Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 00:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение сущности аттестации и рационализации рабочих мест и анализ данных процессов в организации
В качестве объекта исследования выбрана организация Полоцкого райпо.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Введение
1.Теоретические основы аттестации и рационализации рабочих мест.
1.1. Понятие аттестации и рационализации рабочих мест. Их роль и значение.
1.2. Подходы и методы аттестации и рационализации рабочих мест
1.3. Передовой опыт аттестации рационализации
2. Исследование состояния аттестации и рационализации рабочих мест в Полоцком райпо.
2.1. Организационно-экономическая характеристика в Полоцком райпо
2.2 Исследование организации аттестации и рационализации рабочих мест в Полоцком райпо.
2.3. Исследование состояния рабочих мест.
3. Пути совершенствования аттестации и рационализации рабочих мест в Полоцком райпо.
Заключение
Литература
Для предотвращения распространения огня во время пожара с одной части здания на другую в здании устроены противопожарные преграды в виде противопожарных стен, перегородок. Конструкции изготовлены из кирпича, стекла, металла. На случай вынужденной эвакуации людей при пожаре из здания, где расположен кабинет менеджера, имеются эвакуационные выходы и пути, на которых предусмотрены искусственное освещение.
Для ликвидации пожара в помещении, где расположено рабочее место менеджера, применяются первичные средства пожаротушения. На лестничной клетке находится специальный ящик с песком. На стене имеется ящик с пожарным стволом и пожарным рукавом из тканевого материала. В рабочем кабинете висит огнетушитель типа ОУ-2.
В кабинете под потолком имеется дымовой пожарных извещатель системы сигнализации, предназначенной для обнаружения и оповещения о пожаре.
Таким образом, рабочее место оператора соответствует организационным условиям и условиям безопасной работы, но требует повышения технического уровня.
В Полоцком райпо аттестация рабочих мест осуществляется формально, аттестационная комиссия формируется без учета современных требований, результаты аттестации зачастую необъективны и не учитываются в планировании деятельности райпо. Процедура проведения аттестации рабочих мест включает в себя гигиеническую оценку условий труда, а также оценку травмобезопасности рабочих мест . Основной целью служит выявление вредных и опасных факторов на рабочих местах.
3. Пути совершенствования аттестации и рационализации рабочих мест в Полоцком райпо.
В Полоцком райпо имеется необходимость оптимизации хозяйственной деятельности, сокращения издержек обращения, что требует повышенного внимания к рациональному использованию рабочих мест. То есть аттестация рабочих мест, проводимая в настоящее время в райпо, ограничивается, как правило, только оценкой условий труда на рабочем месте, и исключает другие важные факторы, влияющие на эффективность рабочего места. Существующий подход к аттестации рабочих мест не позволяют объективно оценить их функционирование и использовать результаты аттестации для более эффективной организации труда.
Необходимость совершенствования аттестации рабочих мест и повышения её эффективности требует изменений в существующем методическом ее обеспечении, позволяющем анализировать, прогнозировать и регулировать деятельность каждого рабочего места в непрерывном режиме.
Аттестация рабочих мест рассматривается как одноразовая кампания, осуществляемая периодически из-за силового давления закона и соответствующих органов государственного надзора за правоприменительной практикой.
Для успешного достижения цели организации, решения задач, очень важно получить объективную и точную оценку фактического состояния рабочих мест работников райпо.
Важным этапом при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда является количественная оценка условий труда , получаемая по результатам инструментальных замеров и фотохронометражных наблюдений (фотографий рабочего дня).
Оценка условий труда включает:
оценку санитарногигиенических факторов производственной среды;
оценку психофизиологических факторов производственной среды.
К санитарногигиеническим факторам производственной среды относятся: вредные химические вещества в воздухе рабочей зоны, вибрация, шум, инфразвук, ультразвук, электромагнитные поля радиочастотного диапазона, электрические поля промышленной частоты, электростатические поля, лазерное излучение, ионизирующее излучение, ультрафиолетовое излучение, микроклимат в производственном помещении (температура воздуха, скорость движения воздуха, относительная влажность, интенсивность инфракрасного (теплового) излучения, постоянная работа на открытом воздухе, в холодильных камерах, неотапливаемых помещениях), аэронизация воздуха, освещенность, атмосферное давление, биологические факторы.
К группе психофизиологических факторов производственной среды относятся: величина физической динамической нагрузки, разовая величина груза, поднимаемого вручную, статическая нагрузка, рабочая поза и перемещение в пространстве, темп работы, напряженность внимания, напряженность анализаторных функций, монотонность, эмоциональное напряжение, эстетический дискомфорт, физиологический дискомфорт, сменность.
Оценка санитарногигиенических и психофизиологических факторов должна осуществляеться согласно критериям для оценки условий труда. В указанных критериях приведены нормативные значения факторов — ПДК, производственной среды (предельно допустимые концентрации предельно допустимые уровни — ПДУ).
Фактические величины вредных производственных факторов, полученные путем инструментальных замеров, сравниваются с нормативными, и в зависимости от кратности превышения ПДК или ПДУ получается количественная оценка по каждому фактору или балл фактора. Однако следует иметь в виду, что полученный балл фактора умножается на коэффициент продолжительности воздействия вредного производственного фактора, рассчитывается исходя из результатов фотохронометражных наблюдений.
Наряду с проведением аттестации рабочих мест по условиям труда в целях снижения производственного травматизма и профзаболеваний в практику можно ввести проведение оценки рисков, предложенной международными экспертами Евросоюза.
