Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 01:56, реферат
Целью написания данной работы является анализ, рассмотрение процесса принятия решений для более глубокого понимания его сущности.
В работе будут рассмотрены типы решений, принимаемых управляющими, используемые способы, научные методы повышения эффективности этого процесса и основные факторы, которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность процесса принятия решений……………………………….5
1.1 Организационные решения…………………………………………….5
1.2 Подходы к принятию решения…………………………………………8
1.3 Формулировка ограничений и критериев принятия решения………9
1.4 Диагностика проблемы…………………………………………………10
1.5 Выбор альтернативы и реализация……………………………………12
1.6 Оценка альтернатив……………………………………………………13
Глав 2. Факторы, влияющие на эффективность процесса принятия решения в организации…………………………………………………………………………15
2.1 Личностные оценки руководителя……………………………………15
2.2 Среда принятия решения………………………………………………16
2.3 Информационные ограничения………………………………………19
2.4 Поведенческие ограничения…………………………………………..20
2.5 Негативные последствия……………………………………………….21
2.6 Взаимозависимость решений………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………………….23
Список литературы……………………………
Вероятность будет оценена объективно, если поступит достаточно информации для того, чтобы прогноз оказался статистически достоверным.
Во многих
случаях организация не располагает
достаточной информацией для
объективной оценки вероятности, но
опыт руководства подсказывает, что
именно, скорее всего, случится с высокой
достоверностью. В такой ситуации
руководитель может использовать суждение
о возможности свершения
Решение
принимается в условиях неопределенности,
когда невозможно оценить вероятность
потенциальных результатов. Это
должно иметь место, когда требующие
учета факторы настолько новы
и сложны, что насчет них невозможно
получить достаточно релевантной информации.
В итоге вероятность
Сталкиваясь
с неопределенностью, руководитель
может использовать две основные
возможности. Во-первых, попытаться получить
дополнительную релевантную информацию
и еще раз проанализировать проблему.
Этим часто удаётся уменьшить
новизну и сложность проблемы.
Руководитель сочетает эту дополнительную
информацию и анализ с накопленным
опытом, способностью к рассуждению
или интуицией, чтобы придать
ряду результатов субъективную или
предполагаемую вероятность. Вторая возможность
– действовать в точном соответствии
с прошлым опытом, суждениями или
интуицией и сделать
2. Время
и изменяющаяся среда.
Подобным
образом следует учитывать
2.3. Информационные ограничения
Информация – это данные, касающиеся только конкретной проблемы, человека, цели или ситуации. Информация необходима для рационального решения проблем. Но иногда необходимая для принятия решения информация недоступна или стоит слишком дорого. В стоимость информации стоит включить время руководителей и подчиненных, затраченное на ее сбор, а также фактические издержки, например, связанные с анализом рынка, оплатой машинного времени, оплатой услуг внешних экспертов и т.д. Поэтому руководитель должен решить, существенна ли выгода от дополнительной информации, насколько само по себе важно решение, связано ли оно со значительной долей ресурсов организации или с незначительной денежной суммой.
Если
информацию получить по приемлемой цене
непросто, но такая возможность скоро
появится, самое правильное для менеджера
– отложить принятие решения, но если
время не является критическим фактором
и потери от задержки будут более
чем перекрыты выгодой от принятия
более качественного решения
на основе дополнительной информации.
Выгода и издержки по большей части
субъективно оцениваются
2.4. Поведенческие ограничения
Многие
факторы, затрудняющие
Руководители могут быть настолько перегружены информацией и текущей работой, что будут не в состоянии воспринять открывающиеся возможности. Согласно одному исследованию, руководители дают разное определение одной и той же проблемы в зависимости от отделов, которые возглавляют. Руководитель может чувствовать, что вышестоящий начальник будет раздражен, если ему сообщить о реальной или потенциальной проблеме. От способа обмена менеджера с подчиненными информацией в значительной мере зависит поведение последних.
Руководитель может отвергнуть тот или иной курс действий в силу личных пристрастий или лояльности по отношению к кому-то. В результате ему будет трудно объективно оценить текущее состояние освоения капиталовложений или проекта. Установлено, что многочисленные психологические факторы и личностные особенности сказываются на процессе принятия решений.
