Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:54, статья
Следует отметить, что интерес к данной теме возник у авторов не случайно. История вопроса восходит к слету молодых лидеров одной крупной компании. Это мероприятие, являвшееся частью программы развития корпоративной культуры компании, включало в себя и проведение деловой игры. Требования к ней были сформулированы довольно расплывчато – игра должна была быть интересной, увлекательной и должна повышать корпоративную идентичность участников. Такая постановка вопроса обусловила задачу оптимального скрещивания «ужа с ежом» - деловой игры и корпоративной культуры.
Стернин Илья
Деловая игра как инструмент развития корпоративной культуры
К истории вопроса
Следует отметить, что интерес к данной теме возник у авторов не случайно. История вопроса восходит к слету молодых лидеров одной крупной компании. Это мероприятие, являвшееся частью программы развития корпоративной культуры компании, включало в себя и проведение деловой игры. Требования к ней были сформулированы довольно расплывчато – игра должна была быть интересной, увлекательной и должна повышать корпоративную идентичность участников. Такая постановка вопроса обусловила задачу оптимального скрещивания «ужа с ежом» - деловой игры и корпоративной культуры. В процессе подготовки мы перебрали несколько вариантов корпоративно развивающих игр, разработав в итоге свой вариант, который мы назвали «продуктивной деловой игрой».
В итоге и родилась идея проанализировать методологию построения и использования деловых игр в призме развития корпоративной культуры.
«Гарри Поттер и Деловая игра» (о границах волшебства)
Деловые игры являются одной из самых действенных форм активного обучения и развития различных навыков и поэтому широко применяются в обучении, тренингах и обучающих программах. Совмещение интереса и полезности делают их не просто популярной формой обучения, а приближают их к некоторой «панацее», которая может играючи разрешить все проблемы, быстро обучить любого сотрудника всем навыкам и образовать гениальную команду для решения задач любой сложности. Подобный феномен «легких» методов наблюдается во всех областях, где есть возможность получить некий результат «без затрат» - аналогичные описания мы встречаем в разных областях деятельности будь то «английский через 25-кадр» («просто смотри телевизор») или обучения вождения машины через компьютерные игры-симуляторы («просто жми клавиши»). Действительно, эти методы (как и деловые игры), возможно, могут научить разным ценным навыкам, но их легкость, доступность неизменно соблазняет достичь с помощью них не каких-то определенных, а всех результатов, выполнить не часть, а всю работу. Тогда привлекательность этих методов неизмеримо возрастает, что делает их рекламное содержание поистине бесценным.
Аналогичная история
Все вышесказанное в
полной мере относится к теме «Деловые
игры и корпоративная культура».
Набрав эти слова в поисковой
машине рунета, мы получаем прекрасный
выбор предложений решить все
существующие в компании проблемы за
несколько дней на выезде. Здесь будет и «организация командного духа»,
и «сплочение коллектива», и «осознание
корпоративных ценностей» и конечно, «создание
команды» и «прекрасный отдых». Почти
все предложения исходят от тренинговых
центров и идут под маркой team-building. В этой
статье делается попытка отделить мухи
от котлет, и проанализировать какие бывают
деловые игры, какие задачи они выполняют,
и какое место в развитии корпоративной
культуры они могут занимать. Думается,
это необходимо, чтобы эффективно использовать
этот уникальный инструмент, не возлагая
на него несбыточных надежд, но и не упуская
его огромной пользы.
Несколько почти серьезных определений
Одним из наиболее известных в рассмотрении структуры и методологии деловых игр является подход «моделирования» ситуации, деятельности, системы. При этом применяется подход функционально-поведенческого тренинга - изложение модели и ее применение к конкретному материалу (условная или реальная ситуация).
(Наиболее подробно такой подход описан в книге: Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация проведение-М.: ИПО Профиздат, 1991).
Итак, деловая игра - это искусственное моделирование различных ситуаций (политических, экономических, внутрифирменных и т.д.), которые могут встретиться участникам игры в реальном бизнесе. Целью деловой игры может являться обучение участников тем или иным приемам управления, тестирование их деловых навыков и квалификации, а также поиск оптимальных вариантов действий в различных условиях.
При этом реальность переводится в «условность» с помощью системы моделирования. Система моделирования определяет: кто взаимодействует, как взаимодействует и как участник узнает о результатах своей деятельности.
