Феномен конфликтофобии его природа и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:41, контрольная работа

Описание

К середине 20 столетия исследователями конфликта была предпринята попытка коренным образом изменить отношение к конфликту. Было предложено посмотреть на конфликт как на явление, в котором есть и положительные функции. С точки зрения конфликтологии в этом отношении существует проблема, которая в данной дисциплине обозначается как конфликтофобия. Что это означает?

Содержание

Введение 3
1. Конфликтология как наука 5
1.1. Конфликт как объект конфликтологии 5
1.2. Причины конфликтов 7
1.3. Функции конфликта 10
2. Природы и механизмы конфликтофобии 12
Заключение 20

Работа состоит из  1 файл

kontrolnaya_rabota_-_fenomen_konfliktofobii_ego_priroda_i_suschnost.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

По направленности воздействия  выделяют деструктивные и конструктивные функции конфликта. В групповых отношениях конструктивная функция конфликта проявляется в способствовании предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития (появление   новыч 

целей,   норм,   ценностей).

 Конфликт,   обнаруживая   и устраняя объективные противоречия, существующие между членами коллектива, способствует стабилизации группы. Деструктивная функция конфликта на уровне группы проявляется в нарушении системы коммуникаций, взаимосвязей, ослаблении ценностно-ориентационного единства, снижении групповой сплоченности и понижении в итоге эффективности функционирования группы в целом . Обычно конфликт несет в себе как конструктивные, так и деструктивные стороны, по мере развития конфликта функциональность его может меняться. Оценивают конфликт по преобладанию той или иной функции.

 

2. Природы и механизмы конфликтофобии

Существует универсальное  стремление участников взаимодействия к преодолению возникающих конфликтов, и существуют три принципиальные альтернативы реагирования на конфликты:

  1. уход от конфликта, избегание, игнорирование его,
  2. борьба, попытка подавления конфликта,

3) диалог, стратегия поиска преодоления конфликта оптимальным 
решением, интеграцией противостоящих позиций или выработкой 
компромисса между ними.

Очень часто реакция участников взаимодействия на экстремальные обстоятельства представляет собой своего рода «ступор» и уход от необходимости принятия решений. Уход от проблемы, которую создает конфликт, может иметь бессознательный или сознательный характер.

Основной формой бессознательного ухода участников взаимодействия от конфликта и необходимости его решения является вытеснение. Вытеснение - это бессознательный процесс, который удаляет из сознания участников взаимодействия неприемлемые для них переживания. Другой важной формой бессознательного ухода от конфликта является рационализация, обеспечивающая блокировку осознания истинных мотивов поведения в конфликте и формулировку удобного объяснения поведения.

Основной формой сознательного  ухода от конфликта является переинтерпретация  возникшей проблемы таким образом, что она не воспринимается как конфликт, требующий решения.

Уход от конфликта  может быть реализован в двух основных стратегиях поведения. Одна из них - это  собственно уход, избегание ситуации, проявляющееся в игнорировании  проблемы, ее «откладывании на потом», нежелании вступать во взаимодействие с участниками конфликтного взаимодействия по поводу возникших разногласий, в ограничении контактов с  ними.  Другой  вариант - это стратегия уступчивости,  когда участник

 

взаимодействия решает возникшую проблему за счет отказа от собственных интересов, своей позиции и идет навстречу интересам других участников. Такой выбор является верной стратегией, если предмет разногласий оценивается не высоко. Однако уступчивость, за которой стоит неспособность или нежелание решать свои проблемы, не может считаться оправданной.

В общем случае, уход от конфликта является верной стратегией, если есть основания предполагать, что дальнейшее развитие событий  будет благоприятным для участника  конфликтной ситуации, либо, принеся ему успех без особых усилий, либо, улучшив расстановку сил в его пользу, предоставит ему более выгодные возможности для решения ситуации.

Мы приблизилась к  обозначению понятия конфликтофобии как проявления нездорового отношения к конфликту как таковому. На уровне личности боязнь конфликта может быть результатом не только недостатка знаний, но и глубинных психологических процессов, вследствие которых человек может принять позицию не просто нейтральную по отношению к тому, что противоречит его естеству, но послушно-примиренческую, что в свою очередь приведет к дальнейшему усугублению его психического состояния.

На уровне общества в  целом конфликтофобия проявляется  в том, что конфликты представляются выражением «отклоняющегося поведения», «дисфункциями», ведущими к дезорганизации и дезинтеграции общества и потому признаются нежелательными. В соответствии с этим социальные силы и движения, стремящиеся вывести общество за пределы сложившегося состояния, подлежат осуждению и отвержению.

