Автор работы: m**********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 17:29, реферат
Цель деловой (коммуникативной) стратегии состоит том, чтобы добиться долговременных деловых преиму-ществ при обсуждении спорного положения. Такая стратегия представляет собою обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и оптимального распределения и планирования всех компонентов коммуникативного процесса.
Принцип 5. Целеполагание должно содержать в себе постоянное улучшение состояния.
Данный принцип
напрямую связан с предыдущим. Но в
его основе лежит то, что каждый
последующий этап в реализации цели,
в продвижении в глубь «луко-
большую эффективность, расширение поля сотрудниче-ства, более прочные соглашения и т. п.
Принцип 6. Приближение цели должно соответствовать большей мобилизации средств и усилий.
Указанный принцип чаще всего используется при реализации долгосрочных целей. По мере достижения тех или иных этапов требуется мобилизация и концент-рация усилий. Наиболее значимым аспектам цели дол-жны соответствовать более весомые и сильные аргумен-ты. Выход на «внутренний слой луковицы целей» пред-полагает то, что в этот момент используются наиболее сильные резоны. Учет данного принципа не должен по-зволить расслабиться, успокоиться. Деловое общение предполагает, что на каждом этапе нужно контролиро-вать успешность достижения тех или иных результатов и вводить необходимые поправки, корректировать цели ; и средства их реализации.
Общие стратегии по Портеру
Под общими стратегиями Портер имеет в виду страте-гии, обладающие универсальной применимостью или выведенные из некоторых базовых постулатов. В своей
Рис. 3. Четырехклеточная матрица Портера иллюстрирует выбор стратегии. Квадрант 1, например, занят некрупными европейскими фир-мами -- производителями легковых автомобилей, достигшими лидер-ства в снижении издержек путем расширения производства и сни-жения затрат на производство единицы продукции. «Вольво» можно было бы разместить в квадранте 2, а «БМВ», изготавливающую роскошные машины для узкого круга потребителей, нечувствитель-ных к цене, -- в квадранте 3. В книге «Стратегия конкуренции» М. Портер представляет три вида общих стратегий, направленных на повышение конкурентоспособности. Компания, которая хочет соз-дать себе конкурентные преимущества, должна сделать стратегический выбор, чтобы не «потерять своего лица». Для этого имеются три базовые стратегии:
1) лидерство в снижении издержек;
2) дифференциация;
3) фокусирование (особое
внимание). Чтобы удовлетворять первому
условию, компания должна
Для обеспечения дифференциации она должна быть в состоянии предложить что-то в своем роде уникаль-ное.
Третий вариант стратегии, предложенный Портером, предполагает, что компания сосредоточивает свое внимание на определенной группе покупателей, определен-ной части продукции или на определенном географичес-ком рынке.
Производство с низкими издержками -- это нечто большее, чем простое движение вниз по «кривой опыта». Производитель продукции должен находить и использо-вать каждую возможность получения преимуществ в из-держках. Как правило, эти преимущества получаются путем продажи стандартной продукции без добавленной стоимости, когда производятся и реализуются товары
массового спроса и когда компания располагает сильны-ми распределительными цепочками.
Далее Портер указывает, что компания, завоевавшая лидерство в снижении издержек, не может позволить себе игнорировать принципы дифференциации. Если потребители не считают продукцию сравнимой с про-дукцией конкурентов или приемлемой, лидеру придется делать скидки к ценам, чтобы ослабить своих конкурен-тов и терять при этом свое лидерство.
Портер заключает, что лидер в снижении издержек в области дифференциации продукции должен быть на равных со своими конкурентами или, по крайней мере, недалеко от них.
Дифференциация, по Портеру, означает, что компа-ния стремится к уникальности в каком-либо аспекте, который считается важным большим количеством клиен-тов. Она выбирает один или несколько таких аспектов и ведет себя таким образом, чтобы удовлетворить запро-сы потребителей. Ценой такого поведения являются более высокие издержки производства продукции.
Из вышесказанного следует, что параметры диффе-ренциации специфичны для каждой отрасли. Дифферен-циация может заключаться в самой продукции, в мето-дах доставки, в условиях маркетинга или в каких-либо других факторах. Компания, делающая ставку на диф-ференциацию, должна изыскивать пути для повышения эффективности производства и снижения издержек.
Существуют два вида стратегии фокусирования. Ком-пания в пределах выбранного сегмента либо пытается достичь преимуществ в снижении издержек, либо усили-вает дифференциацию продукции, пытаясь выделиться среди других компаний, действующих в отрасли. Таким образом, она может добиться конкурентных преиму-ществ, концентрируя внимание на отдельных сегментах рынка. Размер целевой группы зависит от степени, а не от вида фокусирования, при этом суть рассматри-ваемой стратегии состоит в работе с узкой группой потребителей, которая отличается от других групп.
По Портеру, любой из трех основных видов стратегии может быть использован как эффективное средство до-стижения и сохранения конкурентных преимуществ.
Фирмы, застревающие на полпути.
Приведенный ниже отрывок взят из «Стратегии кон-куренции» М. Портера.
«Три основные стратегии представляют собой альтер-нативы надежных подходов к конкуренции. Один из от-рицательных выводов, которые можно сделать из пред-шествующих рассуждений, состоит в том, что фирма, не сумевшая направить свою стратегию по одному из трех путей, фирма, застрявшая на полпути», оказывается в чрезвычайно плохом стратегическом положении. Ее доля на рынке оказывается недостаточной, она испытывает нехватку инвестиций, ей приходится идти либо на снижение издержек или дифференциацию продукции в масштабе всей отрасли, чтобы избежать конкуренции затрат, либо на снижение издержек и дифференциацию продукции, но уже в пределах более ограниченной сферы.
