Деловое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является рассмотрение специфики процесса делового общения.
Для достижения цели решались следующие задачи:
- определены особенности делового общения в современном мире;
- рассмотрены виды и функции делового общения, определена его роль в профессиональном сообществе.

Содержание

Введение
1.Особенности делового общения в современном мире
1.1.Понятие и сущность делового общения
1.2 Нормы делового общения (деловой этикет)
1.3. Роль делового этикета в международном общении
2.Виды делового общения, его функции и роль в профессиональном сообществе
2.1.Виды делового общения
2.2. Структура и функции общения
2.3. Роль делового общения в профессиональном сообществе
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 60.70 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

3

1.Особенности делового  общения в современном мире

4

1.1.Понятие и сущность  делового общения

4

1.2 Нормы делового общения  (деловой этикет)

10

1.3. Роль делового этикета  в международном общении

14

2.Виды делового общения,  его функции и роль в профессиональном  сообществе

18

2.1.Виды делового общения

18

2.2. Структура и функции общения

20

2.3. Роль делового общения в профессиональном сообществе

25

Заключение

30

Список  использованных источников

31


 

 

 

Введение

 

Если обратиться к истории, то роль делового общения в деятельности человека, его социальная природа  и социальные функции окажутся достаточно понятны. Известно, что способы общения совершенствовались по мере развития сознания первобытного человека и его трудовой активности. Усложнение «отношения к природе», появление новых форм трудовой деятельности, ее специализация вели к усложнению форм взаимодействия людей, что в свою очередь требовало все большего разнообразия способов общения. Первоначальные примитивные формы общения прошли долгий путь, совершенствуясь в процессе развития общественного производства и сознания, усложняясь и обогащаясь.

В жизни любой организации  или предприятия деловое общение  занимает важное место. Обмен информацией, выдвижение и разработка рабочих  идей, контроль и координация деятельности сотрудников, подведение итогов и оценка достигнутого - вот лишь некоторые  стороны деятельности организации, которые связаны с проведением  совещаний и деловых бесед  разного рода.

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что переоценить роль делового общения в процессе деятельности компании достаточно сложно. Можно сказать, что без партнерских и деловых отношений в принципе бизнеса никакого быть не может.

Целью настоящей работы является рассмотрение специфики процесса делового общения.

Для достижения цели решались следующие задачи:

- определены особенности  делового общения в современном  мире;

- рассмотрены виды  и  функции делового общения, определена  его роль в профессиональном  сообществе.

Работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка литературы.

1.Особенности делового  общения в современном мире

1.1.Понятие и сущность делового общения

 

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с  другими людьми.

Общение - процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация. По мнению Аристотеля, способность вступать в общение отличает человека от "недоразвитых в нравственном смысле существ" и от "сверхчеловека". Поэтому "тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством"1 .

Общение является сложным и емким  феноменом, толкование его как понятия  зависит от исходных теоретических  и критериальных оснований. Общение в самом общем виде выступает как форма жизнедеятельности, как многогранный процесс взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. Это человеческое взаимодействие многообразно как по содержанию, так и по форме проявления. Оно может варьировать от высоких уровней духовного взаимопроникновения и взаимопонимания партнеров до самых свернутых и фрагментарных контактов.

Социальный смысл общения состоит  в том, что оно выступает средством  передачи форм культуры и общественного  опыта. Социальные функции общения  в современном обществе связаны  с потребностями отдельных его  групп и общества в целом в  организации эффективного функционирования и взаимодействия.

Специфика общения заключается  в том, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для  другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых коммуникативных действий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации и содержанию общении – о культуре и грамотности.

Общение может быть неформальным (межличностным) и формальные (функционально-ролевым)

Неформальное общение характеризуется  тем, что в нем главную роль играют моменты, связанные с личностными  смыслами, состояниями, переживаниями, когда каждый из партнеров воспринимает друг друга в качестве уникальной и неповторимой индивидуальности, когда  само общение выступает самоценностью. Именно в таком общении наиболее полно реализуется духовно-психический потенциал личности, ее потребность во внимании и самоутверждении, сила ее психологического воздействия на  партнера.

Формальное общение определяется социальными ролями партнеров. В  этом случае люди общаются не просто как  личности, а прежде всего как носители определенных функций. Однако и в  подобной ситуации ролевое общение  оказывается несвободным от личностных моментов. Например, при взаимодействии работника с руководителем один менеджер может быть сухим или  даже суровым в общении с подчиненным, а другой, наоборот, дружелюбным  и приветливым. Таким образом, в ролевое общение вводится характеристики личности общающихся людей – носителей определенных ролей.

Деловое общение относится к  ролевому, формальному общению. однако профессиональное и деловое общение различаются между собой. При профессиональном общении взаимодействуют субъекты однородных профессиональных групп, употребляющие принятую в их сфере терминологию и решающие единые профессиональные задачи. профессиональное общение всегда является деловым. Примером профессионального общения в сфере туризма может служить общение между руководителями фирм (подразделений фирм) и подчиненными, между работниками туристских организаций.

