Деятельность менеджера и его функции. Профессиональные требование к менеджеру в сфере гостеприимства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 11:33, курсовая работа

Описание

Гостеприимство - сфера гостиничного и ресторанного бизнеса является ведущим фактором и базой огромной индустрии туризма. Мировое гостиничное хозяйство насчитывает около 350 тыс. комфортабельных гостиниц, располагающих более чем 14 млн. номеров (26 млн. мест). При этом количество номеров ежегодно возрастает в среднем на 3-4 %.

Содержание

1. Введение 3-4
2. Теоретические аспекты менеджмента в РГБ 5
2.1. Функции менеджера 5-8
2.2. Требования предъявляемые к менеджеру 9-13
2.3. Основные качества менеджера 14-19
3. Прикладные аспекты менеджмента в РГБ 20
3.1. Основные стадии подготовки и методы принятия управленческих решений 20-31
3.2. Функции менеджера по обслуживанию 32-40
4. Заключение 41
5. Список литературы 41-43

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ управление.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

Факультет ресторанно-гостиничного бизнеса 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

по  дисциплине:

«Управление предприятием ресторанно-гостиничного бизнеса» 
 

на тему:

«Деятельность менеджера и его функции. Профессиональные требование к менеджеру в сфере гостеприимства» 
 
 
 
 
 

Исполнитель:

Студент 3 курса очного отделения

группа  У-32

Овчарова  Е. Н. 
 

Научный руководитель:

Кунаев  А.И.  
 
 
 

Москва, 2007

Содержание

    1. Введение 3-4
    2. Теоретические аспекты менеджмента в РГБ 5
      1. Функции менеджера 5-8

         2.2. Требования предъявляемые к менеджеру 9-13

         2.3. Основные качества менеджера 14-19

    3. Прикладные  аспекты менеджмента в РГБ 20

         3.1. Основные стадии подготовки и методы принятия управленческих решений 20-31

         3.2. Функции менеджера по обслуживанию 32-40

    4. Заключение 41

    5. Список  литературы 41-43 

1. Ведение

      Гостеприимство - сфера гостиничного и ресторанного бизнеса является ведущим фактором и базой огромной индустрии туризма. Мировое гостиничное хозяйство насчитывает около 350 тыс. комфортабельных гостиниц, располагающих более чем 14 млн. номеров (26 млн. мест). При этом количество номеров ежегодно возрастает в среднем на 3-4 %.

      По  прогнозам экспертов Европейского Союза самыми быстрыми темпами в период до 2010 года будут множиться отели класса люкс, курорты, глобальные системы бронирования и резервирования, тематические и развлекательные парки. Стабильно будут развиваться: деревенские трёх, четырёх звёздные гостиницы, кемпинги, народные промыслы и сувенирная продукция, торговые центры. А также страхование путешествий, производство одежды для отдыха и розничная торговля. Через десять лет по прогнозам не будут востребованы некатегорийные отели и обменные пункты. В большой степени эту динамику развития туризма и сопутствующих отраслей можно отнести и к нашей стране. Природный и культурно-исторический потенциал России огромен, поэтому количество туристов, прибывающих в Россию, а также внутренних туристов непременно значительно увеличится при условии развития всей туристской инфраструктуры и правильно поставленной рекламно-информационной деятельности внутри страны и за её пределами. Гостеприимство как отрасль имеет большое значение для государства в целом и для отдельной личности. Очень важно, чтобы индустрия гостеприимства в Российской Федерации развивалась в соответствии с мировыми стандартами. тИндустрия гостеприимства - это индустрия, работающая на благо людей.

      С развитием рыночной экономики,  в  частности в нашей стране, термины  “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” – это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности,  в роли субъекта управления выступает менеджер.

      Рыночная  экономика, основанная на конкуренции, свободе производителей, а не на иерархическом подчинении хозяйственных  процессов воле центра,  требует  никак  не  меньше,  а даже больше менеджеров, чем прежняя система.  Но менеджеры эти должны быть совсем иными,  нежели раньше, обладать новыми качествами. Ни одна компания не может существовать без менеджеров – ведь как только появляется фирма, сразу же появляется и потребность в управлении ею. Именно этим занимаются современные менеджеры. Поэтому можно сказать, что сегодня менеджер – одна из основных и наиболее востребованных профессий.

      Английское  слово “management”, употребляемое в  русском языке без перевода происходит от латинского слова «манус» – «рука». Современное понимание этого термина, которое приведено в Оксфордском словаре, определяет менеджмент как:

      1) вид деятельности, процесс управления  людьми в разнообразных организациях,

      2) область человеческого знания, особое  искусство, навык управления,

      3) определенную категорию людей,  осуществляющих работу по управлению, совокупность (группу) менеджеров отрасли, предприятия, подразделения.

      Поэтому менеджмент можно определить как  совокупность методов, принципов, средств и форм управления организацией с целью повышения эффективности ее работы. А менеджера – как работника компании, принявшего на себя ответственность за качественное исполнение порученных ему производственных процессов и с этой целью управляющего подчиненными ему работниками, непосредственно занятыми в этих процессах.

2. Теоретические аспекты менеджмента в РГБ

2.1. Функции менеджера

      Каждое  структурное подразделение фирмы  возглавляет менеджер, основной вид деятельности которого включает в себя управление внутренними процессами в подразделении и согласование их со всеми внешними процессами. По аналогии с группированием структурных подразделений, одни менеджеры подчиняются другим менеджерам, образуя таким образом иерархию менеджеров (управленческую иерархию).

      Следует также учесть, что высокий уровень  квалификации и большой объем  ответственности работника еще не означают того, что он является менеджером. Если он самостоятельно и единолично выполняет работу, связанную с управлением, то это еще не дает оснований считать его менеджером. Потребность в менеджменте появляется только в том случае, когда объем работы и ее сложность требуют привлечения дополнительных работников, специализирующихся в конкретных вопросах, и возникает необходимость управлять их деятельностью.

