Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:04, контрольная работа
Не секрет, что конкурентоспособность компании на рынке определятся профессиональным и личностным потенциалом её сотрудников. И для большинства компаний, которые осознали важность оценки персонала, первоочередной задачей является определение эффективности деятельности сотрудников.
основываются
исключительно на оценке сотрудника
руководителем. Фактически руководитель
находится в положении «царя
и бога» по отношению к подчиненному
– он определяет его задачи, контролирует
и оценивает в конце года. Полностью
игнорируется мнение других контрагентов
аттестуемого – коллег по организации,
подчиненных, руководителей более
высокого уровня, клиентов, поставщиков;
ориентированы
на прошлое (на достигнутые результаты)
и не учитывают долгосрочные перспективы
развития организации и сотрудника.
Наиболее старым
и самым распространенным методом
аттестации является метод стандартных
оценок. Руководитель заполняет специальную
форму, оценивая отдельные аспекты
работы сотрудника в течение аттестационного
периода по стандартной шкале.
Данный метод
отличается простотой, малыми издержками
и общедоступностью. Руководителю не
требуется ни специальной подготовки,
ни значительных затрат времени или
других ресурсов. Использование данного
метода также обеспечивает единообразие
аттестации всех сотрудников.
Однако данный
метод обладает рядом серьезных
недостатков:
аттестацию проводит
один человек – руководитель, что
предполагает высокую степень субъективности
и односторонности оценки. Хотя он
должен принимать во внимание только
профессиональные качества сотрудника,
на оценке могут отразиться (и практически
всегда отражаются) личные взаимоотношения
с подчиненным;
стандартная шкала
не учитывает особенностей профессиональной
деятельности каждого отдельного работника,
что может повлиять на качество оценки.
Для преодоления
этих недостатков некоторые
Работники, как
правило, положительно относятся к
привлечению специалистов по человеческим
ресурсам к заполнению аттестационной
формы, видя в этом средство повышения
объективности оценки и защиты от
произвола руководителя. В то же
время и при данном методе не удается
полностью преодолеть субъективизм,
поскольку источником информации для
осуществления оценки служит только
один человек – непосредственный
начальник аттестуемого сотрудника.
Дополнительные издержки, связанные
с привлечением профессиональной помощи
для проведения аттестации, делают
данный метод достаточно дорогим
и сложным для широкого применения
в аттестации.
Для преодоления
второго недостатка метода стандартных
оценок, многие организации используют
не одну, а несколько стандартных
форм, создаваемых с учетом особенностей
различных профессиональных групп
(например: одна форма – для аттестации
высших руководителей, вторая – для
руководителей среднего звена и
специалистов, третья – для бригадиров
и техников, четвертая – для
рабочих и других служащих).
Другим подходом
к аттестации является использование
сравнительных методов оценки персонала.
При их использовании руководитель
сравнивает работу одного сотрудника
своего подразделения с результатами
других. При ранжировании руководитель
«выстраивает» своих
Сравнительные
методы являются очень простым способом
аттестации сотрудников. Их легко применять,
легко понимать, а их результаты
могут быть с успехом использованы
для принятия решений в области
компенсации. Однако эти методы слишком
односторонни и приблизительны для
того, чтобы сделанные с их помощью
оценки применялись для целей
развития персонала, профессионального
обучения и т.д. Кроме того, сравнение
сотрудников подразделения
Одним из наиболее
популярных сегодня методов оценки
сотрудника, часто применяемых в
дополнение к традиционной аттестации,
является метод управления посредством
установки целей.[5]
Управление посредством
установки целей начинается с
совместного (сотрудник и его
руководитель) определения ключевых
целей сотрудника на определенный период
(год или шесть месяцев). Таких
целей должно быть немного, они должны
отражать наиболее важные задачи деятельности
сотрудника на следующий период.
По истечении
аттестационного периода
В дополнение к
простоте, четкости и экономичности,
метода управления путем постановки
целей обладает еще несколькими
достоинствами. Участие сотрудника
в определении ключевых целей
значительно повышает в его глазах
объективность процесса оценки, обеспечивает
понимание того, по каким критериям
его будут оценивать, а также
усиливает мотивацию. Диалог с сотрудником
повышает объективность оценки руководителя,
усиливает связь индивидуальных
целей с задачами организации
и подразделения, а также целевую
направленность профессиональной деятельность
сотрудника. Многие компании используют
МБО (англ. Management By Objectives) для определения
величины переменной части вознаграждения
сотрудника (по результатам работы).
