Бизнес-планирование как средство развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 11:17, курсовая работа

Описание

Цель работы: На основе анализа деятельности предприятия по планированию провести бизнес планирование на базовом предприятии.

Задачи работы:

1.Раскрыть сущность и значение планирования на предприятии;
2.Раскрыть методику планирования на базовом предприятии.
3.Разработать бизнес-план базового предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы бизнес-планирования…………..…..5

1.1 Роль бизнес-планирования в стратегическом планировании экономической деятельности предприятия…………………………...5

1.2 Понятие бизнес-плана. Цель, задачи и особенности составления……………………………………………………………...8

1.3 Разработка бизнес-плана с помощью программы

Project Expert 9.0……………………………………………………….10

Глава 2. Структура и содержание бизнес-плана………………….…19

2.1 Механизм разработки бизнес-плана……………………………..19

2.2 Финансовый план – важнейший раздел бизнес-плана………….27

Глава 3. Разработка бизнес-плана деятельности ООО Центр «ЭИМС»..................................................................................................31

3.1 Характеристика предприятия……………………………………..31

3.2 Основные направления бизнес-планирования на ООО Центр «Электронная информационно-маркетинговая система» ………….32

3.3 Выводы и предложения……………………………………….......51

Заключение………………………………………………………….....54

Библиографический список литературы……………………………..56

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 346.50 Кб (Скачать документ)

    1. Подготовка заявок существующих  и вновь создаваемых частных  и акционерных фирм на получение  кредитов.

    2. Обоснование предложений по приватизации государственных предприятий.

    3. Открытие нового дела и определение  профиля будущей фирмы и основных  направлений ее коммерческой  деятельности.

    4. Перепрофилирование существующей  фирмы и выбор новых направлений  и способов осуществления ее деятельности.

    5. Получение государственных и  муниципальных дотаций.

    6. Составление проспектов эмиссии  ценных бумаг (акций и облигаций)  приватизируемых и частных фирм.

    7. Выход фирмы на внешний рынок  и привлечение иностранных инвестиций. 
 
 

    Составлению бизнес-плана предшествуют следующие работы:

    - анализ  и оценка текущего состояния  предприятия;

    - анализ  потребностей и проблем рынка  (потребители, посредники, конкуренты, поставщики, положение предприятия  на рынке);

    - анализ  влияния на предпринимательскую деятельность состояния отрасли, к которой принадлежит предприятие, факторов макросреды предприятия (экономических, политических, демографических, научно-технических, природных, культурных);

    - определение  основных направлений и формулирование  количественно обоснованных целей деятельности предприятия на расчетный период;

    - разработка  планов действий, обеспечивающих  достижение установленных целей,  и определение необходимых для  этого ресурсов.

    Наиболее  важным среди предшествующих составлению  бизнес-плана этапов является выбор сферы предпринимательства и определение ее границ. Проблема рационального выбора осложняется тем, что сфер (или направлений) предпринимательской деятельности довольно много, так же как и критериев оценки их эффективности. Опыт быстрорастущих компаний показывает, что в настоящее время наиболее предпочтительными являются следующие виды бизнеса:

    - оказание  различных услуг;

    - общественное  питание;

    - торговля  потребительскими и продовольственными  товарами;

    - строительство  жилья;

    - туризм;

    - деятельность, связанная с недвижимостью и  др.

    Бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется с прогнозом  на несколько лет. Для первого  и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной  разбивке (а при возможности даже в помесячном разрезе, особенно для первого года), и только начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.

    Структура бизнес-плана и его детализация  определяются направленностью и  масштабом задуманного дела, т. е. спецификой объекта, сферой деятельности фирмы, организационным состоянием, размерами предполагаемого рынка, наличием конкурентов и перспективами роста.

    Так, например, одно дело - открыть видеотеку, другое - организовать производство какой-либо продукции.

    В первом случае бизнес-план требует минимальной проработки, часть разделов может вообще отсутствовать: надо только выяснить, где снять и как оборудовать помещение, как приобрести аппаратуру, у кого и по какой цене приобретать видеозаписи, какую установить цену на входные билеты и т. п.

    Во  втором случае бизнес-план необходимо разработать в полном объеме, проведя  при этом достаточно трудоемкие и  сложные исследования.

    Однако  в большинстве случаев, несмотря на значительные внешние отличия, содержание бизнес-планов и общие требования к их оформлению практически совпадают.

    Так, при написании бизнес-плана необходимо учитывать следующие требования:

    1. Степень детализации должна соответствовать  целям плана, но не включать  ничего лишнего.

    2. Для удержания постоянного внимания  эксперта план нужно сделать интересным и легко воспринимаемым. Необходимо использовать разговорный язык, стараться избегать специальной технической терминологии; для технической и дополнительной информации использовать приложения (первоначально они будут лишь поверхностно интересовать незнакомого с техникой финансиста).

    3. Как можно чаще использовать  заголовки для разделения текста, чтобы он был ясным и легко  воспринимаемым.

    4. При обосновании прогнозов необходимо  использовать как можно больше  подтверждающих фактов (собственное мнение предпринимателя и его вера не являются доказательством). Прогнозы должны быть реалистичными, а посему не слишком «унылыми» и не слишком амбициозными.

 

     Глава 2. Структура и содержание бизнес-плана

    2.1 Механизм разработки  бизнес-плана 

    Бизнес-план - это документ, в котором описываются  все основные аспекты предпринимательской  деятельности, анализируются главные  проблемы, с которыми может столкнуться  предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем./1/

    В зависимости от конкретного характера и условий предстоящей деятельности - объема производства, вида продукции (услуги), ее новизны и т.п. - состав и структура бизнес-плана могут существенно различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же.

    Как правило, бизнес-план состоит из следующих разделов:

  • резюме;
  • описание продукта (услуги);
  • анализ рынка сбыта;
  • оценка конкурентов;
  • стратегия маркетинга;
  • план производства;
  • организационный план;
  • финансовый план.

    Резюме

    Многие  кредиторы и инвесторы любят  читать краткое содержание бизнес-плана, т.е. резюме, объем которого не превышает двух листов. Это дает им возможность увидеть важные особенности и преимущества данного проекта перед другими проектами. По содержанию резюме инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время и читать бизнес-план до конца, поэтому необходимо четко и весьма убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, чтобы кредиторы и инвесторы смогли получить ответы на вопросы: «Что они получат в случае успешной реализации этого бизнес-плана?» и «Каков риск потери ими денег?»

    Для ответа на поставленные вопросы в  этом разделе бизнес-плана определяются все направления и сферы деятельности фирмы. Границами сфер деятельности могут служить производимые товары, существующие сегменты рынка и технологические возможности самой фирмы. После определения сфер и направлений деятельности по каждому из них фирма устанавливает цели, к которым она стремится. Этими целями могут быть увеличение доли фирмы на сложившихся рынках до определенной величины или повышение общего объема продаж в несколько раз, увеличение роста чистого дохода, увеличение доли сервисных услуг или повышение качества продукции, а также снижение срока освоения новых видов продукции, проникновение на рынки и вытеснение старых товаров.

    В конце резюме отражаются финансовые результаты, которые ожидаются от проекта в будущем.

    Резюме  составляется после составления  бизнес-плана.

    Описание  продукта (услуги)

    Первый  раздел любого бизнес-плана - это описание того продукта (услуги), который предприниматель собирается производить или предоставлять. В этом разделе необходимо ответить на следующие вопросы:

    Какие потребности призван  удовлетворять данный продукт (услуга)?

    Какой полезный эффект можно  получить от данного  товара (услуги)?

    Чем отличается данный продукт (услуга) от товара конкурента?

    Полезный  эффект - это то, ради чего приобретается  товар. Отличительные особенности  товара - это то, что делает возможным получить полезный эффект. Однако не стоит уповать на исключительные достоинства товара. Лучше сделать упор на максимальное удовлетворение запросов рынка. Покупателю совершенно безразличны такие важные с точки зрения производителя свойства товара, как трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость их изготовления, технологичность изделий в производстве, многие важные особенности их конструкции.

    Два элемента - потребительные свойства товара и цена - являются определяющими  для покупателя при совершении покупки  и главными составляющими конкурентоспособности  товара, отражающей его отличие от товара-конкурента.

    Производителю товара (услуги) всегда нужно помнить,  что в конечном итоге люди склонны покупать то, что им нравится, а не то, что им предлагают. Очень важный и очень часто упускаемый из виду момент - это наглядное изображение товара, или экземпляр изделия фирмы, или свидетельство хотя бы одного клиента, которого полностью устроили услуги, оказанные данной фирмой. Без этого и сама фирма-производитель не будет иметь полного представления о своих будущих проблемах и затратах, и его потенциальные кредиторы и партнеры не захотят дать деньги под идею, которая не привела к появлению хотя бы одного экземпляра товара или услуги. Поэтому всегда целесообразно иметь образ выпускаемой продукции, доведенный до товарного вида, фотографию либо рисунок товара, дающие о нем достаточно четкие представления, или детальное описание предоставляемых услуг.

    В этом же разделе следует охарактеризовать основные качества товара (услуги), его внешний вид, если необходимо - и упаковку, и сервисное обслуживание. На этом этапе целесообразно прикинуть цену товара и затраты, которые необходимо будет осуществить при его изготовлении, что позволит определить предполагаемую прибыль, а значит, и шансы на успех или неудачу. 

    Анализ  рынка сбыта

    Второй  раздел бизнес-плана - изучение рынка товара или услуги. Недостаточный анализ рынка и потенциальных потребителей, их вкусов, запросов, денежных возможностей и т.д. - одна из наиболее частых причин неудач в бизнесе. Поэтому прежде чем поставить дело на «широкую ногу» и заняться им всерьез, следует тщательно изучить рынок. Это даст возможность определить круг потребителей, емкость рынка товара (услуги) и, следовательно, объемы их производства и реализации, необходимые для этого ресурсы.

    Если  трудно провести достоверные исследования рынка либо они стоят достаточно дорого и не по карману начинающему предпринимателю, можно изготовить пробную партию товара, реализация которого даст ценную информацию о рынке, особенно если сам предприниматель примет непосредственное участие в продаже товара или оказании услуг.

    При этом предпринимателю целесообразно  обратить внимание на следующее:

  • насколько часто и охотно покупатели приобретают его товар или обращаются в его фирму за услугами;
  • кто именно покупает его товар или обращается к нему за услугами, что именно привлекло;
  • сколько времени потребовалось для реализации всей партии товара или оказания одной услуги;
  • как реагируют покупатели на цену его товара. Можно поиграть с ценой товара и посмотреть, повлияет ли ее снижение на скорость продажи и расширение круга потребителей.

    Таким образом, из пробной продажи необходимо получить максимум интересующей информации. Полезно поинтересоваться у потребителей, какие изменения внесли бы они во внешний вид, качественные параметры, упаковку, оказание сервисных услуг. При этом не обязательно стремиться удовлетворить интересы и запросы всех потребителей сразу. Необходимо нацелить товар или услугу на определенную группу покупателей, на их потребности и вкусы, направить совершенствование изделий и услуг, завоевать определенную нишу на рынке данного товара (услуги) и стараться ее удержать.

    Оценка  конкурентов

    Третий  раздел бизнес-плана посвящается  анализу конкурентов. Не следует думать, что в условиях нашего ненасыщенного рынка такой анализ является напрасной тратой времени, сил и средств. Ведь ситуация может измениться в любой момент, а ориентировать свой бизнес следует с расчетом на будущее. Так что стоит позаботиться и об этом разделе бизнес-плана. В нем необходимо ответить на следующие вопросы:

Информация о работе Бизнес-планирование как средство развития предприятия