Феномен конфликтофобии его природа и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:41, контрольная работа

Описание

К середине 20 столетия исследователями конфликта была предпринята попытка коренным образом изменить отношение к конфликту. Было предложено посмотреть на конфликт как на явление, в котором есть и положительные функции. С точки зрения конфликтологии в этом отношении существует проблема, которая в данной дисциплине обозначается как конфликтофобия. Что это означает?

Содержание

Введение 3
1. Конфликтология как наука 5
1.1. Конфликт как объект конфликтологии 5
1.2. Причины конфликтов 7
1.3. Функции конфликта 10
2. Природы и механизмы конфликтофобии 12
Заключение 20

Работа состоит из  1 файл

kontrolnaya_rabota_-_fenomen_konfliktofobii_ego_priroda_i_suschnost.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КОНФЛИКТОЛОГИИ

 

«ФЕНОМЕН КОНФЛИКТОФОБИИ ЕГО ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ»

 

 

 

 

Выполнил студент 3 курса      Косарева А.В.

Заочного отделения

Специальность «психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск 2009

 

Содержание

Введение 3

1. Конфликтология как наука 5

  1. Конфликт как объект конфликтологии 5
  2. Причины конфликтов 7
  3. Функции конфликта 10

2. Природы и механизмы конфликтофобии 12

Заключение 20

 

3 Введение

Основой любой организации  являются люди (коллектив), и без  их функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив -формальная (формализированная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания). Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам.

Конфликтология  является одной из самых молодых  отраслей научного знания, развившегося на стыке многих наук, прежде всего - социологии и психологии.

Конфликтология выделилась как относительно самостоятельное направление в социологии в конце 50-х годов XX века и изначально получила название "социология конфликта". Это событие связывается с работами Р. Дарендорфа (Германия) "Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе", а также А. Козера (США) -"Функции социальных конфликтов".

В этот период аналогичная  ситуация наблюдается и в психологии. Благодаря исследованиям М. Шерифа, Д. Рапопорта, Р. Доза, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотт психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление.

 

К середине 20 столетия исследователями  конфликта была предпринята попытка  коренным образом изменить отношение  к конфликту. Было предложено посмотреть на конфликт как на явление, в котором есть и положительные функции. С точки зрения конфликтологии в этом отношении существует проблема, которая в данной дисциплине обозначается как конфликтофобия. Что это означает? До сих пор к конфликтам в обществе относятся как к болезни, как к чему-то такому, чего нужно избегать. Одним словом, конфликты не приветствуются, хотя ими пронизана вся наша жизнь в тех или иных формах. Особенно такое отношение характерно для управленцев. Очень медленно приходит осознание того, что конфликт (точнее его конструктивные формы) является источником развития. Цель представленной работы - рассмотреть проблему конфликтофобии, ее природу и механизмы.

 

1. Конфликтология как  наука

1.1. Конфликт как объект  конфликтологии

 

Конфликтология —  наука о закономерностях зарождения, возникновения, развития, завершения конфликтов любого уровня. Конфликт — весьма сложное социальное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок, используемых методов. Решение рассматриваемых ниже проблем может способствовать преодолению тех трудностей, которые уже обозначились в связи с определением сущности конфликта, объекта и предмета конфликтологии.

Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, то есть весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе. Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимыми по объёму. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Здесь предполагается, что субъектом конфликтного взаимодействия может быть либо отдельный человек, либо люди и группы людей.

Под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального  взаимодействия, заключающийся в  противодействии субъектов конфликта  и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Если субъекты социального конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности. Противодействие заключается в общении или действиях с целью выражения несогласия с оппонентом, блокировки его активности или нанесения ему материального (морального) ущерба. Под внутриличностным конфликтом понимается выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое играет системообразующую роль как для различных видов конфликта, так и для различных уровней их изучения. На сегодняшний день исследования конфликта ведутся в рамках военных наук, искусствоведения, истории, математики, педагогики, политологии, правоведения, психологии, социобиологии, социологии, философии и некоторых других (например, психиатрии и экономики). Следует учитывать, что люди, органы управления имеют дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их психологическими, правовыми, философскими, социологическими и другими аспектами.

Эти соображения обосновывают необходимость выделения самостоятельной науки — конфликтологии. Объектом её комплексного изучения являются конфликты в целом, а предметом — общие закономерности их возникновения, развития и завершения. Конфликтологию должны интересовать два типа конфликтов: с участием человека (внутриличностные и социальные) и зооконфликты. К основным видам социальных конфликтов относятся: межличностные конфликты, конфликты «личность — группа», конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями. Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром — межличностные. Исследование межличностных конфликтов, менее сложных среди других социальных конфликтов, может вскрыть основные причины конфликтного 

взаимодействия. Социальные конфликты тесно связаны с  внутриличностными конфликтами. Поэтому  понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения тех  процессов, которые происходят в  психике и предшествуют конфликтному поведению человека. Каждая из одиннадцати частных конфликтологических наук имеет в общем для этих наук объекте свой предмет. Это та часть, сторона, тот уровень объекта, которые исследует данная наука. Однако и сама конфликтология не в состоянии описать и объяснить конфликты во всей их полноте.

