Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:05, реферат
Антикризисное управление предприятием включает в себя управление маркетингом, финансами, производством, персоналом и информацией. Кризисные периоды проходят все компании, как российские, так и зарубежные. Но если у западного бизнеса накоплен богатый опыт преодоления проблем, связанных с кризисом, то у нас такого опыта пока мало. Правда, в российских компаниях организуются меры по антикризисному управлению, но только по линии финансового менеджмента.
Введение
1. Причины возникновения кризиса
2. Проблематика антикризисного управления
3. Сущность антикризисного управления
4. Система антикризисного управления персоналом предприятия
5. Антикризисное управление
6. Проблемы стимулирования работников в условиях кризиса
7. Трудовые конфликты в условиях кризиса на предприятии
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
5. Антикризисное управление
Особенностью антикризисного
управления является более оперативная
реакция на изменения, как вне
предприятия, так и внутри него. В
такой ситуации многократно возрастает
потребность в анализе
Важной составляющей антикризисного управления является помощь команде менеджеров работающих на предприятии. Формирование и развитие таких команд так же является задачей, решаемой с помощью сотрудников компании.
Деятельность антикризисного управляющего многофункциональна. Ему приходится решать целый спектр разнообразных задач: от комплексной диагностики проблем предприятия на разных стадиях проведения процедуры банкротства, до нахождения наиболее приемлемых и максимально эффективных путей. При этом сама антикризисная деятельность проходит в ситуациях высокого напряжения, когда сталкиваются часто взаимоисключающие интересы различных сторон.
Еще одна важная характеристика
наиболее успешных антикризисных управляющих
- умение продуктивно разрешать
Длительная работа с реально практикующими антикризисными управляющими показала, что есть существенные пробелы в их подготовке. Прекрасно осведомленные о тончайших нюансах анализа финансовой деятельности предприятия-должника, они оказываются в затруднении при проведении первого собрания кредиторов, разработке стратегии работы с трудовым коллективом, разрешении конфликтных ситуаций, возникающих между кредиторами.
Разработка подобных коммуникативных
стратегий не может быть проведена
без анализа широкого контекста
ситуации и конкретных ее участников.
Антикризисные управляющие
Возникает необходимость
в изменении подхода к обучению
антикризисных управляющих. Коррекция
программы должна быть связана, в
первую очередь, с расширением содержательного
ее блока. Особенно это касается вопросов
анализа и диагностики внешней
среды предприятия, а также разработки
собственных коммуникативных
Разберем отдельно по блокам.
Анализ актуальных возможностей
предполагает четкое понимание антикризисным
управляющим, какие виды деятельности
он и члены его команды выполняют
наиболее эффективно, а в каких
испытывают определенные затруднения.
Знание этих тонкостей приводит к
эффективному распределению ответственности
за конкретные участки и виды работ
членов команды антикризисного управляющего.
Кроме того, это позволит значительно
продуктивнее организовывать собственную
деятельность. Нередко наблюдаются
ситуации, когда сам антикризисный
управляющий хорошо владеет навыками
самопрезентации, тогда как аналитическую
работу более эффективно выполняют
его ближайшее окружение. В этом
случае антикризисный управляющий
может сконцентрироваться при "наведении
мостов" в личном общении с
заинтересованными сторонами, уделяя
меньшее время анализу
Овладение содержанием предполагает
знание общих закономерностей
Умение ставить цели на ближнее и дальнее развитие должно быть неотъемлемой чертой антикризисного управляющего. В этом умении сочетаются организаторские качества (способность планирования и проектирования) и мыслительные способности (анализ ситуации и последствий). Видение ситуации сразу в двух планах - тактическом и стратегическом - должно войти в ежедневную привычку антиризисного управляющего.
Умение извлекать максимальный
опыт из ежедневных ситуаций - залог
мудрости - приобретается, как правило,
путем развития навыков профессиональной
рефлексии. Если антикризисный управляющий
обладает привычкой и навыками анализировать
собственные возможности и
Поскольку специфика деятельности
антикризисных управляющих
Безусловно, все эти качества приобретаются вместе с опытом. Однако, существуют различные консалтинговые и тренинговые компании, российские и зарубежные, которые предлагают программы, способные удовлетворить потребности антикризисных управляющих в развитии профессионально важных качеств. Прежде всего, это тренинги эффективной коммуникации. Тренинги этой группы отличаются невероятным разнообразием. Есть такие, которые направлены на развитие общих коммуникативных качеств личности, а есть специализированные, на которых вырабатывается умение убеждать, направлять процесс взаимодействия в нужную сторону и выбирать соответствующую цели стратегию поведения. На них формируются навыки взаимодействия в конфликтных ситуациях и на переговорах, навыки публичного выступления.
Конечно же, даже супер профессионал, не может добиться результата, работая в одиночку. Как правило, успешный антикризисный управляющий уже имеет свою команду, либо может легко ее сформировать. В связи с этим пользуются спросом тренинги "на командообразование". В результате их проведения группа специалистов из разных областей становится единым целым, каждый участник разделяет ценности, цели и задачи, стоящие перед группой, каждый готов сделать все от него зависящее для достижения этих целей.
