Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:59, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение специфики процесса делового общения.
Для достижения цели решались следующие задачи:
- определены особенности делового общения в современном мире;
- рассмотрены виды и функции делового общения, определена его роль в профессиональном сообществе.
Введение
1.Особенности делового общения в современном мире
1.1.Понятие и сущность делового общения
1.2 Нормы делового общения (деловой этикет)
1.3. Роль делового этикета в международном общении
2.Виды делового общения, его функции и роль в профессиональном сообществе
2.1.Виды делового общения
2.2. Структура и функции общения
2.3. Роль делового общения в профессиональном сообществе
Заключение
Список использованных источников
Понимание невербального языка позволяет точно определить замыслы, позицию собеседника.
Интерактивная и перцептивная функции общения
Интерактивная функция - это характеристика
тех компонентов общения, которые
связаны с взаимодействием
Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой.
Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт.
Перцептивная функция общения - это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.
Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.
Уровни общения
Общение может происходить на различных уровнях:
Манипулятивный - уровень, заключается в том что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.
Примитивный - уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).
Высший - это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.
2.3. Роль делового общения в профессиональном сообществе
Работа с информацией становится важным содержанием профессиональной деятельности современного специалиста, который выступает как активный участник информационного процесса в целом, обладает высоким уровнем информационной культуры, разбирается в особенностях документальных потоков в своей деятельности, умеет ориентироваться в разных источниках информации, интерпретировать ее и обмениваться ею. При исследовании феномена делового общения необходимо исходить из общего положения о том, что общение является «способом внутренней организации и внутренней эволюции общества как целого процесса, при помощи которого только и может осуществляться развитие общества – ибо это развитие предполагает постоянное динамическое взаимодействие общества и личности» [1]. Изучать общение можно лишь в том случае, когда сложилось представление о социальной структуре и психологии того сообщества, которое обслуживает та или другая разновидность общения. Общение является объектом исследования многих наук: философии, раскрывающей общение как необходимый и специфический вид человеческой активности; социальной психологии, характеризующей общение как взаимодействие субъектов; социологии, раскрывающей формы активности субъектов; этики; педагогики, определяющей общение как механизм социально-программированного формирования личности; теории информации, представляющей общение как информационный обмен; семиотики, изучающей специфические средства общения как особые знаковые системы и языки человеческого взаимодействия. Следует отметить, что в исследованиях отечественных психологов методологической основой является положение о единстве общения и деятельности.
Рассматривая общение как коммуникативный вид деятельности, М.С. Каган пришел к выводу, что «общение может быть и аспектом, и типом, и видом деятельности в зависимости от характера деятельности и от угла зрения на нее теоретика. Постоянной остается сама деятельностная природа человеческого общения, проявляющаяся в направленности действий субъекта на другого субъекта» [2, c. 121]. Общение играет основополагающую роль в жизни профессионального сообщества, оно пронизывает все аспекты его деятельности и психологии. Кроме того, общение конституирует и оптимизирует такую деятельность, а также обеспечивает полноценное функционирование и развитие профессионального сообщества [3, c. 287]. Следует подчеркнуть, что именно посредством общения деятельность любого профессионального сообщества организуется и обогащается [4]. Только благодаря общению образуется общий информационный фонд, которым в своей практической деятельности имеет возможность воспользоваться любой представитель профессионального сообщества [5, c. 444]. В условиях общения информация не только передается от одного участника сообщества к другому, но и формируется, уточняется, находит свое дальнейшее развитие. Профессионально ориентированное общение является способом, с помощью которого профессиональное сообщество как одно целое общается с отдельными своими членами или малыми группами внутри самого себя и оказывает на них определенное воздействие. Помимо этого деловое общение оказывает определенное воздействие на формирование психологии и группового сознания такого сообщества: оно создает ощущение социально-психологического единства, обеспечивает внутреннюю стабилизацию сообщества. Еще одной существенной функцией делового общения является функция социального контроля над деятельностью индивида со стороны всего сообщества. Следовательно, общение представляет собой коммуникативный механизм, с помощью которого профессиональное сообщество сигнализирует об одобрении или неодобрении деятельности своих членов, доводит до них комплекс профессионально значимых правил, требований и ориентаций, сложившихся внутри сообщества.
Действия профессионального
общения – это единицы
Основой профессиональной деятельности в области сервиса и туризма является коммуникация. Общение представляет собой целенаправленную и мотивированную деятельность, являющуюся важнейшей составляющей механизма социального взаимодействия [7, c. 27].
Неотъемлемым компонентом общения является система средств, используемых для передачи и получения информации, установления и поддержания контакта. Данная система представляет собой лингвистический компонент общения [7, c. 33]. Такая сложная профессиональная деятельность, как общение, включает в себя еще и прагматический компонент, который базируется на оптимальной выраженности коммуникативного намерения говорящего, эмоционально-оценочного подтекста, ситуативной отнесенности высказывания, его социальной ориентированности [8, c. 18]. Лингвистический компонент ориентирован на корректное, нормативное составление самого высказывания, в то время как прагматический – на действенность высказывания. Действенность высказывания зависит от адекватности используемых средств составляющих прагматического компонента общения [8, c. 32].
Заключение
Подведем краткие итоги.
Во введении настоящей работы были определены актуальность выбранной темы, поставлена цель и задачи работы. Приведена ее краткая структура.
В первой главе мы рассмотрели понятие и сущность делового общения. Определено, что его спецификой является то, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. Его отличительная черта - оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений - это прежде всего получение максимальной прибыли.
Рассмотрены нормы делового общения, специфической особенностью которого подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Отмечена роль делового этикета (норм делового общения) в международном общении. Роль эту трудно переоценить: известно, что незнание особенностей делового общения в разных странах может превратить партнеров по бизнесу в кровных врагов.
Во второй главе работы рассмотрены виды делового общения: устные и письменные. Рассмотрена структура и функции общения. Структура охарактеризована путем выделения коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения. Каждой из них дано определение. Рассмотрена коммуникативная функция общения (вербальная и невербальная коммуникация), интерактивная и перцептивная функции. Рассмотрены различные уровни общения: манипулятивный, примитивный, высший. В пункте 2.3. определена роль делового общения в профессиональном сообществе. Общение рассмотрено как коммуникативный вид деятельности.
В заключении подведены краткие итоги работы.
Список использованных источников
1 Аристотель. Соч. в 4-х т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983