Деловое общение более широкое  понятие в нем могут участвовать  представители различных профессиональных групп, каждый из которых говорит  на своем профессиональном языке  и решает свои специфические задачи, но вынужден взаимодействовать с  представителями других профессиональных групп для их решения (например, общение  сотрудников налоговых органов  с работниками турорганизации). Деловым является также общение между клиентом и обслуживающим его сотрудником фирмы.

Можно сказать что деловое общение – это сложный, многоплановый процесс установлении и развития профессиональных и деловых контактов между людьми, осуществляемый знаковыми средствами взаимодействия субъектов профессионального труда, которое порождается потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание друг друга, оказание влияния на партнера по взаимодействию в целях внесения изменений в его психологическое состояние, структуру психики и поведение.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта - оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений - это прежде всего получение максимальной прибыли.

Деловое общение начинается с того, что перед субъектом деятельности возникает определенная функциональная задача, которую необходимо решать. При этом в ходе ее выполнения может  появиться потребность в общении.

Например, у работника, занимающегося  оформлением тура, возникли трудности  в определении его стоимости. Работник должен найти выход из сложившейся проблемной ситуации. Он решает, посоветоваться ли с более опытным коллегой или обратиться к экономисту. В зависимости принятого решения у него формируется коммуникативное намерение, которое является итогом процессе решения коммуникативной задачи.

К факторам, влияющим на возрастание  роли профессионального и делового общения в современных условиях, относятся:

- усиливающаяся специализация,  требующая соответствующей кооперации;

- увеличение объема информации, требующей своего распространения;

- усложнение производственных  задач и увеличение в связи  с этим доли времени, отводимого  на общение между работниками.

Деловое общение - это такое взаимодействие людей, которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной-коммерческой и т.д.), т.е. цель делового взаимодействия лежит за пределами процесса общения. От качества делового общения зависят взаимопонимание, согласованность действий и четкость приоритетов, возникающих у субъектов, занятых общим делом.

Принципы деятельности любой социальной организации (фирмы, учреждения) оказывают  существенное воздействие на поведение  входящих в нее индивидов. Отметим  следующие особенности организационного поведения:

1. Достаточно жесткая регламентация  целей и мотивов общения, способов  осуществления контактов между  сотрудниками: за каждым работником  в организации нормативно закрепляется  стандарт поведения в виде  устойчивой структуры формальных  прав и обязанностей, которому он должен следовать. Поэтому психологически деловое общение оказывается в значительной степени формализованным, отстраненным, "холодным".

Соответственно в отношении  речевого поведения ожидается, что  обмен сведениями между сотрудниками носит не личный характер и подчинен совместному решению служебной  задачи.

2. Иерархичность построения организации:  между подразделениями и сотрудниками  закрепляются отношения подчинения, зависимости, неравенства. Следствием  действия этого принципа для  речевой коммуникации оказывается:  во-первых, активное использование  вербальных средств демонстрации  социального статуса участниками  делового общения, во-вторых, проблема  передачи информации по звеньям  иерархической пирамиды и соответственно  эффективности обратной связи. 

Признано, что эффективность распространения  деловой информации "по горизонтали" (т.е. между отделами, подразделениями  или сотрудниками одного уровня), как  правило, очень высока. Люди, работающие на одном и том же уровне, понимают друг друга "с полуслова", им не требуется детальное и подробное  объяснение сути задачи,

Эффективность вертикальной коммуникации (т.е. вверх и вниз по иерархическим  уровням) значительно ниже. Это объясняется  тем, что на пути прохождения информации от источника (говорящего) к адресату в любом иерархически организованном управлении присутствуют звенья-посредники. Посредниками могут становиться  линейные руководители, секретари, ассистенты, канцелярские работники и др. Устные сообщения при передаче с одного уровня на другой (как вниз, так и  вверх) могут быть сокращены, отредактированы, искажены прежде, чем они дойдут до получателя (эффект "испорченного телефона").

Другая причина, вызывающая низкую эффективность вертикальной коммуникации, связана с убеждением, что подчиненным вовсе не обязательно знать о положении дел на предприятии в целом, они должны выполнять поставленные: перед ними задачи, исполнять принятые решения и не задавать лишних вопросов. Однако, как установлено психологией восприятия, человек будет действовать осмысленно, если он знает не только выполняемую им конкретную операцию, но и видит более широкий контекст, в который она вписана

Стремление учесть эти особенности  служебно-деловой коммуникации проявляется, с одной стороны, в требовании письменной фиксации распоряжений, решений, приказов, а с другой - в признании  деловых бесед важнейшим средством  повышения эффективности обратной связи в организации.

3. Необходимость в особых усилиях  по стимулированию труда, что  объясняется объективной противоречивостью  поведения и самоощущения человека  в организации. Природа человека  несовместима с жесткой иерархической  структурой и формализацией организационных  процессов, поэтому необходимы  управленческие действия, направленные  на удовлетворение психологических  и эмоциональных потребностей  работников, поддержание их интереса  к выполняемой работе, создания  эффекта причастности к принимаемым  решениям.

Информация о работе Деловое общение