Цели и система управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:47, курсовая работа

Описание

Актуальность курсового проекта обуславливается тем, что выбор рациональной системы управления является важнейшим стратегическим решением для любой организации, потому как именно она позволяет реализовать потенциал руководящего состава и предприятия в целом.
В широком смысле, задача состоит в том, чтобы выбрать ту систему, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам.

Содержание

Задачи курсового проекта 4
Рецензия 5
Глава 1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 6
1.1. Система управление и его основные элементы 6
1.2. Цели управления организацией 9
1.3. Структура управления предприятием, как элемент системы управления 12
Глава 2. Анализ организационной структуры предприятия 15
2.1. Виды линейных организационных структур 15
2.1.1. Линейная организационная структура 15
2.1.2. Линейно - штабная организационная структура 17
2.1.3. Функциональная структура управления 18
2.1.4. Линейно-функциональная система управления. 19
2.1.5. Дивизионная структура управления 20
2.2. Адаптационные организационные структуры 22
2.2.1. Бригадная (кросс - функциональная) структура управления 23
2.2.2. Проектная структура управления 25
2.2.3. Матричная структура управления 26
2.3. Современные организационные структуры 30
2.3.1. Эдхократия 30
2.3.2. Многомерные организации 32
2.3.3. Сетевые организации 34
2.3.4. Виртуальные структуры 35
Заключение 37
Список литературы 39

Работа состоит из  1 файл

!!!!!!!!!курсовая менеджмент!!!!!!!!!! исправленная!.docx

— 359.53 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО   ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Московский  государственный ОТКРЫТЫЙ университет

им. В.С. Черномырдина

Экономический факультет

 

 

Кафедра «Бизнес и деловое администрирование»

 

Шабанова Юлия Игоревна

 

 

Цели и система  управления предприятием.

курсовая работа студентки 3 курса экономического факультета очной формы обучения по специальности 080102  «Мировая экономика»

 

 

 

 

 

Научный руководитель

к.с.н., доцент

Гурнина Д.А.

___________________


 

 

 

 

Москва-2012

 

Оглавление

 

Задачи курсового  проекта 4

Рецензия 5

Глава 1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 6

1.1. Система управление и его основные элементы 6

1.2. Цели управления организацией 9

1.3. Структура управления предприятием, как элемент системы управления 12

Глава 2. Анализ организационной структуры предприятия 15

2.1. Виды линейных организационных структур 15

2.1.1. Линейная организационная структура 15

2.1.2. Линейно - штабная организационная структура 17

2.1.3. Функциональная структура управления 18

2.1.4. Линейно-функциональная система управления. 19

2.1.5. Дивизионная структура управления 20

2.2. Адаптационные организационные структуры 22

2.2.1. Бригадная (кросс - функциональная) структура управления 23

2.2.2. Проектная структура управления 25

2.2.3. Матричная структура управления 26

2.3. Современные организационные структуры 30

2.3.1. Эдхократия 30

2.3.2. Многомерные организации 32

2.3.3. Сетевые организации 34

2.3.4. Виртуальные структуры 35

Заключение 37

Список литературы 39

 

ВВЕДЕНИЕ

«Система управления предприятием» - одно из ключевых понятий теории управления, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. В  рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором  участвуют руководители всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Система управления организации  построена для того, чтобы все  протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, с целью непрерывного совершенствования, развития как системы в целом, так и её отдельных составляющих. Очевидно, что изучение и совершенствование  системы управления, как в рамках отдельной организации, так и  государства, общества в целом способствует скорейшему достижению поставленных целей  и задач.

Актуальность курсового проекта обуславливается тем, что выбор рациональной системы управления является важнейшим стратегическим решением для любой организации, потому как именно она позволяет реализовать потенциал руководящего состава и предприятия в целом.

В широком смысле, задача состоит в том, чтобы выбрать  ту систему, которая лучше всего  отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее  внутренним и внешним факторам.

«Наилучшая» структура –  это та, которая наилучшим образом  позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней  средой, продуктивно и целесообразно  распределять и направлять усилия своих  сотрудников и, таким образом, удовлетворять  потребности клиентов и достигать  своих целей с высокой эффективностью.

