Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 01:05, реферат
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
Деловое общение, его функции, уровни и виды - реферат
1.1.
Введение. Понятие делового общения
Деловое
общение - это сложный многоплановый
процесс развития контактов между
людьми в служебной сфере. Его
участники выступают в
Известны "писаные" и "неписаные" нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность. Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы фактически были заложены в 1720 году "Генеральным регламентом" Петра I, в котором были заимствованы зарубежные идеи.
Деловой этикет включает в себя две группы правил:
· нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);
· наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).
Общим
требованием считается
Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых "формул", позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например, "здравствуйте", "будьте добры", "разрешите принести извинения", "счастлив познакомиться с Вами"). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик.
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
· Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку;
· Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;
· Обсуждение интересующей проблемы;
· Решение проблемы.
· Завершение контакта (выход из него).
Служебные
контакты должны строиться на партнерских
началах, исходить из взаимных запросов
и потребностей, из интересов дела.
Бесспорно, такое сотрудничество повышает
трудовую и творческую активность,
является важным фактором технологического
процесса производства, бизнеса.
1.2. Виды делового общения - реферат.
По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.
Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.
К монологическим видам относятся:
· Приветственная речь;
· Торговая речь (реклама);
· Информационная речь;
·
Доклад (на заседании, собрании).
Диалогические виды:
· Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.
· Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.
· Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.
· Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.
· Дискуссия;
· Совещание (собрание);
· Пресс-конференция.
· Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.
·
Телефонный разговор (дистантный), исключающий
невербальную коммуникацию.
В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.
Беседа
или передача сообщений по телефону
являются самыми распространенными
формами коммуникаций, их отличает
непосредственный контакт и большое
разнообразие способов общения, что
позволяет без труда сочетать
деловую (формальную) и личную (неформальную)
части всякого сообщения.
Письменные
виды делового общения - это многочисленные
служебные документы: деловое письмо,
протокол, отчет, справка, докладная
и объяснительная записка, акт, заявление,
договор, устав, положение, инструкция,
решение, распоряжение, указание, приказ,
доверенность и др.
По содержанию общение может быть разделено на:
· Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;
· Когнитивное - обмен знаниями;
· Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;
·
Деятельностное - обмен действиями, операциями,
умениями, навыками.
По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:
· Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
· Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;
· Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;
·
Косвенное - осуществляется через посредников,
которыми могут выступать другие люди.
1.3.
Структура и функции
общения.
К
структуре общения можно
Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная
сторона заключается в
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Употребление
этих терминов условно, иногда в аналогичном
смысле употребляют и другие: в
общении выделяют три функции - информационно-коммуникативная,
регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.
1.3.1.
Коммуникативная функция
общения.
Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.
В
условиях человеческой коммуникации могут
возникать коммуникативные
Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).
Для
передачи любая информация должна быть
соответствующим образом
Вербальная
коммуникация.
Использует
в качестве таковой человеческую
речь. Речь является самым универсальным
средством коммуникации, поскольку
при передаче информации посредством
речи менее всего теряется смысл
сообщения.
Модель
вербального коммуникативного процесса
включает 5 элементов:
· КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
·
ЧТО? (передается)
· КАК? (осуществляется передача) – Канал
· КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория
·
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? –
Эффективность.
Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:
· открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения);
· отстраненная (держится, подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения);
·
закрытая (умалчивает о своей точке зрения,
скрывает ее).
В современной коммуникации принято выделять 3 вида речевых актов, в зависимости от ожидаемой реакции адресата: вопросы, побуждения и сообщения.
Если со стороны собеседника не предполагается никакой реакции, кроме "принятия к сведению" информации, то высказывание принадлежит к классу сообщения. Они должны формулироваться ясно, кратко, быть правдивыми.
Если
ожидаемой реакцией на реплику является
какое-то действие вне рамок диалога,
то говорящий побуждает речью. Особенностью
деловых взаимоотношений
Высказывание, направленное на то, чтобы получить ответ (вербальную реакцию), относится к классу вопросов. В зависимости от установки говорящего различают собственно вопросы (спрашивающий сам не знает правильного ответа) и т.н. "учительские" вопросы (говорящий хочет проверить адресата речи).
Любое
утверждение, особенно категорическое,
вызывает дух противоречия. Если придать
сообщению форму вопроса, то можно
смягчить, нейтрализовать протест собеседника.
Вопросная форма снижает