Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 15:33, курсовая работа
Управление - это совокупность определенных воздействий субъекта управления на управляемый объект. Наука об управлении (менеджмент) является теоретико-содержательным отражением практического регулирования взаимоотношений субъекта и объекта. Философия управления претендует на обобщенный, понятийно-смысловой анализ теоретико-методологических проблем менеджмента, на выяснение методологических начал концепций менеджмента и эволюции основных парадигм, а также на выработку поведенческо-этического кодекса эффективного функционирования организации. Недооценка роли философии заводит частнонаучные теоретические искания в методологический тупик.
Введение
Сущность и содержание философии управления
Ключевые понятия философии управления
Развитие основных концепций философии управления
1.3 Основные теории лидерства в философии управления
Практика применения философии управления
Особенности практического применения философии управления
Практическая реализация философии управления для российских организаций
Развитие лидерства и управления на российских предприятиях
Заключение
Системность разработки философии управления персоналом предполагает взаимосвязь и отсутствие противоречий ее отдельных элементов. В частности, каждое право должно корреспондировать определенные обязанности (например, право на комфортные условия труда работников необходимо согласовать с обязанностью руководства организации оборудовать рабочие места соответствующего уровня и обеспечить доступ к ним работников). Кроме того, системность предполагает, что реализация прав одних работников ни в коей мере не должна ущемлять права других работников. Например, значительное увеличение продолжительности ежегодного отпуска при ограниченном штате сотрудников может привести к тому, что без остановки деятельности организации часть сотрудников не смогут указанное право реализовать.
Принцип исключения дублирования действующего законодательства заключается в том, что работодателю нет необходимости включать в философию организации положения, уже закрепленные нормативно-правовыми актами различного уровня. Так, при включении в философию организации положения о том, что работник имеет право на ежегодный очередной оплачиваемый отпуск, не даст ничего нового ни работодателю, ни работнику, так как аналогичное положение закреплено нормативно в Трудовом кодексе РФ, и ежегодный очередной оплачиваемый отпуск должен быть безоговорочно предоставлен каждому работнику организации независимо от того, как к этому относится принятая философия управления персоналом.
Соответствие действующему законодательству как принцип формирования философии управления персоналом предполагает отсутствие противоречия с нормами действующего права. При этом менеджеру необходимо учитывать положения ст. 76 Конституции Российской Федерации, устанавливающей иерархию действующих нормативно-правовых актов на территории страны. В том случае если нормативно-правовым актом более высокой юридической силы закреплено одно требование, а нормативно-правовым актом меньшей юридической силы - положение, противоречащее ему, философия управления персоналом должна ориентироваться на норму права высшей юридической силы.
Следующий принцип разработки философии управления персоналом - конкретность включаемых в нее положений. Следуя данному принципу, менеджер должен избегать размытых, так называемых каучуковых формулировок, позволяющих трактовать взятое положение философии различно в зависимости от ситуации и желания субъекта.
Принцип
реальности закрепляемых прав и обязанностей
предполагает наличие организационно-
Наличие механизмов защиты в случае нарушения требований философии организации - этот принцип при разработке философии управления персоналом материализуется в формирование конкретных институтов защиты закрепленных прав от нарушения, например создание и деятельность комиссии по трудовым спорам, суда чести и т.д.
Разработанная
философия управления персоналом нуждается
в доведении данного документа
до коллектива, а также закреплении
в сознании всех работников организации.
Примерный укрупненный план мероприятий
по внедрению философии управления персоналом
представлен в таблице1.