Целью курсового проекта является изучение системы управления предприятия.

 

Задачи курсового  проекта

    1. изучить сущность и принципы построения организационных структур управления предприятием;
    2. провести анализ организационных структур управления по видам.

Предмет исследования – система управления.

 

Рецензия

 

 

  1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

  1. Система управление и его основные элементы

Если управление имеет официальный  характер, то его субъект организационно оформляется в виде должности или совокупности должностей, образующих подразделение управления (управленческий аппарат). В противном случае субъектом может быть отдельный человек, или группа людей, не связанных формально с теми или иными должностями. Главное здесь состоит в том, что субъект управления генерирует решения, регламентирующие функционирование объекта управления.

Во главе управляющей подсистемы находится ее направитесь (центральное  звено), персонифицирующий управленческие воздействия. Он может быть индивидуальным (руководитель) или коллективным (совет  директоров акционерного общества).

В состав управляющей подсистемы, включаются также механизмы ее воздействия  на управляемую, как:

  1. Планирование;
  2. Контроль;
  3. Стимулирование;
  4. Координация и пр.

От субъекта управления необходимо отличать субъектов управленческой деятельности — живых людей, в  которых персонифицируются управленческие отношения — руководителей и  сотрудников аппарата.

Для того, чтобы взаимодействие между  управляющей и управляемой подсистемами было эффективным необходимо выполнение ряда условий.

Во-первых, они должны соответствовать  друг другу. Если такого соответствия не будет, их окажется трудно «состыковать», они не смогут понять друг друга  в процессе работы, а следовательно  и реализовать свои потенциальные  возможности. Легко представить  себе, например, такой случай, когда  человек, сам по себе умный и способный, становится руководителем в той области деятельности, которую себе плохо представляет. Понятно, что решения, принимаемые им, окажутся малопонятными для подчиненных, и последние не смогут трудиться с необходимой отдачей.

Во-вторых, в рамках единства управляющая  и управляемая подсистемы должны обладать относительной самостоятельностью. Центральное звено управления не в состоянии предусмотреть все  необходимые действия в конкретных ситуациях из-за удаленности от места  событий, незнания деталей, интересов  объекта и его возможных психологических  реакций, особенно в непредвиденных обстоятельствах. Поэтому, принятые наверху  решения не могут быть оптимальными.

В-третьих, управляющая и управляемая  подсистемы должны осуществлять между  собой двустороннее взаимодействие, основанное на принципах обратной связи, определенным образом реагируя на управленческую информацию, полученную от другой стороны. Такая реакция служит ориентиром для корректировки последующих  действий, которые обеспечивают приспособление субъекта и объекта управления не только к изменению внешней ситуации, но и к новому состоянию друг друга.

В-четвертых, как управляющая, так  и управляемая подсистемы должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; одна — в отдаче необходимых в  данной ситуации команд, другая — в их своевременном и точном исполнении. Возможность субъекта управлять обусловлена готовностью объекта, следовать поступающим командам.

Подобная ситуация возникает в том случае, когда личные цели участников управленческого процесса будут совпадать и одновременно соответствовать целям объекта управления. Поэтому, возможность достижения ими своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей объекта управления, вытекающих из его потребностей.

Перечисленные факторы должны обеспечить управляемость объекта, характеризуемую  степенью контроля, который управляющая  подсистема осуществляет по отношению  к нему через управляемую.

Управляемость проявляется как  реакция подчиненного, управляемого объекта субъекта или системы управления в целом на управляющее воздействие. Она может иметь форму выполнения соответствующих требований, бездействия, противодействия, формальных действий, то есть характеризуется готовностью к выполнению требований руководства и сотрудничеству. Управляемость зависит от таких обстоятельств, как знания и опыт персонала, соответствие типа управления условиям внутренней и внешней ситуации, достаточность полномочий руководителя, социально-психологический климат.

