Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является повышение эффективности системы обучения персонала ООО «КиТ» на основе проведения аудита данной системы.
Данная цель обуславливает постановку и решение следующих задач:
Изучение существующих стандартов системы обучения персонала.
Изучение теоретических аспектов, стандартов, методик проведения аудита системы обучения в организации.
Разработка методики проведения аудита системы обучения персонала ООО «КиТ».
Непосредственное проведение аудита системы обучения ООО «КиТ».
Разработка рекомендаций по совершенствованию системы обучения ООО «КиТ».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА 5
1.1. Стандарты системы обучения персонала 5
1.2. Аудит системы обучения персонала 9
ГЛАВА 2. АУДИТ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ООО «КиТ» 14
2.1. Предварительная оценка условий аудита и разработка плана аудита системы обучения персонала ООО «КиТ» 14
2.2. Сбор и подготовка информации к анализу о системе обучения ООО «КиТ» 20
2.3. Анализ информации и предварительная оценка результатов о проведенном аудите системы обучения ООО «КиТ» 23
2.4. Предоставление результатов аудита системы обучения персонала ООО «КиТ» 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
Результат аудита системы обучения персонала – аудиторское заключение о состоянии системы обучения, а также комплекс рекомендаций по совершенствованию системы обучения персонала и повышению ее эффективности ее функционирования.
Вывод: исходя из анализа социального паспорта, аудит системы обучения персонала необходим организации, так как стратегия развития бизнеса предполагает обученный и знающий персонал. Цель функционирования системы обучения персонала ООО «КиТ» – достижение соответствия профессионального и квалификационного уровней сотрудников стратегии развития бизнеса, от этого будет зависеть дальнейший успех компании, ее имидж в глазах сотрудников, уровень прибыли, а также степень достижения поставленных целей организации.
Рисунок 11 – Система обучения персонала ООО «КиТ»
Участниками процесса обучения могут стать работники и специалисты организации, нуждающиеся в обучении, повышении квалификации или переподготовке.
Владельцем самого процесса обучения является генеральный директор организации.
К сожалению, на сегодняшний момент в организации не разработаны положение об обучении, учебные программы и мотивационные программы по обучению, а также планы развития всех категорий сотрудников.
8 сотрудников прошли пятидневный тренинг продаж. Таким образом, общий уровень обучения равен 40 человеко-дней.
Стоимость тренинга продаж – 60 тыс. руб., следовательно, средняя стоимость дня обучения на одного человека составляет 1500 руб.
Затраты на обучение сотрудников в год составляют 3,6% от ФОТ.
18%
Вывод: на данном этапе вся необходимая и возможная информация была собрана и подготовлена к анализу. На основе ее анализа можно будет сделать выводу об эффективности системы обучения персонала ООО «КиТ».
На рисунке 11 представлена система обучения персонала в ООО «КиТ». Согласно данному рисунку, система обучения не является циклическим процессом в организации, обучение проводится разово и ситуативно, в зависимости от принятых руководством решений об обучении. Модель системы обучения ООО «КиТ» значительно отличается от модели Мордовина С.К., которая была принята за идеал.
Рисунок 12 – Схематическое изображение идеальной модели обучения и модели, существующей в организации ООО «КиТ»
В системе обучения персонала ООО «КиТ» отсутствуют следующие элементы:
Эффективность системы обучения, прежде всего, зависит от ее цикличности, замкнутости – возможности, это не должна быть последовательность действий, реализация которых приведет к успеху. Обучение и развитие – это непрерывный процесс, который должен заранее планироваться. В данном случае, система обучения персонала должна соответствовать стратегии развития бизнеса. Результаты интервью с менеджером по персоналу также показали, насколько неэффективна существующая система, можно сказать, что сама процедура обучения является неполной и незаконченной. Стратегия развития бизнеса такова, что без высококвалифицированного персонала трудно будет удерживать лидирующие позиции на рынке и при этом развивать сеть. Крайне необходимо привести систему обучения персонала в соответствие.
Анализ интервью показал, что руководство видит проблемы, стоящие перед организацией и осознает, что существующую систему обучения персонала необходимо совершенствовать.
Анализ показателей оценки параметров развития и обучения персонала показал, что в среднем, если сравнивать с рыночными показателями, расходы на обучение в пределах нормы и составляют 3,6% от ФОТ (в среднем компании тратят от 4% до 18%). Стоимость одного часа обучения составляет 1500 руб., что в два раза ниже, чем в Москве, но это закономерно. В целом, организация тратит на обучение в пределах нормы и в соответствии со спецификой бизнеса и состоянием внешней среды, если брать во внимание тот факт, что раньше расходы на обучение были не запланированы и носили ситуативный характер. Деньги, вложенные в обучение, полностью окупились после нескольких месяцев работы (ROI=1,4, норма – 1,56). Это говорит о том, что обучение было достаточно эффективным и результативным.
