Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:17, курсовая работа
Цель представленной курсовой работы – рассмотрение понятия, сущности и содержания эффективности менеджмента.
Задачи исследования:
– рассмотреть понятие сущность и содержание эффективности менеджмента;
- рассмотреть критерии и показатели эффективности менеджмента;
- провести анализ оценки эффективности менеджмента;
- подвести итоги проведенному исследованию.
Объектом исследования выступает деятельность по оценке эффективности менеджмента. Предмет исследования – эффективность менеджмента.
Данная
ситуация характерна, в частности, для
американского автомобильного рынка,
на котором чрезвычайно вольготно себя
чувствуют японские компании. Вот почему
о повышении внутренней эффективности
можно говорить как о насущной задаче
всякой организации, стремящейся быть
высокорезультативной. Внутренне
эффективная организация всегда будет
значительно опережать своих конкурентов
в завоевании сердец покупателей, и, значит,
победа в конкурентной борьбе (разумеется,
борьбе цивилизованными методами) будет
оставаться за ней.
1.2. Рыночная эффективность.
Что касается рыночной эффективности, то любая организационная деятельность нуждается в рынке, то есть совокупности потребителей. Для удовлетворения имеющихся потребностей создается организация, состоящая из лидеров и «ведомых» и имеющая капитал в различных формах. Неумение приспособить организацию, людей, технологию к изменениям в структуре спроса — важнейшая причина трудностей, возникающих у компаний, и поиска обновленной идеологической основы (видение; концепция бизнеса или деятельности; стратегия; цель и уровень амбиций; отношение к людям).
Когда потребитель воспринимается абстрактно, например как сегмент рынка, трудно поставить себя на его место. В этом случае стремление предоставить качественную услугу обращено внутрь организации, к людям в ближайшем окружении. Их присутствие рассматривается как нечто должное, и деятельность внутри организации процветает, потому что охватывает сотрудников той же компании. Когда речь идет о рыночной (внешней) эффективности, имеется в виду, как уже сказано выше, насколько полно удовлетворяются запросы потребителей по сравнению с альтернативными способами их удовлетворения. Потребители могут, например, выбрать предлагаемый конкурентом аналогичный товар, то есть иной товар, удовлетворяющий ту же потребность. Поэтому изучение конкурентных позиций — важная часть анализа, необходимого для определения рыночной эффективности.
Существует
тесная взаимосвязь между
1.3. Внутренняя эффективность.
Внутренняя
эффективность показывает, каким
образом удовлетворение определенных
потребностей сказывается на динамике
собственных целей организации и отдельных
групп ее участников. Наиболее важными
считаются цели увеличения объема продаж,
прибыли и доли на рынке. Самый распространенный
критерий роста фирмы — показатель максимизации
объема продаж, поскольку он отвечает
разным устремлениям: для потребителей
означает повышение уровня удовлетворения
их запросов, для руководства компании
— повышение корпоративной доли рынка
и престижа, для менеджеров и рабочих —
увеличение количества должностей для
служебного продвижения, рабочих мест
и заработков. В то же время применение
анализируемого критерия эффективности
предполагает наличие обширной информации
о характере кривой спроса на продукцию
фирмы в длительной перспективе. Само
понятие «длительная кривая спроса» теоретически
не бесспорно в том смысле, что требует
«замораживания» многих переменных на
долгосрочный период.
2.1
Критерии эффективности
Для
измерения эффективности
Итак, критерий эффективности – это показатель, выражающий главную меру желаемого результата, которая учитывается при рассмотрении вариантов решения.
Критерий эффективности управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и должен характеризовать качество труда в управляющей системе, экологическую и социальную эффективность.
Критерии экономической эффективности управления многообразны и их нельзя свести к какому-то одному показателю. Можно рассмотреть для начала критерии эффективности, относящиеся к объекту управления. Круг этих критериев весьма обширен.
Общий критерий – экономические результаты деятельности управляемой подсистемы в целом, т.е. осуществление предприятием (или организацией) своей миссии при наименьших затратах.
Группа
более частных локальных
наименьшие затраты живого труда на производство продукции или оказание услуг;
наименьшие затраты материальных ресурсов;
наименьшие затраты финансовых ресурсов;
наивысшие показатели использования основных производственных фондов (О.П.Ф.);
наименьшие издержки;
наивысшая рентабельность.
