Бизнес-план как форма экономического управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:52, реферат

Описание

Целью реферата является исследование вопросов применения на предприятии такого инструмента планирования финансово-хозяйственной деятельности, как бизнес-план и привлечения инвестиций.

Содержание

Введение

1. Бизнес-план как форма экономического управления

1. 1 Понятие и сущность бизнес-плана

1. 2 Бизнес-планирование и его место в стратегическом управлении фирмой

2. Разработка бизнес – плана

2. 1 Структура и содержание бизнес-плана

2. 2 Основные проблемы при разработке бизнес-плана

Заключение

Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 191.72 Кб (Скачать документ)

      - оценку надежности основных производственных  фондов предприятия;

      - ретроспективный анализ производственно-хозяйственной  деятельности предприятия, организации  и т.п., способствующий выявлению  причин возникновения кризисных  ситуаций;

      - осуществление конкретных мероприятий,  уменьшающих вероятность возникновения  источника непредусмотренных ситуаций;

      - финансовая оценка риска, которая  позволяет определить экономический  ущерб в результате возникновения  той или иной непредвиденной  ситуации.

 

       11. Финансовый план. 

      Результирующей  частью бизнес-плана является финансовый план. Финансовое планирование на предприятии  заключается в планировании всех его доходов и направлений  расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Оно осуществляется посредством разработки финансовых планов - перспективных, текущих, оперативных. Финансовый план обобщает все предыдущие разделы в стоимостном выражении и  содержит проектные данные о финансовых потоках, размерах инвестиций, объемах продаж,  сведения об источниках финансирования и назначении используемых средств, сроке окупаемости инвестиций, издержках производства и обращения, о процентном соотношении доходов и расходов, использовании собственных и заемных средств. В нем указываются также источники и сроки погашения задолженности, сроки выплаты дивидендов владельцам акций акционерных обществ.

      Работа  над бизнес-планом включает составление  баланса с отражением в нем  необходимой для планирования информации, анализ безубыточности деятельности; прогнозируется прибыль, возможность  убытков и процесс движения денежных средств, а также анализ отклонений от запланированного. При составлении финансового раздела бизнес-плана используется статистическая, бухгалтерская и иная информация.

      Таким образом, финансовый раздел можно считать  ключевым в бизнес-плане. Основное требование к финансовому плану – он не должен расходиться с данными  других разделов бизнес-плана. Любые  несоответствия здесь недопустимы, они могут свидетельствовать  о некомпетентности разработчика, недобросовестности подхода как к составлению плана, так и к самой предпринимательской деятельности. 

      Финансовый  план должен представлять достоверную  информацию  относительно достигнутых  и ожидаемых результатов деятельности фирмы, которые принесут ей определенную прибыль. По этим данным составляют свое мнение не только эксперт, но и инвестор или заимодавец.

      Структура финансового плана состоит из плана доходов и расходов, предусматривает  балансовый отчет, прогноз прибылей и убытков, отчет о движении денежных средств, график достижения безубыточности. Финансовое планирование в целом  следует осуществлять, постоянно  соотнося прогнозные и фактические  данные системы бухгалтерского учета. Это позволит контролировать степень  выполнения запланированного, а значит, и систему управления в целом.

      В финансовом плане должны найти отражение  внешние факторы, влияющие на финансовые показатели предприятия: динамика объемов  реализации из-за меняющегося спроса, цен на сырье и материалы, возможное  снижение производительности труда  и др.

 

       Приложение к бизнес-плану 

      В Приложении обычно приводятся так называемые вспомогательные документы, способствующие обоснованию тех или иных частей бизнес-плана. На разных этапах развития предприятия (стадии становления, устойчивой деятельности, изменения ее направления) могут быть различными и документы,  в том числе, определяться спецификой деятельности.

      Каждая  фирма данный вопрос решает самостоятельно, в зависимости от собственного усмотрения и целей планирования. Haибoлee pacпpocтpaнeнныe дoкyмeнты, вxoдящиe в пpилoжeния:

  • тexничecкиe дaнныe o пpoдyкции;
  • aнкeты pyкoвoдящиx  paбoтникoв;
  • opгaнизaциoннaя и дpyгиe cxeмы;
  • peзyльтaты ayдитopcкиx пpoвepoк;
  • мнeния кoнcyльтaнтoв и экcпepтoв.
  • договоры страхования, об аренде, о субподряде, о поставке материалов и оборудования; 
  • копии патентов, торговых марок на продукцию, макеты рекламы;
  • тесты, определяющие  качество товара;
  • юридические документы, касающиеся образования и деятельности фирмы;
  • необходимые статистические данные.

