Базельский комитет: его деятельность и роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание

Актуальность данной курсовой работы определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, важными тенденциями в развитии банковской системы Российской Федерации на современном этапе. Во-вторых, серьезными переменами в области правового регулирования банковского надзора в последние годы.

Содержание

Введение: 3
ГЛАВА I. Сущность и необходимость Базельского комитета. 4
1.1. История Безельского комитета и его Членства 4
1.2. Основные документы Базельского комитета 6
1.3. Цели и задачи Базельского комитета 6
ГЛАВА II. Общие сведения, основные принципы и подходы Basel I,II 8
2.1. Первое Базельское соглашение. 8
2.2.Второе Базельское соглашение. 9
2.3. Третье Базельское соглашение 14
ГЛАВА III Внедрение нормативов Базеля-III в Росии: сложности, варианты, возможности 15
Заключение: 21
Список литературы: 23

Работа состоит из  1 файл

Курсовик_Ларина_Конец.docx

— 89.58 Кб (Скачать документ)

II. Второй компонент (Текущий  контроль)

Basel II устанавливает необходимость осуществления эффективного надзорного процесса за внутренними системами оценки рисков, принимаемых банками. Этот процесс направлен на подтверждение того факта, что руководством банка выносятся адекватные суждения об уровне риска и, соответственно, величина капитала, создаваемого банком для их покрытия, достаточна.

Надзорные органы будут  оценивать направления деятельности каждого отдельного банка и индивидуальный характер рисков, им принимаемых, для  того, чтобы определить целесообразность повышения минимальных требований к капиталу, установленных в рамках первого компонента Базеля II, а также  оценить необходимость применения корректирующих мер.

III. Третий компонент (Рыночная  дисциплина)

Поднимает значимость рыночной дисциплины в целях разумного  управления банками путем повышения  степени открытости официальной  отчетности. Этот компонент определяет перечень информации, подлежащей публичному раскрытию, что позволяет более  точно оценить адекватность капитализации  банка.

Первый компонент существенно  повышает эффективность минимальных  требований к капиталу, второй и  третий компоненты являются инновационными дополнениями в области надзора  за капиталом.

2.3. Третье Базельское соглашение

Базель III возник как реакция  на глобальный финансовый кризис 2008 года. Анализируя его причины, эксперты в  качестве одной из основных причин выделяли провалы пруденциального регулирования деятельности финансовых посредников. В условиях углубления финансовой глобализации национальные стандарты организации, функционирования и регулирования деятельности финансовых посредников перестали отвечать современным требованиям.

Для спасения системообразующих финансовых институтов («too big to fail» – Northern Rock, Merrill Lynch, Lehman Brothers) были приняты и реализованы программы вхождения государства в их капитал. Поэтому правительства развитых стран озабочены тем, чтобы в будущем данные инвестиции принесли адекватные выгоды.

Появление стандартов Базель III началось с введения дополнительных требований к достаточности капитала банков (акционерный капитал, капитал 1 уровня, капитал 2 уровня, буферный капитал, совокупный капитал). Соглашение представлено двумя документами, опубликованными 15 декабря 2010 года на официальном сайте Банка Международных Расчетов: Международная система оценки рисков ликвидности, стандартов и мониторинга; Глобальная система регулирования, способствующая повышению устойчивости банков и банковских систем.  
 Новое Соглашение ужесточает требования к составу капитала 1 уровня за счет исключения из него суммы отложенных налогов и секьюритизированных активов. Кроме того, Базель III рекомендует увеличить долю капитала 1 уровня и долю акционерного капитала.

Базель III устанавливает необходимость формирования кредитными организациями за счет чистой прибыли дополнительного резервного буфера. Буферный капитал позволит банкам в случае системного кризиса и снижения норматива достаточности капитала ниже минимально допустимого получить дополнительную ликвидность без санкции регулятора. Однако после кризиса кредитные организации обязаны этот капитал восстановить.

Одновременно Базель III вводит нормативы, нацеленные на ограничение  финансового рычага (левериджа – соотношение заемного и собственного капитала), который допустим для финансовых посредников. В частности, речь будет идти о пересмотре нормативов текущей и долгосрочной ликвидности. Новый норматив текущей ликвидности планируется ввести в 2015 году, а обновленный норматив долгосрочной ликвидности – тремя годами позже.  
Первый предполагает, что банковские краткосрочные обязательства сроком до 30 дней должны будут покрываться ликвидными активами на 100%. Второй норматив регулирует риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы, которые должны быть покрыты стабильными пассивами также не менее чем на 100%.

