Деловое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является рассмотрение специфики процесса делового общения.
Для достижения цели решались следующие задачи:
- определены особенности делового общения в современном мире;
- рассмотрены виды и функции делового общения, определена его роль в профессиональном сообществе.

Содержание

Введение
1.Особенности делового общения в современном мире
1.1.Понятие и сущность делового общения
1.2 Нормы делового общения (деловой этикет)
1.3. Роль делового этикета в международном общении
2.Виды делового общения, его функции и роль в профессиональном сообществе
2.1.Виды делового общения
2.2. Структура и функции общения
2.3. Роль делового общения в профессиональном сообществе
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 60.70 Кб (Скачать документ)

Понимание невербального языка  позволяет точно определить замыслы, позицию собеседника.

Интерактивная и перцептивная функции общения

Интерактивная функция - это характеристика тех компонентов общения, которые  связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два  типа взаимодействий – кооперация и конкуренция.

Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом  совместной деятельности, порождается  самой ее природой.

Одной из наиболее ярких форм конкуренции  является конфликт.

Перцептивная функция общения - это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Все три стороны общения тесно  переплетаются между собой, органически  дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

Уровни общения

Общение может происходить на различных  уровнях:

Манипулятивный - уровень, заключается в том что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

Примитивный - уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).

Высший - это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.

 

 

2.3. Роль делового общения в профессиональном сообществе

 

Работа с информацией  становится важным содержанием профессиональной деятельности современного специалиста, который выступает как активный участник информационного процесса в целом, обладает высоким уровнем информационной культуры, разбирается в особенностях документальных потоков в своей деятельности, умеет ориентироваться в разных источниках информации, интерпретировать ее и обмениваться ею. При исследовании феномена делового общения необходимо исходить из общего положения о том, что общение является «способом внутренней организации и внутренней эволюции общества как целого процесса, при помощи которого только и может осуществляться развитие общества – ибо это развитие предполагает постоянное динамическое взаимодействие общества и личности» [1]. Изучать общение можно лишь в том случае, когда сложилось представление о социальной структуре и психологии того сообщества, которое обслуживает та или другая разновидность общения. Общение является объектом исследования многих наук: философии, раскрывающей общение как необходимый и специфический вид человеческой активности; социальной психологии, характеризующей общение как взаимодействие субъектов; социологии, раскрывающей формы активности субъектов; этики; педагогики, определяющей общение как механизм социально-программированного формирования личности; теории информации, представляющей общение как информационный обмен; семиотики, изучающей специфические средства общения как особые знаковые системы и языки человеческого взаимодействия. Следует отметить, что в исследованиях отечественных психологов методологической основой является положение о единстве общения и деятельности.

Рассматривая общение как коммуникативный вид деятельности, М.С. Каган пришел к выводу, что «общение может быть и аспектом, и типом, и видом деятельности в зависимости от характера деятельности и от угла зрения на нее теоретика. Постоянной остается сама деятельностная природа человеческого общения, проявляющаяся в направленности действий субъекта на другого субъекта» [2, c. 121]. Общение играет основополагающую роль в жизни профессионального сообщества, оно пронизывает все аспекты его деятельности и психологии. Кроме того, общение конституирует и оптимизирует такую деятельность, а также обеспечивает полноценное функционирование и развитие профессионального сообщества [3, c. 287]. Следует подчеркнуть, что именно посредством общения деятельность любого профессионального сообщества организуется и обогащается [4]. Только благодаря общению образуется общий информационный фонд, которым в своей практической деятельности имеет возможность воспользоваться любой представитель профессионального сообщества [5, c. 444]. В условиях общения информация не только передается от одного участника сообщества к другому, но и формируется, уточняется, находит свое дальнейшее развитие. Профессионально ориентированное общение является способом, с помощью которого профессиональное сообщество как одно целое общается с отдельными своими членами или малыми группами внутри самого себя и оказывает на них определенное воздействие. Помимо этого деловое общение оказывает определенное воздействие на формирование психологии и группового сознания такого сообщества: оно создает ощущение социально-психологического единства, обеспечивает внутреннюю стабилизацию сообщества. Еще одной существенной функцией делового общения является функция социального контроля над деятельностью индивида со стороны всего сообщества. Следовательно, общение представляет собой коммуникативный механизм, с помощью которого профессиональное сообщество сигнализирует об одобрении или неодобрении деятельности своих членов, доводит до них комплекс профессионально значимых правил, требований и ориентаций, сложившихся внутри сообщества.