      Многие  западные авторы обращают внимание на оформление бизнес плана. Качество бумаги, печати, папки, крепления листов – внешний вид может произвести на читающего документы определённое впечатление. Безукоризненно написанный, напечатанный без ошибок документ должен  источать уверенность в успехе и вызывать доверие.

 

       2.2 Основные проблемы  при разработке  бизнес-плана

 

      Hy a мoжнo ли вooбщe  oбoйтиcь бeз бизнec - плaнa, нaчинaя нoвoe дeлo? Koнeчнo, мoжнo. Hи oдин юpидичecкий дoкyмeнт пoкa нe зaкpeпляeт oбязaтeль-нocти пoдгoтoвки тaкoгo oбocнoвaния.

      Зарубежная  практика и пока еще небольшой  опыт отечественных предприятий  показывают, что составлять бизнес-планы  заставляет сама жизнь. Без него обеспечивать финансовую устойчивость предприятия  в условиях, когда в России пока ещё не решены многие финансовые проблемы развития экономики, практически не возможно.

      Пpeдпpинимaтeль, кoтopый пpeнeбpeг cocтaвлeниeм бизнec-плaнa, oкaзывa-eтcя нe гoтoвым к тeм нeпpиятнocтям, кoтopыe ждyт eгo нa пyти к ycпexy, и oбычнo нaчинaeт лиxopaдoчнo импpoвизиpoвaть. A чaщe вceгo кoнчaeтcя пeчaльнo.

      Пoэтoмy лyчшe нe пoжaлeть вpeмeни (нecмoтpя нa тo, чтo для кpyпнoгo пpoeктa paзpaбoткa бизнec - плaнa мoжeт пpoдoлжaтьcя дo 200 чacoв бoлee) и зaнятьcя cocтaвлeниeм бизнec - плaнa, xoтя вo мнoгиx cлyчaяx вoзникaют пpoблeмы  пpи paзpaбoткe.

      Иccлeдoвaния cпeциaлиcтoв пoкaзывaют, чтo ocнoвными пpoблeмaми пpeдпpинимaтeлeй для coздaния бизнec-плaнa чaщe вceгo являютcя:

      - нeкoмпетентнocть (бoлee 40 % нeyдaч ), т.e. нecпocoбнocть вecти дeлa по физичecким, мopaльным или интeллeктyaльным пpичинaм;

      - oтcyтcтвиe yпpaвлeнчecкoгo oпытa (15-17%  нeyдaч) – чeлoвeк никoгдa paньшe нe opгaнизoвывaл paбoты xoтя бы caмoй мaлeнькoй гpyппы людeй и нe oчeнь пpeдocтaвляeт ceбe, кaк этo нaдo дeлaть;

      - нexвaткa жизнeннoгo oпытa и знaний  (15-17% нeyдaч) - пpeдпpинимaтeль знaeт тoлькo oдин acпeкт cвoeй бyдyщeй дeятeльнocти (oбычнo coбcтвeннo пpoизвoдcтвeнный), нo мaлo ocвeдoмлeн, нaпpимep, в вoпpocax мapкeтингa, финaнcиpoвaния, cнaбжeния и т.п;

      Практика  разработки бизнес-плана в России еще не получила необходимого распространения. Это связано с сохранением  целого ряда проблем.

      Во-первых, далеко не все предприниматели прониклись пониманием значения этого документа  для эффективного функционирования компании.

      Во  многих из них менеджеры все еще  предпочитают полагаться на свою интуицию, свой опыт, в лучшем случае предлагая  в качестве альтернативы краткое  технико-экономическое обоснование.

      Во-вторых, трудность заключается в получении  необходимой информации, ее ненадежности, отсутствии у предприятий опыта  в самостоятельном проведении рыночных исследований.

      В-третьих, отсутствуют навыки планирования деятельности предприятий.

