Банковский риск-менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание

Качественное управление - главная составляющая прибыльной и надежной работы банка. Качество банковского менеджмента означает успех или провал банка в трудное время.
Все вышесказанное подчеркивает актуальность темы данной курсовой работы.
Цель написания работы - определить основные моменты банковского менеджмента.
Объект исследования - процесс управления коммерческим банком, риск-менеджмент как составляющая банковского менеджмента.

Содержание

Введение 2
1.Содержание банковского менеджмента и его особенности. 3
1.1. Понятие банковского менеджмента. 3
1.2.Содержание банковского менеджмента его функции и принципы. 6
1.3.Цели и задачи банковского менеджмента. 8
2.Основные направления банковского менеджмента. 10
2.1.Характеристика основных направлений банковского менеджмента. 10
2.2.Финансовый менеджмент в коммерческом банке. 11
2.3.Менеджмент персонала банка. 19
3.Банковский риск-менеджмент. 24
3.1.Риск-менеджмент в банковской системе. 24
3.2.Классификация банковских рисков. 25
3.3.Система управления банковскими рисками. 31
3.4. Банковские риски в России. 37
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 195.87 Кб (Скачать документ)

1.3.Цели и задачи банковского  менеджмента.

 

         Цели и задачи, которых стремится достичь банк, предопределяют формирование стратегии, тактики и определяют эффективность менеджмента. Определение главной цели не исключает существования множества других целей и задач в разных сферах управления банком.

Цели банка определяют концепцию его развития и основные направления деловой активности.

Главная цель деятельности банковского учреждения, как и  любого коммерческого предприятия, состоит в получении прибыли. Но перечень задач, которые возникают  перед банковским менеджментом и  требуют эффективного решения, намного  более широкий, чем только максимизация прибыли.

Задачи банковского  менеджмента:

  • обеспечение прибыльной деятельности;
  • удовлетворение потребностей клиентов в структуре и качестве предлагаемых банком услуг;
  • наличие адекватных систем контроля за уровнем банковских рисков;
  • создание эффективной организационной структуры банка;
  • организация работы систем контроля, аудита, безопасности, информационных и других систем, которые обеспечивают жизнедеятельность банка;
  • создание условий для набора квалифицированных сотрудников и полной реализации их потенциальных возможностей;
  • создание систем подготовки, переподготовки и расстановки кадров;
  • обеспечение условий для осуществления качественного и последовательного управления банком;
  • создание условий для повышения культуры сотрудников, наличия общих ценностей, обеспечение морального климата в коллективе.

Эффективность процесса управления зависит от способности предугадать  будущее, мыслить на перспективу  и постоянно контролировать риски. Определяющими являются также качество подготовки и уровень профессионализма, компетентности всего персонала  банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основные направления банковского менеджмента.

2.1.Характеристика основных направлений банковского менеджмента.

 

         Сфера банковского менеджмента подразделяется на два блока финансовый менеджмент и управление персоналом.

Финансовый менеджмент охватывает управление движением денежного  продукта, его формированием и  размещением, в соответствии с целями и задачами конкретного банка. Основными  направлениями финансового менеджмента  являются: разработка банковской политики с конкретизацией по отдельным сферам деятельности банка (депозиты, кредиты, инвестиции, услуги и т.д.); банковский маркетинг, управление активами и пассивами  банка, управление ликвидностью, управление доходностью, управление собственным  капиталом, управление кредитным портфелем, управление банковскими рисками.

Особенностью финансового  менеджмента является отсутствие единообразной  технологии управления экономическими процессами и организации банковских процедур в рамках единой банковской системы. В условиях конкуренции  на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные правила поведения; постоянно изменяющаяся экономическая  ситуация требует корректировки  и совершенствования сложившихся  приемов ведения банковского  дела.

Второй сферой банковского  менеджмента является управление персоналом, которое направлено на рациональное использование знаний и опыта  банковских служащих, как необходимое  условие эффективности финансового  менеджмента.

Научной основой управления персоналом является психология и деловая  этика, позволяющая найти дифференцированные подходы к каждому сотруднику, планировать служебную карьеру  и организовать материальное стимулирование.

