Формальное и неформальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 05:30, курсовая работа

Описание

Но одной только теории зачастую недостаточно для понимания проблемы. Таким образом, возникает необходимость применения аналитического материала, для того чтобы лучше разобраться в методологии, адаптируя ее к практике. В рамках этого материала может быть рассмотрено сочетание формального и неформального управления.

Содержание

Введение____________________________________________________________
Признаки формального и неформального управления_______________________
Функции формального и неформального управления_______________________
Возникновения формального и неформального управления__________________
Различия между формальным и неформальным управлением________________
Формальные и неформальные организации________________________________
Анализ бюрократических принципов как высшего проявления формального управления (Россия)______________________________________________________________
Роль лидера в формальном и неформальном управлении организации_________
Сочетание формального и неформального управления_______________________
Заключение____________________________________________________________
Список литературы_____________________________

Работа состоит из  1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ МОЙ КУРСАЧ.docx

— 54.91 Кб (Скачать документ)
    • оперативная структура

      Включает  рабочих и служащих, которые вместе выполняют какое-либо задание или  проект, например деятельность клерков  в страховой компании. Когда происходит какой-либо инцидент, несколько клерков  должны работать сообща и координировать свою работу друг с другом, если требуется  справедливо разрешить иск. Решение  этих необходимых задач и осуществление  нужных взаимодействий создаются условия  для формирования оперативных структур. Медицинские сестры, которые оказывают  неотложную помощь в больнице, обычно составляют оперативную группу, так  как требуется определенная последовательность во время ухода за пациентом. Эти  структуры имеют значительно  больше самостоятельности в планировании и осуществлении своей деятельности, хотя у них есть общий руководитель.

      Виды  структур, осуществляющих неформальное управление:

    • структуры по интересам

      Отдельные лица, которые могут не быть членами  одной и той же административной или оперативной структуры, могут  объединяться для достижения определенной совместной цели. Цели таких структур не имеют отношения к целям  организации и являются специфическими для каждой структуры. Примерами  структур по интересам могут быть объединения рабочих и служащих с целью получения больших выгод, а также объединение официанток, создающих из своих чаевых единый фонд.

    • группы на основе дружбы

      Многие  группы формируются на основании, каких  либо общих интересов или признаков: возраст, политические убеждения, этническое происхождение и другие. Эти группы на основе дружбы часто продолжают свое взаимодействие и вне рамок  рабочей деятельности.

      Мотивы  членства рабочих и служащих в  тех или иных группах характерны для подавляющего большинства групп, которые четко разделяются на формальные и неформальные. Основное различие между ними заключается в том, что формальные и административные структуры создаются организациями, а неформальные возникают сами по себе. Неформальные группы имеют важное значение, удовлетворяя основную человеческую потребность в общении.

      Хотя  группы друзей неформальны, менеджерам следует попытаться, если возможно, позитивно воздействовать на них, направив их усилия на достижение целей организации. Пути воздействия на такие группы – это налаживание хороших  отношений с лидером группы, обучение лидера групповому поведению и поддержка  усилий членов группы сохранить групповые  отношения. 
 
 
 
 

    1. Различия  между формальным и неформальным управлением
 
    • по структуре:
    1. неформальному управлению присуще спонтанное возникновение, а формальному – запланированное организацией
    1. основная причина возникновения формальных отношений – эмоции, а неформальных – достижение цели
    2. формальное управление отличается от неформального стабильностью
    • по целям:

    В формальных организациях основное – достижение целей организации, в неформальных же – удовлетворение потребностей группы.

    • по источнику влияния

    Неформальное  управление исходит от отдельной  личности. Формальное управление обусловлено  положением организации

    В неформальных организациях человек обладает личной властью и руководит снизу  вверх, а в формальных подчиняется  иерархическим полномочиям и  управляет сверху вниз

    • по средствам контроля:

    Различаются на угроза увольнения или понижения в должности в формальном управлении и физические или общественные санкции – в неформальном.

    • по коммуникациям

    Выделятся официальные каналы, хорошо определенные и передаваемые по официальным линиям используемые в формальном руководстве, а также каналы в форме виноградной  лозы, плохо определенные и пресекающие  постоянные каналы – в неформальном руководстве.

    • В формальной организации присутствуют все члены рабочей группы, межличностные отношения предписываются должностной инструкцией, руководитель назначается организацией, основой для взаимодействия служат функциональные обязанности или положение.

       В неформальную организацию включаются только те, кто «приемлемы», межличностные  отношения возникают спонтанно, роль руководства обусловлена результатом  членства, основой для взаимодействия являются личностные черты, статус. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.6.Формальные  и неформальные  организации

Формальная организация - костяк административной структуры - представляет собой систему узаконенных  безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и  жёстко закреплённых ролевых предписаний. Она напоминает пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует систему  требований функционального разделения труда, а вертикальный (иерархический) - отношение власти и субординации. Формальная организация может быть описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест.

Рабочее место отдельного работника и отдельного структурного подразделения в формальной организации  легко определяется позициями, которые  они занимают в горизонтальном и  вертикальном срезах. В одном случае такая позиция называется функцией, в другой - статусом.

Система безличных  требований фиксируется нормами  и образцами поведения, которые  представляют собой основные элементы культуры. Они фиксируются в ролевых  предписаниях. Формальную организацию  с полным правом следует отнести  к числу наиболее древних социальных изобретений человечества, направленных на рационализацию управления и эффективность  кооперированной деятельности. Поскольку  её цель - сделать управление людьми эффективным, а поведение контролируемым и предсказуемым, в фундаменте такой  организации лежит принцип максимального  упрощения и стандартизации отношений. Это достигается формализацией  ролевых предписаний, введением  безличных стандартов и норм, регламентирующих деловое поведение в организации.