2.5. Негативные последствия
Принятие управленческих решений во многих отношениях является искусством нахождения эффективного компромисса. Выигрыш в одном почти всегда достигается в ущерб другому. Решение в пользу более высококачественной продукции влечет за собой рост издержек; некоторые потребители будут довольны, другие перейдут на более дешёвый аналог.
Подобные негативные последствия необходимо учитывать, принимая решения. Проблема процесса принятия решений состоит в сопоставлении минусов с плюсами в целях получения наибольшего общего выигрыша. Часто руководителю приходится выносить субъективное суждение о том, какие негативные побочные эффекты допустимы при условии достижения желаемого конечного результата. Однако некоторые негативные последствия никоим образом не могут быть приемлемыми для руководителей организации. Например, нарушение законов или этических норм. В подобных случаях, когда выбираются критерии для принятия решения, негативные последствия следует трактовать как ограничения.
2.6. Взаимозависимость решений
В организации
все решения некоторым образом
взаимосвязаны. Единичное важное решение
может потребовать сотен
Крупные решения имеют последствия для организации в целом, а не только для сегмента, непосредственно затрагиваемого тем или иным решением. Если производственная фирма решает приобрести новое и более производительное оборудование для завода, то она должна также найти способ увеличения сбыта продукции. Таким образом, закупка нового оборудования должна отразиться не только на производственном отделе, но и на отделах сбыта и маркетинга.
Способность
видеть, как выстраиваются и
Заключение
Решение – это выбор альтернативы. Принятие решений – связующий процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции.
Запрограммированные решения, типичные чаще всего для повторяющихся ситуаций, принимаются с соблюдением конкретной последовательности этапов. Новые или сложные ситуации требуют незапрограммированных решений, в этом случае руководитель сам выбирает процедуру принятия решений.
Решения могут приниматься с
помощью интуиции, суждения или методом
рационального разрешения проблем.
Последний метод способствует повышению
вероятности принятия эффективного
решения в новой сложной
Этапы рационального решения проблем – диагноз, формулировка ограничений и критериев принятия решений, выявление альтернатив, их оценка, окончательный выбор. Процесс не является завершенным, пока через систему обратной связи не будет засвидетельствован факт реального решения проблемы благодаря сделанному выбору.
Среда принятия решения варьируется в зависимости от степени риска. Условия определённости существуют, когда руководитель точно знает результат, который будет иметь каждый выбор. В условиях риска вероятность результата каждого решения можно определить с известной достоверностью. Если информации недостаточно для прогнозирования уровня вероятности результатов в зависимости от выбора, условия принятия решения являются неопределёнными. В условиях неопределённости руководитель на основе собственного суждения должен установить вероятность возможных последствий. Во имя пользы решения следует принимать быстро, но не опережая время.
Получение дополнительной информации требует времени и денег, а поскольку способность человека усваивать и использовать её ограничена, такая информация не всегда способствует принятию решений. Руководитель должен решить – оправдает ли выгода от более качественного решения затраты на получение дополнительной информации.
Поведенческие факторы, например, негативное
отношение к чему-либо или к
кому-либо, личностные пристрастия
и барьеры восприятия информации,
являются распространёнными
Каждое важное решение сопряжено с компромиссами, негативными последствиями и побочными эффектами, значение которых руководитель должен соотнести с ожидаемой выгодой.
Важное решение потребует
Решение можно рассматривать как
продукт управленческого труда,
а его принятие - как процесс, ведущий
к появлению этого продукта. Правильно
принимать решение - это область
науки и может быть познана
из книг. Принятие же правильных решений
это область управленческого искусства.
Способность и умение делать это развивается с опытом, приобретенным
руководителем на протяжении всей жизни.
Совокупность знаний и умений составляют
компетентность любого руководителя и
в зависимости от уровня последнего говорят
об эффективно или неэффективно работающем
менеджере.
Библиографический список
31
Информация о работе Факторы, влияющие на процесс принятия решений