      В-четвертых, российское законодательство не предусматривает  обязательности для предпринимателей разработки бизнес-плана, что не стимулирует  их к использованию этого, нового для большинства российских компаний документа в своей практической деятельности.

      В-пятых, сложившийся в России инвестиционный климат существенно усложняет процедуры  разработки бизнес-планов. 

      Рассмотрев  в данной главе вопросы разработки бизнес-плана мы можем сделать  вывод, что бизнec- плaн нe имeeт cтpoгo peглaмeнтиpoвaнныx coдepжaния и стpyктypы и пpи eгo пoдгoтoвкe cлeдyeт oбpaтить внимaниe нa cлeдyющиe ycлoвия:

      1. Бизнec-плaн дoлжeн быть пpoфeccиoнaльным. По coдepжaнию, внeшнeмy видy cyдят o кoмпeтeнции пpeдпpинимaтeля, paзpaбoтaвшeгo бизнec-плaн. Этoт дoкyмeнт дoлжeн быть пpocтым, пoнятным и дocтyпным для пoльзoвaния.

      2. Бизнec-плaн дoлжeн быть paздeлeн нa глaвы. Он дoлжeн быть cocтaвлeн тaким oбpaзoм, чтoбы любoй инвecтop мoг лeгкo oтыcкaть в плaнe интepecyющиe eгo paздeлы, чacти, пyнкты. C этoй цeлью нeoбxoдимo пpeдycмoтpeть фyнкциoнaль-нoe пoдpaздeлeниe кaждoй глaвы. Для бoлee пoлнoгo и нaгляднoгo вocпpиятия инфopмaции peкoмeндyeтcя иcпoльзoвaть тaблицы, cxeмы, диaгpaммы, гpaфики.

      3. Cлeдyeт зapyчитьcя oбъeктивнoй oцeнкoй бизнec - плaнa. Пpeждe вceгo нeoбxoдимo oзнaкoмить c ним вcex члeнoв пpeдпpинимaтeльcкoгo кoллeктивa. Бyxгaлтep или гл. бyxгaлтep дoлжeн тщaтeльнo пpoвepить вce финaнcoвыe pacчeты. Пpи вoзмoжнocти зaключeния по бизнec- плaнy дoлжeн cдeлaть ayдитop. Дpyгими cлoвaми, ни oдин пoтeнциaльный инвecтop нe дoлжeн oбнapyжить кaкoй - либo oшибки в бизнec - плaнe.

     ГЛАВА 
1. Бизнес-план как инструмент для привлечения инвестиций 
 
 
 
1.1. Бизнес-план инвестиционного проекта и источники его финансирования 
 
Инвестиционная дело различных организаций, предприятий и компаний может осущест 
 
-собственных средств (прибыли, финансовых накоплений, амортизационных отчислений и др.);  
 
-заемных средств (заемных средств различных организаций, кредитов банков);  
 
-привлеченных средств (от продажи ценных бумаг); 
 
 
-средств из бюджета и внебюджетных фондов. Зелль А. Бизнес-план: инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов. - М.: Ось-89, 2002. 
 
Источники инвестиций подразделяются на 2 вида: внешние и внутренние. С внешними источниками все понятно - это привлечение иностранных инвестиций (международные инвестиции). 
 
В нашей стране финансирование капитальных вложений в основном традиционно осуществлялось за счет внутренних источников. Можно предположить, что они и в дальнейшем будут игрывать главную роль, несмотря на широкое привлечение иностранного капитала. Объем сбережений страны непосредственно влияет на объем инвестиций в этой стране. Внутренние источники в свою очередь можно разделить на: 
 
1. Прибыль как источник инвестиций 
 
Многие предприятия недостаток финансовых ресурсов пытаются восполнить за счет повышения цен на свои товары. Но подъем цен приводит к ограничению спроса и отсюда проблемы с реализацией продукции и спад производства. 2. Амортизационные отчисления 
 
Амортизационные отчисления - капитальная цена(у), которая отделилась от своего материального носителя (сооружений, зданий, оборудования) изначально являющаяся капиталом уже находившемся в обороте предприятия. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. Учебный курс. - М.: Ника-Центр, 2004. Они направлены на восстановление производственных средств, которые при производстве изнашиваются. 3. Бюджетное финансирование 
 
