Атсорсинг персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:16, доклад

Описание

Атсорсинг персонала – это одна из областей кадрового менеджмента, заключающаяся в выведении части персонала из штата компании заказчика и оформлении в штат компании-провайдера. Вся юридическая ответственность за привлечённый персонал, включая такие моменты, как ведение бухгалтерии и кадрового делопроизводства, полная и своевременная выплата заработной платы, уплата соответствующих налогов, социальные и медицинские гарантии и т. п., возлагается на провайдера.

Работа состоит из  1 файл

Атсорсинг персонала.docx

— 39.61 Кб (Скачать документ)

Атсорсинг персонала – это одна из областей кадрового менеджмента, заключающаяся в выведении части персонала из штата компании заказчика и оформлении в штат компании-провайдера. Вся юридическая ответственность за привлечённый персонал, включая такие моменты, как ведение бухгалтерии и кадрового делопроизводства, полная и своевременная выплата заработной платы, уплата соответствующих налогов, социальные и медицинские гарантии и т. п., возлагается на провайдера. При этом сотрудники продолжают работать на прежних рабочих местах, исполняя свои прежние функции, но их работодателем теперь является компания-провайдер.

Говоря проще, эта услуга заключается в передаче какой-то части определённых функций по обеспечению  деятельности одной фирмы (заказчика) другой компании (провайдеру или исполнителю). Для чего это нужно? Попробуем  разобраться.

 

Сегодня наблюдается картина, когда каждая компания сталкивается с небывалой конкуренцией и серьёзным  экономическим давлением различных  рыночных процессов. Не только выжить в условиях современного рынка, но и  добиться успеха, способны лишь те компании, которые находят наиболее эффективные  схемы работы, позволяющие достигнуть снижения различных производственных или иных затрат, сохраняя при этом высокое качество конечного продукта или услуги. И среди наиболее успешных в современном бизнесе деловых  схем, весьма популярна сегодня модель, предусматривающая аутсорсинг. Управление персоналом, выведенным за штат компании-заказчика, и контроль эффективности его работы теперь осуществляет фирма-провайдер.

 

Что это даёт заказчику? Преимущества аутсорсинга состоят в уменьшении числа сотрудников в штатном расписании заказчика, что в свою очередь ведёт к снижению расходов на персонал, которые несёт компания. Кроме того, происходит заметное снижение административной нагрузки, поскольку, как упоминалось выше, компания-провайдер, осуществляющая аутсорсинг, управление персоналом, выведенным за штат, принимает на себя. Далее: компания заказчик теперь имеет возможность увеличить заработную плату профильным специалистам, оставшимся в её штате, с целью их дополнительной мотивации. Как показывает практика, подобное стимулирование во всех случаях ведёт к увеличению как производственных, так и торговых показателей компании-заказчика. Следует упомянуть и такой момент, как значительное снижение риска возникновения различных юридических сложностей при вынужденном увольнении части персонала.

На аутсорсинг, как правило, выводятся функции, являющиеся для компании-заказчика непрофильными. Это может быть, например, обслуживание электронных коммуникаций в фирме, по роду своей деятельности, далёкой от IT-технологий, но активно применяющей компьютерную технику для своих повседневных деловых операций. Или же рекламная поддержка компании-заказчика, занимающейся производством тех или иных товаров или предоставлением каких-либо услуг. Нередко аутсорсинговые схемы используются для организации питания профильного персонала компании-заказчика или уборки её офисных, складских и производственных помещений. Необходимо отметить, что персонал, работающий по аутсорсингу, получает заработную плату за конечный результат своей деятельности, а не за время, затраченное на достижение этого результата. А компания-заказчик оплачивает лишь услуги компании-провайдера, согласно заключённого договора.