Появляется понятие не только резервного банковского капитала, но и капитала, который может вводиться дополнительно регулятором для контрциклического регулирования. Если регулятор считает, что в стране наблюдается кредитный бум или перегрев экономики, он может повышать требования к достаточности капитала, согласно чему банки в периоды потенциального возникновения кредитных «пузырей» будут обязаны формировать специальный «контрциклический» резерв.  Базель III устанавливает, что в случае несоблюдения нормативов кредитные организации не имеют права выплачивать дивиденды акционерам, а также бонусы и другие премии своим управляющим.  
Постепенный переход на новые стандарты начнется с 2013 года и будет продолжаться в течение последующих шести лет (до 1 января 2019 года) (таблица 1).

Таблица 1.

Фазы введения коэффициентов минимальной достаточности капитала (% от активов)

 

Базель I

Базель II

Базель III  
2013

Базель III  
2014

Базель III  
2015

Базель III  
2016

Базель III  
2017

Базель III  
2018

Базель III  
2019

Требования к  капиталу (в % к активам, взвешенным с учетом риска)

Акционерный капитал (Common Equity)

 

2

3,5

4

4,5

4,5

4,5

4,5

4,5

Резервный буфер (Conservation Buffer)

         

0,625

1,25

1,875

2,5

Акционерный капитал + Резервный  буфер 

 

2

3,5

4

4,5

5,125

5,75

6,375

7

Капитал 1-го уровня  
(Tier 1 Capital)

 

4

4,5

5,5

6

6

6

6

6

Совокупный капитал  
(Total Capital)

8

8

8

8

8

8

8

8

8

Макроэкономическое  регулирование (диапазон возможного изменения требования к капиталу)

«Контрциклический» резерв  
(Counter-cyclical buffer)

   

0-2,5

0-2,5

0-2,5

0-2,5

0-2,5

0-2,5

0-2,5


ГЛАВА III Внедрение нормативов Базеля-III в Росии: сложности, варианты, возможности

 

Реакцию банковского сообщества на новые требования нельзя назвать  однозначной: прогнозы и оценки касательно ожидаемого влияния значительно  различаются.

Так например по словам Ген. директор Челиндбанка Михаил Братишкин, что предъявляемые к российским банкам требования достаточно жесткие и без введения Базеля III:

«Сегодня подавляющее  большинство российских банков удовлетворяют  стандартам Базеля III. Проявление же еще  большей строгости в отношении  российских банков, было бы, по меньшей  мере, необоснованно. Требования, предъявляемые  к нашим банкам, всегда были достаточно жесткие. В этом смысле мы опередили  Запад. Проявление же еще большей  строгости в отношении российских банков, на мой взгляд, было бы, по меньшей  мере, необоснованно. Наша первоочередная задача – обеспечить все условия  для стабильной работы национальной банковской системы и дать ей возможность полноценно выполнять свою главную задачу – кредитовать экономику. Непонятно, чем же господину Улюкаеву так уж насолили российские банки … крайне непатриотично» (ранее первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев сделал заявление о необходимости введения более жестких требований, чем Базель III).

Президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков разделяет мнение коллеги:

«Российская банковская система  пока недостаточно развита для введения столь жестких норм банковского  регулирования и надзора, которые  содержатся в Базеле III, не говоря о  более жестких нормах регулирования. Сначала ее надо вывести на качественно  новый уровень, соответствующий  уровню развитию банковских систем западных стран с сильной экономикой.

Некоторые западные банки  настолько развиты, что переросли  масштабы развития своих экономик и, порой, злоупотребляют своими возможностями  на финансовых рынках. И для таких  банков нужно особо жесткое регулирование, которое отражено в Базеле III.

Слепым копированием всех норм Базельского комитета мы подвергаем отечественную банковскую систему неоправданно высокому риску стать заложницей иностранного капитала, чем нанесем непоправимый вред экономическому суверенитету России.

В России необходимо вводить нормы дифференцированного регулирования, при котором небольшие региональные банки и крупные системообразующие кредитные организации будут регулироваться по-разному. Ведь риски в отношении крупнейших банков России и те риски, которые берут на себя региональные банки – несравнимы. Это подтверждается недавними событиями на мировых финансовых рынках, когда именно крупные банки стали причиной возникновения мирового финансового кризиса.

На данный момент наиболее важная задача – создать такие  условия для российских банков, при  которых они смогут относительно быстро выйти на конкурентоспособный  по капиталу, активам, технологиям, ресурсной  базе уровень. Соответственно, это позволит показывать необходимый объем качественных финансовых услуг клиентам в стране, в том числе, активно кредитовать  отечественную экономику.

Банковское сообщество готово к открытому диалогу для решения  круга вопросов, связанных с регулированием и надзором, и Базелем III в частности. Ассоциация региональных банков готова к обсуждению всех проблем, сдерживающих развитие банковской системы России с участием банкиров, регуляторов  и профильных министерств и уверена, что только в открытом диалоге  можно создать условия для  укрепления банковской системы России».

