Базельский комитет: его деятельность и роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание

Актуальность данной курсовой работы определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, важными тенденциями в развитии банковской системы Российской Федерации на современном этапе. Во-вторых, серьезными переменами в области правового регулирования банковского надзора в последние годы.

Содержание

Введение: 3
ГЛАВА I. Сущность и необходимость Базельского комитета. 4
1.1. История Безельского комитета и его Членства 4
1.2. Основные документы Базельского комитета 6
1.3. Цели и задачи Базельского комитета 6
ГЛАВА II. Общие сведения, основные принципы и подходы Basel I,II 8
2.1. Первое Базельское соглашение. 8
2.2.Второе Базельское соглашение. 9
2.3. Третье Базельское соглашение 14
ГЛАВА III Внедрение нормативов Базеля-III в Росии: сложности, варианты, возможности 15
Заключение: 21
Список литературы: 23

Работа состоит из  1 файл

Курсовик_Ларина_Конец.docx

— 89.58 Кб (Скачать документ)

ГЛАВА II. Общие сведения, основные принципы и подходы Basel I,II

2.1. Первое Базельское соглашение.

Разработка в 1988 году Базельским Комитетом по банковскому надзору  первого Соглашения по достаточности  капитала (Базель I) стала реакцией со стороны банковского сообщества и надзорных органов на случаи крупных потерь и банкротств банков, хеджевых фондов и институциональных инвесторов, наблюдавшиеся в 70-80-е годы.

Первоначально соглашение рассматривалось  как рекомендация, однако с 1992 года становится обязательной нормой для  стран G-10. На настоящий момент к Базель I полностью или частично присоединились более 100 стран. Основной целью Базель I является ограничение кредитных рисков (потерь от дефолта заемщиков и т. д.) путем разработки ряда принципов надзора. Основным является определение достаточности капитала.

Минимальный размер достаточности  капитала банка, который иногда называют нормативным (регулятивным) капиталом, устанавливается в размере 8% от суммы  активов и забалансовых статей, определенной с учетом риска:

 

собственный капитал

>= 8%

сумма активов, взвешенных с  учетом кредитного риска


 

 

Определение размера кредитного риска достигается умножением (взвешиванием) величины актива на рисковые веса, или  весовые коэффициенты риска. Для  этого активы по степени риска  делятся на четыре группы, для которых  приняты следующие значения весовых  коэффициентов: 0, 20, 50 и 100. Чем выше риск, тем больше вес.

Соответственно коэффициент 0 применяют для безрисковых активов (наличность, золотые слитки, обязательства стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), государственная задолженность стран G-10 и другие активы с нулевым риском). Таким образом, соответствующие активы фактически исключаются из оценки суммы кредитного риска.

В свою очередь коэффициент 100 означает, что вся сумма соответствующего актива считается рискованной, ее полностью  включают в величину кредитного риска. К данной группе активов относят  различного вида долговые обязательства  коммерческих и других негосударственных  организаций, государственные обязательства  стран, не относящихся к промышленно-развитым, и т. п.

 Согласно положениям Базель I общая величина капитала, которая проверяется на предмет достаточности, состоит из капиталов двух уровней: уровень 1 – это акционерный капитал и объявленные резервы; уровень 2 – это дополнительный капитал, или капитал второго уровня, к которому относят капитал низкого качества, скрытые резервы, доступные для банка в соответствии с законодательством страны и т. д. Капитал второго уровня в совокупности не должен превышать сумму капитала первого уровня.

Соглашение Базель I оказало  заметное положительное влияние  на работу банков. Более того, рекомендации, первоначально разработанные для  крупных международных банков, ныне стали приемлемыми для мировой  банковской системы в целом. Их стали  учитывать банки и некоторые  другие кредитные организации вне  зависимости от их размера, структуры, сложности кредитных операций и  особенностей рисков.

Однако банковские кризисы 1990-х гг. показали, что Соглашение по достаточности капитала нуждается  в дальнейшей доработке, уточнениях и совершенствовании. Так, например, Соглашение принимает во внимание только кредитный риск, остальные виды риска остаются без внимания.

Предлагается упрощенная градация кредитного риска, не учитывающая  разнообразие возможных реальных ситуаций. Веса кредитного риска устанавливаются  одинаковыми для всех корпоративных  кредитов вне зависимости от кредитных  рейтингов заемщиков или качества кредитов. Кроме того, практика показала, что выполнение требования минимально допустимого размера капитала не может обеспечить надежность работы банка и всей банковской системы. Базель I определял требования к  капиталу формально, без учета реальной (экономической) потребности в нем банков. Со времени заключения Базель I появились новые финансовые инструменты и изменились применяемые банковские технологии. Кроме того, банки научились обходить «лазейки» в старом своде требований и выгодно использовать разницу в требованиях органов надзора различных стран (так называемый регуляторный арбитраж).