Группа качественных критериев:
а) высокий уровень технической оснащенности предприятия (организации);
б) условия труда персонала, ведущие к снижению напряженности (усталости) работников;
в) выполнение заказов, договоров (или оказание услуг) в кратчайший срок при затратах в пределах нормы;
г) высокое качество оказываемых услуг при стабильных затратах в пределах установления нормы;
д) стабильность персонала при выполнении всех других заданных показателей;
е) экологическая чистота.
Критерием эффективности управления при определенных условиях могут быть максимум выпуска продукции или максимум услуг.
С точки зрения функционирования субъекта управления, т.е. самой управляющей системы критериями экономической эффективности могут быть:
-
быстрый сбор необходимой
- способность принимать оптимальное решение в кратчайший срок;
-
оперативность доведения
-
обеспечение четкого
-
осуществление комплексного
Все эти критерии должны быть отражены в определенной системе показателей экономической эффективности.
Одним из наиболее важных критериев экономической эффективности можно назвать деловую оценку персонала. Деловая оценка персонала — это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.
На основании степени указанного соответствия решаются следующие основные задачи:
- выбор места в организационной структуре и установление функциональной роли оцениваемого работника;
- разработка программы его развития;
- определение степени соответствия заданным критериям оплаты труда и установление ее величины;
- определение способов внешней мотивации работника.
Кроме того, деловая оценка персонала может помочь в решении некоторых дополнительных задач: установление обратной связи с работником по профессиональным, организационным и иным вопросам, а также удовлетворение потребности работника в оценке собственного труда и качественных характеристик.
К сожалению, практически любая организация допускает ошибки деловой оценки персонала, т.е. имеет место нереалистичность деловой оценки, вызванная объективным или субъективным несоответствием оценщика или метода оценки предъявляемым требованиям. Типичными являются: ошибка экстремальности, ошибка усреднения, ошибка пристрастия и т.д. Очевидно, что устранить полностью ошибки деловой оценки вряд ли возможно, но необходимо стремиться в максимальной степени снизить их отрицательное воздействие. Для этого должен быть четко проработан и реализован организационный процесс подготовки деловой оценки.
Этот процесс предполагает выполнение следующих обязательных мероприятий:
- разработка методики деловой оценки (если это целесообразно, такая методика может быть приобретена) и привязка к конкретным условиям организации;
- формирование оценочной комиссии с привлечением непосредственного руководителя испытуемого сотрудника, специалистов вышестоящего, равного и нижестоящего уровня иерархии, а также специалистов службы управления персоналом организации или специализированных оценочных центров;
- определение времени и мест; проведения деловой оценки;
- установление процедуры подведения итогов оценивания;
- проработка вопросов документационного и информационного обеспечения процесса оценки (формирование полного комплекта документации в соответствии с методикой оценки, его размножение, рассылка и определение каналов и форм передачи информации);
- консультирование оценщиков со стороны разработчика методики или специалиста, владеющего ею.
При разработке методики деловой оценки особое внимание следует уделить описанию этапов проведения оценки. Опираясь на передовой опыт лучших отечественных и зарубежных организаций, можно выделить несколько этапов деловой оценки:
1)
сбор предварительной
2) обобщение информации, полученной на предыдущем этапе;
3)
подготовка руководителя к
4) проведение оценочной беседы и подведение ее результатов;
5)
формирование руководителем
6)
принятие решений экспертной
комиссией по существу
Центральным вопросом любой деловой оценки является установление ее показателей. Они могут характеризовать как общие моменты, равноценные для всех работников организации, так и специфические нормы труда и поведения для конкретного рабочего места или конкретной должности. В первом случае показатели оценки определяют принадлежность сотрудника к конкретной организационно-социальной системе; во втором — соответствие сотрудника профессиональным требованиям.
На уровне отдельных предприятий в различных отраслях экономики используются разнообразные группы показателей экономической эффективности. Однако на каждом предприятии оценивается экономическая эффективность использования материалов, основных производственных фондов и оборотных средств, инвестиций и трудовых ресурсов, а также рассчитывается обобщающий показатель, характеризующий экономическую эффективность работы предприятия в целом.
Для оценки и анализа экономической эффективности производства применяются дифференцированные и обобщающие показатели эффективности. Эффективность использования какого-либо одного вида затрат и ресурсов выражается в системе дифференцированных показателей эффективности. К ним относятся: производительность труда или трудоёмкость, материалоотдача или материалоёмкость продукции, фондоотдача или фондоёмкость, капиталоотдача или капиталоёмкость. Дифференцированные показатели эффективности рассчитываются как отношение выпуска продукции к отдельным видам затрат или ресурсов или наоборот - затрат или ресурсов к выпуску продукции.