Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:47, курсовая работа
Фасилити менеджмент представляет собой инструмент уменьшения затрат предприятия и является элементом постиндустриальной инновационной экономики. В зависимости от вида бизнеса экономия затрат составляет от 10 до 35%. Например в Уральском регионе эксперты определили долю объектов недвижимости, находящихся во внешнем управлении в Уральском регионе, – 7%
Введение. 3
Задачи и применение фасилити менеджмента в ЛПК 5
Обзор фасилити менеджмента в России . 9
Технологии и метод уменьшения непроизводственных затрат ЛПК . 15
Экономические инструменты . 18
Системы менеджмента в лесной промышленности 21
Заключение 28
-
алгоритмы принятия
Для
решения проблемы повышения эффективности
большое значение имеют правильное
определения приоритетов
Если говорить о глобальных планах, то это возможное первичное размещение акций (IPO) крупнейших предприятий комплекса в ближайшие несколько лет. Скорее всего, это будет возможно для предприятий, в состав которых включены ЦБК, причем имеющие серьезное присутствие на западных рынках, хотя сюрпризы тоже возможны. До этого времени основными тенденциями (вообще для всех крупных или считающих себя такими предприятий) будут увеличение доли рынка, стоимости компании, добавленной стоимости продукции.
Правда, это может осложниться разными моментами, например падением акций зарубежных компаний (например, International Paper, Weyerhaeuser и других) и, соответственно, слабым интересом покупателей к акциям российских компаний.
Покупателям акций деревообрабатывающих компаний можно высказать пожелание − покупать в долгосрочной перспективе.
«Укрупнение» крупных фирм. Еще лет пять назад перед руководством отрасли стояла задача воссоздать систему управления предприятиями, которая бы позволила существенно улучшить положение дел, разработать программу реструктуризации лесопромышленного комплекса. Понятно, что без создания оптимальных экономических, технических и организационных условий ни о каком выходе из кризиса говорить не стоит. Основной же антикризисной моделью принято построение вертикально интегрированных структур на базе крупных целлюлозно-бумажных и деревообрабатывающих предприятий, что и вылилось в создание нынешнего Лесного кодекса. Некоторые компании уже высказали желание стать центром консолидации отрасли.
Это один из самых деятельных инструментов истребления мелкого и среднего бизнеса как основы экономики, а также перекладывание социальной ответственности за состояние леса на чужие плечи.
Стратегические альянсы. На фоне еще большей интеграции крупных фирм для средних и мелких производителей это станет одним из вариантов сохранения и увеличения не только своих конкурентных преимуществ, но и вообще условием существования на рынке.
Здесь же можно выделить совместную работу крупных и мелких фирм, передачу непрофильных направлений своей деятельности для исполнения большому числу более гибких и мобильных подрядчиков, то есть развитие аутсорсинга, уже ставшего обыденностью в ИТ-индустрии. Кроме прямых экономических выгод от совместной работы, крупные предприятия смогут получить статус «социальных защитников», которого так не хватает нашему государству.
Дальнейшее развитие получат так называемые b2b-фирмы, деятельность которых направлена на оказание различных услуг производственным компаниям. Направления деятельности совершенно различные: прокладка дорог, научные разработки в области технологии и других областях, оказание услуг по ремонту техники и оборудования, консалтинговые и консультационные услуги и т.д. Не останется без внимания восстановление леса, например заимствования у западных стран бизнеса Christmas Tree (новогодние елки) или его аналогов.
На фоне прописанных в кодексе сроков аренды выращивание леса может действительно стать новым направлением деятельности иностранных компаний в России. Этому будут способствовать не столько свои ограниченные лесные ресурсы, сколько отсутствие боязни долгосрочных вложений. Правда, могут найтись и сдерживающие факторы, например некоторое недовольство уже присутствующих иностранных инвесторов, и это не проходит без внимания прессы. Или то, что «Россия все больше скатывается к авторитаризму», как на днях высказалась международная правозащитная организация Human Rights Watch, только ведь такого рода заявления относятся ко всему бизнесу в России, и указанная ситуация больше «страшна» для крупного отечественного бизнеса (за примерами далеко ходить не надо).
