Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 10:25, контрольная работа
Формальная организация - костяк административной структуры - представляет собой систему узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жёстко закреплённых ролевых предписаний. Она напоминает пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальный (иерархический) - отношение власти и субординации. Формальная организация может быть описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест.
1 Характеристика формальных и неформальных организаций. Факторы, влияющие на эффективность малых формальных групп.
2 Характеристика организации, в которой Вы работаете.
3 Приведите примеры, когда сплоченность группы вредит формальной организации. Как бы Вы использовали неформальную организацию для своей собственной карьеры.
4 Что может сделать руководитель для эффективного управления неформальными группами и организациями? Приведите пример.
Пример из российской практики бизнеса. Только что назначенный, новый руководитель столкнулся с тем, что его подчиненные критикуют клиентов, работают «спустя рукава», сопротивляются введению прогрессивных технологий. На переговорах с заказчиком он обратил внимание на одного из переговорщиков – молодого сотрудника, обладающего аналитическим умом и жестким, бескомпромиссным характером. Особенно его привлекла способность молодого человека объективно формулировать проблему, выявлять имеющиеся ошибки и непреклонно отстаивать свою позицию. Руководитель подумал, что именно такого сотрудника он бы хотел иметь в своем подразделении. Через какое-то время он пригласил этого сотрудника к себе и первое время был доволен.
Однако через несколько месяцев в подразделении вспыхнул конфликт. Персонал обвинял нового работника в повышенной конфликтности, а сотрудник, в свою очередь, говорил о том, что в компании нет конструктивной работы, а есть тихое, благостное «болотце», т.е., застой.
Перед руководителем встал вопрос: что делать? У него был выбор: либо сохранить хороший климат в подразделении, который присутствовал до прихода нового сотрудника, либо, защитив последнего, смириться с ухудшением отношений между сотрудниками. В первом случае он должен был смириться с тем, что в подразделении остается низкая производительность, но зато практически нет конфликтов. Во втором случае после прихода активного сотрудника - инноватора можно было ожидать ухудшения атмосферы в компании, и даже увольнения некоторых работников, давно работающих в компании. Что лучше?
В
консолидированной команде, особенно
после достижений и успехов, могут быть
затруднены дальнейшие инновации, поскольку
они связаны с изменениями в положении
и статусе сотрудников. Кроме того, напомним,
что не только формальная, но и неформальная
система отношений в сплоченной группе
имеет тенденцию к стабилизации и сопротивляется
изменениям.
Женщинам,
работающим в компаниях, следует
сформировать систему неформальных
взаимоотношений с целью
Что могли
бы сделать женщины. Поставлять информацию
об имеющихся вакансиях в
Некоторые
работающие женщины пытаются добыть
себе надежную должность, выбирая работу,
где они ни от кого не зависят. Но
хорошая управленческая должность
требует как раз обратного. Руководитель
должен быть способен делегировать свои
функции, зависеть от других людей, которые
выполняют порученную им работу, и распределять
эту работу таким образом, чтобы человек
точно знал, что он должен делать. Руководитель
должен уметь оказывать помощь и поддержку
подчиненным. Он также должен уметь координировать
усилия и вести за собой других людей,
и, проявляя доверие к ним, будучи с ними
откровенным, вселять в них уверенность
и доверие к себе. Неформальные женские
группы являются средством помощи женщин
друг другу в овладении профессией управляющего.
4
Что может сделать
руководитель для
эффективного управления
неформальными группами
и организациями?
Приведите пример.
Руководством
организации при управлении неформальными
группами в процессе функционирования
организации могут применяться
различные методы воздействия. Назовем
основные из них:
1. Консультации
с группами.
Обычно индивидуумы
и группы лучше реагируют на затрагивающие
их решения , если с ними заранее
советуются. Консультации с группой
вместо попытки навязать ей произвол
, говорят об уважении к достоинству группы
и отдельного человека , а также ослабляют
сопротивление переменам со стороны неформальной
организации.
Коллективные
обсуждения также способствуют укреплению
сотрудничества и в других отношениях.