Используя оценку рисков Евросоюза, многие опасности и вредные факторы можно устранить еще до начала проведения аттестации: поменять лампы, вымыть окна, отремонтировать или заменить вентиляционное оборудование. (Г.В.Федорович, ООО «НТМ-Защита, Москва
Оценка и инструментальный контроль профессионального риска
ж-л "Мир измерений" 2/2011, стр. 40 – 50;Крис Тойниссен, Применение оценки рисков в сфере здоровья и безопасности работников в Голландии)
Внедрение оценки профессиональных рисков влечет за собой необходимость изменения психологии как работодателя, так и работника. Работник принимает активное участие в оценке рисков на своем рабочем месте. Благодаря этому работодатель и работник становятся одинаково заинтересованы в обеспечении здоровых и безопасных условий труда. Международный опыт призван поменять психологию отношения к своему рабочему месту.
Проведение аттестации с широким привлечением специалистов всех подразделений даст возможность реально определить фактические условия труда на конкретном рабочем месте, в каждом структурном подразделении и в целом в организации, а также постоянно отслеживать работу по снижению уровней вредных производственных факторов, влияющих на здоровье работающих, и своевременно принимать меры, чтобы трудовой процесс был не только высокопроизводительным, но и безопасным.
Заключение
Восстановление экономики нашей страны требует интенсификации производства путем задействования имеющихся резервов накопленного производственного и трудового потенциала. В решении этой задачи важное значение может приобрести аттестация и рационализация рабочих мест.
Аттестация и рационализация рабочих мест в организации представляет собой важный организационно-экономический инструмент, систему форм и методов работы, с помощью которых должно обеспечиваться постоянное наиболее оптимальное поддержание их организационно-технического, социально-экономического уровня и условий труда на производстве в соответствии с прогрессивными требованиями и нормативами. Поддержание такого уровня должно обеспечиваться высокими конечными результатами работы трудового коллектива, таким образом, объектом данной работы являются:
- во первых, уровень организации, нормирования и стимулирования труда в структурных звеньях объединений и предприятий ;
-во вторых, уровень условий труда, техники безопасности, культура производства;
- в третьих, уровень управления коллективом и состояние морально-психологического климата;
- в четвертых, конечные результаты работы трудового коллектива, взаимосвязанные с уровнем организации труда
При аттестации рабочих мест целесообразно применять метод сравнения по различным параметрам. Оценка технико-технологического уровня рабочих мест проводится по показателям: прогрессивности оборудования; коэффициента использования мощности, коэффициента механизации труда. Аттестацию проводит аттестационная комиссия. Результатом аттестации являются комплексная оценка рабочего места по системе критериев и классификация рабочих мест, которая служить основой для их сведения в родственные группы. Все рабочие места подразделяются на группы: аттестованные, подлежащие рационализации, подлежащие ликвидации. Результаты аттестации рабочих мест и предложения по их рационализации отражаются в карте аттестации.
В работе рассмотрен передовой опыт организации процесса аттестации и рационализации рабочих мест крупной российской компании ОАО «Сильвинит».
Порядок аттестации и рационализации рассмотрен на примере Полоцкого райпо. Предварительно дана организационно-экономическая характеристика данной организации. Полученные результаты свидетельствуют о некотором улучшении показателей финансово-хозяйственной деятельности в 2010 году по сравнению с 2009 годом, но при этом о невысоком уровне эффективности деятельности.
Рассмотрен порядок проведения аттестации и рационализации рабочих мест, исследовано рабочее место оператора компьютерного набора. С целью совершенствования аттестации и рационализации рабочих мест в Полоцком райпо следует проводить ее по мере необходимости, аттестация должна быть сплошной, охватывать более широкий круг факторов, к проведению аттестации следует привлекать высоко квалифицированных специалистов, сотрудников всех подразделений, своевременно сообщать работникам результаты аттестации рабочих мест и реализовывать мероприятия по их рационализации.
Литература
1. Рофе А.И. Научная организация труда. М., 1998.2.
2. Пашуто В.П. Организация и нормирование труда на предприятии: Учеб. пособие / В.П. Пашуто—2 изд., испр. и доп.—Мн.: Новое знание, 2002
3. Громов М.Н. Научная организация, нормирование и оплата труда на сельскохозяйственных предприятиях. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Агропромиздат, 2001
4. Золотогоров В.Г. Организация и планирование производства: Практ. пособие. – Мн.: ФУАинформ, 2001
5. Соловьев Д.П., Ряднов В.Л., Фрезе В.И. Аттестация – ключ резервов -- Куйбышев: Кн. Издательство, 2000
6. Сладкевич В.П. Мотивационный менеджмент: Курс лекций. - К.: МАУП, 2001.
7. Сокольникова Т. В. / Аттестация рабочих мест по новому // Отдел кадров, №5, ноябрь 2008 г.
8. Кадровик. Управление персоналом, 2008, №7
9. Ковалык, В.Н. Теория и практика управления. / В.Н.Ковалык. – М.: Канди, 2004. – 196 с.
10. Костюков, Н.И. Организация, нормирование и оплата труда. / Н.И.Костюков. Ростов-на/Дону, 2006. – 370 с.
11. Кузнецова, М.И. Мотивация деятельности. / М.И.Кузнецова. – Спб.: Фирма, 2005. – 301 с.
12. Малиновский, В.Р. Техническое нормирование труда в машиностроении. / В.Р.Малиновский, Н.А.Силантьева. М.: Машиностроение, 1990. – 289 с.
13. Методические основы нормирования труда рабочих в народном хозяйстве. / Под ред. Половского Н.А. М.: Экономика, 2006. – 418 с.
14. Подоровская, М.М. Организация труда: Конспект лекций. / М.М. Подоровская. – К.: МАУП, 2006. – 294 с.
15. Черёмушкинский, П.В. Теория и практика управления. / П.В.Черемушкинский. – М.: Дело, 2009. – 334 с.
46
Информация о работе Аттестация и рационализация рабочих мест