Формальная структура  образует каркас отношений в организации, придаёт их необходимую устойчивость, позволяя облегчить и рационализировать  процесс целедостижения. Вместе с тем она порождает ряд неустранимых дисфункций, поэтому служит для социологов самых разных направлений объектом критики.

Неформальная организация - вторая подсистема. Она базируется на других принципах и источниках социальной регуляции поведения. В  отличие от формальной неформальная организация строится на принципах саморегуляции и самоорганизации. Неформальная организация не является жёстко структурированной, вектор её направленности меняется. При этом её направленность может как усиливать внешний организационный импульс, так и противостоять ему. Вся она строится на основе личностных особенностей работников, специфики отношений, складывающихся между ними. Здесь нет жёстко закрепленных безличных стандартов, делающих организацию устойчивой, напротив, превалируют групповые нормы, а спонтанное взаимодействие придаёт гибкость организационному поведению. Если формальная организация опирается на жёсткую структуру отношений, зафиксированную в иерархии должностных функциональных позиций, то в неформальной подобная структура носит ситуационный характер. Таким образом, формальная структура создаётся отношениями между безличными должностными и профессиональными позициями, а неформальная - отношениями между живыми людьми в процессе их совместной деятельности.

Обе формы организации  сосуществуют на предприятии, взаимодополняют друг друга, а иногда и противоборствуют.

  Необходимость в неформальной организации как элементе социальной организации обусловлена следующими факторами:

• невозможность  стандартизировать всю совокупность отношений, возникающих на производстве по поводу трудовой деятельности;

• неизбежность возникновения  в организации непредвиденных ситуаций, требующих нестандартных решений;

• необходимость  отработки новых стандартов поведения, которые первоначально возникают  именно в неформальной организации  и лишь затем переносятся в формальную;

• невозможность  сведения отношений между людьми только к деловым задачам, поэтому  всё многообразие неделовых отношений.

Именно последнее  условие дало специалистам возможность  разделить неформальную организацию  на два блока: неформальную организацию  как тип неформальной организации, возникающей по поводу трудовой деятельности, и так называемую социально-психологическую  организацию, регулирующую внепроизводственные  связи людей. Характеризуя роль неформальной организации внепроизводственной  сферы, они отмечают её роль в поддержании  социальной целостности, в снятии социальных напряжений в коллективе, в поддержании  у работников высокой самооценки и самоуважения. Видимо, неформальная организация выступает своеобразным буфером между человеком и  жесткой формальной организацией. Она  проявляет себя главным образом  на уровне контактных коллективов, малых  групп и опирается на спонтанно  формирующиеся здесь межличностные  нормы, ценности, механизмы сплочённости и лидерства, на выработанные группой  санкции за отклоняющееся поведение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Изучение Российского опыта формального и неформального управления

2.1. Анализ бюрократических принципов как высшего проявления формального управления

 

    Все современные формальные организации  являются по своей природе  бюрократическими. Часто бюрократия  ассоциируется с неэффективностью, бесполезностью, волокитой. В такого рода управлении нередко средства деятельности превращаются в цели

      К исследованию бюрократии неоднократно обращались социологи(М.Вебер, П.М.Блау,Дж.Унклер). наиболее значительный вклад в него внес немецкий социолог М.Вебер. Он ввел понятие «идеальный тип бюрократии» и дал ему следующую характеристику:

    1. наличествует четкая иерархия авторитетов, в которой реализуется «цепь» команд сверху. Каждый высший авторитет осуществляет контроль за авторитетом, занимающим более низкое положение в иерархической структуре. Горизонтальные связи отсутствуют.
    2. На всех уровнях данной организации имеются письменные предписания, которыми руководствуются официальные лица.
    3. Каждый работник получает фиксированный оклад; для получения более высокого оклада индивид должен поступательно продвигаться по служебной (карьерной) лестнице.
    4. Никто из членов организации не владеет материальными ресурсами, которыми он оперирует.
    5. В целом бюрократия все более отдаляет рабочих от участия в управлении.

Бюрократия – иерархически организованная, зачастую неуязвимая управляющая система, подчиняющаяся своему основному закону функционирования: сохранение своих привилегий, власти и обеспечение своего постоянного воспроизводства. Носителем системы бюрократического произвола – обязательного атрибута административной власти – является слой привилегированного чиновничества, для которого характерны глубокое чинопочитание, карьеризм, угодничество, замена дела словом. Не будет преувеличением сказать, что бюрократия является антиподом оптимального управления и его врагом номер один.

      В нашей стране с удивительной регулярностью  появляются грозные указы «о сокращении административно-управленческого персонала», но через самое короткое время  количество министерств и ведомств с обширным чиновничьим аппаратом  вырастает вновь.

      В России бюрократический аппарат  стал заметно расти при Петре  I. В 1715 году численность чиновников в центральном аппарате и в системе местного управления составляла 5300 человек, и на их содержание ежегодно тратилось около 100 тыс. рублей; через 5 лет, в 1721 году, количество чиновников и расходы на них удвоились. К началу XX века численность бюрократии вновь удвоилась (358 тыс. человек)

      Бюрократ  – талантливый конформист, блестяще владеющий искусством воздействия  на личность. Беспощадно точно сказала  помощница Рейгана Элизабет Доул, что Президенту в его окружении не нужны сотрудники, умеющие только поддакивать.  «Если он говорит «нет», то и мы все говорим «нет». К сожалению, это правило распространяется на окружение практически любого начальника. Законы бюрократии определяют ценность работника по его умению соблюдать установленные правила, ритуалы, оберегать иерархические устои и поддерживать статус-кво во всех случаях служебной практики.

Информация о работе Формальное и неформальное управление