Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 22:09, курсовая работа
Финансовая политика предприятия — это совокупность методов управления финансовыми ресурсами предприятия, направленных на формирование, рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов.
Предприятия должны на деле стать подлинно устойчивыми в финансовом отношении, эффективно действующими по законам рынка хозяйствующими структурами. Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей предприятия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………… …………………..6
1.1 Понятие финансовой политики организации, ее принципы….…...6
1.2 Цели, задачи, классификация видов финансовой политики организации……………………………………………………….…..8
1.3 Признаки эффективности финансовой политики………………....14
Глава 2. ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА………………………………………19
2.1 Дивиденды и дивидендная политика………………………….…….19
2.2 Дивидендная политика ОАО "Газпром"……………………..…...…21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..………………………………………………..29
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………30
Стратегическими задачами финансовой политики являются:
а) максимизация прибыли как источника экономического роста;
б)
оптимизация структуры и
в) достижение финансовой открытости предприятия для инвесторов и кредиторов;
г) использование рыночных механизмов привлечения капитала с помощью финансового лизинга, проектного финансирования;
д) разработка эффективного механизма управления финансами (финансового менеджмента) на основе диагностики финансового состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения.
Цели финансовой политики могут быть смешанными, сочетая конструктивный и деструктивный элементы.
Основными задачами конструктивной финансовой политики являются:
· обеспечение источников финансирования производства;
· недопущение убытков и увеличение массы прибыли;
· выбор направлений и оптимизация структуры производства с целью повышения его эффективности;
· минимизация финансовых рисков;
· рациональная вложение финансовых потоков и расчетов, обеспечивающих максимальную их отдачу и минимальный риск;
· рациональное вложение полученной прибыли в расширение производства и потребление;
· поиск
резервов улучшения финансового состояния
и повышения финансовой устойчивости
организации на основе экономического
анализа.
Личные, групповые и др. интересы при определённых
условиях могут реализовываться в ущерб
развитию объекта управления финансами
либо могут быть целенаправленно ориентированы
на ограничение или прекращение его деятельности.
Такие цели считаются негативными, а задачи
таких политиков - деструктивными (разрушительными)
для объекта финансовой политики.
Классификация
видов финансовой политики предприятия.
По направлению финансовая политика
подразделяется на внутреннюю и внешнюю.
Внутренней финансовой политикой организации
называется политика, направленная на
финансовые отношения, процессы и явления,
происходящие внутри организации. Внешней
финансовой политикой организации называется
политика, направленная на деятельность
организации во внешней среде: на финансовых
рынках, в кредитных отношениях, в отношениях
с различного рода внешними юридическими
и физическими лицами (контрагентами).
Этапы финансовой политики делятся на долгосрочные и краткосрочные.
Долгосрочная
финансовая политика признана принимать
решения, влияющие на деятельность предприятия
в течение длительного
Краткосрочная политика нацелена на принятие текущих решений на срок до года. Например, платит и планирует продажу готовой продукции, синхронизирует денежные потоки.
Разработку и реализацию финансовой политики нужно постоянно контролировать.
Краткосрочная финансовая политика
Если финансы представляют собой базисную категорию, исторически сложившуюся в условиях зарождения и развития товарно-денежных отношений, то финансовая политика выражается совокупностью мероприятий, проводимых собственником, администрацией, трудовым коллективом (в зависимости от форм собственности и хозяйствования предприятия) в целях изыскания и использования финансов для осуществления основных функций и задач.
Мероприятия такого рода включают выработку научно обоснованных концепций организации финансовой деятельности, определение ключевых направлений использования финансовых фондов на долго-, средне- и краткосрочные периоды, а также практическое воплощение разработанной стратегии.
Концепции организации финансовой деятельности предприятия строятся на основе исследования спроса на продукцию и услуги, оценки различных (финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных, информационных) ресурсов предприятия и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности.
Главной целью финансовой политики предприятия является наиболее полное и эффективное использование и наращивание его финансового потенциала.
При
осуществлении нашей страной
трудной, во многом противоречивой, но
исторически необходимой
Какие из конкретных "ходов" используются большинством успешных компаний?
