Факторы эффективности менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:17, курсовая работа

Описание

Цель представленной курсовой работы – рассмотрение понятия, сущности и содержания эффективности менеджмента.
Задачи исследования:
– рассмотреть понятие сущность и содержание эффективности менеджмента;
- рассмотреть критерии и показатели эффективности менеджмента;
- провести анализ оценки эффективности менеджмента;
- подвести итоги проведенному исследованию.
Объектом исследования выступает деятельность по оценке эффективности менеджмента. Предмет исследования – эффективность менеджмента.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

    ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность  темы. Менеджмент прошел в своем  стремительном развитии от возникновения  в конце XIX в. до наших дней огромный путь. Менеджмент – это наука, которая  оказала влияние на мировую и  национальные экономики. Менее чем  за полторы сотни лет менеджмент преобразил социальную и экономическую структуру развитых стран всего мира. Он создал глобальную экономику и установил новые правила для стран.

    Вопрос  эффективность волнует менеджеров с самого зарождения менеджмента (взять  для примера труды П.Ф. Друкера). Саму науку менеджмент можно назвать наукой об эффективности, эффективности всего, инвестиций, производства, инноваций и т.д. Да и сама работа менеджера состоит в том чтобы быть эффективным. Чем бы он ни занимался - бизнесом или работал на предприятие, - от него требуется правильное выполнение задач, то есть ожидают проявления эффективности. Тем не менее руководящие должности и должности менеджеров подчас занимают работники, не обладающие высокой эффективностью, хотя среди них немало тех, кто имеет высокий интеллектуальный уровень и творческое воображение. Эти люди обычно хорошо информированы и обладают большими знаниями. Однако прямой связи между этими качествами руководителя и его эффективностью как работника не наблюдается. Даже самые одаренные люди могут быть на удивление неэффективными; они порой не понимают, что благодаря одним способностям нельзя добиться сколько-нибудь значительных успехов в работе. Они не осознают, что талант может способствовать эффективности только посредством целенаправленного труда. И наоборот, в каждой организации есть высокоэффективные работники, не имеющие особых талантов. В то время как одни лихорадочно мечутся, имитируя кипучую деятельность, которую порой другие принимают за «творческую искру», другие шаг за шагом, медленно движутся к намеченной цели и достигают ее первыми, подобно черепахе в известной старой басне. Аналогично людям организации могут приносить прибыль но не быть эффективными и наоборот организация может разориться но это не значит что ее деятельность была не эффективной. 
Так что понятие эффективность менеджмент не столь простое понятие как это может показаться на первый взгляд. Поэтому рассмотрение эффективности менеджмента – первоочередная задача при системном анализе менеджмента в целом.

    Цель  представленной курсовой работы – рассмотрение понятия, сущности и содержания эффективности менеджмента.

    Задачи  исследования:

    – рассмотреть понятие сущность и содержание эффективности менеджмента;

    - рассмотреть критерии и показатели  эффективности менеджмента;

    - провести анализ оценки эффективности менеджмента;

    - подвести итоги проведенному  исследованию.

    Объектом  исследования выступает деятельность по оценке эффективности менеджмента. Предмет исследования – эффективность  менеджмента. 
 
 
 
 
 

       1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА 

       1.1 Сущность эффективности менеджмента

       Эффективность менеджмента - сложное и многообразное  понятие, смысл которого заключается  в том, что весь процесс управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности, должен производиться с наименьшими издержками или с наибольшей результативностью (производительностью). Материальные, трудовые и финансовые ресурсы должны преобразовываться в товары, услуги и т. д. Для этого существует организация, которая должна обеспечить это преобразование не только с выгодой для потребителя, но и для самой себя. Иными словами, затраты на преобразование должны быть меньше, чем стоимость результата. В этом и заключается сущность понятия эффекта и эффективной деятельности. Хороший менеджер видит организацию как систему зависящих друг от друга элементов, результативность функционирования которых зависит от непрерывного развития и движения этой системы.