Контрактное производство. Почему оно может быть интересно для наших производителей и зарубежных инвесторов? За границей более развиты различные системы брендинга, маркетинга, продвижения продукта на рынке. С другой стороны, наши специалисты по управлению более грамотно могут подойти к вопросу руководства производством в здешних условиях. При такой расстановке сил совмещение усилий может оказаться достаточно продуктивным. С учетом уже известных практик аналогичных производств, при правильно подобранном партнерстве одни получают стабильный поток заказов и возможность попробовать поработать на западный манер, другие − так необходимую на их рынке продукцию без особых инвестиционных вложений (кое-что вложить все равно придется, хотя бы в поиск подходящего партнера), а также смогут избежать затрат на открытие собственной производственной площадки.
На фоне уже упоминавшегося увеличения благосостояния населения происходит расслоение столярных производств на крупные, работающие «на продажу со склада», и мелкие индивидуальные мастерские, работающие на заказ. Предприятия, которые относятся к средним, будут переходить либо в одно, либо в другое «состояние». Для централизации хозяйственной деятельности, уменьшения различного рода накладных производственных расходов некоторые объединяются в союзы.
Платежеспособное население больше начинает ценить индивидуальный подход, так как присутствует желание сделать свой интерьер «не как у других».
Помимо развития экономических направлений , получат развитие современные методы управления предприятием. Скорее даже, это станет необходимым, так как все большее внимание уделяется современным концепциям управления производством − маркетингу, управлению качеством, внедрением различных бизнес-систем, технологиям сбыта продукции, брендингу, деловой репутации. О том, что тенденции к их распространению есть, говорит следующее.
Во-первых, в связи с растущей динамичностью изменения бизнес-среды, это касается практически всех рынков без исключения, требуются новые, современные, часто достаточно необычные подходы. Большое количество закрывающихся производств как с постсоветских времен, так и проработавших всего несколько лет, которые продаются в силу разных обстоятельств, причем работающих без прибыли или в убыток. Можно по пальцам пересчитать предприятия, на которых применяется какая-либо управленческая система, тем более специально разработанная именно для этого предприятия.
Во-вторых, одно из препятствий для развития отрасли − износ основных фондов. По статистике, в среднем около 80% основных фондов отрасли − это устаревшее оборудование. Но, исходя из современной динамичности внешней среды, только лишь замена старого оборудования на новое с трудом может сделать предприятие действительно конкурентоспособным. Соответственно, перспективы имеют либо те отрасли, где износ пока невелик, либо те, которые вообще не завязаны на основные фонды, либо те, которые, наряду с эффективным использованием основных средств, применяют современные, часто разработанные специально под задачи конкретного производства методы управления.
Исходя из этого представляется несколько основных направлений развития системы менеджмента в лесопромышленной отрасли.
• Интенсификация производства, а именно полное и рациональное использование технических, материальных и трудовых ресурсов, более прогрессивный метод увеличения рентабельности работы производства по сравнению с экстенсивным. Достаточно широкое направление, скорее, даже курс развития, совмещающий в себе последние научные и практические разработки в различных областях.
Экстенсивное же сводится к наращиванию производственных мощностей и применяемых материальных ресурсов, что и происходит на сегодняшний день. Самое главное − не воспринимать все буквально и не доводить до крайностей, золотая середина будет лучшим выбором.
• маркетинг − одно из основных направлений в мировом современном менеджменте. Современные концепции развития любого предприятия не могут существовать без маркетинговой политики, принимаемой компанией, которая, в свою очередь, основывается на общей миссии организации, на поставленных целях и задачах и на их достижении и решении.