В рамках системы управления, между ее управляющей и управляемой подсистемами существуют самые разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и второстепенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные. Через эти связи осуществляется действие механизма управления, под которым понимается совокупность средств и методов воздействия на управляемый объект в целях его активизации, а также мотивов поведения персонала как его важнейшего элемента (интересов, ценностей, установок, устремлений).

Механизм управления должен соответствовать  целям и задачам объекта, реальным условиям его функционирования, предусматривать  надежные, сбалансированные друг с  другом методы воздействия на объект, и иметь возможности для совершенствования.

Система управления должна быть эффективной, что предполагает: оперативность  и надежность, качество принимаемых  решений; минимизацию связанных  с этим затрат времени; экономию общих  издержек и расходов на содержание аппарата управления, улучшение технико-экономических  показателей основной деятельности и условий труда, долю работников управления во всем персонале организации.

Эффективность функционирования системы  управления можно повысить с помощью  более надежных обратных связей, своевременности  и полноты информации, учета социально-психологических  качеств участников, обеспечения  оптимального размера подразделений.

  1. Цели управления организацией

Необходимо различать цели организации  и цели управления ею. Достижение целей  должно быть полезно организации  и окружающим, иначе связанные  с ним огромные затраты окажутся напрасными, что само по себе лишено здравого смысла, поэтому все последствия действий по достижению цели заранее оцениваются. Поскольку, благополучие последних напрямую зависит от благополучия организации, они усваивают ее цель и с той или иной степенью заинтересованности реализуют ее. В то же время, реальный результат, как правило, не совпадает с намеченной целью, поскольку в процессе движения к ней всегда могут иметь место различные отклонения. Условия функционирования организации меняются под воздействием изменения масштабов деятельности, внешних обстоятельств, техники и технологии, лидера. Для того, чтобы выжить, большинству организаций приходится регулярно менять свои цели в соответствии с внутренними и внешними потребностями.

Цели организации формируются  теми, кто распоряжается ключевыми  ресурсами в соответствии со своей  системой ценностей. В то же время, формулировка целей не произвольна, а представляет собой субъективное отражение реальностей, характеризующих данную организацию, ее роль в обществе, производственный и кадровый потенциал.

Понятно, например, что перед обувной  фабрикой не может ставиться цель выпускать компьютеры, а перед  нотариальной конторой — чинить автомобили. Они не располагают для этого  необходимым оборудованием, а сотрудники — соответствующими знаниями и опытом. Если организация маленькая, она  не может стремиться стать национальным, а тем более мировым лидером в своей области — для этого у нее просто не хватит ресурсов. Наконец, организация не может ставить перед собой цель делать то, что никому не нужно.

На формулировку целей существенное влияние оказывают также интересы многочисленных субъектов, связанных  с ее деятельностью. К ним, помимо владельцев или руководителей организации, относятся ее сотрудники, которым она дает средства к существованию, положение, статус и т.п.; деловые партнеры, чье благополучие также в немалой степени от нее зависит; местные власти, которым организация помогает решать многие их проблемы; наконец общество в целом. Например, если крупная организация не сумеет реализовать своих целей и разорится, работу могут одновременно потерять десятки, а то и сотни тысяч людей, что неминуемо создаст огромнейшие трудности даже для государств с развитой экономикой.

В системе управления организацией цели выполняют ряд важных функций, на которых теперь необходимо остановиться.

Во-первых, цели отражают философию  организации, концепцию ее деятельности и развития. А поскольку деятельность и ее отдельные направления составляют основу общей и управленческой структуры, именно цели определяют в конечном счете характер и особенности последней.

Во-вторых, цели уменьшают неопределенность текущей деятельности как организации, так и отдельного человека, становясь  для них ориентирами в окружающем мире; помогают приспособиться к нему, сконцентрироваться на достижении желаемых результатов; каким то образом ограничивать себя, противостоять сиюминутным порывам и желаниям, регулировать собственное поведение. Это позволяет действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с минимальными затратами, а при тех же — получать дополнительный выигрыш.

В-третьих, цели составляют основу критериев  выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, направленной на их реализацию, а также материального и морального поощрения сотрудников организации, которые при этом в наибольшей степени отличились.

Информация о работе Цели и система управления предприятием