Анализ систем стратегического менеджмента ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2011 в 22:05, курсовая работа

Описание

Объектом исследования является Газпром, один из важнейших участников мировых энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, что является одной из основных составляющих стратегии его развития.

Работа состоит из  1 файл

курсовая на защиту.docx

— 137.84 Кб (Скачать документ)

   Считается, что существо стратегического менеджмента  заключается в постановке фундаментальных  целей организации, выборе задач, в  наибольшей степени способствующих достижению этих целей, и в постоянном осуществлении обеих этих функций. David придерживается мнения, что стратегический менеджмент можно определить как искусство и науку разработки, реализации и оценки перекрестно-функциональных решений, позволяющих организации достичь своих целей. Это определение подразумевает, что стратегический менеджмент концентрирует внимание на интегрировании управленческих способностей и таких методов, как маркетинг, финансовый учет, управление человеческими ресурсами, производственный менеджмент и НИОКР в целях достижения успеха организации.

   Таким образом, стратегический менеджмент представляет собой набор таких управленческих решений и действий, которые определяют долгосрочное функционирование корпорации. Wheelen и Hunger утверждают, что стратегический менеджмент включает в себя «сканирование» среды деятельности (как внутренней, так и внешней), формирование стратегии (стратегическое, или долгосрочное, планирование), реализацию стратегии, ее оценку и контроль. Изучение стратегического менеджмента делает особый упор на мониторинг и оценку внешних возможностей и угроз в свете достоинств и недостатков корпорации.  

   1.3 Эволюция теорий стратегического менеджмента

   В течение следующего периода развития стратегического менеджмента и  теоретически и методологически  отошел от особенностей ранней стадии и переключил внимание на экономику  организации отрасли. Начиная с 1970-х  годов, исследования сосредоточились  на экономике организации отрасли, теоретические основы которой были заложены в работах Mason (1939) и Bain (1968). В работе Hoskisson (1999) утверждается, что этот переход к новому объекту изучения с внутренних на внешние по отношению к компании факторы, а именно на структуру отрасли и сохранение конкурентных позиций в ее пределах. Экономика организации отрасли рассматривает структурные аспекты отрасли, в то время как работы по стратегическим группам сфокусированы преимущественно на группировании фирм в пределах отрасли. В современном стратегическом менеджменте весьма популярные области исследования – стратегические группы и конкурентная динамика.

   На  третьем этапе эволюционного  развития теорий стратегического менеджмента  отчетливо прослеживается возврат  к фирме как объекту изучения. Возрождение интереса к внутренним характеристикам компании со всей очевидностью проявляется в том, что основной акцент делается на конкурентную динамику и граничные взаимоотношения  фирмы с окружающей средой. Стратегический менеджмент значительно ближе придвинулся  к фирме и прямому конкурентному  соперничеству между конкурентными  компаниями в рамках конкурентной внешней  среды. Наконец, в последнее время  популярность подхода с точки  зрения ресурсов снова привлекла внимание к внутренней сфере компании. С теоретических позиций в центре ресурсного подхода находятся фундаментальные вопросы о причинах различий между компаниями и способах достижения и поддержания ими конкурентного преимущества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Анализ стратегического менеджмента на примере ОАО «Газпром»

              2.1 Экономическая характеристика исследуемого предприятия.

 

     История создания столь надежного и стабильного  поставщика энергоресурсов берет начало с 1989 года, когда Министерство газовой промышленности СССР было преобразовано в Государственный газовый концерн «Газпром». Позже, в ноябре 1992 года, был подписан Указ Президента РФ «О преобразовании ГГК «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром». 17 февраля 1993 года выходит соответствующее Постановление Правительства РФ.

     В конце мая 1995 года состоялось первое годовое Общее собрание акционеров РАО «Газпром». В нем приняли участие около 1 тыс. акционеров и представителей акционеров РАО, которым в совокупности принадлежало в общей сложности 67,85% голосов. Участники собрания сформировали Совет директоров, избрали ревизионную комиссию. Международная компания «ПрайсвотерхаусКуперс» была утверждена аудитором Общества. В августе того же года состоялась официальная презентация центрального офиса Газпрома на улице Наметкина 16.