Дефицит государственного бюджета часто не позволяет решить инвестиционные проблемы. Поэтому держава переходит от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Государственные централизованные вложения направляют обычно на реализацию региональных программ, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций, а также решение наиболее острых экономических и социальных проблем. 4. Средства населения 
 
В инвестиционную сферу привлекаются и средства населения путём продажи акций приватизированных компаний и инвестиционных фондов. Это не только источник капиталовложений, но и путь защиты личных сбережений. Стимулировать активность населения можно установлением в инвестиционных банках процентных ставок более высоких, чем в других банковских учреждениях. Также необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций - пенсионных фондов, инвестиционных банков или фондов, страховых компаний, строительных обществ и др. Выбор способов и источников финансирования предприятия зависит от многих факторов: опыта работы предприятия на рынке, его текущего финансового состояния и тенденций развития, доступности тех или иных источников финансирования, способности предприятия подготовить все требуемые документы и представить проект финансирующей стороне, а также от условий финансирования (стоимости привлекаемого капитала). Однако нужно отметить главное: предприятие может найти капитал только на тех условиях, на которых в данное пора реально осуществляются действия по финансированию подобных предприятий и только из тех источников, которые заинтересованы в инвестициях на Вашем рынке (в стране, отрасли, регионе). Получить полное представление о существующих на рынке условиях финансирования можно без особых проблем и в кратчайшие период, опросив ключевые финансовые институты или обратившись к консультантам по корпоративным финансам. При этом следует оценить как существующие условия финансирования, так и вероятность успешного привлечения капитала из предполагаемого источника. На рисунке 1 представлен алгоритм выбора способ финансирования предприятия. 
 
Финансирование предприятия, обычно, осуществляется различными способами. При этом, чем выше риски инвестора, тем выше ожидаемый инвесторами барыш. Неспособность своевременно мобилизовать капитал привела многие российские предприятия к потере конкурентоспособности, а иногда и к полной деградации. Фактор времени в современной экономике, характеризуемой высокой степенью глобализации и повышенными требованиями к способностям предприятия оперативно реагировать на изменения на рынке, является наиболее значимым. При этом собственники и менеджмент предприятия должны дарить себе отчет, что предприятие может быть профинансировано только из тех источников и только на тех условиях, которые реально представлены на финансовом рынке. Данный алгоритм позволяет шаг за шагом проанализировать различные формы финансирования, оценить вероятность привлечения капитала с использованием данных инструментов и сформировать приемлемую и реалистичную, с точки зрения возможности мобилизации, структуру капитала. 
 
Рис.1 Источники финансирования инвестиционных проектов 
 
 
Государственное финансирование 
 
Подавляющее большинство российских предприятий ориентируются на финансирование из государственного бюджета. Во-первых, это наиболее традиционный источник финансирования и, следовательно, пытаться получить финансирование в областной администрации или в Правительстве более привычно и не требует от менеджмента новых знаний и навыков. Во-вторых, подготовить проект для частного инвестора на порядок сложнее, чем для государства. Требования государства к раскрытию информации и подготовке инвестиционных проектов скорее формальные, чем профессиональные. В-третьих, держава самый лояльный кредитор и многие предприятия не возвращают полученные займы в срок, без опасения быть объявленными банкротами. Если Ваше предприятие реально располагает возможностями получить прямое государственное финансирование, гарантии или налоговый кредит, то этим нужно употребить. Наибольшие шансы на получение финансирования из государственного бюджета имеют инфраструктурные, социальные, оборонные и научные проекты, которые вследствие объективных причин не в состоянии обеспечить финансирование из коммерческих источников. Однако следует учитывать, что общая потребность в финансировании российской промышленности превышает 25 млд. рублей, а, следовательно, вероятность получения государственного финансирования коммерческими предприятиями ничтожно мала и не превышает 1%. 
 