Фирме, застрявшей «на полпути», почти гаранти-руется низкая норма прибыли. Либо она теряет много-численных потребителей, требующих установления низ-ких цен, либо должна пожертвовать прибылью, чтобы оторваться от фирм, предлагающих низкую цену. Она также теряет возможность вести высокодоходный биз-нес, т. е. лишается сливок, оставляя их фирмам, которые смогли сфокусировать свои усилия на получении высо-ких доходов или добились дифференциации. Фирме, застрявшей «на полпути», вероятно, свойственны не-высокий уровень корпоративной культуры и противоре-чивость организационного устройства и системы стиму-лирования.
Фирме, застрявшей «на
полпути», следует принять
Риск, связанный с лидерством в снижении издержек
Фирма, лидирующая в снижении издержек, стремясь сохранить свое положение, испытывает постоянное дав-ление. Это означает, что лидер должен делать инвес-тиции в современное оборудование, безжалостно заме-нять устаревшие средства, противостоять искушению расширить ассортимент и внимательно следить за тех-ническими новинками. Снижение издержек никоим образом не следует автоматически за расширением объема производства, без постоянной бдительности,
невозможно также пользоваться преимуществами эконо-мии на масштабах.
Необходимо иметь в виду следующие опасные мо-менты:
*1) технологические достижения, которые сводят на : нет ценность сделанных инвестиций и ноу-хау;
2) новые конкуренты и Ваши последователи, которые . достигают такого же преимущества в издержках путем имитации или инвестиций в современное оборудование;
3) неспособность уловить необходимость смены про-< дукции или рынка в результате погруженности в проб-лемы снижения издержек;
4) инфляционный рост издержек, который подрывает способность компании поддерживать достаточно высо-кий дифференциал цен, чтобы свести на нет усилия кон-курентов или другие преимущества дифференциации.
Риск, связанный с дифференциацией
Дифференциация сопряжена с некоторыми опасностя-ми. Среди них:
1) разрыв в издержках компании, дифференцирую-щей свою продукцию, и теми конкурентами, которые избрали стратегию лидерства в снижении издержек, может оказаться слишком большим для того, чтобы скомпенсировать его особым ассортиментом, услугами или престижем, которые данная компания может пред-ложить своим покупателям;
2) потребность покупателей в дифференциации про-дукции может снизиться, что возможно с ростом их информированности;
3) имитация может скрыть ощутимую разницу, что вообще характерно для отраслей, достигающих этапа зрелости.
Первое обстоятельство настолько важно, что заслу-живает особого комментария.
Компания может дифференцировать свою продук-цию, но дифференциация может лишь превзойти раз-ницу в цене. Итак, если дифференцированная компания слишком отстает в снижении издержек в связи с изме-нениями в технологии или по простой невнимательности, компания с низкими издержками может перейти в сильную атакующую позицию. Так, фирма «Кавасаки» и другие японские производители мотоциклов смогли атаковать производителей дифференцированной продукции, таких как «Харли Дэвидсон» и «Трайумф», су-щественно снизив цены.
Риск фокусирования
Со стратегией фокусирования также связаны различного рода опасности:
1) усиление различий в издержках между компания-ми, выбравшими стратегию фокусирования, и другими производителями может свести на нет преимущества, связанные с обслуживанием узкой целевой группы, или же перевесить эффект дифференциации, достигну-той путем фокусирования;
2) различия между видами продукции и услуг, требуемыми стратегической целевой группой и рынком в целом, могут сократиться;
3) конкуренты могут найти целевые группы внутри целевой группы, обслуживаемой компанией, избравшей стратегию фокусирования, и преуспеть в их новом начинании.
Многие бизнесмены-практики считают теории Порте-ра слишком общими для того, чтобы с их помощью объяс-нять реальные жизненные ситуации. Тем не менее не-сомненно, что соотношение между потребительской оценкой качества товара и ценой является центральным вопросом. Это и получило отражение в концепции общих стратегий, выдвинутой Портером.
Девять основных факторов, определяющих стратегию фирмы, по Б.Карлофу
Б.Карлоф выделяет девять основных факторов, определяющих стратегию любой фирмы и придаю-щих ей специфические свойства.
1. Корпоративная миссия, по формулировке которой можно судить о самой стратегии. С течением времени мис-сия устаревает, что вносит неопределенность в решения о направлениях конкурентной борьбы, средствах ее осущест-вления и т.п., и тогда встает вопрос о разработке нового ее варианта на основе анализа рыночного спроса и динамики общественных потребностей.
2. Конкурентные преимущества, отражающие наиболее благоприятные для фирмы способы ведения конкурентной борьбы (низкий уровень издержек, высокое качество и т.п.); считается, что они влияют на выбор стратеги и в наибольшей степени.
3. Организация бизнеса, характеризующаяся способам деления фирмы на отдельные подразделения, их дифферен-циацией и интеграцией.
4. Продукция, выпускаемая фирмой, и ее соответствие запросам и нуждам потребителей; особенности ее сбыта и послепродажнаго обслуживания.
5. Ресурсы, которыми фирма располагает для инвести-рования в различные сферы деятельности и текущего про-изводства.
6. Ожидаемые изменения структуры фирмы в результа-те приобретения или продажи ее предприятий, филиалов и т.п., осуществляемые с целью ее улучшения.
7. Рынки и их границы , в основе которых лежат нетолько географические факторы, но особенности продукции и круг ее потреби гелей.
8. Программы совершенствования производства, расши-рения рынков сбыта, повышения деловой активности, раз-вития научных исследований и разработок.