 

Аутсорсинг складского персонала – наглядная иллюстрация к рассматриваемой теме. Например, компания, занимающаяся мелкооптовыми поставками продуктов питания различным торговым предприятиям и имеющая собственные склады, может передать организацию всех складских работ компании-провайдеру, которая и будет ведать такими процессами, как погрузка-выгрузка, обеспечение должных условий хранения продукции, развозом и т. п. Специалисты же компании-заказчика получают возможность заниматься исключительно эффективной организацией бизнеса, не отвлекаясь на сопутствующие технические моменты. Аутсорсинг складского персонала широко практикуется в современной оптовой торговле (и не только).

 

Не меньшей популярностью  пользуется аутсорсинг и в такой сфере, как бухгалтерский учёт. Согласно действующему законодательству, сегодня для любого предприятия, независимо от формы собственности и прочих характеристик, ведение бухгалтерского учёта является обязательным. И перед каждой компанией встаёт выбор: заняться организацией бухгалтерского учёта самостоятельно или пригласить для этого компанию-провайдера. И большинство предприятий, которые по самому роду своей деятельности не могут обеспечить штатному бухгалтеру полную рабочую нагрузку и, соответственно, заработную плату, предпочитают пользоваться услугами провайдерской фирмы, специализирующейся на данном виде услуг. Данный вид аутсорсинга особенно актуален для малого и среднего бизнеса, для фирм, работающих по упрощённым схемам налогообложения. Можно с уверенностью сказать, что в названном случае это оптимальный вариант.

 

Юридические услуги для предприятий  так же зачастую организовываются по принципу аутсорсинга. Всё, что было сказано об организации бухгалтерского учёта, в равной мере относится и к юридическим услугам. В наше непростое время любая компания, чем бы она не занималась, не застрахована от возникновения в процессе работы тех или иных сложностей или неясностей юридического характера. Позволить себе держать штатного юриста может не каждое предприятие. К тому же, и необходимость в этом существует далеко не всегда. И снова на помощь приходят аутсорсинговые схемы.

Подводя итог, можно сказать, что аутсорсинг персонала на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных инструментов в комплексе мер по организации оптимальной схемы управления персоналом и снижению расходов.

 

Инсорсинг – англ. Insourcing, передача проекта работнику или отделу внутри компании вместо того, чтобы нанять внешнего исполнителя или компанию для выполнения этой работы. В то время как аутсорсинг для компании обычно считается возможностью экономить деньги, иногда экономически более выгодно выполнять некоторые функции за счет внутренних ресурсов.

 

В США к инсорсингу также относится использование находящихся в США филиалов иностранными транснациональными корпорациями. Осуществление инсорсинга этими компаниями способствует проведению научных исследований, капиталовложениям, экспорту и созданию новых рабочих мест. Хотя аутсорсинг часто рассматривается как отрицательный эффект глобализации, поскольку «забирает» американские рабочие места за границу в страны с более дешевой рабочей силой, он фактически работает в обоих направлениях, потому что он также «приносит» рабочие места в США из зарубежных стран.

Волна мировых финансовых проблем коснулась, как известно, и ИТ-сферы. Бизнес стали оптимизировать — увольнять персонал, выводить все то «лишнее», что ранее казалось насущным. Зачем держать в регионах свои полномасштабные подразделения, если для поддержки ИТ-систем на местах достаточно иметь лишь минимум сотрудников? Впрочем, этот вопрос был актуален задолго до кризиса. Подсчитать точное количество вливаний в ИТ-инфраструктуру — непростая и часто невозможная задача. Свести в один отчет количество купленного «железа», картриджей, ПО и стоимость услуг технической поддержки — мечта акционеров, которая не всегда становилась былью. Но решение было найдено — инсорсиновые компании.

 

Новое слово 

Существует ряд случаев, когда передать на аутсорсинг некоторые функции невозможно по ряду причин. Прежде всего, из-за боязни рисков со стороны клиента. Например, справится ли аутсорсер со штатом в 400 человек с задачами очень крупного клиента, где работает свыше 8 тысяч ИТ-сотрудников? Сможет ли поглотить функции, за которые прежде отвечала целая армия специалистов, не снизив при этом качество и скорость выполнения работ? Для сомневающихся ответ звучит так: если развернуться к «классическому» аутсорсингу не получается, на помощь приходит инсорсинг.