Для правильного определения пути развития необходимо знать рынок, на котором действует предприятие, факторы, влияющие на него, конкурентную среду, ценовую политику, угрозы и возможности, степень риска на рынке, структурные рыночные сдвиги, предъявляемые потребителями требования к продукции, тенденции развития и много других тонкостей. Кроме того, необходимо проводить четкую сбытовую политику, внедрять различные CRM- и ERP-системы, анализировать эффективность работы системы сбыта продукции на предприятии.
Отличительной особенностью маркетинга в лесопромышленном комплексе является его относительная неразвитость по сравнению с другими отраслями, например со строительством или производством мебели. Данная ситуация возникает, в первую очередь, из-за морально устаревших систем управления предприятиями, существенного превышения спроса над предложением в некоторых сегментах лесной отрасли (например, производство ДСП, МДФ, OSB).
На рынке практически отсутствуют специализированные компании, работающие в сфере информационного обеспечения деятельности предприятий ЛПК. Нет достоверных и точных данных, опубликованных в открытых источниках, о темпах роста рынка, о перспективах развития, крайне невелика информация об основных игроках и операторах рынка. Создается некий информационный вакуум, в котором крайне сложно принимать серьезные управленческие решения.
• стратегическое планирование. Выше уже отмечалось, что наступило время, когда без наличия долгосрочных целей практически невозможно развитие предприятия любого размера, то есть бизнес-среда стала меняться настолько быстро, что, живя «сегодняшним днем», невозможно развиваться перспективно. Появилась необходимость в разграничении управления, осуществляемого на уровне текущей организации производства и на высшем уровне. Сущность перехода к стратегическому планированию и управлению − это перенос внимания руководства на бизнес-окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие изменения.
Не случайно стратегическому планированию сегодня уделяется все больше внимание. При тщательно сформулированных целях и ориентации на их достижение можно достичь существенно большего успеха. По большому счету, стратегическое планирование заключается в отыскании четкой формулировки того, как предприятие будет вести себя на сегодняшнем рынке, то есть конкурировать с другими предприятиями, какие должны быть его цели и какие действия понадобятся для достижения этих целей. Четко составленный стратегический план позволит компании отыскать такую позицию в отрасли, при которой она сможет наилучшим образом защитить себя от конкурентов или воздействовать на них с выгодой.
• внешнее управление. Вернемся к назойливой статистике о том, что большее число предприятий закрывается, чем выходит на рынок, а количество работающих на грани существования огромно. Инвесторов вряд ли успокоит тот факт, что так работают большинство производителей в отрасли. Поэтому в отношении таких предприятий вводится внешнее управление.
Как и в любой другой отрасли, в ЛПК внешнее управление призвано привлекать профессиональные кадры и финансовые ресурсы, которые могли бы превратить убыточное или обанкротившееся предприятие в лидера отрасли. Это достаточно сложный и многогранный процесс, требующий всестороннего обсуждения;
• антикризисное управление. Этот термин возник совсем недавно. Антикризисное управление предприятием включает в себя управление маркетингом, финансами, производством, персоналом и информацией. Наряду с внедрением внешнего управления, оно является некой реанимационной мерой для «умирающего» предприятия. Причина появления такого вида управления − это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Предприятие, которое не соответствует «окружающей среде», должно либо приспособиться и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть.
Мировая и отечественная практика убедительно доказала, что качественное преобразование управления субъектами рынка приобретает сегодня исключительное значение, особенно в кризисной ситуации, приводит к объективной необходимости радикальных изменений в менеджменте, подготовки управляющих, способных эффективно действовать в любой рыночной обстановке, предотвратить появление негативных явлений в бизнесе, обеспечивать финансовую стабильность предприятий и организаций.
Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления − это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий − это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых. В России подавляющее число предприятий по существующим меркам давно следует считать банкротами, об этом говорит и растущее количество дел о банкротстве. Можно сказать, что разработка теории антикризисного управления − это заказ практики, причем потребность в антикризисном управлении возникает не только в экономике переходного периода, но и в развитых рыночных экономиках западных стран. Особую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные денежные решения. Усиление контроля за денежными средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более находящемуся в стадии кризиса.