Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:39, курсовая работа
Искусство общения, знание психологических особенностей и, в частности, речевого этикета, крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа "человек-человек" – политикам, бизнесменам, менеджерам, психологам и многим другим. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе, нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения. Кроме психологических методов любому человеку, находящемуся в деловых взаимоотношениях, необходимо знать особенности деловой беседы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….….3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕСЕДЫ КАК ФОРМЫ
ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ…………………………………………………………..…6
1.1. Содержание делового общения……………………………………………6
1.2. Деловая беседа как форма бизнеса и управления персоналом…………11
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ………………….16
2.1. Планирование и подготовка деловой беседы……………………………16
2.2. Рекомендации по повышению эффективности беседы…………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………...29
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕСЕДЫ КАК ФОРМЫ
ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ………………………………………………………….
1.1. Содержание делового общения……………………………………………6
1.2. Деловая беседа как форма бизнеса и управления персоналом…………11
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ………………….16
2.1. Планирование и подготовка деловой беседы……………………………16
2.2. Рекомендации по повышению эффективности беседы…………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Искусство общения, знание психологических особенностей и, в частности, речевого этикета, крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа "человек-человек" – политикам, бизнесменам, менеджерам, психологам и многим другим. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе, нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения. Кроме психологических методов любому человеку, находящемуся в деловых взаимоотношениях, необходимо знать особенности деловой беседы.
Актуальность выбранной темы в том, что в условиях рыночных отношений беседа как форма делового общения приобретает всё большую роль. Сейчас, когда отошла в прошлое лишь материальная составляющая бизнеса, персонал, клиенты, партнеры любой фирмы придают всё большое значение межличностным взаимоотношениям. Часто прибыльность бизнеса стала зависеть не только от материальных и технических возможностей фирмы, но и от владения руководством навыками деловой беседы и правильного их применения. Процесс обмена информацией является важнейшим компонентом совместной деятельности людей и необходимым условием эффективной деятельности любой организации. При этом, сегодня нередко еще люди не придают должного значения коммуникативной стороне делового общения. В то же время, становится ясным, что отсутствие умения вести деловую беседу, в частности у руководителей, является пробелом в их профессиональной подготовке и экономически обходится намного дороже, чем это кажется на первый взгляд.
Деловое общение определенно является искусством, в котором существенную роль играет чувство такта и ощущение контакта с партнером. В то же время уже появились определенные приемы и наработки, рекомендующие как правильно и доступно излагать свои мысли. Какие слова наилучшим образом подходят для выбранной темы. В каких случаях стоит делать акценты на личности партнера, а в каких – на его деятельности.
Таким образом, деловое общение с людьми можно определить и как науку и как искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому в современном обществе в учебных заведениях проблеме общения уделяется огромное внимание. В обучающие программы обязательно включаются этика и психология делового общения, большим успехом пользуются социально-психологические тренинги по общению, издаются многочисленные пособия, способствующие освоению и применению психологических приемов делового общения.
Основными дисциплинами, необходимыми для правильного общения между людьми являются риторика, культура речи, логика и философия, этика, индивидуальная и социальная психология. Разработкой вопросов делового общения на стыке этих дисциплин занимались такие авторы как Г.В.Бороздина, А.С.Вечер, Б.Ф.Ломов, П. Мицич, И.Н. Кузнецов и другие.
Однако, деловая беседа как форма делового бизнеса и управления персоналом в настоящее время изучена недостаточно. Практически все издания. найденные автором курсовой работы по данной теме, в той или иной мере копируют книгу хорватского исследователя Предрага Мицича, выпущенную еще в 1987 году (!!!). Естественно, стремительно меняющаяся действительность требует новых знаний об особенностях деловой беседы.
В связи с этим, цель данной курсовой работы – изучить деловую беседу как форму делового бизнеса и управления персоналом.
Объект работы – деловая беседа, предмет – особенности деловой беседы как формы делового бизнеса и управления персоналом.