Так же по словам БДМ (Банки и деловой мир, журнал о бизнесе и финансовых технологиях): Что касается перспектив внедрения Базеля-3 в практику работы российских регуляторов банковской системы, то, по словам официальных лиц из Банка России, около 90% российских банков по капиталу первого уровня априори соответствуют этим требованиям. Тем не менее нашим банкам предлагается рассчитывать потребности в капитале и ликвидности в соответствии с новыми требованиями Базеля-3, что, впрочем, по мнению участников рынка, на старте не потребует существенных мер по капитализации и рекапитализации.

Как считают эксперты, такое  относительно безболезненное положение  дел связано с ранее принятыми  Банком России достаточно жесткими требованиями по обеспечению уровня достаточности  и ликвидности капиталов банков, в особенности активов банков, участвующих в системе страхования  вкладов (сейчас он составляет 18%).

На фоне изложенных оценок положение российских банков в сравнении  с новыми базельскими правилами в обобщенном виде можно представить следующим образом:

    • Базель-3 применяет к банкам правила формирования резервов на возможные ожидаемые потери, а не понесенные потери. Банк России, требуя каждый раз предъявления оценок финансового положения заемщика, эти правила уже давно реализует.
    • Базель-3 требует формирования минимального показателя ликвидности, позволяющего оценивать краткосрочную (в течение 30 дней) и долгосрочную (в течение года) дееспособность банков. Эти требования регулятора в виде нормативов ликвидности Н3 (текущей ликвидности) и Н4 (долгосрочной ликвидности) существуют едва ли не с момента основания банковского дела в России.
    • Базель-3 требует оценки достаточности капитала, определяемой как отношение собственного капитала к совокупным активам (за вычетом резервов и без учета обеспечения). Но на самом деле и это требование российские банки уже давно практикуют в своей повседневной деятельности.

Базель-3, как отмечалось, ужесточает требования к качественному  составу капитала первого уровня, который могут формировать только обыкновенные акции и нераспределенная прибыль. Формально и здесь, в  России, все в порядке. А раз  так, спрашивается, почему же тогда  в России с банками дела обстоят  далеко не благополучно? В частности, почему же они до сих пор кредитуют  сами себя, живут на государственной  кредитной «игле» (в 2008-2010 годах государственные  вливания превысили 6 триллионов рублей, или около 20% ВВП) и практически  вовсе не кредитуют реальный сектор экономики?

Ответ такой: формально с  новыми базельскими правилами у нас все в порядке, реально - нет, принципы Базеля (и не только третьего, но и двух предыдущих) у нас, скорее всего, придется внедрять заново. В особенности если мы умудримся в ближайшее время вступить в ВТО и реально перейти на стандарты МСФО.

Первопричина здесь одна: сомнительная прозрачность наших банков и номинируемых ими нормативов (особенно крупных банков), низкий уровень  их аудита и, как следствие, общие  нулевые рейтинги на мировых фондовых и валютных рынках.

Понятно, что в пересчете  на одинаковый уровень прозрачности российские нормативы банковской деятельности должны расцениваться по крайней мере как кратно завышенные. Очевидно, что с внедрением в России правил Базеля-3 внешне благополучные нормативы банковской деятельности начнут «таять» и на самом деле потребуют серьезного пересмотра.

В заключение хотелось бы сказать, что нынешняя наша банковская практика к такой постановке вопроса в целом не готова. А это означает, что впереди предстоят серьезные ее преобразования, без которых полноценного выхода из текущего кризиса нам не видать.

На XVII Санкт-Петербургской  международной банковской конференции  «Коммерсанту» рассказал директор департамента финансовой стабильности ЦБ Владимир Чистюхин. Он признал, что в рамках перехода отечественных кредитных организаций на принципы «Базель-3» им придется сконцентрировать усилия на повышении ликвидности. Тут первоочередной задачей регулятора станет выделение системно значимых национальных игроков. И при выделении их ЦБ будет опираться на такие критерии, как уникальность кредитной организации, размер, трансграничность, взаимозависимость. Удовлетворять этим критериям, по мнению ЦБ, будут не более 20 игроков, в том числе — по принципу уникальности своих функций — небанковские организации типа Национального клирингового центра. Впрочем, считает он, проблема докапитализации у банков острой не будет. У российских компаний достаточно капитала, хотя и есть вопросы к его качеству. В этой связи в ЦБ обращают внимание на перспективы исключения из капитала банков субординированных кредитов, как того требует «Базель-3». Ежегодно их объем должен будет уменьшаться на 10%. С наибольшими же трудностями при переходе на «Базель-3» российские банки столкнутся при выполнении новых требований к ликвидности.

Информация о работе Базельский комитет: его деятельность и роль