Философия управления как основа развития современного менеджмента и новых форм и методов организации труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание

Управление - это совокупность определенных воздействий субъекта управления на управляемый объект. Наука об управлении (менеджмент) является теоретико-содержательным отражением практического регулирования взаимоотношений субъекта и объекта. Философия управления претендует на обобщенный, понятийно-смысловой анализ теоретико-методологических проблем менеджмента, на выяснение методологических начал концепций менеджмента и эволюции основных парадигм, а также на выработку поведенческо-этического кодекса эффективного функционирования организации. Недооценка роли философии заводит частнонаучные теоретические искания в методологический тупик.

Содержание

Введение
Сущность и содержание философии управления


Ключевые понятия философии управления
Развитие основных концепций философии управления
1.3 Основные теории лидерства в философии управления
Практика применения философии управления
Особенности практического применения философии управления


Практическая реализация философии управления для российских организаций
Развитие лидерства и управления на российских предприятиях
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Философия управления как основа развития современного менеджмента и новых форм и методов организации труда.doc

— 296.00 Кб (Скачать документ)

    Системность разработки философии управления персоналом предполагает взаимосвязь и отсутствие противоречий ее отдельных элементов. В частности, каждое право должно корреспондировать определенные обязанности (например, право на комфортные условия труда работников необходимо согласовать с обязанностью руководства организации оборудовать рабочие места соответствующего уровня и обеспечить доступ к ним работников). Кроме того, системность предполагает, что реализация прав одних работников ни в коей мере не должна ущемлять права других работников. Например, значительное увеличение продолжительности ежегодного отпуска при ограниченном штате сотрудников может привести к тому, что без остановки деятельности организации часть сотрудников не смогут указанное право реализовать.

    Принцип исключения дублирования действующего законодательства заключается в  том, что работодателю нет необходимости  включать в философию организации  положения, уже закрепленные нормативно-правовыми актами различного уровня. Так, при включении в философию организации положения о том, что работник имеет право на ежегодный очередной оплачиваемый отпуск, не даст ничего нового ни работодателю, ни работнику, так как аналогичное положение закреплено нормативно в Трудовом кодексе РФ, и ежегодный очередной оплачиваемый отпуск должен быть безоговорочно предоставлен каждому работнику организации независимо от того, как к этому относится принятая философия управления персоналом.

    Соответствие  действующему законодательству как принцип формирования философии управления персоналом предполагает отсутствие противоречия с нормами действующего права. При этом менеджеру необходимо учитывать положения ст. 76 Конституции Российской Федерации, устанавливающей иерархию действующих нормативно-правовых актов на территории страны. В том случае если нормативно-правовым актом более высокой юридической силы закреплено одно требование, а нормативно-правовым актом меньшей юридической силы - положение, противоречащее ему, философия управления персоналом должна ориентироваться на норму права высшей юридической силы.

    Следующий принцип разработки философии управления персоналом - конкретность включаемых в нее положений. Следуя данному  принципу, менеджер должен избегать размытых, так называемых каучуковых формулировок, позволяющих трактовать взятое положение философии различно в зависимости от ситуации и желания субъекта.

    Принцип реальности закрепляемых прав и обязанностей предполагает наличие организационно-экономических  предпосылок для реализации прав и осуществления обязанностей работников организации. Если, например, при разработке философии организации предполагается внести положение о том, что оплата труда работников должна периодически повышаться, необходимо предусмотреть и экономические средства, которые будут направлены в будущем на дополнительные выплаты персоналу.

    Наличие механизмов защиты в случае нарушения  требований философии организации - этот принцип при разработке философии  управления персоналом материализуется  в формирование конкретных институтов защиты закрепленных прав от нарушения, например создание и деятельность комиссии по трудовым спорам, суда чести и т.д.

    Разработанная философия управления персоналом нуждается  в доведении данного документа  до коллектива, а также закреплении в сознании всех работников организации. Примерный укрупненный план мероприятий по внедрению философии управления персоналом представлен в таблице1. 

    Таблица 1 - Этапы процедур внедрения примерного плана мероприятий по продвижению философии управления персоналом

N Наименование  этапа  
планирования
Срок Ответственный Отметка  
об исполнении
1. Утверждение  философии управления персоналом        
1.1. Разработка  проектов  
философии управления  
персоналом
     
1.2. Определение показателей  
для макропланирования  
бюджета по реализации  
плана продвижения  
философии управления  
персоналом
     
1.3. Рассмотрение  и  
утверждение решения о  
принятии философии  
управления персоналом  
руководством организации
     
1.4. Выпуск документа  
"Философия управления  
персоналом"
     
2. Продвижение  философии управления персоналом        
2.1. Корректировка технологии 
принятия управленческих  
решений на основе  
утвержденной философии 
управления персоналом
     
2.1.1. Отражение в  
регламентирующей  
документации технологии  
принятия управленческих  
решений с учетом  
принятой философии  
управления персоналом
     
