Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 01:05, реферат
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
1. "Закрытые" - это вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет". Доверие собеседника можно завоевать, задавая в начале контакта вопросы, требующие утверждения "да". "Закрытые" вопросы лишают другого высказать свое мнение, им нельзя злоупотреблять.
2. "Открытые" вопросы требуют какого-либо объяснения, задаются для получения дополнительных сведений, выяснения реальных мотивов. Они начинаются словами "Что, кто, как, сколько, почему, каково ваше мнение ..."
3. Риторические не требуют ответа, их цель - вызвать новые вопросы, указать на нерешенные проблемы, обеспечить поддержку позиции говорящего путем молчаливого одобрения.
4. Вопросы для обдумывания вынуждают размышлять, комментировать сказанное, вносить поправки в изложенное.
5.
Переломные вопросы удерживают беседу
в строго установленном направлении или
поднимают новые проблемы, переключают
на другое.
Невербальная
коммуникация.
Установлено,
что в процессе взаимодействия людей
60-80% коммуникации осуществляется путем
применения невербальных выражений. Они
развиваются как общественные знаки
коммуникации, хотя некоторые элементы,
составляющие их, врожденны. Жесты и
мимика, позы наделены семантико-экспрессивной
окраской, подчиняются этическим
нормам. В условиях служебного взаимодействия
тональность невербального
Невербальные выражения делятся на четыре группы:
1. Экстра- и паралингвистические - различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску: тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.
2. Оптико-кинетические - это то, что человек "прочитывает" на расстоянии: жесты, мимика, пантомимика.
Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:
· коммуникативные (заменяющие речь)
· описательные (их смысл понятен только при словах)
· жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.
Одни жесты являются произвольными (ритмические, указательные и т. п.), другие - обусловлены импульсами подсознания.
Мимика – это движение мышц лица.
Владение мимикой, умение передавать эмоции (радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть ...) является профессиональным требованием для менеджеров, политиков, педагогов, всех, работающих с людьми. Считается, что наиболее экспрессивны - рот, губы.
Пантомимика (кинесика) – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве (позы).
3. Проксимика - организация пространства и времени коммуникативного процесса)
Выделяют четыре основные дистанции общения:
· интимная - от 0 до 0,5 метра. На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.
· Межличностная - от 0,5 до 1,2 метра. На ней осуществляется общение между друзьями.
· Официально-деловая или социальная - от 1,2 до 3,7 метра. Используется для делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.
· Публичная - более 3,7 метров. Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.
4. Визуальный контакт - визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.
С помощью глаз мы получаем самые точные и открытые сигналы, поэтому во время делового разговора важно контролировать выражение глаз, встречаться взглядом с коммуникантом не менее 60 - 70% времени контакта. Взгляд рекомендуется направлять на воображаемый треугольник на лбу собеседника и не отпускать ниже его глаз.
В физиологических исследованиях подмечено, что, когда человек доволен, радостно возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза по сравнению с нормальным состоянием, и наоборот. По этому признаку можно точно узнать реакцию на услышанное.
Понимание
невербального языка позволяет
точно определить замыслы, позицию
собеседника.
1.3.2.
Интерактивная и перцептивная функции
общения.
Интерактивная функция - это характеристика тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция.
Кооперативное
взаимодействие означает Координацию
сил участников. Кооперация является
необходимым элементом
Одной
из наиболее ярких форм конкуренции
является конфликт.
Перцептивная
функция общения -
это процесс восприятия
и понимания людьми
друг друга.
Все
три стороны общения тесно
переплетаются между собой, органически
дополняют друг друга и составляют
процесс общения в целом.
1.4.
Уровни общения.
Общение может происходить на различных уровнях:
· Манипулятивный - уровень, заключается в том что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.
· Примитивный - уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).
·
Высший - это тот социальный уровень, когда
независимо от социальной роли, статуса
партнеры относятся друг к другу как к
равной личности.
2.
Этические и культурные требования к выступлению
в аудитории
Публичное
выступление - это устное монологическое
высказывание с целью оказания воздействия
на аудиторию. В сфере делового общения
наиболее часто используются такие
жанры, как доклад, информационная,
приветственная и торговая речь.
2.1.
Этапы подготовки и
проведения публичного
выступления в деловом
обещении
В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов:
1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления;
2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности;
3. Словесное выражение", литературная обработка речи;
4. Заучивание, запоминание текста;
5. Произнесение.
Сегодня
в ораторской деятельности выделяют
3 основных этапа: докоммникативный, коммуникативный
и посткоммуникативный. Каждый из этапов
содержит перечень конкретных действий,
которые можно представить в
виде таблицы:
Докоммуникативный | Коммуникативный | Посткоммуникативный |
1.Определение темы и цели выступления. | Произнесение речи. | Анализ речи. |
2.Оценка аудитории и обстановки. | Ответы на вопросы, ведение полемики. | |
3.Подбор материала. | ||
4.Создание текста. | ||
5.Репетиция. |
Подготовка
к любому ораторскому монологу начинается
с определения его темы и цели.
Тему определяет либо сам автор, либо
те, кто приглашает его произнести
речь. Название выступления должно
быть ясным, четким, по возможности
кратким. Оно должно отражать содержание
речи и привлекать внимание слушателей
(Например: "Нужны ли нам атомные
электростанции?", "Состояние охраны
труда и техники безопасности
в цехе № 5", "О подготовке к
проведению сертификации изделий".
При разработке повестки для совещаний
необходимо особое внимание обращать
на формулировку тем докладов и сообщений.
Темы должны ориентировать людей
на участие в обсуждении конкретных
проблем. Поэтому целесообразно "расшифровывать"
пункт повестки дня "Разное", "О
разном" - человек будет иметь
возможность заранее
Приступая
к разработке текста, необходимо определить
цель выступления. Говорящий должен
ясно представлять, какой реакции
он добивается. Основные цели публичного
монолога - сообщение и воздействие.
Оратор может поставить задачу информировать
слушателей, дать определенные сведения.
Или он рассчитывает взволновать
аудиторию, сформировать у людей
убеждения, представления, которые
станут мотивами их поведения, то есть
призывает к каким - либо действиям.
Часто эти цели перекрещиваются,
совмещаются в одном
Важно оценить состав будущей аудитории, заранее настроиться на своих слушателей, учитывая такие факторы: образовательный уровень, направление образования (гуманитарное, техническое ...), познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору.
Всегда легче говорить, обращаясь к однородному (гомогенному) составу (дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых политических взглядов и т. д.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление.
Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов.
Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы.
В неоднородной (гетерогенной) аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой - то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.
Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно - белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить.
Знание своих слушателей, "прицельная" подготовка речи приобретают особое значение при обсуждении какого - то трудного вопроса в узком кругу специалистов, деловых людей.