     Следующим важнейшим событием в истории  организации стало 26 июня 1998 года, день когда состоялось годовое общее Собрание акционеров РАО «Газпром». По итогам голосования в Совет директоров Общества были избраны 11 его членов и принято решение о преобразовании Российского акционерного общества «Газпром» в Открытое акционерное общество «Газпром», организационно-правовая форма которого не изменилась и по сей день.

     Согласно  Гражданскому кодексу РФ акционерное  общество признается обществом, уставной капитал которого разделен на определенное количество акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его  обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. В том случае, когда его участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, то такое общество признается открытым акционерным обществом. Оно вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. На данный момент времени ОАО «Газпром» по размеру организации относится к классу «крупного» бизнеса.

     Наряду  с прочной позицией организации  существуют проблемы, которые имеют  как стратегический, так и финансовый характер:

  • возрастающая взаимозависимость рынков, которая в эпоху глобализации приводит к синхронизации экономик стран и, как следствие, к возможности быстрого переноса спадов либо кризисов из одной страны в другую. Такие условия могут в значительной мере повлиять на рыночные позиции Газпрома.
  • проблема международного регулирования отрасли. Регулирование энергетической отрасли осуществляется по различным направлениям. Наиболее важными сферами являются либерализация, таможенное и налоговое законодательство, природоохранное законодательство и энергетическая безопасность.
  • высокая конкуренция при выходе в новые регионы и на новые рынки. Примером могут послужить реализация инвестиционных проектов и выход Газпрома на рынок США, где преобладает высокая конкуренция со стороны работающих на этом рынке поставщиков данного вида топлива и высокая либерализация цен на газ.
  • географические условия и климат. Значительная доля добычи газа Газпрома приходится на Западную Сибирь, где суровый климат осложняет добычу и увеличивает себестоимость природного газа. Существенная географическая удаленность разрабатываемых западносибирских месторождений от основных регионов реализации продукции требует значительных затрат на транспортировку газа.
  • изменение валютных курсов и инфляции. Значительная часть выручки Газпрома номинирована в долларах или евро, тогда как большая часть затрат номинирована в рублях. В связи с этим существенное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности оказывает изменение темпов инфляции и обменных курсов.
  • рост затрат. В последние несколько лет сохраняется ситуация, когда удельные затраты в капитальном строительстве в нефтегазовой отрасли растут темпами, превышающими темпы инфляции. Определяющими факторами этого роста являются увеличение цен на сырье, материалы, комплектующие, услуги, в том числе цен на металл, газоперекачивающие агрегаты, затраты на бурение скважин и т. д. Для минимизации рисков, связанных с ростом затрат, ОАО «Газпром» использует тендеры по выбору поставщиков товаров, исполнителей работ и услуг, ведет работу напрямую с поставщиками. Разработана и реализуется программа оптимизации (сокращения) затрат, осуществляется работа по повышению эффективности управления, прозрачности и контроля за расходованием средств.

     Данные  проблемы возникают на пути развития практически любой крупной структуры, однако Газпром уверенно смотрит  вперед, укрепляя позиции на глобальном энергетическом рынке, способствуя  повышению авторитета и влияния  компании в мировом сообществе, а  также обеспечению долгосрочного  роста ее стоимости.

     Масштабы  деятельности ОАО «Газпром» таковы, что имеют стратегическое значение для развития всей экономики страны, затрагивают интересы огромного  количества людей. Отсюда вытекает ряд  важнейших принципов в деятельности Группы Газпром – относиться внимательно  к интересам общества, всецело  содействовать социально-экономическому развитию российских регионов, созданию в них благоприятного делового климата, поддержанию достойных условий труда, социального и духовного благополучия людей.

     В этой связи Компания стремится обеспечить устойчивое развитие своего бизнеса, уделяя повышенное внимание не только экономической, но и социальной составляющей. Газпром  неуклонно следует принципам  социальной ответственности, которыми являются: газификация регионов страны, создание новых рабочих мест, реализация социальных программ для персонала, спонсорство и благотворительность, проведение экологических и образовательных  акций, уплата налогов и др.

     Крупнейшим  социально ориентированным проектом Газпрома является «Программа газификации  регионов РФ на 2009-2010 гг.», приоритетом  которой является газификация сельской местности. В строительство объектов газификации в этот период будет  инвестировано 43 млрд. руб. В результате реализации Программы природным  газом станут пользоваться еще более 13 млн. граждан страны.