Конфликты — неисчерпаемый  объект познания, о котором нельзя узнать абсолютно все. Поэтому предметом  конфликтологии являются те закономерности, стороны, характеристики конфликтов, которые  в состоянии исследовать наука  на данном этапе своего развития. Объект конфликтологии

  • гораздо более консервативное образование по сравнению с предметом. Объект может изменяться в результате своего собственного развития, кроме того, его границы могут уточняться в связи с более глубоким проникновением науки в суть исследуемых явлений. Объект конфликтологии
  • социальные, внутриличностные и зооконфликты — в обозримом будущем вряд ли претерпит существенные изменения .

1.2. Причины  конфликтов

Существуют две противоположных  точки зрения о причинах конфликта в организации:

  1. конфликт является свойством человеческого характера, стремлением к первенству, доминированию, конфликтному поведению - субъективные причины;
  2. конфликт вызывается объективными причинами, не зависящими от личности.

С позиций материалистической методологии социальный конфликт обусловлен  в  первую  очередь  объективными  социально-экономическими

1 Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - С.74-78.

 

детерминантами. Кроме  того, конфликт представляет собой сложное 
комплексное явление, в котором присутствуют социально-психологические 
аспекты. В то же время, имеется тип конфликтов, которые порождаются 
главным образом социально-психологическими факторами

(внутриличностные конфликты).

У.Ф. Линкольн классифицирует причины конфликтов по пяти основаниям: информация, структура, ценности, отношения и поведение и выделяет пять основных факторов (причин) конфликтов:

  1. Информационный фактор - это та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Это может быть: неполная, неточная информация одной из сторон; нежелательное обнародование; недооценка фактов при решении спорных проблем; дезинформация, слухи и т.д.
  2. Структурный фактор - формальные и неформальные характеристики группы (специфика законной власти и законодательства, статуса, прав мужчины и женщины, их возраста, роли традиций, различных социальных норм и т.д.). Б. Майерс дополняет: "доступные ресурсы, процедуры принятия решения".
  3. Ценностный фактор - те принципы, которые провозглашаются или отвергаются; которым будут следовать все члены группы. Они вносят в группу чувство порядка и цель существования. Это такие ценности как:

 

  • личные     системы     верований     и     поведения     (предрассудки, предпочтения и т.д.);
  • групповые системы верований и поведения;
  • системы верований и поведения общества;
  • ценности всего человечества;
  • профессиональные ценности;
  • религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.

 

4) Фактор отношения - удовлетворение от взаимодействия двух или 
более сторон или его отсутствие. Внимание на аспектах:

  • основа отношений (добровольные или принудительные);
  • сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);
  • ожидания от взаимоотношений;
  • важность взаимоотношений;
  • ценность взаимоотношений;
  • длительность взаимоотношений;
  • совместимость людей в процессе взаимоотношений;
  • вклад сторон во взаимоотношения и т.д.

Майерс говорит о  том, что важна еще и история  отношений. "Слишком часто мы пытаемся понять конфликт в изоляции от его  исторических корней... Когда кто-то в конфликте указывает на нас пальцем, наша реакция основывается на содержании происходящего в данный момент, но также мы реагируем на все те разы, когда этот жест был использован по отношению к нам со злобой в прошлом"2 .

5) Поведенческий фактор - это стратегия поведения в конфликтной 
ситуации: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, 
сотрудничество.

В самом общем виде можно определить три класса причин возникновения конфликтов:

  • социально-экономические - конфликты в современном обществе представляют собой порождение и проявление объективно существующих социально-экономических противоречий;
  • социально-психологические - конфликты из-за разных потребностей, мотивов, целей деятельности и поведения людей;
  • социально-демографические - конфликты из-за различия в установках,   мотивах   поведения,   целях   и   стремлениях   людей,

2 Цит. по: Вишневская А. В. Курс лекций по конфликтологии. - М.: ТК Велиби, 2007. - С. 34.

 

обусловленных их полом, возрастом, принадлежностью к разным национальным образованьям. С точки зрения причин выделяется три типа конфликтов:

1. Конфликт целей. Ситуация характеризуется тем, что участвующие в 
ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем.

  1. Конфликт взглядов, когда участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме.
  2. Конфликт чувств, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия3.

Также, говоря об организационном  конфликте, стоит упомянуть о  двух уровнях причин конфликтов: организационном (проблемы менеджмента) и психологическом (проблемы отношений между людьми)

1.3. Функции  конфликта

Функции конфликта - это  воздействие конфликта или его результатов на оппонентов, их отношения и на социальную и материальную среду. В зависимости от сферы влияния можно выделить следующие основные функции конфликта: воздействие на психические состояния и, как следствие, на здоровье участников; воздействие на взаимоотношения оппонентов; на качество их индивидуальной деятельности; на социально-психологический климат группы, в которой развивался конфликт; на качество совместной деятельности членов группы.

Информация о работе Феномен конфликтофобии его природа и сущность