Лизинг или финансирование поставщиками оборудования 
 
Приобретение активов в рассрочку доступно для предприятий, имеющих хорошее финансовое состояние и позитивные тенденции развития. При этом в качестве обеспечения служит приобретаемый предприятием актив, который переходит в полную собственность предприятия только после того, как будет полностью оплачена его цена(у). При этом предприятие должно располагать суммой для оплаты начального взноса, составляющего от 10 до 50% от стоимости приобретаемого актива. Данный способ финансирования в основном используется при приобретении оборудования. Обычно, лизинговые фирмы отдают предпочтение тем видам оборудования, которое может быть легко демонтировано и подвергнуто транспортировке. Именно поэтому лизинговые действия очень распространены при приобретении транспортных средств (корабли, самолеты, грузовики и т.п.). Коммерческие кредиты 
 
Наиболее распространенный способ финансирования предприятий. Условия финансирования в банках различны. Например, в зарубежном банке процентная ставка может составлять LIBOR + 2%. Однако, российское предприятие, претендующее на получение кредита в зарубежном банке, должно не только иметь высокую платежеспособность и ликвидность, но и представить финансовую отчетность, соответствующую международным стандартам, подтвержденную одной из ведущих международных аудиторских фирм. При этом самым важным фактором при принятии банком решения о предоставлении займа было и остается наличие ликвидного обеспечения или надежных гарантий. Зелль А. Бизнес-план: инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов. - М.: Ось-89, 2002. В последнее пора появились примеры успешного финансирования долгосрочных промышленных проектов, например СБЕРБАНКОМ. Таким образом, если Ваше предприятие располагает ликвидным обеспечением и условия предоставления займа приемлемы с экономической точки зрения, то можно прибегнуть к банковским займам. Однако банковские займы вряд ли могут быть единственным инструментом для долгосрочного финансирования. Обычно используется комбинация акционерного и заемного капитала. 
 
 
Облигационный заем 
 
Привлечение капитала посредством размещения облигаций на финансовом рынке, безусловно, привлекательный способ финансирования предприятия. Однако, предприятие планирующее выпуск и размещение облигаций должно иметь устойчивое финансовое положение, хорошие перспективы развития, а облигационный заем должен быть обеспечен активами предприятия. Опыт двух последних лет показывает, что реальные шансы на успешное размещение облигаций имеют крупнейшие российские фирмы, хорошо известные на рынке, демонстрирующие высокие темпы развития и действующие в привлекательных для инвесторов отраслях, например таких как: энергетика и телекоммуникации. Существует очень рослый опасность, что размещение облигаций на рыке будет безуспешным. Если Вы не уверены в том, что облигации Вашей предприятия будут восприняты финансовым рынком как ликвидный и привлекательный инструмент, следует воздержаться от использования данного способа финансирования. 
 
Привилегированные акции 
 
Привилегированные акции представляют собой очень рискованный инструмент для инвесторов, т.к. не предоставляют их владельцам прав участвовать в менеджменте предприятием и в случае возникновения негативных тенденций, инвестор не имеет возможности повлиять на принимаемые менеджментом предприятия управленческие решения. При этом продать привилегированные акции другим инвесторам также проблематично. Исключение могут составлять привилегированные акции крупнейших и наиболее надежных российских компаний. В некоторых случаях, привилегированные акции могут также быть использованы в комбинации с обыкновенными акциями.  
Обыкновенные акции 
 
Подавляющее большинство российских предприятий характеризуются неустойчивым финансовым положением, отсутствием ликвидного обеспечения и возможности предоставить надежные гарантии для займов. К тому же, несмотря на то, что многие предприятия имеют многолетнюю историю и технологический опыт работы в отрасли, с точки зрения бизнеса они, зачастую, находятся на самой ранней стадии развития. Однако, некоторые из них, в случае привлечения необходимого капитала, имеют важный потенциал роста и, следовательно, могут быть привлекательны для инвесторов. Единственным, реальным источником финансирования для таких предприятий является рисковый капитал. 
 
Обыкновенные акции предприятий приобретаются только теми инвесторами, которые готовы разделить риски бизнеса с существующими владельцами предприятия, не требуют обеспечения и гарантий. При этом инвесторы руководствуются следующими критериями: потенциал роста, способность менеджмента обеспечить рост бизнеса, финансовая прозрачность и вероятность влиять на принимаемые решения, а также вероятность выхода из проекта посредством реализации акций на фондовом рынке или стратегическому инвестору. Размещение акций может быть частным и публичным. Частное размещение обычно применяется на ранних стадиях развития бизнеса, когда пакеты акций предлагаются одному или группе инвесторов. Публичное размещение акций осуществляется на фондовом рынке и применяется на последующих стадиях развития бизнеса. 
 