 

Под инсорсингом понимается разновидность аутсорсинга, при которой подрядчиком выступает дочернее или аффилированное юридическое лицо. Иначе говоря, единственная компания — инсорсер — реализует абсолютно все функции генерального подрядчика. Подобная схема в большей степени актуальна для крупных холдингов, особенно если у дочерних компаний разные акционеры.

Именно по схеме инсорсинга с 2008 года сотрудничают компании IBS DataFort и «Северсталь-Инфоком». В 2008 году они объединили интеллектуальные и технологические ресурсы в рамках совместного предприятия IBS DataFort Череповец для сервисного обслуживания лидера российской металлургии — ОАО «Северсталь».

«Наше партнерство — эрзац-модель, которая позволяет и заказчику, и поставщику реализовать механизмы, гарантирующие отсутствие рисков, —  рассказывает генеральный директор IBS DataFort Денис Калинин. — В мире эта модель широко не используется, в России же она актуальна для очень больших сделок». Заказчик вместе с аутсорсером создает совместное предприятие (СП) для обслуживания ИТ заказчика. Персонал последнего переводится в штат СП. Российское законодательство четко определяет права и обязанности каждой из сторон совместного процесса. Формируется совет директоров, куда входят представители всех сторон. Изменения рентабельности, набора услуг, стратегических планов — все вопросы ведения бизнеса решает совет директоров. А главная особенность инсорсинговой модели заключается в том, что ключевые решения принимает клиент. Эта схема избавляет от риска, который простыми словами выражается «кто знает, как аутсорсер будет решать наши проблемы». Заказчик уже твердо знает, как именно. Потому что персонал заказчика переводится в СП, а все ключевые решения принимает не аутсорсер, а представители заказчика в составе совета директоров.

 

Информационная безопасность

Это второй по значимости вопрос, волнующий любого заказчика. В России понятие «информационная безопасность»  пришло, к сожалению, не из области  передовых технологий и услуг, а  из недр силовых структур. Защитить компанию от утечки информации — означает как минимум пригрозить штатному персоналу особыми санкциями и разместить побольше видеокамер.

«Сотрудников, которые занимаются данными, российские компании до сих  пор не переводят в штат инсорсера, — говорит Денис Калинин. — Причина в том, что заказчики и сегодня не верят в новые методы сохранности информации, предпочитая самостоятельно заботиться о ней. Что не всегда эффективно: нельзя быть на 100% уверенным в собственном персонале». Зато можно быть уверенным в ИТ-технологиях.

 

Игла аутсорсера

Когда компании рассматривают  возможность передачи некоторых  функций на традиционный аутсорсинг, они сталкиваются с опасениями того, что аутсорсер может «посадить заказчика на иглу». Если компания вдруг захочет отказаться от услуг, бизнес развалится, так как она не сможет восстановить с прежней эффективностью весь функционал и внутренние связи. В случае с инсорсингом данных опасений быть не должно — в контракте есть опция выкупа долей одним контрагентом у другого. «К примеру, в нашем договоре с „Северсталь-Инфоком“ прописано, что через 3 года после его подписания IBS DataFort имеет право выкупить долю в СП, — поясняет Денис Калинин. — И в дальнейшем наши отношения переходят на традиционные аутсорсинговые рельсы». Если же аутсорсер в лице IBS DataFort не выполняет на должном уровне все условия, то он обязан по фиксированной цене передать свою долю заказчику. Это может произойти в любой момент, если заказчик посчитает поставщика плохим партнером, не выполняющим SLA. Таким образом, инсорсинговая модель создает более строгие условия для провайдера, стимулирующие его работать на «отлично». В случае же негативного развития событий заказчик получает назад работающую структуру — с персоналом и оборудованием, не нуждающуюся в дополнительной настройке.