Таблица 1 - Этапы процедур внедрения примерного плана мероприятий по продвижению философии управления персоналом
N | Наименование
этапа планирования |
Срок | Ответственный | Отметка об исполнении |
1. Утверждение
философии управления |
||||
1.1. | Разработка
проектов философии управления персоналом |
|||
1.2. | Определение показателей для макропланирования бюджета по реализации плана продвижения философии управления персоналом |
|||
1.3. | Рассмотрение
и утверждение решения о принятии философии управления персоналом руководством организации |
|||
1.4. | Выпуск документа "Философия управления персоналом" |
|||
2. Продвижение
философии управления |
||||
2.1. | Корректировка
технологии принятия управленческих решений на основе утвержденной философии управления персоналом |
|||
2.1.1. | Отражение в регламентирующей документации технологии принятия управленческих решений с учетом принятой философии управления персоналом |
|||
2.1.2. | Изменение регламентов управления персоналом с учетом утвержденной философии управления персоналом |
|||
2.1.3. | Внедрение регламентирующей документации с внесенными изменениями, связанными с утвержденной философией управления персоналом |
|||
2.2. | Мероприятия по закреплению в сознании персонала принятой философии управления персоналом |
|||
2.2.1. | Выступление представителя руководства в корпоративных СМИ с целью доходчивого объяснения содержания философии управления персоналом организации и ее практической значимости для организации |
|||
2.2.2. | Проведение
собраний с раздачей информационных листков по разъяснению философии управления персоналом организации |
|||
2.2.3. | Подготовка
опроса работников о понимании философии управления персоналом |
|||
2.2.4. | Проведение опроса | |||
2.2.5. | Анализ результатов опроса |
|||
2.2.6. | Корректировка
плана мероприятий по продвижению философии управления персоналом в соответствии с результатами опроса коллектива |
|||
2.3. | Регулярные
мероприятия по продвижению философии управления персоналом |
|||
2.3.1. | Включение в
перечень обязательных требований знания философии управления персоналом при аттестации персонала |
|||
2.3.2. | Включение в
планы периодической подготовки и переподготовки персонала блока вопросов по философии управления персоналом |
Как видно из представленного выше плана мероприятий, необходимо не только формально утвердить философию управления персоналом компании, но и привести всю регламентирующую деятельность персонала документацию в соответствие с принятой философией. Кроме того, особое внимание руководство должно уделить продвижению принятой философии, разработав и реализовав максимально возможное количество мероприятий по закреплению ее в сознании трудового коллектива, дабы не породить "двойной морали". Не воспринятая значительной частью коллектива, она теряет свою конструктивную сущность и становится источником разобщения общественного сознания в компании.
Принятая и закрепленная в трудовом процессе философия управления персоналом призвана обеспечить справедливые, равноправные, взаимовыгодные отношения в организации, построенные на доверительной основе. В процессе таких отношений работникам организации легче максимально использовать свои трудовые навыки и занять свою нишу в разработке и принятии управленческих решений на всех уровнях. Кроме того, реально внедренная и действующая философия управления персоналом позволяет персоналу работать в оптимальных условиях и быть социально защищенным. Подобными действиями руководство организации создает для себя предпосылки управляемости наемного персонала, нацеливает рабочий коллектив на достижение поставленных тактических и стратегических целей.
Исследование
данной категории управления требует
обращения к таким вопросам, как удовлетворение
потребностей одного конкретного человека
и необходимость избегания однополяризации
внутриорганизационных процессов. Философия
управления персоналом в рыночных условиях
есть важнейший инструмент согласования
интересов, используемый в современном
демократическом обществе. Она определяет
нравственно-этический стержень работы
организации, обостряет требование ответственности
человека за свою судьбу и судьбу компании.
Четко сформулированная философия управления
персоналом в рамках конкретной организации,
облаченная в знаковую форму и внедренная
в рабочую действительность, теряет свою
абстрактность для рядового сотрудника
компании, способствуя тем самым слаженности
работы и достижению намеченных целей.
Многим российским предпринимателям проблема развития лидерских качеств кажется надуманной. По их мнению, лидерство — это дар, дающийся человеку от природы, и либо он есть, либо его нет и никогда не будет. Однако им можно привести по крайней мере три возражения.