Во-первых, это ориентация на долгосрочные отношения с клиентом. Мы часто слышим эту фразу, но не всегда представляем, как должен вести себя сотрудник компании, чтобы подчеркивать приоритетность интересов клиентов. Чаще всего дать почувствовать важность для Вашей компании клиента можно, предоставив ему дополнительную консультацию или информацию по Вашим услугам.
Во-вторых, наиболее успешные компании планируют немалые бюджеты на тренинги сотрудников, взаимодействующих с клиентами. В центре внимания тренеров - способность сотрудников говорить понятно, не используя профессиональный жаргон, и умение выявлять потребности клиента.
Третьим важным правилом формирования лояльной клиентской базы является выбор, сортировка и прекращение отношений с клиентами, не соответствующих характеристикам целевой группы. Для рекламного агентства, например, исключительно важна история отношений клиента с компаниями аналогичного профиля. Если компания-заказчик часто меняла партнеров среди рекламных агентств, то прогноз по работе с этим клиентом отрицательный.
Краткосрочная финансовая политика включает:
Долгосрочная финансовая политика
Долгосрочная
финансовая политика обеспечивает взаимодействие
финансовой стратегии и тактики.
Предприятия с разработанной
долгосрочной финансовой политикой
оказываются лучше
Долгосрочная финансовая политика включает:
Долгосрочная финансовая политика включает также вопросы, связанные с прогнозированием и регулированием финансовых процессов стратегического характера.
Долгосрочная финансовая политика обеспечивает взаимодействие финансовой стратегии и тактики. Предприятия с разработанной долгосрочной финансовой политикой оказываются лучше подготовленными к работе на конкурентном рынке и являются более финансово-устойчивыми. Вопрос формирования долгосрочной финансовой политики предприятия актуален для всех предприятий, независимо от организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.
Долгосрочная финансовая политика включает:
Долгосрочная финансовая политика включает также вопросы, связанные с прогнозированием и регулированием финансовых процессов стратегического характера.
1.3 Признаки эффективности финансовой политики2
Приведем основные критерии эффективности состояния или функционирования объекта контроля.
1.
Уровень и динамика финансовых
результатов деятельности
Кроме того, об оптимальной динамике финансовых результатов деятельности организации можно судить на основании роста:
2. Имущественное положение и финансовое состояние организации, деловая активность и эффективность деятельности:
3. Управление структурой капитала организации. Структура капитала (соотношение между различными источниками средств) обеспечивает минимальную его цену и, соответственно, максимальную цену организации, оптимальный для организации уровень финансового левериджа. Финансовый леверидж — потенциальная возможность влиять на прибыль организации путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов. Его уровень измеряется отношением темпа прироста чистой прибыли к темпу прироста валового дохода (т.е. дохода до выплаты процентов и налогов). Чем выше значение левериджа, тем более нелинейный характер приобретает связь (чувствительность) между изменениями чистой прибыли и прибыли до выплаты налогов и процентов, а следовательно, тем больший риск его неполучения. Уровень финансового левериджа возрастает с увеличением доли заемного капитала. Вывод: эффект финансового рычага проявляется в том, что увеличение доли долгосрочных заемных средств приводит к повышению рентабельности собственного капитала, однако вместе с тем происходит возрастание степени финансового риска (риска по доходам держателей акций), т.е. возникает альтернатива риска и ожидаемого дохода. Поэтому финансовым менеджерам необходимо отрегулировать соотношение собственного и заемного капиталов (а соответственно, и эффект финансового левериджа) до оптимального.
При принятии решений о структуре капитала (в частности, в плане оптимизации объема заемного финансирования) должны учитываться и иные критерии, например, способность организации обслуживать и погашать долги из суммы полученного дохода (достаточность полученной прибыли), величины и устойчивость прогнозируемых потоков денежных средств для обслуживания и погашения долгов и пр. Идеальная структура капитала максимизирует общую стоимость организации и минимизирует общую стоимость ее капитала. При принятии решений по структуре капитала также должны учитываться отраслевые, территориальные и структурные особенности организации, ее цели и стратегии, существующая структура капитала и планируемый темп роста. При определении же методов финансирования (выпуск акций, займы и т.д.), структуры заемного финансирования (оптимальная комбинация методов краткосрочного и долгосрочного финансирования) должны учитываться стоимость и риски альтернативных вариантов стратегии финансирования, тенденции в конъюнктуре рынка и их влияние на наличие капиталов в будущем и будущие процентные ставки и т.д.