Делегирование полномочий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение понятия делегирования, его принципов, а также выявление путей повышения его эффективности.

Содержание

Введение
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ
1.1. Понятие делегирования полномочий
1.2. Ответственность и полномочия как базовые понятия делегирования полномочий
1.3. Централизация и децентрализация управления организацией
2. Основные принципы и процесс делегирования полномочий
2.1. Процесс делегирования полномочий
2.2. Принципы делегирования полномочий
3. Факторы повышения эффективности делегирования полномочий
3.1. Анализ состояния делегирования полномочий на ООО «Мастер Технолоджист»
3.2. Причины отказа от делегирования полномочий
3.3. Пути повышения эффективности делегирования полномочий
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Катя - курсач менеджмент - Делегирование полномочий передел.doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)


36

 

Содержание

 

Введение

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ

1.1. Понятие делегирования полномочий

1.2. Ответственность и полномочия как базовые понятия делегирования полномочий

1.3. Централизация и децентрализация управления организацией

2. Основные принципы и процесс делегирования полномочий

2.1. Процесс делегирования полномочий

2.2. Принципы делегирования полномочий

3. Факторы повышения эффективности делегирования полномочий

3.1. Анализ состояния делегирования полномочий на ООО «Мастер Технолоджист»

3.2. Причины отказа от делегирования полномочий

3.3. Пути повышения эффективности делегирования полномочий

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Введение

 

Современная Украина взяла курс на интеграцию в мировое сообщество. Однако нынешний этап развития национальной экономики характеризуется спадом темпов развития и объемов производства, снижением конкурентоспособности продукции. Источником большинства этих проблем является неумение современных управленцев рационально использовать свое время для решения стратегических вопросов, от успешного решения которых может зависеть дальнейшее развитие организации, а значит, и экономики страны в целом. К сожалению, сегодня многие менеджеры тратят свое время на решение рутинных вопросов и проблем, которые могут выполнить и их подчиненные. Именно поэтому очень важно, чтобы менеджеры умели делегировать, т.е. поручать, подчиненным часть своих задач. Однако для успешного осуществления данной «манипуляции» необходимо четко понимать что такое делегирование, каковы его преимущества, какие существуют правила по его внедрению в жизнь.

Целью курсовой работы является изучение понятия делегирования, его принципов, а также выявление путей повышения его эффективности.

Для достижения поставленной цели в ходе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

­       проанализировать информационные источники по вопросам делегирования полномочий;

­       обосновать целесообразность применения делегирования полномочий менеджерами современных предприятий;

­       выявить пути повышения эффективности делегирования полномочий.

 

 

 


1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ

1.1. Понятие делегирования полномочий

 

Идеи личной ответственности и делегирования полномочий, конечно же, не новы. Концепции соучастия в управлении и самоуправления появились более 30-ти лет назад. Вопросом делегирования руководителем полномочий задавались многие известные ученые, которых можно смело назвать основоположниками науки менеджмента. Так, Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. в своем труде «Менеджмент» рассматривают понятие «делегирование» и его связь с понятиями «ответственность» и «полномочия». Они описывают делегирование, как передачу подчиненным часть задач и полномочий. И при этом они отмечают тесную взаимосвязь этих трех понятий и невозможность существования отдельно. Отмечено  также, что человек может не выполнить делегированные ему задания, не имея определенный уровень полномочий (т.е. что лицо, занимающее какую-то должность, имеет право делать). И подчиненный несет ответственность за выполняемые задания перед руководителем, делегировавшим эти задания.

Делегированию также уделяли определенное внимание Веснин В.Р. в труде «Основы менеджмента», Кунц Г. и Доннел С. в своем труде «Системный и ситуационный анализ управленческих функций»,      Герчикова И.Н. в своем «Менеджменте» и многие другие. Все эти ученые рассматривали делегирование как неотъемлемую часть успешного управления.

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Более важным является то, что сущность управления заключается в умении «добиться  выполнения работы другими». Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя.

Цели  делегирования:

1. Разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текучки и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления.

2. Повысить дееспособность нижестоящих звеньев.

3. Активизировать «человеческий фактор», увеличить вовлеченность и заинтересованность работников.

Обычно делегируются: специализированная деятельность, рутинная работа, частные вопросы деятельности, подготовительные работы (проекты и т.п.).

