Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 05:30, курсовая работа
Но одной только теории зачастую недостаточно для понимания проблемы. Таким образом, возникает необходимость применения аналитического материала, для того чтобы лучше разобраться в методологии, адаптируя ее к практике. В рамках этого материала может быть рассмотрено сочетание формального и неформального управления.
Введение____________________________________________________________
Признаки формального и неформального управления_______________________
Функции формального и неформального управления_______________________
Возникновения формального и неформального управления__________________
Различия между формальным и неформальным управлением________________
Формальные и неформальные организации________________________________
Анализ бюрократических принципов как высшего проявления формального управления (Россия)______________________________________________________________
Роль лидера в формальном и неформальном управлении организации_________
Сочетание формального и неформального управления_______________________
Заключение____________________________________________________________
Список литературы_____________________________
Включает
рабочих и служащих, которые вместе
выполняют какое-либо задание или
проект, например деятельность клерков
в страховой компании. Когда происходит
какой-либо инцидент, несколько клерков
должны работать сообща и координировать
свою работу друг с другом, если требуется
справедливо разрешить иск. Решение
этих необходимых задач и
Виды структур, осуществляющих неформальное управление:
Отдельные лица, которые могут не быть членами одной и той же административной или оперативной структуры, могут объединяться для достижения определенной совместной цели. Цели таких структур не имеют отношения к целям организации и являются специфическими для каждой структуры. Примерами структур по интересам могут быть объединения рабочих и служащих с целью получения больших выгод, а также объединение официанток, создающих из своих чаевых единый фонд.
Многие группы формируются на основании, каких либо общих интересов или признаков: возраст, политические убеждения, этническое происхождение и другие. Эти группы на основе дружбы часто продолжают свое взаимодействие и вне рамок рабочей деятельности.
Мотивы членства рабочих и служащих в тех или иных группах характерны для подавляющего большинства групп, которые четко разделяются на формальные и неформальные. Основное различие между ними заключается в том, что формальные и административные структуры создаются организациями, а неформальные возникают сами по себе. Неформальные группы имеют важное значение, удовлетворяя основную человеческую потребность в общении.
Хотя
группы друзей неформальны, менеджерам
следует попытаться, если возможно,
позитивно воздействовать на них, направив
их усилия на достижение целей организации.
Пути воздействия на такие группы
– это налаживание хороших
отношений с лидером группы, обучение
лидера групповому поведению и поддержка
усилий членов группы сохранить групповые
отношения.
В формальных организациях основное – достижение целей организации, в неформальных же – удовлетворение потребностей группы.
Неформальное управление исходит от отдельной личности. Формальное управление обусловлено положением организации
В неформальных организациях человек обладает личной властью и руководит снизу вверх, а в формальных подчиняется иерархическим полномочиям и управляет сверху вниз
Различаются на угроза увольнения или понижения в должности в формальном управлении и физические или общественные санкции – в неформальном.
Выделятся официальные каналы, хорошо определенные и передаваемые по официальным линиям используемые в формальном руководстве, а также каналы в форме виноградной лозы, плохо определенные и пресекающие постоянные каналы – в неформальном руководстве.
В
неформальную организацию включаются
только те, кто «приемлемы», межличностные
отношения возникают спонтанно,
роль руководства обусловлена
1.6.Формальные и неформальные организации
Формальная организация - костяк административной структуры - представляет собой систему узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жёстко закреплённых ролевых предписаний. Она напоминает пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальный (иерархический) - отношение власти и субординации. Формальная организация может быть описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест.
Рабочее место отдельного работника и отдельного структурного подразделения в формальной организации легко определяется позициями, которые они занимают в горизонтальном и вертикальном срезах. В одном случае такая позиция называется функцией, в другой - статусом.
Система безличных
требований фиксируется нормами
и образцами поведения, которые
представляют собой основные элементы
культуры. Они фиксируются в ролевых
предписаниях. Формальную организацию
с полным правом следует отнести
к числу наиболее древних социальных
изобретений человечества, направленных
на рационализацию управления и эффективность
кооперированной деятельности. Поскольку
её цель - сделать управление людьми
эффективным, а поведение контролируемым
и предсказуемым, в фундаменте такой
организации лежит принцип
Формальная структура образует каркас отношений в организации, придаёт их необходимую устойчивость, позволяя облегчить и рационализировать процесс целедостижения. Вместе с тем она порождает ряд неустранимых дисфункций, поэтому служит для социологов самых разных направлений объектом критики.
Неформальная организация - вторая подсистема. Она базируется на других принципах и источниках социальной регуляции поведения. В отличие от формальной неформальная организация строится на принципах саморегуляции и самоорганизации. Неформальная организация не является жёстко структурированной, вектор её направленности меняется. При этом её направленность может как усиливать внешний организационный импульс, так и противостоять ему. Вся она строится на основе личностных особенностей работников, специфики отношений, складывающихся между ними. Здесь нет жёстко закрепленных безличных стандартов, делающих организацию устойчивой, напротив, превалируют групповые нормы, а спонтанное взаимодействие придаёт гибкость организационному поведению. Если формальная организация опирается на жёсткую структуру отношений, зафиксированную в иерархии должностных функциональных позиций, то в неформальной подобная структура носит ситуационный характер. Таким образом, формальная структура создаётся отношениями между безличными должностными и профессиональными позициями, а неформальная - отношениями между живыми людьми в процессе их совместной деятельности.
Обе формы организации сосуществуют на предприятии, взаимодополняют друг друга, а иногда и противоборствуют.
Необходимость в неформальной организации как элементе социальной организации обусловлена следующими факторами:
• невозможность
стандартизировать всю
• неизбежность возникновения
в организации непредвиденных ситуаций,
требующих нестандартных
• необходимость
отработки новых стандартов поведения,
которые первоначально
• невозможность сведения отношений между людьми только к деловым задачам, поэтому всё многообразие неделовых отношений.
Именно последнее
условие дало специалистам возможность
разделить неформальную организацию
на два блока: неформальную организацию
как тип неформальной организации,
возникающей по поводу трудовой деятельности,
и так называемую социально-психологическую
организацию, регулирующую внепроизводственные
связи людей. Характеризуя роль неформальной
организации
Глава 2 Изучение Российского опыта формального и неформального управления
Все современные формальные
К исследованию бюрократии неоднократно обращались социологи(М.Вебер, П.М.Блау,Дж.Унклер). наиболее значительный вклад в него внес немецкий социолог М.Вебер. Он ввел понятие «идеальный тип бюрократии» и дал ему следующую характеристику:
В
нашей стране с удивительной регулярностью
появляются грозные указы «о сокращении
административно-
В России бюрократический аппарат стал заметно расти при Петре I. В 1715 году численность чиновников в центральном аппарате и в системе местного управления составляла 5300 человек, и на их содержание ежегодно тратилось около 100 тыс. рублей; через 5 лет, в 1721 году, количество чиновников и расходы на них удвоились. К началу XX века численность бюрократии вновь удвоилась (358 тыс. человек)
Бюрократ – талантливый конформист, блестяще владеющий искусством воздействия на личность. Беспощадно точно сказала помощница Рейгана Элизабет Доул, что Президенту в его окружении не нужны сотрудники, умеющие только поддакивать. «Если он говорит «нет», то и мы все говорим «нет». К сожалению, это правило распространяется на окружение практически любого начальника. Законы бюрократии определяют ценность работника по его умению соблюдать установленные правила, ритуалы, оберегать иерархические устои и поддерживать статус-кво во всех случаях служебной практики.