Не менее популярны тренинги конструктивного проведения совещаний и принятия групповых решений. Не секрет, что многие совещания носят в основном консультативный характер в стиле "мы подумали, и я решил". Взаимодействие различных специалистов позволяет принять решение, максимально охватывающее все стороны проблемной ситуации. Для эффективного анализа ситуации каждым членом команды, необходимо владение специальными навыками организации групповой работы.
Антикризисное управление нередко подвергается острой критике с разных сторон. Кроме того, сам управляющий часто критикует подчиненных или членов своей команды. Очевидно, что в непростых ситуациях критика часто может быть несправедливой и обидной. Однако представить без этого деятельность антикризисного управляющего довольно сложно. Умение критиковать подчиненного таким образом, чтобы это позволяло в дальнейшем повысить эффективность работы - это навык так называемой "конструктивной критики". Ей можно научиться в специально организованных тренинговых упражнениях.
Профессионализм руководителя практически любой группы, а в особенности, если речь идет об антикризисном управлении, обязательно включает в себя решение вопросов о личной ответственности. Один человек не может держать на контроле все процессы одновременно. Необходимо распределение обязанностей и ответственность за сделанное. Как этого добиться? Речь идет о таком феномене, как делегирование ответственности. В значительной мере препятствие к эффективному распределению ответственности заключается в индивидуальных особенностях руководителя. С этим качеством необходима долгая и кропотливая индивидуальная и групповая работа. И такие тренинговые программы существуют в настоящее время.
Конфликты неизбежно сопровождают антикризисное управление на любом из его этапов. Конфликты интересов слишком часто перерастают в личностные. Антикризисный управляющий должен владеть навыками руководства такими острыми ситуациями. Смысл таких навыков заключается в способности перевести любой конфликт в конструктивное русло и найти решение существующей проблемы. Такой навык также относится к сфере коммуникативной компетенции. Тренинги на разрешение конфликтных ситуаций позволяют оперативно выработать собственный стиль подхода к конфликтам и их разрешению.
Важно заметить, что среди
тренингов разных компаний, даже имеющих
одинаковые названия, нет таких, которые
полностью копировали бы друг друга.
Разные программы, разные ведущие, разные
техники. Продолжительность программ
тоже может быть различной - от 2-3 до
10 дней. Но есть, безусловно, и некоторые
общие черты. Как правило, программы
тренингов, помимо специальных упражнений,
деловых и ролевых игр, разбора
ситуаций и прочих активных методов
работы, предусматривают теоретическую
часть, позволяющую структурировать
практические знания и получить целостное
представление о предмете тренинга.
Большинство консалтинговых и тренинговых
компаний предлагают разработку специальных
программ тренингов, ориентированных
на конкретного заказчика. Они представляют
особый интерес, поскольку при их
составлении учитывается
В последнее время все
большее число российских предприятий
начинает осознавать преимущество методов
цивилизованного ведения
Профессионализм антикризисного управляющего, зависит, прежде всего, от его практического опыта и теоретических навыков. Поэтому, регулярное обучение необходимо для преуспевающего антикризисного управляющего.
И все же основная характеристика
антикризисного управляющего - это
его репутация, то есть то, что о
нем говорят коллеги, подчиненные,
конкуренты - все те, с кем каждый
день ему приходится работать. Успешный
опыт складывается из небольших каждодневных
побед: успехов в переговорах, в
разрешении конкретного конфликта,
в улаживании спорного вопроса. То есть,
буквально говоря, в трудовом быту.
От этого может напрямую зависеть
достижение выгодного соглашения, принятие
действенных организационных
6. Проблемы стимулирования работников в условиях кризиса
Стимулирование труда работников является одной из ключевых функций современных систем управления персоналом. Под стимулированием труда понимается комплекс мер по воздействию на сознание работников, имеющих целью формирования у них устойчивой мотивации к повышению производительности и качества труда.
Стимулирование работника прошло длительный эволюционный путь. Вместе с изменениями воззрений на место и роль работника в производственном процессе менялись и формы и методы стимулирования. От введения норм и прямой сдельной оплаты труда в начале нашего века до изощренных систем стимулирования, учитывающих национальные, возрастные и профессиональные особенности сотрудников, иррациональность и парадоксальность человеческого поведения и т.п.
Стимулирующий эффект воздействия
на работников не будет достаточным,
если не будет найдено рациональное
сочетание экономических и
Чем лучше система экономического
стимулирования, тем более тонко
она должна дифференцировать работников
в зависимости от их трудовой результативности,
с одной стороны, а с другой
– она должна быть достаточно гибкой,
чтобы осуществлять эту дифференциацию
и при условии серьезных
Значительный рост эффективности деятельности организации возможен за счет формирования у работников чувства сопричастности к происходящим изменениям.