2.1.2. Изменение регламентов  
управления персоналом с 
учетом утвержденной  
философии управления  
персоналом
     
2.1.3. Внедрение  
регламентирующей  
документации с  
внесенными изменениями,  
связанными с  
утвержденной философией  
управления персоналом
     
2.2. Мероприятия по  
закреплению в сознании  
персонала принятой  
философии управления  
персоналом
     
2.2.1. Выступление  
представителя  
руководства в  
корпоративных СМИ с  
целью доходчивого  
объяснения содержания  
философии управления  
персоналом организации и 
ее практической  
значимости для  
организации
     
2.2.2. Проведение  собраний с  
раздачей информационных  
листков по разъяснению  
философии управления  
персоналом организации
     
2.2.3. Подготовка  опроса  
работников о понимании  
философии управления  
персоналом
     
2.2.4. Проведение  опроса      
2.2.5. Анализ результатов  
опроса
     
2.2.6. Корректировка плана  
мероприятий по  
продвижению философии 
управления персоналом в 
соответствии с  
результатами опроса  
коллектива
     
2.3. Регулярные  мероприятия 
по продвижению философии 
управления персоналом
     
2.3.1. Включение в  перечень  
обязательных требований  
знания философии  
управления персоналом  
при аттестации персонала
     
2.3.2. Включение в  планы  
периодической подготовки 
и переподготовки  
персонала блока вопросов 
по философии управления  
персоналом
     

    Как видно из представленного выше плана  мероприятий, необходимо не только формально  утвердить философию управления персоналом компании, но и привести всю регламентирующую деятельность персонала документацию в соответствие с принятой философией. Кроме того, особое внимание руководство должно уделить продвижению принятой философии, разработав и реализовав максимально возможное количество мероприятий по закреплению ее в сознании трудового коллектива, дабы не породить "двойной морали". Не воспринятая значительной частью коллектива, она теряет свою конструктивную сущность и становится источником разобщения общественного сознания в компании.

    Принятая  и закрепленная в трудовом процессе философия управления персоналом призвана обеспечить справедливые, равноправные, взаимовыгодные отношения в организации, построенные на доверительной основе. В процессе таких отношений работникам организации легче максимально использовать свои трудовые навыки и занять свою нишу в разработке и принятии управленческих решений на всех уровнях. Кроме того, реально внедренная и действующая философия управления персоналом позволяет персоналу работать в оптимальных условиях и быть социально защищенным. Подобными действиями руководство организации создает для себя предпосылки управляемости наемного персонала, нацеливает рабочий коллектив на достижение поставленных тактических и стратегических целей.

    Исследование данной категории управления требует обращения к таким вопросам, как удовлетворение потребностей одного конкретного человека и необходимость избегания однополяризации внутриорганизационных процессов. Философия управления персоналом в рыночных условиях есть важнейший инструмент согласования интересов, используемый в современном демократическом обществе. Она определяет нравственно-этический стержень работы организации, обостряет требование ответственности человека за свою судьбу и судьбу компании. Четко сформулированная философия управления персоналом в рамках конкретной организации, облаченная в знаковую форму и внедренная в рабочую действительность, теряет свою абстрактность для рядового сотрудника компании, способствуя тем самым слаженности работы и достижению намеченных целей. 

    1. Развитие  лидерства и управления на российских предприятиях
 

    Многим  российским предпринимателям проблема развития лидерских качеств кажется  надуманной. По их мнению, лидерство  — это дар, дающийся человеку от природы, и либо он есть, либо его  нет и никогда не будет. Однако им можно привести по крайней мере три возражения.

    Во–первых, западные компании уже десятилетиями  успешно развивают и воспитывают  лидеров.

    Во–вторых, никто не рождается лидером. Бывают люди с такими задатками, но, чтобы  превратиться в настоящих лидеров, им необходимо развивать свой потенциал, и тут не обойтись без специальных знаний и навыков.

    И в–третьих: если ознакомиться с биографией успешных российских предпринимателей, то станет ясно, что многие из них  прошли определенную школу лидерства на комсомольской или партийной работе.

    Признав саму возможность развития лидерства  в компании, нужно понять, какие  лидерские качества необходимо развивать, как перестроить систему развития персонала, культуру компании в целом, чтобы вовремя выявлять будущих лидеров, воспитывать их, продвигать по служебной лестнице и удерживать в компании. Некоторые самые успешные международные компании славятся не только своими великими руководителями, но и умением развивать людей на всех уровнях организации и превращать их в лидеров. Джек Уэлч, уже упоминавшийся глава General Electric, понимал, что только так можно обеспечить эффективное руководство огромной компанией. В результате в General Electric сформировалась особая культура лидерства, нацеленная на развитие и продвижение талантливых сотрудников.

    Конечно, на разных ступенях карьеры от людей  требуются разные лидерские качества. На нижних — лидерство подразумевает  умение и желание взять на себя ответственность, отношение к порученной работе, как к своему собственному делу, готовность выйти за рамки задания. По мере продвижения "вверх" требования меняются: с повышением уровня ответственности все более важной чертой становится умение развивать необходимые качества в других сотрудниках. На верхних ступенях карьерной лестницы решающими качествами становятся в дение будущего компании и умение вести за собой других.