Задачи работы:
1. Раскрыть основные понятия делового общения.
2. Определить беседу как форму делового общения.
3. Изучить особенности деловой беседы.
4. Рассмотреть факторы применения деловой беседы в бизнесе и управлении персоналом.
Деловые беседы — один из надежных инструментов совместного поиска оптимального решения разнообразных экономических и социальных задач. Как пользоваться словом, извлекая с его помощью подобный деловой эффект, сегодня волнует многих. Можно надеяться, что данная курсовая работа в связи с этим, приобретает свою практическую значимость.
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕСЕДЫ КАК ФОРМЫ
ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
1.1. Содержание делового общения
В процессе совместной деятельности люди вступают в определенные виды межличностного взаимодействия. При этом между ними возникают конкретные отношения, устанавливается как нормативная, так и личностная (психологическая) сторона их контактов. Осуществляется координация, согласование индивидуальных усилий отдельного человека со всей системой коллективных действий в достижении поставленных задач. Общение при этом выступает как средство формирования общности индивидов, выполняющих совместную деятельность.
Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, учения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования и согласования совместной деятельности.
Одной из форм общения является деловое общение[1].
Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели[2].
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).
Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы[3].
В целом, деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении нельзя прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон).
Рассматривая динамику общения (в том числе и делового), можно выделить следующие составляющие (фазы) этого процесса:
1. возникновение потребности в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) и уяснение целей (что конкретно я хочу достичь в результате общения);
2. вход субъекта в коммуникативную ситуацию;
3. ориентировка в ситуации общения и личности собеседника;
4. планирование содержания и средств общения (человек представляет себе, что именно скажет, выбирает конкретные средства, фразы, решает, как себя вести и т. п. );
5. пристройка к субъекту - партнёру по взаимодействию (занятие определённой позиции по отношению к партнёру по общению);
6. фаза взаимоинформирования, взаимрдействия, обмена речевыми или контактными действиями;
7. восприятие и оценка ответных реакций собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;
8. корректировка направления, стиля, методов общения;
9. фаза взаимоотключения и выхода из контакта[4].
Цель общения – конкретный результат, на достижение которого в конкретной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые человеком в процессе общения. В цели общения включаются: передача и получение знаний, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, убеждение и мотивирование собеседника и многое другое.
Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.
В процессе коммуникации задействованы, по меньшей мере, два участника: тот, кто передает сообщение, - коммуникатор, и тот, кто получает сообщение, - рецепиент.
При всем разнообразии передаваемых и получаемых сообщений – устных или письменных, распространяемых по телефону, факсу или электронной почте, содержащих распоряжения, инструкции или предложения, всех их можно сгруппировать в так называемые информационные потоки[5]:
- нисходящие – информация распространяется сверху вниз по иерархической лестнице организации – от руководства к подчиненным;
- восходящие – информация передается от нижестоящих звеньев организации к вышестоящим, от подчиненных к руководству;
- горизонтальные – информационный обмен осуществляется между подразделениями одного иерархического уровня[6].
Наряду с диалоговым общением, существуют различные формы группового обсуждения деловых (служебных) вопросов. Наиболее распространенными формами являются совещания и собрания.
По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.
Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.
К монологическим видам относятся:
Приветственная речь;
Торговая речь (реклама);
Информационная речь;
Доклад (на заседании, собрании).
Диалогические виды:
Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.
Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.
Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.
Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.
Дискуссия;
Совещание (собрание);
Пресс-конференция.
Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.
Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию[7].
Таким образом, деловое общение определяется как обмен информацией между людьми, их взаимодействие по поводу профессиональной деятельности. Одной из основных форм делового общения является беседа.
1.2. Деловая беседа как форма бизнеса и управления персоналом
Деловое общение реализуется в различных формах: деловая беседа; деловые переговоры; деловые совещания; публичные выступления и т.д.
Информация о работе Беседа как форма делового бизнеса и управления персоналом