Бизнес-информация и информационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 22:04, курсовая работа

Описание

В данной работе рассматриваются условия и особенности информатизации в различных сферах, а также используемые при этом средства. Формулируется проблема информационного менеджмента как специфическая проблема управления. Проанализированы основные цели и задачи информационного менеджмента в типовых условиях применения информационных ресурсов. При этом учитываются тенденции развития мирового рынка средств информатизации, его современное состояние, как по зарубежным, так и по отечественным данным.

Содержание

Введение 3
Глава I. Бизнес-информация 5
1.1. Бизнес-информация: понятие, специфика и виды 5
1.2. Потребители, их основные группы и специфика потребностей. 12
Глава II. Информационный менеджмент 17
2.1. Информационный менеджмент: определение, назначение, цели и задачи 17
2.2. Информационная система и информационные технологии как средства информационного менеджмента 30
2.3. Менеджер как субъект управленческой деятельности 37
Заключение 48
Литература 49

Работа состоит из  1 файл

информационный менеджмент.doc

— 253.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

Бизнес-информация и 

информационный  менеджмент 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Основой стабилизации и устойчивого развития экономики страны, перешедшей на рыночные механизмы, является предпринимательство. Процессы глобализации развития мировой экономики и информатизации мирового сообщества предъявляют к действующим хозяйствующим субъектам всё более повышенные требования к их информированности в вопросах рынка, движения фондов, продвижения производимой продукции и услуг. В связи с этим, вопросы информированного обеспечения предпринимательской деятельности, наряду с налогообложением и законодательной базой, занимают ведущее место среди неотложных проблем развития бизнеса России.

     Необходимым условием обеспечения развития экономики  должна стать широкая информационная поддержка действующих и вновь  создаваемых предприятий различных  форм собственности, системы переобучения и подготовки кадров с учётом местной  специфики, конъюнктуры текущего момента, потенциальных возможностей города.

     В сегодняшней социально-экономической  и политической ситуации на этапе  формирования информационного общества на первый план выходит информация, передача новых знаний, технических  и научных идей. При этом возникает необходимость централизовать поставляемые информационные ресурсы.

     В данной работе рассматриваются условия  и особенности информатизации в  различных сферах, а также используемые при этом средства. Формулируется  проблема информационного менеджмента как специфическая проблема управления. Проанализированы основные цели и задачи информационного менеджмента в типовых условиях применения информационных ресурсов. При этом учитываются тенденции развития мирового рынка средств информатизации, его современное состояние, как по зарубежным, так и по отечественным данным.

     Выбор темы не случаен, так как развитие рыночных процессов в России способствовало формированию рынка информационно-телекоммуникационных продуктов и услуг, прежде всего, в сфере деловой информации. Для того чтобы развитие информационной системы соответствовало целям производства, необходимо определить её место в системе управления экономическим объектом и обеспечить координацию действий коллектива, управляющего информационной системой, с действиями коллектива, управляющего развитием объекта управления.

     В курсовой работе предполагается рассмотреть  следующие проблемы: во-первых, определить состояние рынка деловой информации в России, выявить поставщиков  бизнес-информации; во-вторых, определить задачи менеджмента, а также функции менеджера, которому поручено управлять информационными ресурсами.

     Нужно отметить, что данная тема ещё не исследована достаточно глубоко, хотя некоторые авторы, такие как профессор, доктор технических наук Костров А.В., специалисты в области управления информационными ресурсами Шумилов Ю.П., Бакут П.А. и некоторые другие, в своих статьях и научных трудах сделали попытку проанализировать бизнес информацию как объект управления.

     Исследование  проводилось на основе периодических изданий за последние 3-5 лет, в частности, основными источниками являлись журналы: «Информационные ресурсы России», «Научные и технические библиотеки».

Мы надеемся, что рассмотренная в курсовой работе тема будет полезна для  изучения, благодаря своей актуальности. 
 
 
 
 
 

Глава I. Бизнес-информация

     1.1. Бизнес-информация: понятие, специфика  и виды

     В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально не говорил о нём и тем более не вводил никаких определений.

     Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные  ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия.

     В ГОСТ 7.0-99 содержится следующее определение  Информационных ресурсов:

     Информационные  ресурсы – это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации, где

     Данные  – это информация, обработанная и представленная в формализованном  виде для дальнейшей обработки.

     Макарова  Н.В. рассматривает информационные ресурсы как отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). [9, c. 23]

     Надо  понимать, что документы и массивы  информации, о которых говорится, не существуют сами по себе. В них  в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие  их. Таким образом, информационные ресурсы  – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

     Информационные  ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ а также произведений искусства, литература, науки.

     В настоящее время не разработана  методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в них. Это снижает эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к информационному обществу. Кроме того, неизвестно, какой объём трудовых ресурсов должен быть задействован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе. Несомненно, в будущем эти проблемы будут решены. [2]

     Информационные  ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

     Развитие  мировых информационных ресурсов позволило:

  • Превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
  • Сформировать мировой и государственный рынок информационных услуг;
  • Образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
  • Повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счёт своевременного использования необходимой информации.