Схематично основные направления  банковского менеджмента можно  представить в следующем виде (рис.1)2:

Качество управления банком подвергается оценке, поскольку от него в значительной мере зависит  надежность конкретного банка и  банковской системы в целом.

Также существует понятие  «Стратегический (общий) менеджмент», он включает определение общей концепции развития кредитной организации, постановку целей и конкретных задач деятельности, разработку мероприятий по реализации поставленных целей, формирование оптимальной организационной структуры банка как фактора организации эффективной деятельности банка.

2.2.Финансовый  менеджмент в коммерческом банке.

 

             Цель менеджмента в коммерческом банке - внедрять и развивать новые направления деятельности и банковские продукты так, чтобы они способствовали росту объема операций, приумножали доходы и увеличивали рыночную стоимость акций.

В процессе своей деятельности коммерческий банк исходит в основном из микроэкономических факторов и устойчивости клиентов. Такой подход наиболее актуален в современных условиях, так как  первичным звеном в экономической  цепочке создания продукции (товаров, услуг) являются создатели материальных ценностей.  Соответственно и коммерческий банк для рыночной экономики первичен, а Центробанк — конструктор перестройки банковской системы.

В работах отечественных  авторов (М.З. Бор, Г.С. Панова, В.В. Пятенко, В.Т. Севрук, В.М. Усоскин, Э.А. Уткин, Е.Б. Ширинская) представлен опыт зарубежных банков. Данный опыт, безусловно, важен, однако зарубежные финансовые системы  существенно отличаются от кредитно-банковской системы России. Например, распространение опыта Федеральной резервной системы США на российскую почву требует тщательной нелегкой адаптации, так как отечественная банковская система в отличие от системы США построена по территориальному принципу и основана на монопольном положении Центробанка России, а не на экономическом районировании субъектов федерации и экономики.

Отсюда можно сделать  вывод о том, что одна из особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке в современных российских условиях — это отсутствие единообразной  технологии управления экономическими процессами в кредитной организации  в рамках существующей кредитно-банковской системы. Главная же особенность финансового менеджмента в коммерческом банке в нынешних российских условиях обусловлена тем, что коммерческий банк — это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег (мера стоимости, функции обращения, платежа и накопления) и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики. Внешняя среда финансового менеджмента в коммерческом банке — это совокупность финансовых отношений.

Объект деятельности финансового  менеджмента в коммерческом банке  — процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками денежных средств банковской клиентуры.

Предмет деятельности финансового  менеджмента в коммерческом банке  — разработка и использование  систем и методик рационального  планирования и реализации финансовых операций (процессы привлечения и  размещения денежных средств).

Цель финансового менеджмента  в коммерческом банке — определение  рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных  структур и режимов работы функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала)  и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.

Финансовый менеджмент в  коммерческом банке, как и любая  система управления, состоит из двух подсистем:

  • управляемой, или объекта управления;
  • управляющей, или субъекта управления. Основной объект управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке — денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.

Субъектом управления финансового  менеджмента в коммерческом банке  являются высшее руководство, аппарат  управления, персонал банка, который  посредством различных форм управленческого  воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Объект управления — денежные средства банковской клиентуры совершают  движение в соответствии с оформленными сделками (договорами). Правовая сторона  этого процесса осуществляется непосредственно  через субъект управления — коммерческий банк как юридическое лицо. Экономическая  сторона процесса основана на финансовых операциях банка (банковских продуктах, операциях, услугах), которые отвечают потребностям объекта управления. В  процессе финансового менеджмента  в соответствии с объектом, предметом  и целью его деятельности денежные потоки банковской клиентуры трансформируются в финансовые операции банка и  за счет этого создается добавленная  стоимость, обеспечивающая приращение капитала банка.

Процесс трансформации денежных средств в системе финансового  менеджмента коммерческого банка  проходит через управление финансовыми  операциями банка, которые отражаются на его устойчивости.