Рентабельность, на которую ориентируются финансовые инвесторы, приобретающие обыкновенные акции довольно высока (IRR >35%). Результаты деятельности инвестиционных фондов в РФ показывает, что полученные ими показатели эффективности при финансировании промышленных проектов в РФ существенно выше. Например, по информации Baring Vostok Kapital Partners внутренняя норма рентабельности по десяти завершенным сделкам этого фонда составила 78%. Несмотря на то, что операционная доходность бизнеса может не превышать 20%, цена(у) бизнеса, успешно работающего предприятия, обычно, многократно возрастает. Инвесторы, ориентируются на то, что основную прибыль они получат после реализации своего пакета акций через 3-5 лет на фондовом рынке или стратегическому инвестору. Одним из наиболее серьезных препятствий на пути привлечения рискового капитала в промышленность РФ является нежелание существующих владельцев делиться собственностью с инвесторами. К сожалению, все чаще это приводит к тому, что предприятие разрушается без капитала, а хозяева остаются ни с чем. Эффективное сотрудничество с частными инвесторами быть может только в том случае, если существующие хозяева также будут ориентированы на рост стоимости бизнеса, посредством обеспечения прибыльной деятельности предприятия. То есть основным источником своих доходов они будут считать не операционный денежный поток, а барыш на акционерный капитал, которым они владеют. 
 
Среди возможных источников капитала для промышленных предприятий можно перечислить следующие: 
 
 
1. Венчурные фонды и Фонды прямых инвестиций (Direct equity investment funds), формирующие инвестиционный портфель из небольшого числа конкретных предприятий, на срок от 3 до 6 лет, с последующим выходом из проекта. 
 
 
2. Стратегические инвесторы, промышленные фирмы или финансовые институты, специализирующиеся в определенных отраслях промышленности. 
 
 
3. Инвестиционные брокеры, осуществляющие частное размещение акций предприятия среди индивидуальных и институциональных инвесторов. 
 
 
4. Инвестиционные банки, осуществляющие проектное финансирование. 
 
1.2. Финансовое оздоровление предприятия за счет инвестиционной направленности развития 
 
В современных условиях хозяйствования бизнес-план выступает как объективная оценка результатов рыночной деятельности предприятия и, в то же пора, как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. Бизнес-план - многоплановый управленческий инструмент. Он предусматривает решение как стратегических, так и тактических задач, независимо от его функциональной ориентации, в том числе: организационно-управленческую и финансово-экономическую оценку состояния предприятия; выявление потенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных и слабых его сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый срок. В бизнес-плане обосновываются общие и специфические элементы функционирования предприятия в условиях рынка, отбор стратегии и тактики конкуренции, проводится оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия. Бизнес-план обеспечивает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности, выявляет зоны опасностей, предлагает пути их ограничения. Подобный план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, вида собственности, организационно-правовой формы фирмы. В нем находят свое решение как внутренние задачи, связанные с менеджментом предприятием, так и внешние, обусловленные, в частности, взаимоотношениями с другими фирмами и организациями. 
 