Во-первых , они дают возможность группе
и ее членам взять на себя часть заслуг
в принятии решения – это неосязаемая
ценность , которая порой имеет очень важное
значение. Во-вторых , они удовлетворяют
желание группы и ее лидеров получить
определенный статус. В-третьих , консультации
зачастую улучшают взаимопонимание между
группой и высшим руководящим составом
организации. Когда решение спускаются
сверху , работники могут приписывать
указаниям самые разные мотивы и скрытые
намерения и весьма неправильно их толковать.
С помощью консультаций руководители
и рабочие группы имеют возможность убедить
друг друга в обоюдных добрых намерениях
и это может способствовать разрушению
представления о неизбежном между ними
конфликте интересов. Конечно , когда реальный
конфликт интересов существует – по вопросу
о заработной плате , например , - то , может
быть , консультация и не поможет его устранить.
Но даже в этом случае , получив возможность
поставить себя на место руководителя
и понять , как данная проблема выглядит
с точки зрения его обязанностей , группа
может с большей готовностью согласиться
с неприятным решением.(8)
Консультации
– это важный механизм защиты групповых
ценностей , потому что они позволяют
группе заранее изложить свои цели
и воспрепятствовать решениям , которые
в случае принятия были бы затем обязательно
отменены , но уже с ущербом для престижа
предложивших их кругов. Подобным же образом
консультации , позволяя заранее оценить
реакцию участвующей в них группе , помогают
избежать непопулярных решений , способных
оказать столь разрушительное воздействие
на моральный дух , что оно свело бы на
нет любые возможные выгоды от этих решений.
В последние
годы совещательные методы приобретают
все большую популярность , однако
во многих организациях консультативной
практики до сих пор избегают как высшие
, так и низовые руководители , которые
полагают , что она повлечет за собой снижение
их статуса , ограничив их “права” в реализации
властных полномочий.
2. Обучение и
внушение.
Организации необходимо
сформировать у своих служащих лояльность
посредством обучения или пропаганды.
Для этой цели необходимо “рекламироваться”
перед всеми ее членами либо с помощью
специальных учебных курсов и общих собраний
, либо другими способами. Организации
нужно стараться убедить своих сотрудников
в том , что все содействующее целям организации
, наилучшим образом содействует и целям
отдельного человека , даже если в конкретных
случаях это и не очевидно. Устраивая вечеринки
, клубы и спортивные соревнования , организация
может попытаться создать у своих служащих
ощущение принадлежности к “одной большой
семье”. Некоторые учреждения стараются
информировать всех своих работников
обо всех важных решениях и о том , что
за ними стоит. Обычно этот прием создает
у человека ощущение , что он – часть организации
и что ее удачи это и его удачи. На низовом
уровне этот прием сводиться к объяснению
людям причин , по которым осуществляется
то или иное назначение на должность ,
или того , как их скромная работа соотносится
с важными целями организации. Использование
этого метода бесспорно влияет на позицию
многих людей и поэтому служит важным
механизмом управления.(8)
3. Обеспечение
лояльности руководящих
Высшее руководство
обычно старается завоевать
После того как
администрация добилась лояльности своих
руководящих , они становятся защитниками
точки зрения организации перед своими
коллективами. Довольно редко бывает легко
завоевать лояльность руководящих работников
и тем самым добиться их самоотождествления
с организацией. На каждом администраторе
всегда висит бремя , тянущее его вниз.
Он не может быть совершенно невосприимчивым
к позициям и требованиям нижестоящих
работников. Противовесом его человеческим
склонности находить удовлетворение в
самоотождествлении со своими подчиненными
может служить лишь перспектива большего
удовлетворения в качестве компенсации
за отождествление с теми , кто занимает
более высокое положение.(8)
4. Замена руководителя
“среднего звена”.
