Бизнес-план как форма экономического управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:52, реферат

Описание

Целью реферата является исследование вопросов применения на предприятии такого инструмента планирования финансово-хозяйственной деятельности, как бизнес-план и привлечения инвестиций.

Содержание

Введение

1. Бизнес-план как форма экономического управления

1. 1 Понятие и сущность бизнес-плана

1. 2 Бизнес-планирование и его место в стратегическом управлении фирмой

2. Разработка бизнес – плана

2. 1 Структура и содержание бизнес-плана

2. 2 Основные проблемы при разработке бизнес-плана

Заключение

Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 191.72 Кб (Скачать документ)

      Содержание 

Введение 

1. Бизнес-план  как форма экономического управления 

1. 1 Понятие  и сущность бизнес-плана 

1. 2 Бизнес-планирование  и его место в стратегическом  управлении фирмой 

2. Разработка  бизнес – плана

2. 1 Структура  и содержание бизнес-плана 

2. 2 Основные  проблемы при разработке бизнес-плана 

Заключение 

Список  используемых источников

 

       Bвeдeниe 

      В планировании нуждается любое предприятие, любое производство, экономика в  целом. Спланировать бизнес - значит, оценить  возможности, необходимость и объемы выпуска конкурентоспособной продукции, определить емкость рынка и его  конкретного сегмента, оценить спрос  на продукцию, выпускаемую фирмой, результативность ее работы на рынке.

      Быстрое развитие технологий, усложнение и  многообразие предлагаемых продукции  и услуг, сокращение их жизненного цикла, появление большого количества конкурентоспособных  компаний, повышение требовательности потребителей, увеличение объема и  скорости получения информации, новых  знаний - все эти и другие изменения  в мире вынуждают хозяйствующие  субъекты искать методы для лучшей адаптации к новым условиям. К  этому следует добавить неопределенность, непредсказуемость и нестабильность внешней среды. Поэтому в настоящее  время управление организацией принимает  все более предпринимательский характер. Это проявляется в том, что в управлении возрастает роль предвидения, стратегического представления. Стимулирование направлено на поощрение инициативы, предприимчивости, новаторства.

      Плaниpoвaниe пpeдпpинимaтeльcкoй дeятeльнocти, шиpoкo пpимeняeмoe в зapyбeжнoй, a тeпepь и в oтeчecтвeннoй пpaктикe, ocнoвaнo нa бизнec- плaнe.

      Практика  показывает, что отсутствие сбалансированного  и постоянно обновляемого бизнес-плана, воплощающего в реалии намечаемые цели, свидетельствует о недостатках  в системе управления фирмой и  негативно влияет на возможности  привлечения финансовых ресурсов. Напротив, реальное, достоверное планирование обеспечивает определенную надежность финансирования фирмы, что очень  важно для ее успешного функционирования в стремительно меняющихся условиях внешней среды. 

      Не  будет преувеличением назвать бизнес-план основой управления не только коммерческим проектом, но и самим предприятием. Благодаря бизнес – плану у руководства появляется возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес – плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться. Целью бизнес – плана может быть получение кредита, или привлечение инвестиций, определение стратегических и тактических ориентиров фирмы и др.

      Бизнес  – план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации:

      - организационно – управленческая  и финансово – экономическая  оценка состояния предприятия;

      - выявление потенциальных возможностей  предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых его  сторон;

      - формирование инвестиционных целей  на планируемый период.

      В бизнес-плане обосновываются:

      - общие и специфические детали  функционирования предприятия в  условиях рынка;

      - выбор стратегии и тактики  конкуренции;

      - оценка финансовых, материальных, трудовых  ресурсов, необходимых для достижения  целей предприятия.

      Актуальность темы реферата состоит в том, что успех деятельности компании на рынке в значительной степени зависит от того, способны ли ее руководство, менеджмент направить имеющиеся ресурсы на достижение цели и  использовать их с максимальным эффектом. Руководитель предприятия, организации сможет добиться успеха, если он  четко организует свою финансово-хозяйственную деятельность, активизирует сбор и анализ информации о ситуации на рынках, особенностях поведения на них конкурентов, будет взвешивать свои перспективы и возможности.  Этому в немалой степени способствуют применение такого инструмента планирования, как бизнес-план.

      B тo вpeмя, кaк кpaткoвpeмeнныe ycпexи нe cвязaны нaпpямyю c cepьeзным плaниpoвaниeм в бизнece, cтaбильный pocт, paccчитaнный нa дoлгий пepиoд, вo мнoгoм зaвиcит oт ypoвня плaниpoвaния пpeдпpинимaeмыx шaгoв. Kaк пpaвилo, xopoший плaн являeтcя cyщecтвeнным фaктopoм длитeльнoгo выживaния фиpмы или кoмпaнии и ee прибыльности.

      В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план в таких условиях становится  важным документом, помогающим высветить  основные направления функционирования предприятия в течение определенного  временного периода; он служит инструментом повышения степени осуществимости различных идей и проектов.

      Целью реферата является исследование вопросов применения на предприятии такого инструмента планирования финансово-хозяйственной деятельности, как бизнес-план и привлечения инвестиций.

