Делегування повноважень та відповідальності в організації

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:53, курсовая работа

Описание

В таком трудовом процессе можно выявить и подготовить умелых менеджеров. Работник, которому делегированы полномочия, получает реальную возможность в полной мере проявить свои профессиональные и организаторские способности, приобрести определенные навыки, необходимые для руководителя. А также делегирование полномочий удовлетворяет потребность работников в свободе действий, благотворно сказывается на увеличении их творческого потенциала. Доверие и привлекательная работа вызывают положительные эмоции, способствующие высокой работоспособности.

Содержание

Вступление 3
3. Делегирование полномочий и ответственности на современном этапе развития менеджмента 6
6. 7.Организационно-экономическая характеристика объекта исследования
8. 11
4. Анализ состояния (проблем) менеджмента в данной компании 13
5. Выводы и рекомендации 16
6. Список использованной литературы 29
Приложения 30

Работа состоит из  1 файл

menegment_0036.doc

— 1.14 Мб (Скачать документ)

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ 
 
 
 
 
 

КУРСОВА РОБОТА 

з дисципліни: 

“ОСНОВИ МЕНЕДЖМЕНТУ” 
 

Делегування повноважень та відповідальності в організації 
 
 
 

              Виконав:  
               
               
               
              Рецензент:
                                        
 
 
 
 
 

    Київ - 2002 
 
 
 

    Содержание

      

    
Вступление 3
Делегирование полномочий и ответственности на современном этапе развития менеджмента 6
  1. Организационно-экономическая характеристика объекта исследования
11
4.

Анализ состояния (проблем) менеджмента в данной компании

13

5.

Выводы  и рекомендации

16

6.

Список использованной литературы

29

 

Приложения

30

 

 

1. Вступление

      За последние сто лет или около того в структуре общества произошло важное изменение. Вместо индивидуалов, работающих в основном на самих себя, общество теперь состоит из больших групп людей, работающих в организациях различных типов: на заводах, фабриках, в правительственных учреждениях, в больницах, университетах и школах, гостиницах, вооруженных силах, в банках и т.д. Если организации хорошо управляются, это означает, что люди, составляющие наше общество, будут преуспевать. И напротив: если эти организации и занятые в них работники находятся под плохим руководством, пострадают все люди. Следовательно, хорошее управление является ключом к благоденствию современного общества.

      Искусство управления (менеджмент) - это умение работать посредством других людей, а не выполнять работу самому. Задача руководителя (менеджера) - уметь думать, анализировать информацию, организовывать, планировать, принимать стратегические решения.

      Однако очень часто огромное количество достаточно важных повседневных дел и забот отнимает рабочее время менеджера, не давая возможности сосредоточится на самом главном. Выход очевиден - необходимо научится распределять свое время так, чтобы получать от него максимальную отдачу. Менеджер должен помнить, что он всего лишь один человек. Независимо от того, как усердно он работает, он не в силах сделать больше, чем может сделать один человек. Поэтому его главная функция заключается в том, чтобы правильно организовать работу людей, находящихся у него в подчинении.

     Одним из эффективных способов регулировать количество выполняемой работы может стать ДЕЛЕГИРОВАНИЕ - передача полномочий подчиненным. Начальник должен научиться делегировать свои полномочия. Чем больше полномочий и ответственности руководитель дает подчиненным, тем выше его способность руководить людьми.

Делегирование как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определённых задач. 

                                                    

     Идея этой системы проста - речь идет о представлении работникам определенной свободы действий в рамках данного задания и периодического контроля. Суть делегирования состоит в том, что руководитель предоставляет подчиненным свободу действий в решении тех или иных вопросов, специальных заданий, т.е. передает им часть своих полномочий, при этом всю ответственность, как правило,  продолжает нести этот руководитель. Обычно делегируются: специализированная деятельность, рутинная работа, частные вопросы деятельности, подготовительные работы (проекты и т.п.).  Не подлежат делегированию: постановка целей, принятие решений по выработке политики предприятия, контроль результатов и т.п., задачи особой важности, задачи высокой степени риска, необычные, исключительные дела, актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки.

     Достоинство делегирования полномочий заключается, прежде всего, в том, что оно способствует формированию в коллективе атмосферы творческого труда. Работник, которому делегированы определенные полномочия, получает самостоятельный участок и отвечает перед своим руководителем за него (т.е. на него возлагается определенная ответственность), что само по себе является мобилизующим фактором.  

Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Под обязательством мы понимаем то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия. 

     Независимо от уровня ответственности подчиненного, руководитель должен уважать его положение. Делегирование ответственности и полномочий - и уважение к людям, которым они передаются, - является одним из наилучших способов поднять моральный дух, увеличить интерес к работе и организовать слаженную команду.

     В таком трудовом процессе можно выявить и подготовить умелых менеджеров. Работник, которому делегированы полномочия, получает реальную возможность в полной мере проявить свои профессиональные и организаторские способности, приобрести определенные навыки, необходимые для руководителя. А также делегирование полномочий удовлетворяет потребность работников в свободе действий, благотворно сказывается на увеличении их творческого потенциала. Доверие и привлекательная работа вызывают положительные эмоции, способствующие высокой работоспособности.

     Если посмотреть в целом на управление персоналом на предприятии, то бросаются в глаза два полярных по форме стиля руководства и управления - западный (американский) и японский. Особенности каждого показаны в таблице 1.