С 1993 года с учетом критики  банковского сообщества и мнения ряда экономистов Базель I подвергался  доработке, и в 2004 году были опубликованы уточненные рамочные подходы (Базель II).

2.2.Второе Базельское соглашение.

Базель II - так именуется новое международное соглашение об оценке достаточности капитала («The International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards: a Revised Framework»). Данное соглашение было утверждено Базельским комитетом по банковскому надзору, одобрено руководителями центральных банков и главами органов надзора стран «большой десятки» (Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония) и опубликовано в июне 2004 г. [1].

Базель II нацелен на развитие системы управления банковскими  рисками и системы надзора  за банками, он представляет собой существенный элемент реализации основополагающих принципов эффективного банковского  надзора. При этом и сам документ, и подходы к его реализации основаны на принципе «один размер не может устроить всех» (one size does not fit all). Таким образом, соглашение позволяет органам банковского надзора выбрать такой метод оценки рисков, возникающих в банковской деятельности, который бы наиболее полно соответствовал текущему уровню развития банковской системы и характеристикам рынков, на которых работают банки. Указанные возможности Базеля II позволяют учесть разнообразие экономических и правовых условий стран, заинтересованных во внедрении идей этого соглашения. Базель II также ориентирует страны на то, чтобы они требовали от банков поддержания капитала на уровне, адекватном банковским рискам.

Базельский комитет по банковскому надзору при Банке  международных расчетов (Committee on Banking Supervision of the Bank for International Settlements) основан в г. Базеле в 1974 г. управляющими центральных банков вышеуказанных стран. В настоящий момент членами комитета являются высокопоставленные представители центральных банков и органов финансового регулирования этих стран, а также Люксембурга и Испании. Европейская комиссия принимает участие в работе на правах наблюдателя.

Основная задача Комитета состоит во внедрении единых стандартов в сфере банковского регулирования. С этой целью Комитет разрабатывает  директивы и рекомендации для  органов регулирования государств-членов. Эти рекомендации не обязательны  для исполнения, однако в большинстве  случаев находят отражение в  национальных законодательствах государств-членов. Дело в том, что разработка директив и рекомендаций осуществляется в  сотрудничестве с банками и органами регулирования всего мира, в этих документах обобщается наилучшая надзорная  практика. Поэтому работы по внедрению  Базеля II ведутся более чем в 100 странах, а не только в государствах - участниках Комитета.

Документы Базельского комитета по банковскому надзору не является международным органом, который  вправе устанавливать обязательные правила для государств, надзорные  органы которых входят в Комитет, как и для иных государств; акты не считаются юридически обязательными  и относятся к так называемому  мягкому праву (soft law). Комитет не может рассматриваться в качестве своеобразного супернадзорного органа. Одновременно акты Комитета не относятся к международным договорам, на которые распространяется Венская конвенция о праве международных договоров: указанные документы могут приниматься непосредственно самим Комитетом (так называемые рабочие документы), могут также одобряться управляющими национальных банков и надзорных органов стран.

В любом случае документы  Базельского комитета не порождают  для Российской Федерации правовых последствий, характерных для международных  договоров и вытекающих из ст. 15 Конституции  РФ и Федерального закона «О международных  договорах».

Данные акты представляют собой рекомендации, обобщение практики и не требуют от государств обязательной имплементации. Вместе с тем правовые условиях таковы, что если правовая и банковская система государства остается невосприимчивой к указанным рекомендациям, не реализует их в законодательстве и практике, то весьма вероятным становится экономическое воздействие на такое государство и субъекты экономической деятельности, основной бизнес которых находится на территории этого государства. В частности, другими странами как согласованно, так и индивидуально вводятся ограничения на трансграничные перемещения капитала и инфраструктуры, устанавливаются специальные так называемые страновые риски, предполагающие большую цену заимствований для субъектов такого государства, предусматриваются более строгие требования при открытии счетов субъектов экономической деятельности такого государства в банках иных государств и т.д.