Финансовый менеджмент в  коммерческом банке — это управление процессами формирования и использования  денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-технологическим  менеджментом — управлением банковскими  подразделениями, их взаимоотношениями  в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением  персоналом банка. Наряду с проблемами финансового, организационно-технологического характера в коммерческом банке большое значение имеют проблемы информационного и логико-аналитического обеспечения финансового менеджмента коммерческого банка, оптимизации деятельности коммерческого банка как хозяйствующего субъекта и оптимизации технологических процессов и организационных структур.  Последние относятся к проблемам системного анализа (исследования операций, информатики).

Трехмерный классификатор  финансового менеджмента в коммерческом банке можно представить в  виде схемы трех укрупненных блоков управления процессами формирования и  использования денежных ресурсов:

  1. Фронтальный блок представляет собой систему управления по разработке комплексных программ и проектов деятельности банка с учетом заданных ограничений; методологию управляющих воздействий; организацию и управление процессами планирования, систематизации и комплексности разработок; выдачу принципиальных и плановых технических заданий; мониторинг процессов на соответствие планов и заданий, коррекцию планов, экономическое и бизнес-планирование; финансово-экономический мониторинг и организацию учета и отчетности финансовой деятельности банка; разработку стратегии менеджмента персонала, его стимулирования и мотивации; оптимизацию технологических процессов и внутрибанковских организационных структур; разработку маркетинговых стратегий и программ.
  2. Верхний блок представляет собой набор операционных функций банка, выбранный им в соответствии с миссией и концепцией деятельности конкретного банка, которая определена управляющими воздействиями первого (фронтального) блока.
  3. Правый блок представляет собой разработку технологических аспектов деятельности банка в области продуктовой политики, реинжиринга3 бизнес-процессов обслуживания банковской клиентуры, экспертизы и консалтинга в области сопровождения сложных и интегрированных банковских продуктов и услуг, формализацию технологических средств управления ресурсной базой банка, формализацию и технологическую унификацию проблем банковской клиентуры и потребностей окружающей среды банка, разработку и реализацию технологических средств финансовой деятельности банка и его взаимодействия с клиентами.

Для реализации целей финансового  менеджмента необходимо определить основные функции подсистемы подразделений  коммерческого банка. К этим функциям подсистемы относятся:

  • Стратегическое планирование — определение перспективных финансовых задач и разработка программы эффективных действий, нацеленных на выполнение этих задач. Задача — данная в определенных условиях  (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.
  • Моделирование — использование совокупности методов, технологий и инструментальных средств для подготовки информации, способной убедить высшее руководство в эффективности предлагаемых проектов и целесообразности предлагаемых действий, а также для оценки текущего и прогнозного состояния объекта управления. Модель - материальный объект или знаковая система, имитирующие структуру или функционирование исследуемого объекта.
  • Оперативное планирование - определение рациональных способов решения текущих финансовых задач с учетом необходимости достижения перспективных финансовых целей банка.
  • Мониторинг — сбор информации о состоянии объекта управления и окружающей среды.
  • Диагностика — оценка соответствия текущих значений параметров, характеризующих состояние объекта, плановым показателям на данный момент времени.

Цель управления — обеспечение  надежности объекта управления.

Отсюда вытекает третья особенность  и вторая предметная область финансового  менеджмента в коммерческом банке  — создание продуктового ряда банка. В целях дальнейшей идентификации  предметной области финансового  менеджмента рассмотрим понятие "банковская операция" и его взаимосвязь  с понятиями "банковский продукт" и "банковская услуга".

Банковский продукт —  способ оказания услуг клиенту банка (форма отношений "банк – клиент"); регламент взаимодействия служащих банка с клиентом при оказании услуги, т.е. комплекс взаимосвязанных  организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий, объединенных единой технологией обслуживания клиента.

Банковская операция —  система согласованных по целям, месту и времени действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию клиента.

Банковская услуга — форма  удовлетворения потребности (в кредите, расчетно-кассовом обслуживании, гарантиях, покупке-продаже и хранении ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.) клиента банка.

Информация о работе Банковский риск-менеджмент