     
Критерий Японский руководитель Американский руководитель
Ключевой принцип организации Гармония Эффективность
Отношение к работе Направлено на выполнение обязанностей Направлено на реализацию проекта
Должностная конкуренция Неярко выражена Свободная и явная конкуренция
Гарантия должности Высокая Нестабильная
Принятие решения Снизу-вверх - система «риджи» (ри- спроси подчиненного, джи- обдумай) Сверху-вниз через систему управления и информации
Делегирование власти  Мало распространено Широко распространено
Отношения с подчиненными «Семейные», длительные Контактные, деперсонализированные
Метод найма на работу После окончания учебного заведения Также, и из других компаний
Оплата  Гарантированная зарплата в зависимости от стажа В зависимости от результатов и договоренности
 

Табл. 1.

     Конкретные приемы и ценностные ориентации управления персоналом могут быть весьма различными. Выбор или разработка конкретной системы зависит от массы обстоятельств. Здесь предпринимателю надо проявить изобретательность.

     Я, например, считаю, что для Украины, с ее уже сложившимся определенным отношением к труду, к собственности, к хозяевам (руководству) следует применять не какой-то отдельный стиль руководства - американский или японский, а своеобразную смесь из них обоих. Приблизительно 40 к 60 соответственно. Разумеется, данное отношение может несколько варьироваться в зависимости от размера и формы собственности предприятия, вида его деятельности, географического положения (сельская местность или город, западная или восточная Украина) и пр.

     Но, по моему глубокому убеждению, при разумном и аккуратном повсеместном внедрении менеджерами всех уровней вышеуказанной системы (40х60) украинская экономика может достичь очень высоких результатов. И особенно высоких результатов и в кратчайшие сроки можно достичь там, где у нее есть самый высокий потенциал развития: сельское хозяйство, пищевая и металлургическая промышленность, торговля (как известно из истории, по многим параметрам украинские промышленники и купцы намного превосходили своих российских и даже европейских коллег). 

2. Делегирование полномочий и ответственности на современном этапе развития менеджмента 

     Идеи личной ответственности и делегирования полномочий, конечно же, не новы. Концепции соучастия в управлении и самоуправления появились более 30-ти лет назад. Чем же делегирование полномочий отличается от этих более ранних концепций? Почему столь многие организации сегодня пытаются внедрить этот подход?

     Различие, как это часто бывает, не в самих концепциях, а в их обосновании. Сегодня целью делегирования полномочий не является стремление к наибольшей удовлетворенности служащих как средству повышения производительности их труда. Так считали в 1960-х годах, когда была популярной теория Y и идеи самоуправления (теории X и Y разработаны и описаны Дугласом МакГрегором: теория X в менеджменте - стимулирование работников через тотальный контроль и наказания; теория Y в менеджменте - стимулирование работников через вовлечение, участие и вклад).

     Сегодня к делегированию полномочий подталкивают потребности компаний. Ключом к успеху являются: быстрая реакция на требования клиентов, надежные межуровневые и межфункциональные связи в компаниях, а также необходимость использовать местные, мгновенно возникающие и исчезающие возможности, что требует решительной децентрализации процессов принятия решений.   

     Делегирование полномочий предполагает право принятия решений, но каких именно?  

     На такой вопрос нет простого ответа, и это изрядно снижало эффективность многих программ делегирования полномочий. Если решения принимаются на слишком высоком уровне, служащие будут лишены возможности самостоятельно и своевременно выполнять свой долг. С другой стороны, если передать слишком большие права принимать решения на нижние этажи организации, возникнет риск ее дезинтеграции и конфликтов между различными отделами и звеньями.

     С принципиальной точки зрения ответ должен быть таков: «служащий обязан принимать те решения, которые ему кажутся своевременными и необходимыми». Без такой свободы принятия решений нельзя говорить об истинном «делегировании полномочий». Дело в том, что именно служащему приходится выбирать, какие решения он может принять сам, а какие следует передать на рассмотрение руководителей. Такой подход создает определенный риск, как для служащих, так и для менеджеров. Подчиненные больше рискуют, а менеджеры утрачивают контроль. Но такова природа делегирования полномочий, которое представляет собой во многом противоположность традиционной иерархической пирамиде. 

     Одной из проблем перехода от иерархической структуры к структуре с децентрализованной ответственностью является то, что наибольшие перспективы успеха имеют те компании, которые отчасти уже осуществили децентрализацию, а потому меньше других в этом нуждаются.  

     Компании, для которых характерна жесткая иерархическая структура и замедленная реакция на требования клиентов, испытывают заведомо большие трудности в процессе делегирования полномочий, чем компании с более плоскими и менее формализованными управленческими иерархиями, известные высоким качеством обслуживания. Так что чем острее потребность, тем менее вероятен успех. 

     Так как же лучше всего осуществить делегирование полномочий работникам?

     В теории и практике управления существуют два подхода к реализации управленческих решений: ориентация на то, как лучше добиться конечных результатов, и ориентация на то, как лучше готовить эти решения. Оба подхода трудно «стыкуются», но если доминирует второй, то конечных результатов добиваться оказывается легче. Если же доминирует первый подход, то это свидетельствует о том, что принятию управленческих решений уделяется мало внимания. Методом, который может соединить оба подхода, является делегирование полномочий работникам.

Информация о работе Делегування повноважень та відповідальності в організації