадровая политика компании переживает серьезные изменения. Во второй половине 1990-х годов в «Газпроме» сформировался механизм проведения закрытой кадровой политики (ориентированной на набор персонала во внутренней среде). Однако после смены высшего руководства компании, кадровая политика стала более открытой. В частности, сам факт, что «первый менеджер» «Газпрома» был сменен «человеком со стороны», ранее не работавшим в данной системе, говорит о развитии новых тенденций в кадровой и корпоративной политике компании. Наем на высшие управленческие должности специалистов извне – непременный атрибут открытой кадровой политики. В начале XXI века на многих предприятиях «Газпрома» на вышестоящие должности аппарата управления были привлечены менеджеры, ранее в компании не работавшие.
«Гибридные»
модели управления на практике могут
оказаться наиболее результативными
и жизнеспособными. Однако поскольку
новая модель кадровой политики «Газпрома»
строится из элементов открытой и
закрытой кадровой политики, то нередко
принимаются самые рискованные
подходы. Но даже те компании, которые
последовательно проводят открытую
политику, часто не решаются приглашать
на должности первых руководителей
сторонних специалистов, ведь адаптация
менеджера высшего
Риск
в случае «Газпрома» повышается, так
как принципы открытой кадровой политики
внедряются в компании, в течении
длительного времени
Варианты
повышения эффективности
Информация о работе Анализ систем стратегического менеджмента ОАО «Газпром»