Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение понятия делегирования, его принципов, а также выявление путей повышения его эффективности.
Введение
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ
1.1. Понятие делегирования полномочий
1.2. Ответственность и полномочия как базовые понятия делегирования полномочий
1.3. Централизация и децентрализация управления организацией
2. Основные принципы и процесс делегирования полномочий
2.1. Процесс делегирования полномочий
2.2. Принципы делегирования полномочий
3. Факторы повышения эффективности делегирования полномочий
3.1. Анализ состояния делегирования полномочий на ООО «Мастер Технолоджист»
3.2. Причины отказа от делегирования полномочий
3.3. Пути повышения эффективности делегирования полномочий
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В процессе написания курсовой работы были проанализированы литературные источники по вопросам делегирования полномочий руководителями. Было выяснено, что концепции соучастия в управлении и самоуправления появились более 30-ти лет назад. Вопрос делегирования руководителем полномочий изучали многие зарубежные и отечественные ученые, такие как Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Кунц Г. и Доннел С., Веснин В.Р., Герчикова И.Н. и другие.
Делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации.
Делегирование полномочий тесно связано с понятиями ответственности и полномочий, а также централизации и децентрализации. Ответственность – это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Полномочие – это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение делегируемых задач. При этом передаются лишь полномочия. Всю ответственность продолжает нести старший руководитель.
Термин «централизация» относится к степени сосредоточения принятия решений в одних руках. Делегирование же является составной частью децентрализации. Главная цель делегирования полномочий — сделать возможной децентрализацию управления организацией. Были определены неоспоримые преимущества децентрализованных организаций в современных условиях, а значит и преимущества компаний, практикующих делегирование полномочий.
Были также выявлены основные принципы делегирования полномочий. К ним относятся:
принцип делегирования на основе ожидаемых результатов;
принцип функциональной дефиниции;
скалярный принцип;
принцип уровня полномочий;
принцип единоначалия;
принцип безусловной ответственности;
принцип соответствия полномочий и ответственности.
Несоблюдение этих принципов на практике может привести к тому, что делегирование будет неэффективным, организация нежизнеспособной, а процесс управления значительно затруднится.
При написании курсовой работы были также определены основные проблемы, возникающие при делегировании руководителем полномочий, и пути повышения его эффективности.
Главным условием успешного делегирования полномочий являются снятие механизмов контроля с персонала и передача этих механизмов ему. Второе условие - четкое описание зоны ответственности и полномочий сотрудника. Третье условие - четко сформулированные ожидания. Четвертое условие - передача ресурсов. И, наконец, пятое условие - обозначение вознаграждения, которое получит сотрудник в результате своего труда.
Таким образом, были выполнены все поставленные задачи, а также достигнута цель выполнения курсовой работы.
1. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник для студ.вузов. – М.: Элит-2000, 2003. – 546 с.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 528 с.
3. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер (для руководителя-практика). – М.: Дело, 1997. – 320 с.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 511 с.
5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2000. – 704 с.
6. Мильнер Б. З. Теория организации [Текст] : учебник / Б. З. Мильнер. 2-е изд. перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2002. 480 с.
7. Старобинский Э. Передача полномочий – один из важнейших принципов менеджмента. //Управление персоналом, 2000 – №4. – с. 50-53.
8. Грамотное делегирование - основа эффективной работы менеджера. [Електронний ресурс] // Режим доступу: http://psy.rin.ru/cgi-bin/
9. Соотношение централизации и децентрализации в структуре органов управления организацией. [Електронний ресурс] // Режим доступу: http://www.managment.aaanet.
10. Централизация и децентрализация. [Електронний ресурс] // Режим доступу: http://bbest.ru/razryprresh/ka