Если добиться
лояльности главы подразделения
не удалось , то учреждение может заменить
его – и порой заменяет – тем , кто ему
предан. Однако применение этого метода
имеет свои пределы. Во-первых , если трудовой
коллектив отказался способным удержать
лояльность прежнего руководителя , он
вполне может оказаться способным и завоевать
лояльность нового. Не знакомый прежде
с работой руководитель вынужден в значительной
степени опираться на профессиональные
советы своих подчиненных. Он подвергается
такому же давлению со стороны организации
и групп , как и его предшественник. Он
сталкивается с теми же явлениями. Он каждый
день общается с подчиненными , которых
в конце концов начинает любить и уважать.
Вряд ли возможно , чтобы такое множество
воздействий не оставило в нем глубокий
след.
Во-вторых , в
тех случаях , когда новый руководитель
сопротивляется самоотождествлению со
своим подразделением и сохраняет лояльность
учреждению в целом , появляются новые
трудности. Прежний разрыв в цепочке отождествлений
между подразделением и учреждением может
смениться новым пробелом между руководителем
и его подразделением. Новый руководитель
может не суметь обеспечить сотрудничество
и необходимый вклад своих подчиненных
, и положение с точки зрения учреждения
может оказаться не лучше , чем прежде.
Поэтому замена руководителей – это механизм
ограниченной пригодности для укрепления
лояльности со стороны структурного подразделения
по отношению к учреждению , в которое
оно входит.(8)
5. Перевод сотрудников
на другое место работы.
Многообещающим
механизмом укрепления лояльности членов
организации и усиления их самоотождествления
с организацией в целом служит практика
частых переводов сотрудников из подразделения
в подразделение. Подобная практика , если
ей строго и разумно следовать , вероятно
, приведет к появлению в организации значительного
числа людей , обладающих весьма разнообразным
опытом , что способствует самоидентификации
с более крупными структурными подразделениями
, - хотя нет никаких оснований полагать
, что такая практика полностью уничтожит
преданность работников неформальным
группам. Подобные индивидуумы , широко
отождествляющие себя с организацией
, призваны стать своеобразным корпусом
мессионеров организации и послужить
противовесом разобщающим силам отождествления
с узкой группой.
6. Размещение
кабинетов.
Еще один механизм
воздействия заключается в
7. Признание
естественных лидеров.
Решающий административный
механизм контроля за групповым поведением
– это выявление естественных
лидеров и управление ими. Один из
современных теоретиков Девис , развивая
эту мысль , пишет: “Каждому руководителю
надлежит знать , кто является лидером
в каждой неформальной группе и работать
с ним , поощряя тех , кто не мешает , а способствует
достижению целей организации. Когда неформальный
лидер противостоит своему работодателю
, его широкое влияние может подорвать
мотивацию и удовлетворенность выполняемой
работой у сотрудников формальной организации”.(7)
Если естественный
лидер находится вне формальной
организационной схемы , он зачастую
рассматривается как “возмутитель
спокойствия”. Он может стать центром
коллективного сопротивления влиянию
организации , и если в нем сильно развита
склонность к доминированию , т.е. если
он активно проявляет властолюбие , то
он , возможно , начнет сознательно или
неосознано совершать поступки , которые
позволят ему возглавить неформальную
группу в ее сопротивлении организации.
Способный человек на должности много
ниже своих возможностей может просто
от отчаяния направить свою энергию на
то , чтобы стимулировать недовольство
в своем трудовом коллективе. Такие личности
часто становятся организаторами группировок
, которые они вовлекают в заговор с целью
добиться официального лидерства в организации
, на их взгляд , принадлежащего им по праву.
Бдительному руководству нередко удается
контролировать и использовать эти разрушительные
тенденции путем “поглощения” естественных
лидеров и предоставления им официального
признания. Часто после того , как лидеры
“захвачены” , начавшаяся революция терпит
поражение.
Поскольку количество
руководящих постов в организационной
иерархии ограничено , проблему естественного
лидера не всегда можно решить повышением.
Порой альтернативное решение дает горизонтальное
перемещение. Человека , виновного в горизонтальном
проступке (нарушителя с точки зрения
организации в целом) , можно перевести
на такую должность , где он способен принести
меньше вреда , или же его можно переводить
достаточно часто , чтобы у него не было
времени нанести вред.(3)