Основным недостатком
данного метода является то, что
оцениваются не все аспекты работы
сотрудника, а только степень выполнения
им ключевых задач, что ограничивает
объективность оценки и возможности
ее использования для принятия решений
о назначении на новую должность, профессиональной
подготовке, повышении заработной платы
и т.д.
[1] Сиван Б.
Аттестация персонала – путь
к взаимопониманию: перевод. 2007.
[2] Арсеньев Ю.Н.,
Шелобаев С.И., Давыдова Т.Ю. Управление
персоналом: Модели управления. ЮНИТИ,
2005
[3] Вязигин А.
Подбор, оценка и аттестация персонала
в сфере торговли и услуг.
Вершина, 2005.
[4] Кибанов А.
Управление персоналом
[5] Моргунов Е.
Управление персоналом: исследование,
оценка, обучение, 2005.
Нетрадиционные методы аттестации
Неудовлетворенность
многих организаций традиционными
методами аттестации побудила их начать
активные поиски новых подходов к
оценке персонала, в большей степени
соответствующих реалиям
Новые методы аттестации
рассматривают рабочую группу (подразделение,
бригаду, временный коллектив) в
качестве основной единицы организации,
делают акцент на оценку работника
его коллегами и способность
работать в группе.
Оценка отдельного
сотрудника и рабочей группы производится
с учетов результатов всей организации.
Во внимание
принимается не столько (а во многих
случаях и не только) успешное выполнение
сегодняшних функций, сколько способность
к профессиональному развитию и
освоению новых профессий и навыков.
Хотя нетрадиционные
методы аттестации начали распространяться
сравнительно недавно – 10-15 лет назад,
некоторые из них уже нашли
широкое применение и прочно утвердились
в качестве «стандартных» методов
оценки персонала многих компаний.
Одним из нетрадиционных
методов оценки является «3600 аттестация».
При «3600 аттестации» сотрудник
оценивается своим
Нетрадиционные
методы аттестации позволяют преодолеть
присущие традиционной системе недостатки,
однако их использование также может
создавать определенные проблемы для
организации. Прежде всего расширение
состава сотрудников, оценивающих
аттестуемого, может стать причиной
целого ряда конфликтов между ним
и его коллегами или
Психологические
методы оценки являются своеобразной
разновидностью нетрадиционных методов
аттестации. Профессиональные психологи
с помощью специальных тестов,
собеседований, упражнений оценивают
наличие и степень развития определенных
характеристик у сотрудника. В
отличие от традиционной аттестации
оцениваются не результаты (эффективность
работы в занимаемой должности), а
потенциал сотрудника. Психологические
методы позволяют добиться высокой
степени точности и детализации
оценки, однако значительные издержки,
связанные с необходимость
Подготовка и проведение аттестации
После того как
определена цель проведения аттестации
и выбран метод, стоит просчитать,
во что обойдется процедура
Когда окончательное
решение принято, необходимо:
Подготовить Положение
об аттестации. Имеет смысл про
Ознакомить заранее
всех сотрудников с целями, датой
и методом аттестации, чтобы избежать
естественного страха и негативного
отношения. Подчеркнуть положительные
моменты аттестации.
Составить план
аттестации (подготовка, проведение, анализ
результатов).
Обязательно предусмотреть
обратную связь – каждый сотрудник
имеет право знать о
Процесс аттестации
кадров можно разделить на четыре
основных этапа:
Подготовительный
этап: подготовка приказа о проведении
аттестации, утверждение аттестационной
комиссии, подготовка и размножение
документации, информирование трудового
коллектива о сроках и особенностях
аттестации.
Формирование
состава аттестационной комиссии и
его утверждение: директор по персоналу
(председатель), начальник отдела кадров
(зам.председателя), руководитель подразделения,
где проходит аттестация (член), юристконсульт
(член), социальный психолог (член).
Основной этап:
организация работы аттестационной
комиссии по подразделениям предприятия,
оценка индивидуальных вкладов работников,
заполнение анкет, компьютерная обработка
результатов.