Бизнес-информация и информационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 22:04, курсовая работа

Описание

В данной работе рассматриваются условия и особенности информатизации в различных сферах, а также используемые при этом средства. Формулируется проблема информационного менеджмента как специфическая проблема управления. Проанализированы основные цели и задачи информационного менеджмента в типовых условиях применения информационных ресурсов. При этом учитываются тенденции развития мирового рынка средств информатизации, его современное состояние, как по зарубежным, так и по отечественным данным.

Содержание

Введение 3
Глава I. Бизнес-информация 5
1.1. Бизнес-информация: понятие, специфика и виды 5
1.2. Потребители, их основные группы и специфика потребностей. 12
Глава II. Информационный менеджмент 17
2.1. Информационный менеджмент: определение, назначение, цели и задачи 17
2.2. Информационная система и информационные технологии как средства информационного менеджмента 30
2.3. Менеджер как субъект управленческой деятельности 37
Заключение 48
Литература 49

Работа состоит из  1 файл

информационный менеджмент.doc

— 253.50 Кб (Скачать документ)

     Наступило время переходить от вопросов использования  отдельных компонентов системы  бизнес-информации в отдельных информационных учреждениях к созданию реальных структур информационного обеспечения  отечественных и западных потребителей. В этой связи уместно рассматривать вопросы информационного сервиса через призму информационного менеджмента. [20, c. 35] 
 
 
 
 
 

     Глава II. Информационный менеджмент

     2.1. Информационный  менеджмент: определение,  назначение, цели  и задачи

     Стремительное развитие практики менеджмента, работы по созданию общей теории менеджмента позволяют дать его уже, можно сказать, устоявшееся определение.

     Менеджмент – это управление в социально-экономических системах: совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли. [18]

     В управленческой науке до сих пор  не сложилось однозначного  понимания  того, то есть информационный менеджмент.

     1. Различные виды менеджмента тесно  взаимосвязаны друг с другом (например, документный, информационный).

     2. Менеджмент зачастую понимается  как синоним «управления» и  во внимание не принимаются  его специфические особенности.

     3. Большое значение в обществе  играет мода на иностранные  термины, что мешает более правильному  пониманию информационного менеджмента.

     Принято трактовать информационный менеджмент в узком и широком смысле.

     В узком смысле менеджмент понимают как  синоним «делопроизводства» (ДОУ). Согласно ГОСТ Р51141-98 «Делопроизводство и  архивное дело. Термины и определения».

     ДОУ – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.

     Документирование, то есть создание документа, процесс  подготовки официального документа.

     Информационный  менеджмент – технология, компонентами которой являются документная информация, персонал, технические и программные средства обеспечения информационных процессов, а также нормативно установленные процедуры формирования и использования информационных ресурсов.[16, c. 15]

     Для определения понимания сущности информационного менеджмента необходимо принимать во внимание ряд положений:

  1. информация – комплексная категория, то есть
  2.    
  3. информация  – условие и средство делового общения;
  4.    
  5. информация  – средство доведения до общества сведений об организации;
  6.    
  7. информация – источник сведений о внешней среде;
  8.    
  9. информация  – товар.
  10. информационный менеджмент осуществляется в пределах конкретной организации;
  11. информация представляет собой самостоятельный фактор производства, который лежит в основе процесса принятия управленческого решения.
  12. информационный менеджмент имеет отношение не просто к информации, а к информационной деятельности организации.

     Информационный  менеджмент – управление деятельностью по созданию и использованию информации в интересах организации.

     Цель  информационного менеджмента: обеспечение эффективного развития организации посредством регулирования различных видов её информационной деятельности.

     Задачи  информационного  менеджмента:

  1. качественно информационное обеспечение процессов управления в организации;
  2. осуществление управления информационными ресурсами;
  3. обеспечение управления обработки информации на всех уровнях;
  4. обеспечение управления коммуникациями (общение – передача информации от человека к человеку). Информация имеется в виду в различном представлении:
 

          - в виде массива документов;

          - в виде документной информации;

          - в виде средства общения.

     Под управлением подразумевается не только принятие решения, а весь комплекс управленческих действий.

     Информационный  менеджмент касается всех функций управления современной организации.

     Функция планирования – это деятельность субъекта по определению темпов, пропорций, развития объектов управления. Планирование осуществляется в различных вариантах. Наиболее распространены сегодня  оперативное и стратегическое.

     Оперативное планирование отражает текущую деятельность организации.

     Стратегическое  связано с перспективами.

     Функция стратегического планирования приобретает  в настоящее время особое значение. Её специфика: особенность самого стратегического  управления. [19]

     Стратегическое управление – это управление, которое ориентировано на обеспечение выживания организации и её эффективного развития в условиях динамично меняющейся внешней среды.