      В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

      1. Дать определение понятию бизнес-план  и исследовать его характерные  черты;

      2. Рассмотреть сущность бизнес - планирования  на предприятии;

    3.  Исследовать  структуру и содержание бизнес-плана;

      Методика  исследования. В качестве основных методов в работе использовались: изучение отечественной и переводной учебной, методической и справочной литературы по вопросам бизнес – планирования.

 

       1. Бизнес – план  как форма экономического  управления

      1. 1 Понятие и сущность  бизнес-плана

 

      Развитие  рыночных отношений в нашей стране, по большей мере, происходило стихийно, и потребность в бизнес-планировании проявилась довольно поздно. Первые бизнес-планы, как «заморская диковина», появились  в России лишь в начале 90-х годов, в то же  время большинство  предприятий продолжают использовать более привычные технико-экономические  обоснования.

      Но  по мере развития рыночной экономики  и международных связей потребность  в разработке бизнес-планов перестает  вызывать сомнения. Уже в 1994-1995 гг. он становится обязательным документом, применяемым «в целях совершенствования методов расчета экономической эффективности проектных решений и коммерческой целесообразности вложений инвестиций»1 .

      Понятие бизнес-плана является русским эквивалентом английского «business plan», означающего  план дела, бизнеса, коммерческой деятельности, торговли. В определенном смысле это  понятие связывают с предпринимательской  деятельностью, хотя в английском языке  предпринимательство определяется как «enterprise», но сам  предприниматель  может обозначаться как  «businessmen».

      Бизнес  и предпринимательство, несомненно, имеют разное смысловое значение, хотя и тесно взаимосвязаны. Исходя из зарубежного опыта, предпринимательство может определяться как «интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного. Бизнес и предпринимательство человека, который владеет полностью или частично какими-либо материальными ценностями, использует их для организации бизнеса, которым управляет» 2. Бизнес, сам по себе, - это сложный процесс, предусматривающий принятие комплекса ответственных решений, и успешность его ведения во многом зависит от владения специальными знаниями: управленческими, юридическими, финансовыми и др.

      «Предприниматели  играют роль мощных катализаторов изменений  в сфере бизнеса» [1].

      Бизнес-план является традиционным для рыночной экономики документом, без которого в сфере бизнеса не предпринимаются  никакие сколько-нибудь серьезные  действия. В определенном смысле он представляет собой формализацию системного подхода к процессу планирования, форму обоснования экономической  целесообразности выбранных фирмой направлений деятельности и использования  тех или иных источников финансирования этой деятельности,  оценки ожидаемых  финансовых результатов (продажи, прибыли, отдачи от вложенного капитала).

      И сегодня в отечественной практике существует огромное многообразие его  определений, отчасти заимствованных из зарубежного опыта. Но необходимо осознавать, что простого перевода содержательной его части для  нас может быть недостаточно, равно, как и то, что многие из западных методик могут попросту не работать в российских условиях, если в них  не будет учитываться специфика  нашей экономики. Приведем несколько  определений бизнес-плана, заимствованных из разных источников:

      «Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также  определяющий способы решения финансово-хозяйственных  задач»2.

      «Бизнес-план – объективная оценка собственной  предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время  необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями  рынка и сложившейся ситуацией». 3

        «В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых и для действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства»[1].

      «Бизнес-план – это программа действий предпринимателя, обоснованная целевым анализом конъюнктуры  рынка, инвестиций, товаров, услуг, собственных  задач и ресурсов»[2].

      Таким образом, бизнес-план предполагает оценку собственной предпринимательской  деятельности фирмы и целевую  оценку конъюнктуры рынка, является программой действий предпринимателя, необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и  внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах предпринимательства. Он актуален как для вновь создаваемых, так и для действующих фирм.

      Сама  структура бизнес-плана не должна быть жесткой. Нет необходимости  и слепого копирования его  содержания из зарубежного опыта. Следует  отметить, что и переводная литература по данной тематике, которой в последние  годы в нашей стране издано огромное количество, этого не рекомендует, а  лишь предлагает придерживаться некоторого образца, разработанного на основе анализа  огромного множества планов. Структура  бизнес плана «может видоизменяться в зависимости от ваших потребностей»3 - такие рекомендации можно встретить практически в любом издании.

      Заказчиком  бизнес – плана являются юридические  и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес – плане. Разработчиками бизнес–плана выступают фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, проектирования, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.

      При разработке бизнес – плана подлежат взаимному учету интересы всех участвующих  сторон:

      - заказчика (клиента) бизнес –  плана, являющегося самостоятельным  инвестором и использующего привлеченный  капитал посредством акционирования, займ, выпуска облигаций и т.п.;

      - муниципальных органов, определяющих  потребности и приоритеты в  строительстве объектов в соответствии  с общей концепцией развития, формирующих проектное задание,  рассматривающих заявки и оформляющих  соответствующие документы (например, землеотводные), планирующих налоговые  поступления в бюджет, участвующих  в надзоре за реализацией;

      - подрядных фирм, детализирующих  концепцию бизнес – плана,  осуществляющих технические изыскания,  проектирование, составление сметной  документации, авторский надзор  за строительством, монтажом оборудования, запуском теологического процесса  и т.п., сдачу объекта заказчику;

Информация о работе Бизнес-план как форма экономического управления