     В современных условиях активного  сотрудничества России со странами Запада важную роль играет качественное и  оперативное информирование партнёров не только в области научно-технической, но и бизнес-информации.

     С развитием рыночных отношений появляются не возникавшие до настоящего времени  задачи обеспечения специалистов полным набором экономической и коммерческой информации, без которой невозможна нормальная предпринимательская деятельность. Причём эта информация нужна специалистам не от случая к случаю, а постоянно.

     ГПНТБ России – одна из первых осознала необходимость  предоставления «business-information», результатом чего стало расширение тематики комплектования, включение в фонды экономической, финансовой, юридической, справочной конъюнктурно-коммерческой литературы и открытие в библиотеке Кабинета деловой информации. [20, c. 35]

     Основной  целью Кабинета деловой информации ГПНТБ России стало обеспечение быстрого доступа к этой литературе читателей библиотеки, представителей предприятий, научных организаций, фирм, различных коммерческих и банковских структур, иностранных компаний.

     Что же сегодня представляют собой ресурсы бизнес-информации в России и кто их готовит?

     В этом процессе можно выделить следующие  структуры:

  • Редакции газет, журналов, специализированных деловых периодических изданий;
  • Агентства новостей и коммерческой информации;
  • Органы государственного управления;
  • Аналитические и исследовательские организации;
  • Организации-генераторы адресно-справочных баз данных.

     Информация  о состоянии финансового рынка  содержится в основном в периодических  изданиях – газетах («Экономика и  жизнь», «Коммерсант-Daily», «Финансовая газета», «Финансовые известия»), еженедельных бюллетенях («Коммерантъ», «Деньги»), и ежемесячных изданиях («Экономика и коммерция», «Финансовый бизнес», «Российский экономический журнал»).

     Среди деловых журналов необходимо отметить появление специализированных периодических изданий и баз данных, публикующих официальные документы Президента, правительственных органов, законодательные акты, нормативные документы по отдельным направлениям деятельности. К ним относятся журналы по проблемам государства и права, экономическому праву, правовому праву, интеллектуальной собственности. Это такие журналы, как «Закон», «Экономика и право», «Думский вестник», «Законность», «Вестник мэрии». [1, c. 17]

     Среди агентств новостей и коммерческой информации, где деловая информация выступает всего лишь как одно из направлений деятельности, можно отметить Российское информационное агентство «Новости», которое ежедневно распространяет актуальную фактографическую, экономическую, научную, финансовую информацию на русском и основных европейских языках по каналам связи, а также в виде печатных вестников, бюллетеней, справочников.

     Органы  государственной власти в силу своего статуса обладают самой достоверной  и полной информацией, но из-за специфики  нашей страны она труднодоступна, материалы Госкомстата РФ и Роскомстата появляются с большим опозданием. На основе официальных статистических данных Госкомстата РФ Рабочим центром экономических реформ при Правительстве России и Российско-Европейским центром экономической политики издаётся серия ежеквартальных аналитических выпусков «Обзор экономики России. Основные тенденции развития».

     Пожалуй, самый большой интерес представляют аналитические и исследовательские  обзоры. Необходимо отметить такие  информационно-аналитические ежегодники, как «Бизнес-путеводитель по России» и «Бизнес-путеводитель по Москве» (на русском и английском языках), которые содержат аналитические обзоры по основным отраслям экономики с прогнозами тенденций на обозримую перспективу, анализ инвестиционного климата и инфраструктуры для ведения бизнеса, обзоры конъюнктуры потребительских рынков.

     Заметное  место на рынке бизнес-информации занимают адресно-справочные издания  и базы данных. К устоявшимся поставщикам  этой информации можно отнести «Агентство деловой информации»: широко известные справочники «Бизнес-карта России», «Независимые производители товаров и услуг», «АСУ-Импульс», «Регистр WA-2».

     Для обслуживания пользователей в Кабинете деловой информации ГПНТБ России кроме библиографических БД используются следующие базы данных:

Отечественные нормативно-правовые БД:

     «Консультант  Плюс. Версия Проф» - универсальная справочная система по российскому законодательству; поставляется на дискетах; содержи более 13 тыс. документов: нормативные акты, необходимые в работе юристам, аудиторам, бухгалтерам и работникам банковских и финансовых структур, руководителям предприятий и специалистам государственных служб; включает все разделы российского законодательства и имеет прямые договоры об информационном обмене с основными федеральными ведомствами (Государственное правовое управление Президента РФ, Совет Федерации, Министерство финансов и др.).

     «Консультант  Плюс. Московский выпуск» - справочная система по московскому законодательству; содержит нормативные акты органов власти и управления Москвы; имеет прямые договоры об информационном обмене с органами власти и управления.

Информация о работе Бизнес-информация и информационный менеджмент