Исходя из анализа показателей, можно также выявить следующий недостаток – это отсутствие сотрудников, имеющих индивидуальные планы развития. Такое упущение может повлиять на эффективность деятельности самого предприятия. Не стоит забывать, что в компании есть группы сотрудников, которые в течение года могут и должны проходить различное обучение более одного раза. Обычно к таким относятся руководители компаний, специалисты по продажам, бухгалтера, направляемые на краткосрочные семинары по проблемам быстро меняющегося российского законодательства и т. п.
Вывод: категории сотрудников, нуждающихся в обучении – специалисты и работники. Выявления потребностей в обучении не происходит. Процесс сразу начинается с целей обучения, которые видит руководитель. Формы и методы обучения в организации – лекции, различные тренинги, наставничество – одинаковы для всех категорий сотрудников. Цели обучения на сегодняшний момент – это приведение в соответствие уровня знаний сотрудников с требованиями стратегических задач организации для эффективной деятельности. Принимает решение об обучении сотрудников и, соответственно, оплачивает его руководитель организации. Как такового структурированного процесса обучения в организации нет, есть лишь набор последовательных действий для достижения целей обучения. Существующих критериев оценки эффективности обучения недостаточно для самой оценки эффективности обучения персонала, они не включают в себя расчет психологического и социального эффектов, а также не учитывают их динамику за прошлые периоды, в расчет берется только экономический эффект от проведенного обучения.
1. Успех на пути достижения важнейших стратегических целей организации во многом зависит от того, в какой степени персонал осведомлен о стратегических целях и насколько он заинтересован и подготовлен к работе по их достижению. Обучение персонала лишь тогда входит в число приоритетных направлений кадрового менеджмента, когда высшее руководство осознает, что реализация рыночных стратегий требует более высокого уровня профессиональной подготовки всех категорий работников. Цель данного аудита – выявление степени соответствия системы обучения персонала стратегическим целям организации. [4, с. 10]
На данный момент в ходе аудита, было выявлено, что данный бизнес-процесс неэффективен, существуют серьезные недостатки, требующие принятия мер для исправления. Если данные недостатки не будут устранены, организация не сможет эффективно развиваться и достичь поставленных целей.
Рекомендации: необходимо наладить данный бизнес-процесс, отвечающий требованиям организации и ее целям. Процесс обучения должен быть цикличным. Эффективность системы обучения, прежде всего, зависит от ее цикличности, замкнутости – возможности, это не должна быть последовательность действий, реализация которых приведет к успеху. Обучение и развитие – это непрерывный процесс, который должен заранее планироваться.
2. Когда в компании уже организован отдел персонала, возникает необходимость систематизировать обучение в компании, освоить единые процедуры выявления потребности в обучении и оценки его эффективности. Центральным ядром целостной системы работы с персоналом может стать модель компетенций. Модель компетенций удобна тем, что позволяет определить, насколько тот или иной человек соответствует своей позиции и что именно в его компетенциях требует развития.
Если компания планирует свои будущие потребности в персонале, она разрабатывает специальные программы для старшекурсников и выпускников вузов. Те, кто проходит жесткое сито вступительных испытаний, могут рассчитывать на стажировку в компании и в перспективе на престижную и хорошо оплачиваемую работу. А компания получает хорошо подготовленных и адаптированных молодых специалистов. [12]
Раньше
обучение проводилось ситуативно, по решению
руководителя организации, такого элемента,
как планирование потребностей не было.
Его отсутствие говорит о том, что несвоевременное
принятие решений о проведении обучения
резко снижает конкурентоспособность
персонала организации на рынке труда.
Рекомендации: поскольку предполагается, что выявление потребностей в обучении должно происходить не только со стороны руководства, но также и со стороны менеджерского состава, то, таким образом, необходимо создать систему обучения с учетом потребностей различных категорий сотрудников, и главное при этом – составление индивидуальных планов развития сотрудников.
3. На сегодняшний день в организации не разработаны положение об обучении персонала и сопутствующие документы. После налаживания самого бизнес-процесса, т.е. приведение его в соответствие с идеальной моделью, необходимо будет разработать надлежащую документацию. Это нужно для того, чтобы дать четкое представление о предмете и задачах обучения, чтобы проанализировать существующие методы обучения и выбрать наиболее подходящие, чтобы определить ответственных лиц и список задач. Таким образом, в данном положении должны быть прописаны: