Целеполагание в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:09, реферат

Описание

Целью курсовой работы является изучение процесса целеполагания и целевых технологий при разработке и принятии управленческого решения.
Для достижения поставленной цели, предполагается решить следующие задачи:
• Раскрыть сущность и содержание понятий целеполагание, цель;
• Рассмотреть функции, виды и свойства целей;
• Определить основные методы разработки целей;

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 111.03 Кб (Скачать документ)

Таким образом, в миссии организации должна быть сосредоточена в краткой форме  вся та информация, которая может  дать стартовое представление потребителю  о сфере деятельности той или  иной организации, а также мотивировать клиентов и партнеров на выбор  из существующих альтернатив именно этой организации.

Значение миссии

Разработка  миссии является начальной точкой любого совершенствования системы управления, так как определение миссии необходимо для того, чтобы выявить, в чем  заключается основная задача предприятия  и любую деятельность предприятия  подчинить ее решению.

Миссия предназначена для решения  следующих основных задач:

1.Представить  в явном виде то, для чего  существует компания, и установить  базу для определения и обеспечения  непротиворечивости ее целей. 

2. Определить, чем компания отличается от  всех других компаний, действующих  на том же рынке. 

3. Создать  критерий для оценки необходимости  выполнения всех действий, осуществляемых  в компании.

4. Согласовать  интересы всех лиц, связанных  с организацией (собственников, руководство,  персонал, клиентов и др.).

5. Способствовать  созданию корпоративного духа, в  том числе расширить для сотрудников  смысл и содержание их деятельности.

Формирование  миссии позволяет определить, для  чего существует конкретная организация, причем данное определение не изменяется обычно на протяжении всего цикла  жизнедеятельности организации. Выработка  новой миссии обычно приводит к созданию нового предприятия.

 «...Ответ  на вопрос «Кто мы, что мы  делаем и куда направляемся?»  определит курс, который должна  взять фирма, и поможет выработать  сильную индивидуальность. То, что  компания собирается делать, и  чем она хочет стать, в общем  смысле является предназначением  (миссией) фирмы».

Примеры миссий некоторых крупных  компаний

Существует  два подхода к пониманию миссии: широкий и узкий.

В широком понимании миссия - это философия и предназначение организации. При таком подходе миссия определяется в общих терминах без жесткой привязки к номенклатуре производимой продукции, группе потребителей и т.п.

Содержание  миссии раскрывается через ценности, верования, принципы, которые положены в основу деятельности организации, а также те действия, которые она  намерена осуществлять.

Широкий подход к формированию миссии ориентирует  предприятие на достижение стратегических преимуществ за счет создания возможностей производства широкой номенклатуры продукции (услуг); одновременный охват  многих сегментов рынка и групп  потребителей; гибкость маневрирования в управлении организацией.

При узком  подходе Миссия рассматривается  как утверждение, раскрывающее смысл  существования организации, в котором  проявляется отличие данной организации  от ей подобных.

Пример: Миссия концерна (АВПК) «Сухой»:

«Авиационный  комплекс «Сухой» стремится производить  конкурентоспособные и высококачественные военные и гражданские самолеты, прежде всего, марок «Су», «Бе», позволяющие удовлетворять потребности глобального рынка и запросы отечественного госзаказа".

Узко  заданная миссия концентрирует стратегию  на производстве ограниченной номенклатуры продукции, конкретных рыночных сегментах, группах потребителей или используемых стратегических путях достижения целей  бизнеса.

Такой подход способствует повышению действенности  управления за счет усиления определенности и организованности вследствие применения более сфокусированных скоординированных  методов осуществления стратегий.

Таким, образом, при узком подходе миссия рассматривается  как утверждение, раскрывающее смысл  существования организации, в котором  проявляется отличие данной организации  от ей подобных

Здесь приведены  примеры формулировок миссий различных  действующих организаций. В каждой формулировке указана только ее суть (mission essence), т.е. формулировки не развернутые, а сокращенные.

Рассмотрим миссии известных компаний:

Миссия «Citibank»

Банк

Мы помогаем людям эффективно управлять  своими деньгами”.

Миссия «Аэрофлот»

Авиакомпания

Транспортировка людей и грузов

Миссия «ЛУКОЙЛ»

Мы продаем бензин

Мы обеспечиваем энергией средства транспорта

Миссия «Гувер»

Мы производим пылесосы

Мы помогаем создавать более чистое и здоровое окружение

Миссия «Мак Доналдс»

 

Быстрое, качественное обслуживание клиентов с помощью стандартного набора продуктов


 

В современных  экономических условиях немногие фирмы, вообще формулируют свою миссию, у  них существует только одна цель - получение  наибольшей прибыли при наименьших издержках. И руководство этих предприятий  считает, что была бы прибыль, а всё  остальное приложится. Формулировка мисси встречается в основном только у крупных фирм. Одной из причин этого является то что, они  сотрудничают с иностранными партнерами, у которых наличие миссии считается  показателем серьезности и зрелости бизнеса. Вполне возможно, что именно решение руководства о разработке и внедрении миссии способствовало росту данных компаний. Но одной  только миссии недостаточно для процветания  организации.

Миссия  это необходимое, но недостаточное  условие. Миссия, вырванная из общего контекста менеджмента организации, есть всего лишь красивый, но недейственный  слоган. Утвержденная миссия должна определять всю деятельность организации: от планирования до сбыта готовой продукции (услуг). Для того чтобы миссия оказывала  влияние на бизнес, стала мотором  развития нужны лидеры и команды, которые будут ее реализовывать  и соответствующая корпоративная  культура. Без лидеров, команд и соответствующего "воздуха" корпоративной культуры миссия задыхается. Нужно обязательно  объявить и довести миссию до каждого  сотрудника организации всеми средствами внутреннего и внешнего PR. На основе миссии и отталкиваясь от нее необходимо разработать дерево целей с последующим  формированием стратегий, функций, процессов, должностных инструкций и т.д.

 

2. Виды целей, свойства целей,  требования к целям

Миссия  организации, понимается как основная общая цель организации, причина  ее существования. Именно миссия определяет цели, стоящие перед организацией, ее стратегию и тактику.

Выбор миссии определяет цели, которые ставит перед  собой организация. Поэтому можно  дать и такое определение целей: "Цели — это те направления  деятельности организации, реализуя которые  она осуществляет свою миссию".

Миссия  включает задачи, решение которых  стремится  взять на себя организация, определяя тем самым свое место  и значение в обществе, а также  определение характера взаимодействия с внешней средой и внутреннего устройства организации, культуры взаимоотношений внутри организации. Однако миссия организации должна быть четко сформулирована, поскольку отсутствие единого понимания миссии среди управленцев, определяющих деятельность организации, может привести к разнобою и несогласованности действий.

Таким образом, цели, стоящие перед организацией, определяются системой ценностей ее высшего руководства, миссией организации  и реальными условиями, в которых  она функционирует.

Цели  организации  бывают различных видов. Они подразделяются на стратегические и тактические. Стратегические цели формируются при определении долговременной политики развития организации, а тактические — при решении оперативных задач управления.

Цели  бывают траекторные и точечные. Траекторные, или, как их еще называют, направляющие, определяют общее направление, в  котором должно изменяться состояние  управляемого объекта. В то же время точечные цели формулируются как стремление достичь вполне конкретного результата (например, обеспечить прибыль предприятия в текущем году в размере 75 млн. долл.).

Могут быть цели различных иерархических уровней. Если целью 0-го уровня считать генеральную  цель, например "обеспечение производства конкурентоспособной продукции", то целями 1-го уровня могут быть "реструктуризация производства", "введение в действие новой технологической линии", "повышение квалификации специалистов", "изменение системы материального  стимулирования работников" и т. д.

Цели 1-го уровня, в свою очередь, могут представляться в виде совокупности целей 2-го уровня и т. д.

В случае конкурирующих  целей достижение одной из них  может означать отказ  от другой. Это имеет место, например, если цели могут быть реализованы  только с  использованием одного и  того же ограниченного ресурса, скажем, за счет одного и того же объема финансирования.

Сформулированные, при разработке стратегии и тактики  цели, чтобы эффективно исполнять  свое предназначение, должны удовлетворять  определенным требованиям:

  1. Комплексность

Состояние объекта  управления, к достижению которого стремится организация, должно охватывать все аспекты проблемной ситуации.

  1. Системность

Состояние объекта  управления, к достижению которого стремится организация, должно обеспечиваться соответствующими управленческими  механизмами на всех этапах управления.

3. Согласованность

Цели  организации  не должны противоречить  друг другу. Если имеются конкурирующие  цели, то должна быть определена оптимальная  последовательность их реализации.

  1. Достижимость

Состояние объекта  управления, к достижению которого стремится организация, должно быть действительно реальным при  складывающейся ситуации и существующих тенденциях ее изменения. Нереальная цель обрекает деятельность организации  на неудачу.

  1. Конкретность

Цель, поставленная организацией, не должна быть расплывчатой, а должна предполагать для своей  реализации четкие управленческие воздействия. За сформулированной целью должна просматриваться  последовательность конкретных мероприятий, обеспечивающих ее реализацию.

  1. Гибкость

Сформированная  организацией цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы оставалась возможность ее корректировки в  случае изменения внешних или  внутренних условий, при  которых  предполагалось ее достижение.

  1. Приемлемость

Сформированные  организацией цели должны быть приемлемы  для основных субъектов, определяющих деятельность организации, а также  для тех, кому предстоит обеспечивать достижение поставленных организацией целей. Цели, которые ставит перед собой организация, должны быть приемлемы и для собственников, и для работников, и для потребителей продукции или услуг, предоставляемых организацией. 

Главная цель организации – миссия – должна переводиться в конкретные цели в тех областях деятельности, от которых зависит ее успех. В конечном счете, цели должны быть доведены до конкретных исполнителей в виде непосредственных производственных задач. Цели становятся инструментом управления, когда они 
 
·          Определены и сформулированы; 
 
·            Известны персоналу; 
 
·            Приняты работниками управления. 
 
             В качестве общего подхода рекомендуется определение целей в следующих ключевых областях: 
 
·             Положение на рынке (цели маркетинга); 
 
·             Инновации; 
 
·             Человеческая организация; 
 
·              Финансовые ресурсы; 
 
·               Материальные ресурсы; 
 
·               Производительность; 
 
·               Социальная ответственность; 
 
·               Прибыль. 
 
               Данный перечень предназначен для предпринимательской деятельности и не является исчерпывающим. 
 
              Классификация целей представлена в табл. 1. 
                                                                                                              Таблица 1. Классификация целей

 
Критерий

 
Виды целей

 
Содержание

 
Организационные, экономические, политические, научные, социальные, экологические

 
Измеримость

 
Количественные, качественные

 
Повторяемость

 
Постоянные, разовые

 
Период установления

 
Стратегические, тактические, оперативные

 
Иерархия

 
Цели организации, структурных  подразделений

 
Сфера действия

 
Маркетинговые, производственные, инновационные, кадровые, административные, финансовые

 
Конкретизация

 
Неоперациональные, операциональные

 
Среда

 
Внутренние, внешние

 
Приоритетность

 
Особо приоритетные, приоритетные, прочие

 
Характер

 
Коммерческие, некоммерческие

 
Достижимость

 
Фантастические, реальные

 
По уровню

 
Общие, специфические

 
Стадия жизненного цикла

 
Проектирование и создание объекта, рост, зрелость, завершение

Информация о работе Целеполагание в управлении