     В отличие от оперативного управления, стратегическое имеет иные критерии эффективности:

      - своевременность и точность  реагирования организации на  изменения внешней среды.

     Стратегическое  планирование – процесс, который  включает ряд стадий. Составить стратегический план, то есть определить те действия, которые организация должна совершить  для выполнения стратегии.

     1 Стадия: определение миссии организации.

     Миссия – это чётко выраженная причина существования организации, которая подчёркивает её отличия от аналогов.

     Определении мисси имеет огромное значение:

  1. значение миссии в отношении внешней среды;
  2.        
  3. миссия  формирует представление об организации  и её назначение;
  4.        
  5. миссия  способствует формированию и закреплению  имджа организации;
  6. миссия имеет значение и в отношении коллектива организации.
  7.        
  8. миссия  делает ясными для сотрудника цель и предназначение организации;
  9.        
  10. миссия  содействует формированию определённого  климата в организации;
  11.        
  12. миссия  способствует единению коллектива и  укреплению его культуры.
  13. миссия имеет значение в отношении управления организацией.
  14.        
  15. миссия  помогает более точно определить стратегию;
  16.        
  17. миссия оказывает содействие в осуществлении более правильного распределения ресурсов.

     2 Стадия: определение целей организации.

     Цель – это ожидаемый, конечный результат.

     Именно  через цели, миссия получает реализацию. Набор целей может быть разным. Основные требования к нему:

      - он должен всесторонне раскрывать  миссию;

      - он должен касаться по крайней  мере 4-х сфер деятельности организации:

      -- сфера доходов (не получение  прибыли, а какой авторитет  организация получает у пользователей  – если организация некоммерческая);

      -- сфера работы с пользователями;

      -- сфера работы с сотрудниками;

      -- сфера социальной ответственности  (какова роль организации в  жизни региона).

     В организации все цели должны быть взаимосвязаны и построены в  определённой иерархии. Цели должны отвечать следующим требованиям:

  • цели должны быть конкретными;
  • цели должны быть ориентированы во времени;
  • цели должны быть достижимы;
  • цели должны быть приемлемыми для организации;
  • цели должны быть совместимыми;
  • цели должны быть гибкими.

     Цель  может быть правильно обозначена в том случае, если в организации осуществлён адекватный анализ среды.

3 Стадия.

     Анализ  среды включает в себя 2 основных компонента:

      - анализ внешней среды;

      - анализ внутренней среды.

     Анализ  внешней среды ориентирован на все компоненты, которые окружают организацию. Этот анализ делят на две части: изучают макро и микро среды.

     Макросреда – общие условия, в которых организация находится.

     Она включает в себя:

  • экономический компонент;
  • политический компонент;
  • правовой компонент;
  • социальный компонент;
  • состояние технологии.

     Нужно учитывать, что все элементы макросреды во взаимосвязи и степени влияния  различных факторов на конкретную организацию  различна.

     Микросреда – непосредственное окружение организации.

  • Потребители;
  • Поставщики;
  • Конкуренты;
  • Рынок рабочей силы.

     Анализ  внутренней среды изучается по определённым блокам вопросов.

      - Кадровые вопросы;

      - Организационные вопросы;

      - Производственные вопросы;

      - Маркетинговые вопросы;

      - Финансовые вопросы;

      - Организационная культура –  совокупность правил и ценностей, которых придерживаются сотрудники и руководители.

     Изучение  внутренней среды направлено на то, чтобы выяснить:

  • Реальное состояние организации;
  • Определить преимущества и проблемы;
  • Перспективы развития.

     Для изучения внешней и внутренней среды  используются различные методы:

     1) SWOT (СВОТ) – позволяет найти возможности, наиболее рациональные варианты действия. Работа по данному методу состоит из нескольких этапов.

  • Составление перечня сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз внешней среды (сила, слабость – внутренняя среда; возможности, угроза – внешняя среда);
  • Составление матрицы (таблицы), в которой все эти позиции указываются
  • Выбор тех вариантов, которые наиболее рациональны в данных условиях для данной организации.

     2) Метод позиционирования – позволяет дать оценку внешней среде.

     Суть: составление двух матриц – матрицы  возможностей и матрицы угроз.

     3) Метод составления профиля среды  – даёт возможность составить  полную картину внешней среды  и дать оценку каждому фактору.

     4 Стадия. Анализ стратегических альтернатив.

     Необходимо  оценить имеющиеся стратегии  или разработать собственный  стратегический вариант. Любая стратегия  связана с изменением одного или  нескольких элементов:

Информация о работе Бизнес-информация и информационный менеджмент