      Конечной  целью деятельности любого менеджера  является достижение требуемого результата (качества) всех производственных процессов, которые выполняются в возглавляемом им структурном подразделении. Управление людьми – работниками компании не является целью его деятельности, и представляет собой только способ и средство, позволяющие менеджеру добиться нужных результатов.

      По  мнению специалистов, у данной профессии  есть ряд особенностей:

    • Менеджер – это руководитель и у него всегда имеются подчиненные.
    • Менеджер может быть предпринимателем, то есть руководить собственным делом, а может быть наемным работником.
    • Менеджер может руководить коммерческой либо некоммерческой организацией.
    • Менеджеры возглавляют государственные, общественные и религиозные организации, и этот список можно продолжить. При этом менеджер может возглавлять предприятие и организацию (менеджеры высшего звена), а может возглавлять только часть ее (менеджеры среднего, низшего звена).

      Среди основных функций  менеджера выделяют:

      Планирование  – определение целей организации  и действий по их достижению;

      Организация – структурирование работы сотрудников, повышающее эффективность работы;

      Распорядительство – это процесс доведение решений  от менеджера к его сотрудникам;

      Координация – согласование и установление взаимосвязей для достижения поставленных целей;

      Мотивация – создание условий, побуждающих сотрудников эффективно выполнять работу в соответствии их обязанностями;

      Контроль  – обеспечение достижения поставленных целей путем отслеживания процесса работы, сроков ее выполнения и своевременной  корректировки ошибок.

      Специалисты отмечают, что в функциональном плане  все действия менеджера условно могут быть распределены по трем группам. Можно считать, что исполнение функций, отнесенных к одной из трех групп, соответствует одной из трех ролей руководителя.

      В этой системе главное место занимает «Администратор», который производит необходимые действия по управлению подчиненными ему работниками и формированию нужной микросреды. «Технолог» обеспечивает технологическую поддержку действий менеджера и подготовку решений, а «Специалист» занят сопутствующей деятельностью неуправленческого характера.

      В ряде случаев конкретные действия менеджера  невозможно однозначно отнести к  той или другой роли. Условность ролевого подхода проявляется в  ситуациях, когда менеджеру приходится решать задачи, одновременно входящие в сферу ответственности разных ролей. Например, принятие решений представляет собой действие, в котором участвуют и «Администратор» и «Технолог». Однако распределение функций руководителя в виде системы трех ролей позволяет в идеальном случае обеспечить все функциональные потребности менеджера. Ресурсы менеджера представляют собой набор средств, которыми он располагает, и которые могут быть им использованы в процессе управленческой деятельности.

      Система ресурсов менеджера формируется из нескольких источников и включает в себя: административные, профессиональные ресурсы и психологические ресурсы личности. Источником административных ресурсов является управленческая иерархия. В личные административные ресурсы менеджера входит соответствующее его должности право руководить подчиненными и управлять ресурсами. Получение этого ресурса происходит в момент, когда менеджер «вступает в иерархию», этот процесс можно назвать иерархизацией менеджера. Профессиональные ресурсы менеджера включают накопленный опыт практической управленческой деятельности и специальные знания. Структура профессиональных ресурсов должна быть ориентирована на обеспечение ролевых запросов. Одним из источников этих ресурсов служит сама личность, самостоятельно инициирующая процессы получения знаний, и иерархия как источник управленческого опыта и знаний.

      Психологические ресурсы менеджера включают в  себя стиль делового поведения и  способ мышления. Источником этого  ресурса является сама личность, заданная структурой базовых компонент, включающих способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции и мотивацию. Баланс системы ресурсов является одним из условий хорошей работы менеджера: профессиональные и психологические ресурсы менеджера должны соответствовать административным ресурсам, которые будут ему предоставлены в результате иерархизации.

      На  предприятии менеджер выполняет следующие  роли:

  1. Межличностная роль. Заключается в том, что руководитель выполняет роль лидера, то есть он отвечает за мотивацию, набор, подготовку работников и т.д. Также менеджер является связующим звеном между своими работниками. Главный руководитель выполняет роль единоначальника – главного верховного руководителя.
  2. Информационная роль. Являясь приёмником информации, руководитель получает разнообразную информацию и использует её в целях организации. Эта роль также заключает в себе распространение информации среди членов организации
  3. Представительская роль. Менеджер представляет интересы фирмы на различных мероприятиях, передает информацию об организации при внешних контактах.
  4. Управленческая роль. Руководитель (менеджер) выступает в роли предпринимателя, разрабатывает и контролирует различные проекты по совершению деятельности организации. Также он выступает в роли человека, устраняющего нарушения в деятельности организации. Руководитель является распределителем ресурсов своей организации. К тому же он является лицом, ведущим переговоры с другими организациями от имени своей организации.

2.2. Требования предъявляемые к менеджеру

      От  него в частности требуется:

  • наличие общих знаний в области управления предприятием;
  • компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;
  • владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
  • принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.

      Важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Чтобы быть хорошим менеджером любого уровня необходимо быть психологом, что  означает понимать людей и отвечать им взаимностью. Во многом поможет язык жестов и телодвижений. Изучая этот язык, менеджер сможет лучше понять людей, их действия, чем они обоснованы, сможет добиться взаимного согласия, доверия людей, а это самое главное в условие нормальной работы любого предприятия. Нужно отметить, что эти знания способствуют также заключению выгодных сделок и многих других видов деятельности менеджера.

Информация о работе Деятельность менеджера и его функции. Профессиональные требование к менеджеру в сфере гостеприимства