В сфере научного знания представленный подход носит название структурно-функциональной школы конфликтологии, делающей упор на «общие ценности», «равновесие», «устойчивость». Такое направление, оправдывающее и поддерживающее явление конфликтофобии, или избегание конфликта,  существует и сегодня.  Но следует отметить, что появление

 

подобных  концепций  «гармонического»  бесконфликтного  существования обусловлено исторически (как и любой концепции в общественном знании)4.

Истоки «конфликтофобии» коренятся в природе человека, в его потребности в защищенности, в позитивных связях с людьми, нарушение которых порождает чувство одиночества, беспомощности и т.д.

Если говорить об отдельной  личности, то здесь среди условий  возникновения конфликтофобии можно  назвать следующие.

Во-первых, конфликт внушает страх, так как изначально требует от индивида активизировать все свои ресурсы. В момент столкновения, взаимодействия противоположных сил, которое и включается в понятие «конфликт», человек как носитель тех или иных интересов и ценностей должен отстаивать последние. В зависимости от степени их значимости возникает большее или меньшее психологическое напряжение. И здесь важно рассмотреть множество аспектов: подготовленность, опыт нахождения в центре конфликта, устойчивость и адаптацию психики к подобным ситуациям и т.д. Может «сработать» нечто вроде инстинкта самосохранения, ухода от «опасности», мнимой или реальной — никто не гарантирует тот или иной исход конфликта.

Во-вторых, для вступления в конфликт, его эскалации требуется, чтобы все потенциальные участники оного как бы «дали добро» к его началу: «обменялись любезностями», что в свою очередь, заставляет людей перешагнуть определенную черту: внутренний предел дозволенного во взаимоотношениях соглашательства. Для этого надо не просто перешагнуть через страх, а обладать соответствующим «воинственным» духом, темпераментом, допускающим такой психологический «перегрев».

В-третьих, в конфликт никогда не вступит человек, для которого проблема или вопрос, требующий разрешения, не представляет важности, и не потребует соизмеримых психических и, может быть, физических затрат для защиты: мотив для конфронтации должен быть сопоставим с масштабом 

самой конфронтации.

Другой, не менее важной причиной конфликтофобии, может быть элементарное незнание о возможном, обоюдно полезном разрешении конфликта без его зачастую грубой дезактуализации.

Б. И. Хасан, один из известных  отечественных исследователей конфликта  в своей книге «Психотехника  конфликта и конфликтная компетентность»  пишет: «Наиболее важный пункт в  психологическом обсуждении конфликта заключается в том, что любой конфликт независимо от его содержания и феноменальной представленности (внешний или внутренний) образуется как структура расщеплением "Я" (или другого типа целостности), а как процесс — взаимоизменением столкнувшихся действий (образов действий).

Настаивая на том, что  этот тезис имеет отношение не только к внутреннему, но и к внешнему конфликту, хочу обратить внимание на достаточно типичное игнорирование  существенной разницы между столкновением и взаимоизменением деятельностей и "натолкновением" и изменением одной деятельности (без характеристики "взаимо"). Исследования интроспективных фиксаций в том и в другом случае показывают, что существуют, по крайней мере, два типа интерпретаций инцидента (независимо от бихевиоральной, гещтальт или когнитивной ориентации), которые являются основаниями для дальнейшего разворачивания действий либо как конфликта, либо как преодоления препятствия (еще раз специально подчеркиваю это как разное). Второй вариант традиционно понимается как фрустрация со всеми возможными вытекающими отсюда исходами, в том числе и конфликтом. Но это как бы лежит в нем дальше. Первый же вариант интресен тем, что в нем сразу реализуется расщепление определенной целостности на носителей разных действий.

Таким образом, я утверждаю, что взаимопринятие каждой из столкнувшихся  сторон  действий  (образов действий) другой  стороны —

 

сцепление с момента  столкновения и вгшоть до разрешения — автономизации действий с новыми или сохраненными качествами и возвратом целостности — есть необходимый атрибут любого конфликта и, более того, его сущностная характеристика как организованности и специального психологического явления.

Вариативность действий (образов действий) немедленно рождает  болезненную трудность выбора. Поскольку единовременно действие может быть совершено только одно, то выбор требуется однозначный.