При подходе «моделирование» игры можно разделить на следующие типы:
Стоит сказать, что «погружение в роль» и задание условности происходящего является сильным фактором, способствующим эмоционально насыщенной реализации внутреннего потенциала, которая объясняется снятием части социальных норм и ограничений существующих в реальной жизни. Поэтому спектр применения игр очень широк – от обучения профессиональных умений и развития социальных навыков (тогда игра становится составной частью тренинга умений) до личностного развития и развлечения (ролевые игры в стиле «фэнтези»).
Следует отметить, что
любые действия руководства компании
по организации мероприятий
С одной стороны проявляется забота компании о сотрудниках, что влияет на такую образующую категорию корпоративной культуры как «лояльность», с другой стороны воплощается ценность овладения теми или иными знаниями и умениями, то есть происходит трансляция ценностей компании. Например, организация большого количества корпоративных соревнований по индивидуальным видам спорта декларирует ценность индивидуального лидерства в компании.
Само же участие в корпоративных мероприятиях усиливает не менее важное для корпоративной культуры ощущение «идентичности».
Ресурс деловой игры как инструмента заключается в том, что она позволяет затрагивать широкий круг целей и задач касающихся развития корпоративной культуры.
Уникальность деловая игра как метода состоит в том, что она может разрабатываться под любую задачу, обращаясь к любым понятиям, в том числе таким, как ценности компании.
В качестве возможных целей деловых игр, связанных с развитием корпоративной культуры, можно выделить следующие:
При этом могут решаться следующие задачи:
В качестве результатов деловых игр выступают:
Непосредственно, деловой
игры по развитию корпоративной культуры
не существует (и быть не может, так
как формирование корпоративной
культуры является глубинным социально-
Существующее (описанное
в литературе) обучение, посвященное
развитию корпоративной культуры, включает,
как правило, знакомство с понятием,
диагностику корпоративной
Наиболее выраженное влияние на осознание корпоративной идентичности, трансляцию ценностей руководства и интериоризацию норм и ритуалов оказывают тренинги по формированию команды (team-building) (этот вывод сделан в результате анализа рынка предложений тренингов по развитию корпоративной культуры – доля предложений team building тренингов на нем 95%). Team building является одним из видов «моделирующего» взаимодействия.
Вообще, Team building рекламируется как один из инструментов для быстрого и результативного создания новых команд менеджеров, проектных групп, вхождения новых руководителей в отделы, сплочения и повышения лояльности всех сотрудников компании.
В целях командообразования используется игры с моделированием командного взаимодействия. В team building участники команд ставятся в такие ситуации, где они вынуждены действовать одной командой и, соответственно, проходить этапы создания команды быстро и без ущерба деятельности компании.
Возможно, здесь есть некое смешение целей, так как по сути тренинг командообразования является инструментальным и направлен на оптимизацию эффективного взаимодействия в группе. Однако косвенные цели (повышение групповой сплоченности, знакомство, трансляция ценностей в виде критериев оценки и целей соревнований) становятся первичными. Вместе с тем, очень часто team building рекламируется именно как тренинг для развития корпоративной культуры. Появился даже специальный термин – corporatione action – совмещение тренинга с отдыхом, развлечением.
Рассмотрим методологию построе
Игра построена, как правило, на
моделировании сложных
Этапы развития группового взаимодействия.
Обычно используются имитационные игры (пожар в лесу, соревнование команд, достижение единой цели, выживание зимой и т.д.).
При этом конфронтация на первой фазе обеспечивается за счет конкуренции внутри команды в процессе распределения ролей и борьбы за лидерство. Кооперация и сплочение достигается за счет противостояния другой команде или природным условиям, ситуациям и т.д.
Мероприятия team building выполняют две важных функции в построении команды:
Также одним из основных эффектов игры состоящей из экстремального приключения или выезда с организацией интересных соревнований является хороший отдых, повышение групповой сплоченности и благодарность компании за заботу (повышение лояльности).
Вместе с тем, ценности всей компании (а не играющей команды) остаются «за бортом», а те ценности, которые транслируются, не являются предметом осознания и, следовательно, не закрепляются в своих поведенческих проявлениях в самой организации.
Таким образом, наиболее традиционным
вариантом организации
Состязательность повышает энергетический уровень и обеспечивает эмоциональную включенность участников за счет использования механизма конкуренции (желания выиграть и доказать свое превосходство). Механизм конкуренции может быть запущен с помощью простого соревнования (разделение на несколько команд и объявление критериев оценки) или с помощью организации конфликтного взаимодействия в самой игре (команды должны договориться о наиболее выгодных для себя условиях при ограниченных общих ресурсах).
Информация о работе Деловая игра как инструмент развития корпоративной культуры