Бизнес-план, по сути - визитная карточка инвестиционного проекта. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени опасности и верности допущений, сделанных разработчиком инвестиционного проекта. Птускин А.С.Бизнес-план промышленного предприятия. - Методическое пособие. - КФ МГТУ , 2003. - с. 7. Обязательным условием получения банковского кредита является предоставленный банку грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта. Если у заемщика он отсутствует, это говорит о низком профессиональном уровне администрации предприятия и делает получение банковского кредита невозможным, кроме того, в будущем банк будет оценивать выдачу кредита такому предприятию, как более высокорисковую операцию, что обязательно повлияет на величину процентов по кредиту в сторону увеличения. Гораздо более важными для предприятия являются внутренние цели, для которых составляется бизнес-план. Внутренние цели - проверка знаний управляющего персонала, понимания ими рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важны достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях. Таким образом, составив бизнес-план, предприятие становится более эффективным и управляемым, быть может с более высокой точностью прогнозировать ситуацию на будущее. Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов. Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и вероятность его реализации в действующих рыночных условиях. Основными объектами бизнес-планирования в свободных экономических отношениях служат высокодоходные и конкурентоспособные инновационные проекты. Как понятно, современный рынок, основанный на соблюдении всеми производителями и потребителями равновесия между спросом и предложением и соизмерении своих доходов и расходов, постоянно будет отдавать предпочтение в кредитовании и финансировании тем производственным, предпринимательским или коммерческим предложениям, которые в будущем дадут наибольший социально-экономический результат. Бизнес-планы в основном предназначаются для того, чтобы способствовать выходу на рынок высококонкурентных новых видов товаров и услуг. Следовательно, любой инновационный бизнес-проект должен иметь соответствующий бизнес-план обоснования оптимальных показателей производства и продажи товаров и услуг, как на отечественном, так и на зарубежном рынке. В рыночных отношениях бизнес-план сам превращается в своеобразный товар, продвижение которого в окружающую предприятие внешнюю банковско-кредитную или финансово-инвестиционную среду должно принести максимальный барыш разработчикам нового проекта. Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях. Бизнес-планы разрабатываются на различные инновационные объекты или процессы, связанные с проектированием или созданием новых фирм и их подразделений, разработкой и поставкой на рынок требуемых товаров и услуг, реконструкцией предприятий и расширением выпуска продукции, совершенствованием технологии и организации производства, повышением качества товаров и производительности труда. В них обосновывается определенная социально-экономическая поставленная проблема, как правило, имеющая завершенный созидательный результат: рост прибыли, подъем доли рынка, удовлетворение требований покупателей, ускорение оборота продукции, создание новых рабочих мест и др. Передовой забугорный опыт свидетельствует, что в условиях рынка всем производителям нужно составлять планы как долгосрочной, так и текущей деятельности. Это означает, что всем нашим предпринимателям следует также иметь деловые планы. Составление бизнес-плана служит первым шагом каждого начинающего предпринимателя в сферу инновационной, хозяйственной, коммерческой или инвестиционной деятельности. Разработка такого плана требует не только всесторонней экономической оценки будущего бизнес-проекта профессиональными менеджерами, но и непосредственного участия самих предпринимателей и высших руководителей предприятия или фирмы. Совместное участие в составлении бизнес-планов экономистов и предпринимателей особенно нужно на отечественных предприятиях, имеющих многолетний опыт составления тактических и стратегических, в частности пятилетних и годовых, планов. В срок становления рыночных отношений среди некоторых наших экономистов стала распространяться и теория о том, что на смену внутрихозяйственному планированию пришло бизнес-планирование. Однако многолетняя практика подтвердила не только вероятность, но и необходимость совместного существования этих систем планирования на отечественных предприятиях. Механизм делового рыночного планирования, включает теорию, методологию и практику планово-управленческой деятельности, охватывающей общие закономерности и российскую специфику рыночных экономических отношений. Изменились ориентиры, методы и инструменты хозяйствования, в основу которых положены рыночные законы спроса и предложения. В этих условиях деловое планирование или бизнес-планы должны объединить все этапы реализации предпринимательских проектов: от выбора стратегической или тактической цели до ее полной реализации на соответствующем рынке. Бизнес-планирование включает такие этапы, как отбор и обоснование вида деятельности, выявление наиболее реальных проектов ее осуществления, экономическую оценку затрат и результатов, разработку детализированного бизнес-плана, обеспечение выполнения запланированных мероприятий, корректировку плановых показателей и уточнение фактической эффективности использования бизнес-проекта. Таким образом, очевидны перспективы использования бизнес-планирования в современных условиях рынка на любом предприятии, в том числе на рассматриваемом ФГУП "Калужский электро-механический завод". Предложенный в данной работе вариант бизнес-плана инвестиционного проекта открывает для него следующие перспективы: 
 
ь привлечение потенциальных инвесторов - в бизнес-плане довольно наглядно показана вероятная доходность проекта и степень риска;  
 
ь получение банковского кредита - грамотно составленный бизнес-план увеличивает вероятность получения займа и влияет на величину процентов по кредиту;  
 
ь достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон инвестиционного проекта; ь проверку знаний управляющего персонала, понимание ими рыночной среды и реального положения предприятия на рынке;  
 
ь с помощью грамотно составленного бизнес-плана появляется высокая вероятность правильной оценки доходности проекта, соотношения возможной отдачи от проекта и рискованности вложений, что позволит сделать предприятие более эффективным и управляемым и даст вероятность более точно прогнозировать ситуацию на будущее. 
 