В традиционно-психологическом  понимании содержание действий 
выбора представляет собой ядро картины конфликта. Основная ее 
проблематика состоит в том, что расщепление "Я" или какой-либо другой 
целостности образует одновременно несколько инстанций, актуализация 
которых в неизменном виде невозможна. Например, актуализация 
учительской позиции по отношению к ученику делает невозможной 
одновременную актуализацию родительской позиции; какая-то из них или 
обе должны измениться для решения одной ситуации....Понятно, что 
возможность применения кооперативной или компромиссной стратегии 
предполагает возможность неоднозначного, фрагментарного,

откладывающегося решения, оставляя вместе с тем линейную картину развития конфликта в промежутке между полюсами:

выигрыш проигрыш

Сторона А Сторона  Б

проигрыш выигрыш

.. Преодоление такого  расщепления (разрешение конфликта)  и восстановление единства —  целостности "Я" — в ситуации выбора порождает самую тяжелую (потому и болезненно переживаемую) проблему отказа. Отказ от одного из образов действии означает вместе с тем и необходимость дискредитации инстанции-носителя (автора), а ведь это тоже "Я"!

 

Итак, я подчеркиваю первую составляющую механизма конфликтофобии, которая формулируется примерно так: "Конфликт — это выбор; выбор — это всегда отказ; отказ от себя, даже частично — болезненно и страшно!".

Этот механизм необходимо (неизбежно) существует на базе необходимого (неизбежного) конфликта — в обыденном сознании как стремление избежать или изжить то, чего избежать невозможно. Индивидуальный опыт личных переживаний подобного типа формирует соответствующие фобические установки»5.

Таким образом, конфликтофобия зиждется на стереотипах, что конфликты мешают прогрессу, что " в хороших коллективах не бывает конфликтов", что "худой мир лучше доброй ссоры". Она основана на том, что конфликт отождествляется с конфликтным взаимодействием, конфронтацией.

Поэтому люди стремятся  поддерживать хорошие отношения дома и на работе, не любят осложнять отношения и плохо переносят межличностные трудности. Стремление к взаимной близости сохраняется у каждого человека с детства и на протяжении всей жизни. Негативные установки в отношении конфликтов усиливаются социокультурными факторами. Человеческая общность немыслима без сотрудничества своих членов. Все виды социальных структур во все времена были ориентированы на человеческую солидарность, сплоченность, что является основанием их устойчивости. Любое жизнеспособное сообщество всегда будет в той или иной форме порицать или прямо осуждать разрыв отношений, плохие взаимоотношения, одиночество, неудачный брак и т. п., которые рассматриваются как социальная неудача. Трудно спорить с тем, что жизнь в согласии лучше, чем противоречия, споры, враждебность и конфликты.

Однако, всем зрелым, (т.е. уже не инфантильным) людям, из которых  часто получаются неплохие руководители, рано или поздно становиться

5 Цит. по: Леонов Н. И. Конфликтология: хрестоматия. - М.: Логос, 2001. - С. 182.

 

18 ясно, что хорошие отношение не там, где отсутствуют конфликты, а там, где с ними работают. Сами по себе они не исчезают, а либо разрешаются, приводя к сотрудничеству, взаимному развитию, и сближению, либо "заметаются под ковер", ожидая повода для эскалации, которого ждать долго, как правило, не приходится.

При более внимательном взгляде в существо этой проблемы вырисовывается другой подход, другая точка зрения, согласно которой конфликт не только негативное социальное явление, но также еще и позитивное, как норма развития социальных отношений, нормальное состояние общества и коллектива6.

Слишком много гармонии в организации, считает американский специалист по менеджменту Б. Уоррен, - вещь опасная . Гармония в управлении всегда отдает фальшью. В управлении организацией важен такой фактор, как "созидательная конфронтация". Окружая себя людьми, которые достаточно подготовлены, чтобы иметь свое профессиональное мнение, и достаточно независимы в своих суждениях, чтобы открыто его излагать, оуководитель формирует команду, которая будет отстаивать истинные интересы всей организации.

Самые распространенные из социальных страхов и установок:

  • Страх признаться, что конфликт существует (распространенный стереотип, что в хорошем коллективе не должно возникать конфликтов).
  • Страх прояснять ситуацию - не только из-за того, что ее выгодно оставлять мутной. Часто люди считают неприличным "раскапывать" свои и чужие мотивы (целых два стереотипа: "меньше знаешь, крепче спишь" и "не пускай в душу, наплюют").

Информация о работе Феномен конфликтофобии его природа и сущность