Не подлежат делегированию: постановка целей, принятие решений по выработке политики предприятия, контроль результатов и т.п., задачи особой важности, задачи высокой степени риска, необычные, исключительные дела, актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки.

Делегирование полномочий имеет ряд положительных моментов:

1.      Руководитель освобождается от выполнения рутинной работы и получает время для решения творческих вопросов.

2.      Делегирование полномочий является своеобразной формой повышения квалификации сотрудников и способствует максимальному использованию их знаний и опыта.

3.      Делегирование является большим стимулом в работе подчиненных, которые начинают чувствовать себя хозяевами на участках работы, поощряет инициативу, приучает к самостоятельности и готовит людей к перемещению на более высокие должности. Делегирование полномочий - это тот случай, когда убивают сразу несколько зайцев.

 

 

1.2. Ответственность и полномочия как базовые понятия делегирования полномочий

 

Делегирование, несмотря на свое фундаментальное значение, является одной из наиболее непонятых и неправильно применяемых концепций управления. Не понимая полностью необходимости делегирования или того, что требуется для роста его эффективности, многие блестящие предприниматели терпели неудачу именно в то время, когда их организации становились большими. Чтобы только приблизиться к пониманию того, как эффективно осуществлять делегирование необходимо разобрать связанные с этим понятия ответственности и организационных полномочий.

Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.

Ответственность – это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.

Под обязательством понимается то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Фактически, индивид заключает контракт с организацией на выполнение задач данной должности в обмен на получение определенного вознаграждения. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перец тем, кто передает ему полномочия. Важно осознать, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочий, и собственно ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному. Хотя лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязано выполнять ее лично, оно остается ответственным за удовлетворительное завершение работы.

Полномочие – это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение делегируемых задач.

Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее в данный момент.

 

 

1.3. Централизация и децентрализация управления организацией

 

В некоторых организациях высшие руководители принимают все решения, а управляющие низшего уровня лишь выполняют их директивы. В других организациях процесс принятия решении перемещается вниз к руководителям, наиболее тесно связанным с конкретными проблемами, по которым принимаются решения. Первый случаи известен как централизация, второй - как децентрализация.

Термин «централизация» относится к степени сосредоточения принятия решений в одних руках, что связано только с формальной властью, т. е. с правами, которыми наделено определенное лицо в организации. Чем больше организация, тем более сложные решения она принимает. Многие фирмы сталкиваются с необходимостью принимать оперативные решения в связи с поведением конкурентов, изменением потребностей клиентов, поступающими жалобами потребителей или работников. В случае когда скорость принятия решений критическая, необходимо прибегнуть к определенной децентрализации. Однако децентрализовать - это не значит отменить контроль. Контроль должен быть настолько эффективен, чтобы децентрализованные действия можно было бы правильно оценить.

Суть централизованных организаций состоит в разделении процессов принятия решений и их внедрения: высшие руководители принимают решения, управляющие среднего звена передают и согласовывают их, работники - выполняют. Сравнительный анализ показывает, что централизованные организации, деятельность которых основывается на принципах «команд и контроля», как правило, затратные. Они медленно приспосабливаются к изменениям рынка и слабо реагируют на меняющиеся потребности клиентов, ограничены в творчестве и инициативе, чтобы эффективно действовать в условиях конкуренции.

Делегирование полномочий является составной частью децентрализации. Главная цель делегирования полномочий — сделать возможной децентрализацию управления организацией. Это необходимо делать, когда масштабы управления слишком велики и сам процесс включает в себя передачу полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Передаются лишь полномочия. Всю ответственность продолжает нести старший руководитель.
Нa пpaктикe нe вcтpeчaeтcя пoлнocтью цeнтpaлизoвaнныx или дeцeнтpaлизoвaнныx opгaнизaций.