 

Обратите внимание

Очевидные и масштабные по своей значимости плюсы инсорсинговой модели нами описаны. Но нельзя забывать и о тех минусах и факторах, которые могут сдерживать спрос. Первый минус в списке — это дороговизна модели. Она обусловлена обслуживанием отдельного юридического лица с несколькими владельцами, ведением бухгалтерской отчетности. На административном обслуживании бизнес-единицы, по словам Дениса Калинина, теряются «лишние» 3-4% оборота, которые делятся между заказчиком и аутсорсером пополам.

 

Второй момент, на который  стоит обратить внимание, — это  лишь относительная гибкость схемы  СП. В аутсорсинговой модели персонал по мере необходимости можно переводить с объекта на объект, заменять, временно подключать к тому или иному проекту. В инсорсинговом СП поставщик работает с тем персоналом, который находится в штате.

Нет привычных для аутсорсера резервных кадров. И это еще одна причина того, что инсорсинг актуален для очень крупных компаний с большим количеством персонала, где вопрос нехватки и взаимозаменяемости сотрудников вряд ли встанет.

На старте совместного  проекта компаниям приходится уделять  много времени формированию специального документооборота. Так, IBS DataFort пришлось встраиваться в систему заказчика. Зато сейчас СП, состоящее на две трети из прежних сотрудников компании «Северсталь-Инфоком», но подконтрольное аутсорсеру, чувствует себя структурной частью металлургического холдинга — со всеми льготами и сложностями последнего. Такая «встройка» — единственно возможный сегодня способ обеспечения бесперебойной и максимально эффективной работы СП.

 

Политика роста 

«Изначально мы приняли все  политики и процедуры заказчика, идя навстречу его условиям, —  говорит Денис Калинин. — В  том числе кадровым. И уже смогли привнести свои изменения. Например, ввели систему пропорционального премирования ИТ-сотрудников, при которой размер бонуса зависит от личных, а не от общекорпоративных успехов».

В результате деятельности IBS DataFort Череповец в регионе появился новый игрок, который обслуживает не только «Северсталь», но и внешних заказчиков, которых, на первый взгляд, в этом почти моногороде нет. «Почти случайно компания существенно потеснила весь рынок местного аутсорсинга, — констатирует Денис Калинин. — Сегодня более 20% дохода СП — обслуживание сторонних организаций. Изначально совместное предприятие было инсорсинговой компанией, теперь же становится полуаутсорсинговой».

Как только внешние доходы достигнут 40%, компания станет полностью независимой, уверен Калинин. А сейчас она уже в «плюсе», причем не за счет сокращения персонала, а за счет предоставляемых внешним клиентам услуг.

Пока же остается констатировать, что традиционный аутсорсинг — проще и эффективнее для заказчика. К сожалению, текущая деловая культура крупного бизнеса все еще не приемлет данную модель. Компании боятся полностью «открываться». Но инсорсинговая модель позволяет ИТ-компаниям эффективно, пусть и по более дорогой схеме, работать с заказчиком, двери которого открыты не полностью. И готовить партнера по СП к тому, что по истечении обозначенного в контракте срока инсорсинговое обслуживание станет для него традиционным, аутсорсинговым — таким же качественным и гарантирующим соблюдение всех политик, обозначенных в контракте, в том числе и пресловутой информационной безопасности.

 

Лизинг персонала - форма изменения численности персонала, при которой самостоятельная фирма-кредитор передает на определенный срок одного или нескольких своих сотрудников, с которыми она имеет трудовой договор, в распоряжение другой фирмы-заемщика, обязуя этих сотрудников в течение срока "аренды" работать на фирме-заемщике. При этом заключенный работниками с фирмой-кредитором трудовой договор сохраняет силу.

Информация о работе Атсорсинг персонала