Иными словами, несмотря на то, что акты Базельского комитета, как и ряда иных международных  экономических организаций (например, ФАТФ), не являются формально обязательными, последствия отказа следовать моделям, которые определены в этих актах, для государства и организаций, зарегистрированных в этом государстве, могут быть весьма ощутимы в материальном смысле. Таким образом, исключение рекомендательных норм, содержащихся в данных актах, из круга правовых норм и соответственно самих актов из круга правовых актов может привести к обеднению  понимания современного международного права, в частности, международного экономического права.

Следует отметить, что акты «мягкого права» имеют ряд достоинств. Во-первых, они позволяют гибко реагировать на довольно быстро меняющуюся текущую ситуацию, не требуют соблюдения сложных процедур, характерных для принятия и включения в национальные правовые системы международных договоров, что особенно важно для финансового сектора. Правда, такого рода гибкость требует особого внимания к вопросам сохранения экономического суверенитета государства. Во-вторых, положения актов «мягкого права», как правило, сформулированы весьма абстрактно, без детализации, что обусловлено разнородностью национальных систем регулирования. Задача каждой юрисдикции - найти оптимальные, соответствующие конкретной национальной системе регулирования способы адаптации предлагаемых моделей.

Такой подход характерен для  Базеля II. В частности, вопрос о сроке  реализации Базеля II Комитет, а также  международные финансовые организации (в том числе Всемирный банк и Международный валютный фонд) предлагают решать с учетом приоритетов и  возможностей национальных органов  банковского надзора.

В состав источников «мягкого права» входят стандарты, принципы (principles), обзоры надлежащей практики (practices), кодексы поведения (codes of conduct), руководящие рекомендации (guidelines). Базель II содержит руководящие рекомендации. Иногда его называют несвязывающим соглашением.

Основная цель Basel II - укрепить надежность и стабильность международной банковской системы на основе внедрения передовой практики управления рисками Эта цель будет достигнута посредством использования трех компонентов Basel II, которые укрепляют и усиливают друг друга, а также стимулируют банки к повышению качества внутренних процессов управления рисками и контроля.

I. Первый компонент (минимальные  требования к капиталу)

Для того, чтобы банки и надзорные органы могли использовать подход, наиболее соответствующий характеру деловой активности каждого банка и системам его внутреннего контроля, в рамках первого компонента Basel II предусмотрены три метода оценки кредитного риска.

  • в рамках стандартизованного подхода к оценке кредитного риска банки, осуществляющие менее сложные формы ссудных операций и кредитного андеррайтинга, а также имеющие более простые структуры внутреннего контроля, могут использовать внешние источники оценки кредитного риска для определения кредитного качества заемщиков в целях поддержания капитала на уровне, требуемом надзорными органами.
  • банки, осуществляющие более сложные операции, использующие усовершенствованные системы оценки рисков, могут (при наличии разрешения надзорного органа) выбрать одну из двух форм подхода к оценке кредитного риска, основанного на использовании методик внутренней оценки рисков (“internal ratings-based” (IRB) approach). В рамках IRB подхода банки частично используют собственные системы оценки кредитного риска заемщиков для определения необходимой величины капитала. Указанные системы оценки должны опираться на точные данные, их эффективность должна проверяться и подтверждаться надзорными органами. Кроме того, они должны соответствовать определенным операционным требованиям.

Basel II устанавливает четкие требования к капиталу в отношении рисков в деятельности банка, обусловленных ошибками во внутренних системах, процессах, действиях персонала, либо внешними событиями, такими как, например, стихийные бедствия. Аналогично возможностям в выборе методов оценки кредитного риска, банки и надзорные органы могут выбрать один из трех подходов к оценке операционного риска, наиболее полно соответствующий качеству и сложности систем внутреннего контроля банков за этим видом риска.

Расчет потребности в  капитале для покрытия операционного  риска может производиться одним  из трех следующих способов:

  • базовый индикативный подход (БИП, Basic Indicator Approach), в соответствии с которым потребность в капитале рассчитывается в процентах от среднего валового годового дохода за три года;
  • стандартизованный подход (СП, Standardized Approach), базирующийся на делении операций банка на восемь так называемых бизнес – линий и определении потребности в капитале для каждой из них;
  • “продвинутые” подходы (ПП, Advanced Measurement Approach), разработанные банками в рамках, основанных на количественных и качественных критериях внутренних систем измерения операционного риска.

Приближая требования к  капиталу к внутрибанковским оценкам кредитного и операционного рисков, Basel II нацеливает банки на совершенствование и на использование более сложных и точных систем оценки рисков, а также на осуществление более эффективных процессов контроля принимаемых рисков. Эти побудительные мотивы реализуются в форме пониженных требований к капиталу.

Информация о работе Базельский комитет: его деятельность и роль