Во–первых,
западные компании уже десятилетиями
успешно развивают и
Во–вторых, никто не рождается лидером. Бывают люди с такими задатками, но, чтобы превратиться в настоящих лидеров, им необходимо развивать свой потенциал, и тут не обойтись без специальных знаний и навыков.
И в–третьих: если ознакомиться с биографией успешных российских предпринимателей, то станет ясно, что многие из них прошли определенную школу лидерства на комсомольской или партийной работе.
Признав
саму возможность развития лидерства
в компании, нужно понять, какие
лидерские качества необходимо развивать,
как перестроить систему
Конечно, на разных ступенях карьеры от людей требуются разные лидерские качества. На нижних — лидерство подразумевает умение и желание взять на себя ответственность, отношение к порученной работе, как к своему собственному делу, готовность выйти за рамки задания. По мере продвижения "вверх" требования меняются: с повышением уровня ответственности все более важной чертой становится умение развивать необходимые качества в других сотрудниках. На верхних ступенях карьерной лестницы решающими качествами становятся в дение будущего компании и умение вести за собой других.
В
последние годы российские компании
все больше внимания уделяли повышению
эффективности своей
Вместе с тем, планируя мероприятия по развитию широкого лидерского потенциала, нельзя не учитывать некоторые особенности российской бизнес–среды.
Даже
беглого взгляда на историю развития
российского бизнеса
Российских бизнесменов отличают не только удивительная воля к победе и готовность добиваться ее любыми средствами, но и более ярко выраженная, чем у многих их западных коллег, вера в свои силы и желание действовать. Сдаваться, отступать перед сложностями или признавать, что "этого сделать нельзя", - не в характере российских бизнесменов. В отличие от многих западных бизнес–лидеров, россияне часто являются и основными акционерами возглавляемых компаний и потому искренне заинтересованы в инициативах по повышению стоимости бизнеса, в разного рода изменениях, улучшениях и экспериментах.
Существует,
однако, ряд российских особенностей,
осложняющих развитие лидерских
качеств у широкого круга менеджеров,
и их нельзя не учитывать при разработке
соответствующих программ. Одни из этих
особенностей объясняются культурной
спецификой страны, другие скорее носят
структурный характер и обусловлены недавним
прошлым российских организаций и предприятий,
третьи связаны с молодостью российского
бизнеса. Среди ключевых особенностей
можно выделить следующие:
* Доминирование личных отношений над
профессиональными. Личные отношения
играют в России гораздо более важную
роль, чем в типичной западной организации.
Такое положение можно было считать вполне
нормальным на этапе, когда компании только
формировались и преданность была важнее
профессионализма, но характер личных
отношений с принимающими решения людьми,
а не профессионализм или наличие лидерских
качеств и по сей день остается во многих
компаниях важнейшим фактором продвижения
по карьерной лестнице. Во многих российских
организациях фактически сложилась альтернативная
иерархия, построенная на личных связях
и зачастую противоречащая профессиональным
требованиям организации.
* Неумение работать
в команде. Десятилетиями
* Чрезмерный контроль и нечеткое распределение
обязанностей. Для многих российских компаний
по–прежнему актуальна проблема хищений
и коррупции на разных уровнях, поэтому
руководство внедряет механизмы тотального
контроля. В то же время такие меры часто
препятствуют децентрализации и делегированию
полномочий, необходимых для развития
лидерства. Самые успешные международные
компании, чтобы стимулировать развитие
предпринимательского духа и лидерских
качеств, предоставляют менеджерам среднего
звена все больше свободы и вместе с тем
возлагают на них больше ответственности
за работу их подразделений. При этом контролируются
лишь заранее согласованные ключевые
параметры. В результате многие компании
существенно сократили количество уровней
в своих структурах, повысили эффективность
деятельности, стали более чутко реагировать
на внешние изменения. У российских компаний,
напротив, зачастую нет четко очерченных
зон ответственности и эффективных процедур
принятия решений, поскольку их руководители
считают, что благодаря такому устройству
организаций они смогут контролировать
работу всех подразделений и бороться
с воровством.