Действия профессионального  общения – это единицы коммуникативной  деятельности. Весь процесс коммуникативной  деятельности, по Б.Ф. Ломову [6, c. 350], строится как система «сопряженных актов», в ходе которых создаются условия для обмена информацией между партнерами, установления и корректировки их отношений, познания партнерами друг друга и самих себя. Исследование роли общения в жизни профессионального сообщества предоставляет нам возможность выявить структурные особенности общения. В данном случае важно отметить, что в структуре делового общения выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникацию, интеракцию, социальную перцепцию [4, 237]. В узком смысле слова коммуникация понимается как обмен информацией между общающимися, т.е. совместное достижение предмета общения. Интеракция основывается на организации взаимодействия между коммуникантами, осуществлении не только обмена знаниями, идеями, но и определенных действий. Социальная перцепция подразумевает под собой процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе между ними определенного взаимопонимания. Под деловым общением нами понимается такая разновидность общения, которая является основным условием существования профессионального сообщества, а в нашем случае – студенческой аудитории переводческого факультета вуза. Общение людей с помощью языка осуществляется весьма своеобразным, сложным путем, и достаточное владение языком – это лишь одно из условий коммуникации.

Основой профессиональной деятельности в области сервиса и туризма является коммуникация. Общение представляет собой целенаправленную и мотивированную деятельность, являющуюся важнейшей составляющей механизма социального взаимодействия [7, c. 27].

Неотъемлемым компонентом  общения является система средств, используемых для передачи и получения  информации, установления и поддержания  контакта. Данная система представляет собой лингвистический компонент общения [7, c. 33]. Такая сложная профессиональная деятельность, как общение, включает в себя еще и прагматический компонент, который базируется на оптимальной выраженности коммуникативного намерения говорящего, эмоционально-оценочного подтекста, ситуативной отнесенности высказывания, его социальной ориентированности [8, c. 18]. Лингвистический компонент ориентирован на корректное, нормативное составление самого высказывания, в то время как прагматический – на действенность высказывания. Действенность высказывания зависит от адекватности используемых средств составляющих прагматического компонента общения [8, c. 32].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подведем краткие итоги.

Во введении настоящей  работы были определены актуальность выбранной темы, поставлена цель и  задачи работы. Приведена ее краткая  структура.

В первой главе мы рассмотрели  понятие и сущность делового общения. Определено,  что его спецификой является то, что оно возникает  на основе и по поводу определенного  вида деятельности, связанной с производством  какого-либо продукта или делового эффекта. Его отличительная черта - оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством  для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений - это прежде всего получение максимальной прибыли.

Рассмотрены нормы делового общения, специфической особенностью которого подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Отмечена роль делового этикета (норм делового общения) в международном общении. Роль эту трудно  переоценить: известно, что незнание особенностей делового общения в разных странах может превратить партнеров по бизнесу в кровных врагов.

Во второй главе работы рассмотрены виды делового общения: устные и письменные. Рассмотрена  структура и функции общения. Структура охарактеризована путем выделения коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения. Каждой из них дано определение. Рассмотрена коммуникативная функция общения (вербальная и невербальная коммуникация), интерактивная и перцептивная функции. Рассмотрены различные уровни общения: манипулятивный, примитивный, высший. В пункте 2.3. определена роль делового общения в профессиональном сообществе. Общение рассмотрено как коммуникативный вид деятельности.

В заключении подведены краткие  итоги работы.

 

Список использованных источников

 

  1. Фридланд А.Я. Системный подход к построению основных терминов и понятий образования // Интернет-журнал «Эйдос». URL: http://www. eidos.ru/journal/2007/0222-2.htm.
  2. Каган М.С. Мир общения. М., 2008.
  3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1999.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений. М., 20077.
  5. Ломов Б.Ф. Методологические и геотермические проблемы психологии. М., 2005.
  6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 2009.
  7. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М., 2010.
  8. Павлова С.В. Формирование произносительных основ иноязычной речевой деятельности. Стратегия и методология. Курск, 2008.
  9. Щадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006.
  10. Власова Т.И. Профессиональное и деловое общение в сфере туризма. М.: издательский центр «Академия», 2007
  11. Герасимова Н.И. Роль делового общения в профессиональном сообществе // Среднее профессиональное образование. 2011 №2, С.8-9
  12. Аристотель. Соч. в 4-х т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983
  13. Дробницкий О.Г. Понятие морали - М.: Наука, 2005
  14. Романов М.В. Справочник по этикету для бизнесменов, туристов и отправляющихся в гости за, рубеж. — М., 2007
  15. Кузнецов И.Н. «Технология делового общения». М., 2009.
  16. Лисенкова Л.Ф. «Психология и этика делового общения». М., 2008

1 Аристотель. Соч. в 4-х т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983

 


Информация о работе Деловое общение