    Эффективное управление соответствует цели и  стратегии организации. Если управленческая деятельность полностью или частично решает поставленную задачу, воплощается в ожидаемом результате, причем обеспечивает его достижение на основе оптимального использования имеющихся ресурсов, то она считается эффективной. В первом случае речь идет о внешней эффективности, во втором — о внутренней. Внешняя эффективность иначе называется выгодностью, а внутренняя — экономичностью, показывающей цену, которую пришлось заплатить за полученный результат (для этого он соотносится с величиной затрат). Чем результат    в    большей   степени   превышает  затраты,  тем   экономичнее деятельность. Однако часто главным бывает не то, во сколько раз результат больше затрат, а является ли он более ценным. Эффективность управления бывает тактической и стратегической, причем они противоречат друг другу. Например, ориентация руководства фирмы на получение сиюминутных выгод не оставляет ресурсов для развития ее в будущем.

    Об   эффективности    управления    можно    также    говорить,   как     о                                                                                                                                                                                                                                      потенциальной или реальной. Потенциальная эффективность оценивается предварительно, реальная же определяется степенью достижения самих целей, полученными на практике результатами. Поскольку в управлении применяются разные методы, правомерно оценивать также и их эффективность.

    В управленческой литературе экономисты различают следующие аспекты эффективности менеджмента:

    - внутренняя эффективность — эффективность  с точки зрения использования  внутренних возможностей организации  или с точки зрения управления  внутренними ресурсами (затратами  и капиталом); 
Эффективность - соотношение затрат и результатов. Чем выше результат, тем лучше работает предприятие его работники, менеджеры.

    - Эффективность – система показателей  внешняя эффективность — эффективность  с точки зрения использования  внешних возможностей организации;

    - общая эффективность — эффективность  в качестве композиции двух  ее составляющих: внутренней и  внешней эффективности;

    - рыночная эффективность — насколько  полно удовлетворяются запросы  потребителя по сравнению с  альтернативными способами их  удовлетворения;

    - идеальная эффективность — вопреки  усилиям менеджмента по оптимизации      организационной      структуры      такая      «эффективность недостижима ни при каких обстоятельствах;

    - целевая, или стратегическая эффективность  отражает меру достижения целей организации;

    - затратная, или тактическая эффективность  отражает экономичность способов  преобразования ресурсов в результате  производственной деятельности  организации;

    - глобальная эффективность экономики  — последствие способов функционирования  экономической системы (в том числе международной) на организации микроуровня (фирмы).

    Теперь  рассмотрим некоторые из этих видов  эффективности менеджмента организации  в самом общем виде. В работе вводится понятие «двойственная  природа» некоторых базовых понятий  теории менеджмента, без которого невозможно раскрыть сущность этих понятий (добиться их однозначного толкования), а значит, построить модель эффективно функционирующей организации. В этом плане, дабы раскрыть сущность понятия «общая эффективность», воспользуемся условной формулой общего вида: 

    X=Х*Х2, 

    которая и позволит однозначно толковать  столь сложное и неоднозначное  понятие, сделав это толкование в  достаточной степени наглядным.

    Зависимость уровня общей эффективности организации  от того или иного уровня обеих ее составляющих можно условно представить следующим образом: 

    Э = Э1*Э2,

    где Э — уровень общей эффективности;

    Э1 — уровень внешней эффективности (степень использования рыночных возможностей);

    Э2 — уровень внутренней эффективности (степень использования внутренних возможностей).

    Говоря  об общей эффективности как о  комбинации двух ее составляющих Э1иЭ2, мы тем самым подчеркиваем ее двойственную природу. Очевидно, что высокий уровень  составляющей Э1 обеспечивает повышение  эффективности Эв целом. Вместе с тем, даже при достаточно высоком уровне внутренней эффективности Э2 организация не будет иметь высокий уровень общей эффективности Э, если не будет обеспечена ее эффективность с точки зрения использования рыночных возможностей (Э1).

    Отсюда  вывод: для получения организацией максимально высоких результатов необходимо наиболее полно реализовать ее рыночные возможности и достаточно обеспечить максимально высокий уровень ее внутренней эффективности.

    Производство  товаров, заведомо не имеющих спроса на рынке, делает бессмысленными всякие усилия по повышению эффективности этого производства. С другой стороны, производство пользующегося спросом товара при низком уровне его эффективности (высокие производственные затраты, высокая себестоимость) приведет в конце концов к снижению спроса на него и уменьшению доли рынка. И в том, и в другом случае уровень общей эффективности остается значительно ниже максимально возможного.

    Согласно  формуле общей эффективности  ясно, что все усилия руководителя по увеличению сбыта продукции в целях достижения предприятием успеха всегда будут сводиться на нет, если его усилия на административном поприще, в свою очередь, не приведут к обеспечению высокой внутренней эффективности организации. В самом деле, если принять  за  максимальный  уровень  Э,  Э2,  Э3 норму, равную 1, то 1 = 1 X 1

    (Этах = Э1швх Х Э2Щ).

    Пусть Э1 = 1, то есть «потенциал организации  и выработанная руководством стратегия  деятельности организации на рынке  Дозволяют добиться наивысшего успеха.

    - Пусть при этом Э2 =0,5, то есть уровень внутренней эффективности организации составляет 50% от максимально возможного. Получается Э= 1X0,5 = 0,5, то есть общая эффективность организации в этом случае будет в два раза ниже максимально возможной.

    С другой стороны, высокий уровень  внутренней эффективности организации отнюдь не застраховывает ее от низких результатов и даже банкротства, если работа по изучению потребительского спроса, разработке и внедрению на рынке новых видов продукции, проведению рекламных кампаний и т. п. строится в ней по наитию, безграмотно и некомпетентно.

    Так же глубокие кризисные явления на уровне макроэкономики, непосредственно  влияющие на снижение внешней эффективности  организации, способны свести на нет  все усилия менеджмента в деле повышения ее внутренней эффективности. Но низкая внутренняя эффективность намного усложняет для организации возможность преодолевать внешние трудности. Из формулы общей эффективности видно, что если обе составляющие Э1 Э2 будут ниже максимально возможного уровня, то общая эффективность организации снижается в геометрической, прогрессии. К примеру, 0,5X0,5 = 0,25.

    Безусловно, внутренняя эффективность организации  влияет на ее конкурентоспособность  на рынке. Допустим, некая организация  занимает доминирующее положение на рынке по той простой причине, что является монополистом. Ее лидерство само по себе отнюдь не будет являться залогом того, что организация получит от своей деятельности максимально высокие результаты, если уровень ее внутренней эффективности остается низким. С появлением  же  на  рынке  конкурирующих  организаций, которые начинают функционировать эффективнее лидера, последний неизбежно уступает им свои позиции, а его общая эффективность снизится в еще большей степени по сравнению с ранее имевшимся ее уровнем. В реальной ситуации качественно изменившегося рынка это может выглядеть следующим образом:

    - пусть одна из двух конкурирующих  организаций находится в более  выгодном стратегическом положении  по отношению к другой;

    - пусть рынок сбыта и рынок  сырья одного из конкурентов  географически находится значительно ближе к его производственной базе, нежели в случае с другим;

    - пусть с точки зрения использования  благоприятных внешних возможностей (при прочих равных условиях) потенциал  первой организации может быть  реализован на 100%, то естьЭ1 =1, а потенциал второй, в силу именно невыгодного стратегического положения, будет реализовываться лишь на 60% (Э, = 0,6);

    - пусть при этом уровень внутренней  эффективности первой организации  составляет 30% от максимально возможного (Э1 = 0,3), а второй — 70% (Э2 = 0,7).

    Легко рассчитать уровень общей эффективности  обеих организаций: организация  № 1:9= 1,0 X 0,3 = 0,30; организация № 2Э - 0,6 X 0,7 = 0,42. В данном примере цифры  наглядно демонстрируют, что вторая организация в сложившейся ситуации всегда будет иметь более высокие результаты, нежели первая. А это приведет в конечном счете к потере значительной доли рынка для одной и существенному увеличению этого показателя для другой.

Информация о работе Факторы эффективности менеджмента