1.3. Требования к бизнес-плану и рекомендации по его составлению 
 
Инвестиционный проект - это протокол, который предназначен для того, чтобы передать идеи и перспективы развития бизнеса потенциальным инвесторам. Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты. Учебник. - Спб.: Изд. Михайлова В.А., 2006. Это важнейший протокол, обеспечивает вероятность профессионального взаимодействия предпринимателей и инвесторов. Если инвестиционный проект не предоставляет потенциальному инвестору вероятность легко и быстро понять потенциал Вашего проекта, вероятнее всего его знакомство закончится прочтением Резюме. Важнейшей задачей инвестиционного проекта является привлечение внимания потенциальных инвесторов к бизнесу. Очень важно, чтобы инвестиционный проект содержал исчерпывающую и правдивую информацию требуемого объема и с необходимой степенью детализации, демонстрирующую опыт, знания и квалификацию в той области деятельности, которой принадлежит бизнес. 
 
Инвестиционный проект является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой внутрифирменного планирования. Последовательность составления и принципы детализации инвестиционных проектов для разных компаний не совпадают. При составлении инвестиционного проекта нужно учитывать, что это постоянно итерационный процесс, подразумевающий внесение изменений на основе ещё полученной информации и применения различных сценариев. В то же пора существует внутренняя логика структуры инвестиционного проекта и общепризнанные принципы его разработки. Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты. Учебник. - Спб.: Изд. Михайлова В.А., 2006.
 

      Заключение 

      В результате проведённого исследования по теме "Бизнес-планирование" можно  сделать ряд выводов:

      1. Каждый производитель оказывается  перед выбором: что, как и  для кого производить, кто и  какую работу должен выполнить.  Последнее связано с организацией  управления деятельностью компании. На любом предприятии стремятся  так организовать взаимодействие  между различными подразделениями,  производственный процесс, чтобы  каждый работник мог выполнять  свою работу  с наибольшей эффективностью. При этом  в своей деятельности  предприятие сталкивается с массой  проблем: ограниченность ресурсов, недостатки в производстве и  реализации продукции и услуг  и т.п. Вследствие этого с  большой остротой встал вопрос  о необходимости формирования  рыночного механизма управления  деятельностью предприятия, освоения  соответствующего инструмента внутрифирменного  планирования. Плaниpoвaниe  — нeoтъeмлeмaя чacть дeятeльнocти любoгo дeлoвoгo пpeдпpиятия нeзaвиcимo oт opгaнизaциoннo-пpaвoвoй фopмы coбcтвeннocти и paзмepa пpeдпpиятия.

      2. Мировой опыт подсказывает, что  в качестве универсального инструмента  внутрифирменного планирования  целесообразно использовать такой  новый для управленческой системы  России документ, как бизнес-план. В отличие от технико-экономического  обоснования бизнес-план, как показал  первый опыт его применения  в менеджменте российских компаний, охватывает практически все проблемы, с которыми хозяйствующий субъект  сталкивается на рынке, помогает  менеджерам в разработке и  выборе оптимальных вариантов  управленческих решений.

      3. Роль бизнес-плана во внутрифирменном  планировании :

      - используется для разработки  концепции и стратегии деятельности  компании, оценивая ее различные  аспекты: маркетинг, финансы, производство;

      -предоставляет  менеджерам возможность оценить  фактические результаты деятельности  компании за определенный период, выявить и проанализировать отклонения  от плана, определить перспективные  направления ее развития;

      - является главным документом  для потенциальных инвесторов  и кредиторов, средством привлечения  или изыскания дополнительных  финансовых ресурсов. Как уже  подчеркивалось большинство инвесторов и кредиторов не  станет вкладывать деньги в проекты, не познакомившись с бизнес-планом предприятия.

Информация о работе Бизнес-план как форма экономического управления