Антикризисное управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 15:19, контрольная работа

Описание

В современной экономике предприятие функционирует в условиях нестабильности и неопределенности внешней среды, что естественно вызывает необходимость быстрого реагирования на постоянно изменяющуюся конъюнктуру рынка. Неравномерность процесса функционирования рыночной экономики, колебания спроса и связанных с ним объемов производства и сбыта, возникновение глубоких спадов производства, характеризующие кризисные ситуации, следует воспринимать как общую закономерность, которая объясняется циклическим ходом развития экономики, переходом из одной фазы развития в другую.

Содержание

Введение ………………………………………………………… стр. 3
Понятие кризиса и антикризисного управления………………. стр. 3
Антикризисное регулирование…………………………………. стр.8
Антикризисные процедуры……………………………………… стр.10
Стратегии антикризисного управления………………………….стр. 12
Заключение………………………………………………………...стр.18

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент.docx

— 44.68 Кб (Скачать документ)

      Содержание:

  1. Введение ………………………………………………………… стр. 3
  2. Понятие кризиса и антикризисного управления………………. стр. 3
  3. Антикризисное регулирование………………………………….  стр.8
  4. Антикризисные процедуры……………………………………… стр.10
  5. Стратегии антикризисного управления………………………….стр. 12
  6. Заключение………………………………………………………...стр.18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение 

    Понятие «антикризисного управления предприятием» возникло сравнительно недавно, но сегодня его можно встретить во многих сферах. Антикризисное управление относится к микроэкономической категории и отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне предприятия при его оздоровлении или ликвидации.

В современной экономике  предприятие функционирует в  условиях нестабильности и неопределенности внешней среды, что естественно вызывает необходимость быстрого реагирования на постоянно изменяющуюся конъюнктуру рынка. Неравномерность процесса функционирования рыночной экономики, колебания спроса и связанных с ним объемов производства и сбыта, возникновение глубоких спадов производства, характеризующие кризисные ситуации, следует воспринимать как общую закономерность, которая объясняется циклическим ходом развития экономики, переходом из одной фазы развития в другую.

 

  1. Понятие кризиса и антикризисного управления

     Кризис (в переводе с греч. krisis) — решение, поворотный пункт или исход. Кризис можно охарактеризовать как специфическую совокупность социально-экономических явлений и процессов, которая приводит к нарушению стабильности и устойчивости системы хозяйствования.

 Эти процессы имеют негативный, глубокий и часто неожиданный характер, но одновременно несут в себе новые возможности для развития. Экономический кризис в компании, как правило, означает тяжелое финансовое положение, которое характеризуется неудовлетворительным значением целого ряда показателей (коэффициентов): платежеспособность, рентабельность, оборачиваемость, финансовая устойчивость и т.д.

Основная функция кризиса –  разрушение тех элементов, которые  наименее устойчивы и жизнеспособны, которые в наибольшей мере нарушают организованность целого.

В экономике кризис разрушает множество  наиболее слабых и наименее целесообразно  организованных предприятий, отбрасывая устаревшие способы производства, формы  организации предприятий в пользу способов и форм, более современных.

Причины, в силу которых предприятие  попадает в кризис, можно разделить на две группы:

  • внешние, которые не зависят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени;
  • внутренние, которые возникли в результате деятельности самого предприятия.

Внешние факторы в свою очередь  могут быть подразделены на национальные и международные. Внутренние факторы можно сгруппировать по пяти группам:

  1. Конкурентная среда и рыночная позиция предприятия
  2. Принципы деятельности (включая управление)
  3. Ресурсы предприятия и их использование
  4. Применяемые маркетинговые стратегии и политики (концепция маркетинга)
  5. Качество и уровень финансового менеджмента

Таким образом, банкротство предприятия - результат совместного действия внешних и внутренних неблагоприятных факторов. Анализ внешних факторов кризисного развития представлен в табл.1

Фактор

Проявления

Возможные последствия

Состояние национальной экономики

Правительство пытается сгладить последствия  ухудшения экономической политики регулированием налогов, денежной массы, ставки банковского процента

Ужесточение налогообложения, удорожание кредита, рост издержек

Политические факторы

Отношение государства к  предпринимательской деятельности запретительного или ограничительного характера; нестабильность деятельности правительства  и т. д.

Ухудшение инвестиционного  климата, вывоз капитала из страны

Правовые факторы

Недостаточное антимонопольное  регулирование; ограниченное регулирование  ВЭД; неразвитость законодательной  базы

Увеличение доходов предприятий-монополистов за счет повышения цен на продукцию; спад производства; отсутствие необходимой  законодательной базы; трудности  выхода на внешний рынок

Социальные факторы

Традиции, жизненные ценности; менталитет административно-плановой экономики; отсутствие навыков управления финансами; невысокий уровень культуры

Низкий уровень руководства; тяга к расточительству; преступность, коррупция

 

Технологические факторы

Низкие расходы государства  на науку и технику; низкий технический  уровень

Технологический застой; низкое качество и высокая себестоимость  продукции; низкий уровень производительности и конкурентоспособности предприятий

Взаимоотношения с покупателями и поставщиками

Медленный темп роста выручки; задержки поставок сырья и материалов; их низкое качество

Рост неплатежей; снижение объема производства и качества продукции

 
 
 
       

   Антикризисное управление - это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Управление осуществляется в социально-экономической  системе, которая представляет собой объект управления. Одной из характеристик управления является его предмет. Антикризисное управление имеет предмет воздействия - факторы кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего его проявления, наступления кризиса. Факторы кризиса могут быть предполагаемыми и реальными.

Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным или становится таковым по мере вступления организации  в полосу кризисного развития. Игнорирование  этого положения имеет отрицательные  последствия, а его учет способствует безболезненному прохождению кризисных  ситуаций.

Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:

- кризисы можно предвидеть, ожидать  и вызывать;

- кризисы в определенной мере  можно ускорять, предварять, отодвигать;

- к кризисам можно и необходимо  готовиться;

- кризисы можно смягчать;

- управление в условиях кризиса  требует особых подходов, специальных  знаний, опыта и искусства;

- кризисные процессы могут быть  до определенного предела управляемыми;

- управление процессами выхода  из кризиса способно ускорять  эти процессы и минимизировать  их последствия.

Кризисы различны, и управление ими  также может быть различным. Это  многообразие проявляется в системе  и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и  особенно в механизме управления. Не все средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации. Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами :

- гибкость и адаптивность, которые  чаще всего присущи матричным  системам управления;

- склонность к усилению неформального  управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;

- диверсификация управления, поиск  наиболее приемлемых типологических  признаков эффективного управления  в сложных ситуациях;

- снижение централизма для обеспечения  своевременного ситуационного реагирования  на возникающие проблемы;

- усиление интеграционных процессов,  позволяющих концентрировать усилия  и более эффективно использовать  потенциал компетенции.

Антикризисное управление имеет особенности и в плане его технологий:

- мобильность и динамичность  в использовании ресурсов, проведении  изменений и преобразований, реализации  инновационных программ;

- осуществление программно-целевых  подходов в технологиях разработки  и реализации управленческих  решений;

- повышенная чувствительность  к фактору времени в процессах  управления, осуществлению своевременных  действий по динамике ситуаций;

- усиление внимания к предварительным  и последующим оценкам управленческих  решений и выбору альтернатив  поведения и деятельности;

- использование антикризисного  критерия качества управленческих  решений при их разработке  и реализации.

Мероприятия по выходу предприятия  из кризиса подразделяются на оперативные, которые рассчитаны на выполнение в  короткие сроки, и стратегические, направленные на выработку и реализацию общей  концепции финансового оздоровления и развития предприятия в длительной перспективе.

Оперативные мероприятия могут  быть защитными и активными. Защитные мероприятия учитывают сокращение расходов финансовых средств, активные – связаны с проведением изменений, направленных на повышение предпринимательской активности и результативности предприятия. К числу пассивных мер можно отнести: сокращение расходов, закрытие подразделений, сокращение персонала, сокращение производства и сбыта и.т.д. Активные оперативные меры направлены на выявление текущих убытков, внутренних резервов, привлечении специалистов, кадровых изменениях, получении кредитов, укреплении дисциплины, модернизация производства, совершенствовании управления и.т.д.

Стратегические мероприятия, прежде всего, направлены на стабилизацию ситуации в долгосрочном периоде, на устранение причин, вызвавших кризис предприятия, путем проведения стратегических изменений  в его деятельности. Они включают анализ и оценку потенциала предприятия, емкости рынка, инновационного потенциала предприятия, а также разработку соответствующих программ, стратегий и политик производства, направленных на развитие предприятия. Целью стратегических мер является  поиск путей выхода предприятия из кризиса.

 

  1. Антикризисное регулирование

     Антикризисное регулирование включает меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия государства, направленного на регулирование процессов финансового оздоровления, предотвращения банкротства или ликвидацию предприятий в случае нецелесообразности дальнейшего их функционирования. Антикризисное регулирование предусматривает проведение следующих основных направлений разработки и реализации антикризисных мер:

  1. Совершенствование действующей законодательной базы о несостоятельности предприятия
  2. Принятие мер и создание условий, способствующих преодолению кризиса неплатежей
  3. Осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, а также имеющих важное государственное значение, включая оказание государственной поддержки, привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении предприятий
  4. Приватизация и добровольная ликвидация предприятий должников
  5. Подготовка и активная поддержка деятельности профессиональных управляющих

В настоящее время к  нормативно-правовой базе банкротства  предприятий Российской Федерации  относятся следующие документы :

  • Гражданский кодекс РФ (введен в действие с 1.01.1995 г.). Основной правовой акт отраслевого законодательства, содержащий общие положения, регулирующие отношения, связанные с банкротством
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ (принят ГД 5.04.1995 г.).
  • Уголовный кодекс РФ от 9 июля 1999 г. № 158. Ст.195-197
  • Федеральный закон от 26.10.2007 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» - основной нормативный правовой акт, направленный  на комплексное нормативное регулирование института несостоятельности в РФ
  • Федеральный закон от 25.02.1999г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
  • Федеральный закон от 24.06.1999г. №122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий ТЭК».
  • Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 г. №855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. №367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа».
  • Постановление Правительства РФ от 20.05.1994 г. №498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий».
  • Методические положения по оценке финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утвержденные распоряжением Федерального управления России по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 г. №31-р.
  • Методические рекомендации по выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также по определению неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с неэффективностью, утвержденные Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) от 24.10.1994 г. №70-р.
  • Указ Президента РФ от 18.08.1996 г. №1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера» и др.

Информация о работе Антикризисное управление предприятием