     Из  года в год Газпром наращивает свое участие в проектах, направленных на повышение социальной поддержки  населения, создавая новые рабочие  места, оказывая помощь малообеспеченным и малоимущим, военнослужащим, ветеранам  и инвалидам Великой Отечественной  войны, реализуя программы социальной поддержки народов Крайнего Севера, вкладывая средства в строительство  объектов производственной и социальной инфраструктуры в регионах Российской Федерации. Особое внимание по-прежнему уделяется поддержке детей-инвалидов, сирот и воспитанников детских  домов. Ежегодно Компания выделяет средства на строительство жилых домов, детских  садов, поликлиник и др.

     Компания  твердо соблюдает свои налоговые  обязательства, ежедневно принося  российскому бюджету около 1 млрд. рублей.  
 
 

     2.2  Анализ систем  стратегического  менеджмента ОАО  «Газпром» 

       Кадровая политика компании переживает серьезные изменения. Во второй половине 1990-х годов в «Газпроме» сформировался механизм проведения закрытой кадровой политики (ориентированной на набор персонала во внутренней среде). Однако после смены высшего руководства компании, кадровая политика стала более открытой. В частности, сам факт, что «первый менеджер» «Газпрома» был сменен «человеком со стороны», ранее не работавшим в данной системе, говорит о развитии новых тенденций в кадровой и корпоративной политике компании. Наем на высшие управленческие должности специалистов извне – непременный атрибут открытой кадровой политики. В начале XXI века на многих предприятиях «Газпрома» на вышестоящие должности аппарата управления были привлечены менеджеры, ранее в компании не работавшие.

     «Гибридные» модели управления на практике могут  оказаться наиболее результативными  и жизнеспособными. Однако поскольку  новая модель кадровой политики «Газпрома» строится из элементов открытой и  закрытой кадровой политики, то нередко  принимаются самые рискованные  подходы. Но даже те компании, которые  последовательно проводят открытую политику, часто не решаются приглашать на должности первых руководителей  сторонних специалистов, ведь адаптация  менеджера высшего управленческого  уровня, абсолютно не знакомого с  производственной спецификой может  дорого обойтись предприятию.

     Риск  в случае «Газпрома» повышается, так  как принципы открытой кадровой политики внедряются в компании, в течении  длительного времени реализовывавшей  только закрытую кадровую политику со всеми её обязательными атрибутами: резервом кадров на выдвижение, системой непрерывного фирменного образования, соответствующей системой мотивации, социальным пакетом (пенсионный фонд, медицинское страхование и т.д.), что подразумевало ориентацию на пожизненный наем работников. Таким образом, начавшийся синтез элементов закрытой и открытой кадровой политики не всегда будет приводить к позитивным результатам. Главное – чтобы динамика моделей кадровой политики соответствовала внутренним потребностям и традициям «Газпрома», развитию отрасли в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава III .Рекомендации по совершенствованию системы стратегического управления и повышению конкурентоспособности.

 

     Варианты  повышения эффективности использования  различных видов ресурсов:

  • стимулирование инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов и освоение месторождений (национальные добывающие проекты в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, Сахалине, северном шельфе и т.п.);
  • повышение уровня технологической безопасности и эффективности работы энерготранспортных сетей;
  • реконструкция и модернизация производственных мощностей с применением современных технологий, что позволит снизить себестоимость производства;
  • развитие сбытовой сети;
  • наращивание производственных мощностей (увеличение объема добычи и транспортировки газа);
  • снижение затрат на рекламу, спонсорство и поддержание имиджа;
  • увеличение объемов производства СПГ;
  • диверсификация маршрутов поставки газа в другие страны;
  • консолидация услуг в области связи, в области информационных технологий и иных видов деятельности;
  • разделение финансовых потоков в добыче, транспортировке, переработке, подземном хранении и сбыте газа, а также жидких углеводородов. Преобразования позволят компании значительно повысить прозрачность формирования затрат при добыче, транспортировке и сбыте газа.

Информация о работе Анализ систем стратегического менеджмента ОАО «Газпром»