    В последние годы российские компании все больше внимания уделяли повышению  эффективности своей деятельности. Многие наиболее очевидные изменения  уже проведены, и, судя по опыту эволюции компаний в других странах, в ближайшем будущем одной из ключевых задач российского бизнеса станет развитие лидерского потенциала на всех уровнях организации. Уже сейчас во многих компаниях акционеры и топ–менеджеры привлекают специалистов извне, чтобы они не только принесли с собой недостающие знания и навыки, но и внесли свой вклад в создание соответствующей корпоративной культуры, перестройку работы компании и развитие лидерства.

    Вместе  с тем, планируя мероприятия по развитию широкого лидерского потенциала, нельзя не учитывать некоторые особенности российской бизнес–среды.

    Даже  беглого взгляда на историю развития российского бизнеса достаточно, чтобы понять: страна обладает мощным лидерским потенциалом - необходимым "сырьем" для выращивания лидеров. Нельзя не поражаться тому, что за десятилетия плановой экономики в стране не погиб дух предпринимательства. Время, прошедшее после распада СССР, показало, что в России есть бизнес–лидеры, которые могут формировать, развивать и реформировать крупные компании, способные конкурировать на глобальном рынке. 

    Российских  бизнесменов отличают не только удивительная воля к победе и готовность добиваться ее любыми средствами, но и более  ярко выраженная, чем у многих их западных коллег, вера в свои силы и желание действовать. Сдаваться, отступать перед сложностями или признавать, что "этого сделать нельзя", - не в характере российских бизнесменов. В отличие от многих западных бизнес–лидеров, россияне часто являются и основными акционерами возглавляемых компаний и потому искренне заинтересованы в инициативах по повышению стоимости бизнеса, в разного рода изменениях, улучшениях и экспериментах. 

    Существует, однако, ряд российских особенностей, осложняющих развитие лидерских  качеств у широкого круга менеджеров, и их нельзя не учитывать при разработке соответствующих программ. Одни из этих особенностей объясняются культурной спецификой страны, другие скорее носят структурный характер и обусловлены недавним прошлым российских организаций и предприятий, третьи связаны с молодостью российского бизнеса. Среди ключевых особенностей можно выделить следующие:  
 
* Доминирование личных отношений над профессиональными. Личные отношения играют в России гораздо более важную роль, чем в типичной западной организации. Такое положение можно было считать вполне нормальным на этапе, когда компании только формировались и преданность была важнее профессионализма, но характер личных отношений с принимающими решения людьми, а не профессионализм или наличие лидерских качеств и по сей день остается во многих компаниях важнейшим фактором продвижения по карьерной лестнице. Во многих российских организациях фактически сложилась альтернативная иерархия, построенная на личных связях и зачастую противоречащая профессиональным требованиям организации.

* Неумение работать  в команде. Десятилетиями советская  система управления держалась  на строгой иерархичности, и  поэтому многие российские бизнес–лидеры,  несмотря на свои индивидуальные  достоинства, не умеют работать  в команде и налаживать командный подход в организации в целом. В то же время западные компании все больше осознают важность создания командной среды, в которой все руководители работают сообща и на равных, вносят свой особый вклад в общий успех компании. Командная работа и горизонтальное взаимодействие особенно важны в таких организациях, как юридические и консалтинговые фирмы, однако и в производственных компаниях некоторые вопросы под силу решить только команде - особенно те, которые требуют экспертизы специалистов разного профиля. Например, руководство нефтяным месторождением предполагает управление резервуаром, фондом скважин, наземной инфраструктурой, и один профессионал даже высочайшего класса не всегда может принять квалифицированное решение, поэтому в западных нефтяных компаниях работают межфункциональные команды, управляющие месторождением. В России такая практика приживается медленно.  
* Чрезмерный контроль и нечеткое распределение обязанностей. Для многих российских компаний по–прежнему актуальна проблема хищений и коррупции на разных уровнях, поэтому руководство внедряет механизмы тотального контроля. В то же время такие меры часто препятствуют децентрализации и делегированию полномочий, необходимых для развития лидерства. Самые успешные международные компании, чтобы стимулировать развитие предпринимательского духа и лидерских качеств, предоставляют менеджерам среднего звена все больше свободы и вместе с тем возлагают на них больше ответственности за работу их подразделений. При этом контролируются лишь заранее согласованные ключевые параметры. В результате многие компании существенно сократили количество уровней в своих структурах, повысили эффективность деятельности, стали более чутко реагировать на внешние изменения. У российских компаний, напротив, зачастую нет четко очерченных зон ответственности и эффективных процедур принятия решений, поскольку их руководители считают, что благодаря такому устройству организаций они смогут контролировать работу всех подразделений и бороться с воровством.

Информация о работе Философия управления как основа развития современного менеджмента и новых форм и методов организации труда