Чтoбы oпpeдeлить, нacкoлькo дaннaя opгaнизaция цeнтpaлизoвaнa пo cpaвнeнию c дpyгими, выявляют cлeдyющиe xapaктepиcтики:

      кoличecтвo peшeний, пpинимaeмыx нa нижecтoящиx ypoвняx yпpaвлeния. Чeм бoльшe чиcлo peшeний, кoтopыe пpинимaют нижecтoящиe pyкoвoдитeли, тeм мeньшe cтeпeнь цeнтpaлизaции;

      вaжнocть peшeний, пpинимaeмыx нa нижecтoящиx ypoвняx;

      пocлeдcтвия peшeний, пpинимaeмыx нa нижecтoящиx ypoвняx. Еcли pyкoвoдитeли cpeднeгo звeнa мoгyт пpинимaть peшeния, зaтpaгивaющиe бoлee чeм oднy фyнкцию, тo opгaнизaция cлaбo цeнтpaлизoвaнa;

      кoнтpoль зa paбoтoй пoдчинeнныx. В cлaбo цeнтpaлизoвaннoй opгaнизaции выcшee pyкoвoдcтвo peдкo пpoвepяeт пoвceднeвныe peшeния пoдчинeнныx pyкoвoдитeлeй. Оцeнкa дeйcтвий дeлaeтcя нa ocнoвaнии cyммapныx дocтигнyтыx peзyльтaтoв.

Степень централизации (децентрализации) определяет, в какой степени в руках руководителя сконцентрировано право принятия управленческих решений.

Если степень централизации в организации высока, то управление осуществляется по следующей схеме. Руководители высшего управленческого звена организации принимают решения, передают соответствующие принятым решениям команды и осуществляют контроль за их реализацией. Руководители среднего управленческого звена согласовывают их и передают непосредственным исполнителям. Работники исполняют переданные им команды.

Высокая степень централизации позволяет в полной мере реализовать принцип единоначалия. Она оправданна в тех организациях, в которых одним из основных факторов достижения успеха является высокий уровень дисциплины, а ситуации принятия решения в значительной степени стандартны.

Дocтoинcтвa цeнтpaлизoвaнныx cтpyктyp cocтoят в cлeдyющeм:

      цeнтpaлизaция yлyчшaeт кoнтpoль и кoopдинaцию cпeциaлизиpoвaнныx фyнкций, yмeньшaeт кoличecтвo и мacштaбы oшибoчныx peшeний, пpинимaeмыx мeнee oпытными мeнeджepaми;

      cильнoe цeнтpaлизoвaннoe yпpaвлeниe пoзвoляeт избeжaть cитyaций, пpи кoтopыx oдни oтдeлы фиpмы pacтyт и paзвивaютcя зa cчeт дpyгиx или opгaнизaции в цeлoм;

      цeнтpaлизoвaннoe yпpaвлeниe пoзвoляeт бoлee экoнoмнo и лeгкo иcпoльзoвaть oпыт и знaния пepcoнaлa цeнтpaльнoгo aдминиcтpaтивнoгo opгaнa.

Однако, как показывает опыт, функционирование организаций при наличии высокой степени централизации в условиях рыночной экономики, когда требуется гибкость и оперативность принятия решений, связанных с непосредственной реализацией продукции, обслуживанием клиентов, своевременным принятием тактических решений, часто оказывается неэффективным.

Более жизнеспособными, более конкурентоспособными в таких условиях оказываются организации с более высокой степенью децентрализации. Работникам, непосредственно занятым реализацией продукции или оказанием услуг, делегируются полномочия, позволяющие самостоятельно принимать необходимые управленческие решения.

Организационные структуры с большей степенью децентрализации оказываются более гибкими. Поэтому в современных организационных структурах часто предпочтение отдается формам с высокой степенью децентрализации.

Другим важным преимуществом организации с более высокой степенью децентрализации является, как правило, более высокая скорость принятия решений, более высокая скорость реакции на то или иное изменение внешней среды или изменение, происшедшее внутри организации, при производстве или реализации продукции или при оказании услуг.

Это объясняется тем, что в организациях с высокой степенью централизации цепочки прохождения команд, как правило, более длинные, а уровень иерархической подчиненности более глубокий.

Повышению степени децентрализации организации в значительной степени способствуют возросшая сложность функционирования современной организации в нестабильной рыночной среде, выросший уровень интеллектоемкости труда на различных участках деятельности и более высокий уровень специализации управленческого труда.

Использование современных технологий управления, в том числе компьютерной техники, способствует повышению скорости, с которой организация способна отреагировать на внешние или внутренние изменения ситуации.

В децентрализованных организациях большое значение приобретают выработка и принятие коллективных решений. Ведь нередко решение того или иного вопроса или проблемы требует учета компетентного мнения специалистов различных профессиональных областей. При решении важных проблем комплексного характера возможность принятия коллективного решения может стать эффективным инструментом принятия взвешенных и обоснованных управленческих решений.

Информация о работе Делегирование полномочий