Формирование и повышение эффективности деятельности управленческой команды менеджеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 09:37, курсовая работа

Описание

Об управленческих командах и их создании специалисты в области высокоэффективного менеджмента, организационного развития и социальной психологии заговорили относительно недавно, чуть больше 30 лет назад. Первые исследования командной деятельности были опубликованы в начале 60-х годов. Они были посвящены поискам способов повышения эффективности и продуктивности управленческого труда.

Содержание

Введение-----------------------------------------------------------------------------------------------3
1 Причины формирования команд---------------------------------------------------------------4
2 Исследование процесса командообразования в сфере управления организацией
2.1 Особенности командного способа организации деятельности менеджеров--------6 2.2 Основные подходы к формированию команды менеджеров---------------------------7
3 Этапы командообразования---------------------------------------------------------------------9
4 Повышения эффективности деятельности управленческой команды
4.1 Обоснование профессионально-личностных требований к членам команды менеджеров------------------------------------------------------------------------------------------11
4.2 Анализ возможностей повышения эффективность
работы команды менеджеров--------------------------------------------------------------------11
4.3 Технология повышения эффективности деятельности команды менеджеров---13
5 Информационно-аналитический материал работы----------------------------------------15
Заключение-------------------------------------------------------------------------------------------21
Список используемой литературы -------------------------------------------------------------22

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

     2) Группирование. Этот этап характеризуется  созданием объединений (подгрупп) по симпатиям интересам. Инструментальное содержание его состоит в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи, вследствие выявления несовпадения личной мотивации индивидов с целями групповой деятельности. Происходит эмоциональный ответ членов группы на требования задачи, который приводит к образованию подгрупп. При группировании начинают складываться групповое самосознание на уровне отдельных подгрупп, формирующих первые интрагрупповые нормы. Особенности существования групп на данном этапе характерны для рабочих управленческих групп с субкультурами типа «клика». Происходит объединение всех членов подгруппы вокруг ее лидера, которое может послужить причиной некритичного восприятия последнего со стороны отдельных членов группы.

     3) Кооперация. На данной стадии происходит осознание желания работать над решением задачи. Она характеризуется более открытым и конструктивным общением, чем на предыдущих этапах, появляются элементы групповой солидарности и сплоченности. Здесь впервые возникает сложившаяся группа с отчетливо выраженным чувством «МЫ». Ведущей на этом этапе становится инструментальная деятельность, имеется хорошая подготовленность членов группы к ее осуществлению, развито организационное единство. Однако в такой группе отсутствуют достаточно выраженные психологические связи.

     4) Нормирование деятельности. На данной  стадии разрабатываются принципы  группового взаимодействия. Доминирующей  становится сфера эмоциональной  активности, резко возрастает значение  отношений «Я-ТЫ», личные взаимоотношения становятся особенно тесными. Одной из характерных черт данной стадии развития группы является отсутствие интергрупповой активности. Процесс обособления сплоченной, хорошо подготовленной, единой в организационном и психологическом отношениях группе может превратить ее в группу-автономию, для которой характерны замкнутость на своих целях, эгоизм.

     5) Функционирование. С точки зрения деловой активности ее можно рассматривать как стадию принятия решений, характеризующуюся конструктивными попытками успешного решения задачи. Стадия функционально-ролевой соотнесенности, связанной с образованием ролевой структуры команды, являющейся своеобразным резонатором, посредством которого проигрывается групповая задача. Группа является открытой для проявления и разрешения конфликта. Признается разнообразие стилей и подходов к решению задачи. На этом этапе группа достигает высшего уровня социально-психологической зрелости, отличаясь высоким уровнем подготовленности, организационным и психологическим единством, характерными для командной субкультуры.

     6) Расформирование. Рано или поздно  расформировываются самые успешные  группы, комитеты и проектные  команды, интенсивные социальные  отношения их участников постепенно  сходят на нет8.

4. Повышения эффективности деятельности управленческой команды

    4.1 Обоснование профессионально-личностных требований к членам команды менеджеров. Создание эффективной команды предполагает наличие у менеджеров определенных профессиональных навыков и личностных качеств, поскольку эффективность работы команды определяется в первую очередь профессионализмом членов, ее составляющих. Выделено пять сфер профессиональной компетентности9, составляющих ядро квалификации членов команды менеджеров:

    1. Стратегическое видение. 

    2. Управление человеческими ресурсами.

    3. Развитие и оценка программ.

    4. Планирование и управление ресурсами. 

    5. Представление интересов организации  и взаимодействие. 

    4.2 Анализ возможностей повышения эффективность работы команды менеджеров. Определены факторы, влияющие на результаты совместного труда членов команды менеджеров:10

    1. Состав участников команды - необходимо  постоянно поддерживать высокий уровень профессионализма известными способами (курсы повышения квалификации, система семинаров и тренингов, деловые и ролевые игры, дополнительное высшее образование, MBA и др.)

   2. Распределение ролей - функциональное содержание роли регламентируется рядом документов, основными из которых являются должностная инструкция, трудовой договор, рабочая инструкция, описание рабочего места, профессиограмма. Для получения эффективно работающей команды, требуется, чтобы ее члены выполняли следующие 8 ролей: доводящий до конца, возмутитель спокойствия, действующий, коллективист, мыслитель, оценивающий, председатель, исследователь ресурсов.

   3. Организация процесса работы - предполагает  координацию и объединение индивидуальных  усилий и предоставление членам  команды побудительных мотивов, которые, во-первых, стимулируют координацию и объединение, и, во-вторых, способствуют совмещению взглядов и целей всех или по крайней мере большинства членов команды. Эффективность координации зависит от внутренних установок самого менеджера команды, его авторитета и разнообразных умений, в том числе умения транслировать общие интересы в индивидуальные; в его отношениях с командой должно иметь место органичное сочетание интересов команды и организации в целом и интересов каждого члена команды.

   4. Принятие решений - главными элементами, предопределяющими принятие решений команды менеджеров становятся: отсутствие ярко выраженной иерархии, а следовательно, плоская или «горизонтальная» организационная структура; взаимоконтроль участников команды; гибкая взаимосвязь между всеми ее участниками.

   5. Обмен информацией - взаимопонимание между членами команды возможно лишь в том случае, если они обладают единой системой кодификации и декодификации; для того, чтобы информационные каналы не были перегружены, необходимо конструирование информационных систем, способных производить тот объем информации, который необходим членам команды; интенсивность информационного обмена связана с неформальным общением (что приводит к росту доверия и открытости, снижению дистанции в отношениях между членами команды, формированию благоприятную почву для осуществления активного двустороннего обмена информацией).

   6. Управление конфликтами - выделено  несколько условий, способствующих повышению продуктивности конфликта: 1) открытость общения, 2) ограниченность конфликта деловыми рамками, 3) объективность и адекватность восприятия конфликта, посредническая роль менеджера команды. 

   4.3 Технология повышения эффективности деятельности команды менеджеров. Технология повышения эффективности деятельности команды менеджеров включает в себя следующие шаги:11

   1. Создание благоприятного социально-психологического  климата.

   Мероприятия: семинар, учебная программа; работа над общим проектом; совместный анализ дел в компании; празднование юбилеев, достижений; сложность вступления в команду; привлекательность участия; справедливость вознаграждения; поощрение не отдельных членов, а команды в целом, наличие внешней угрозы; соревнования с другими командами из компаний-конкурентов.

   2. Исключение феномена группового  мышления.

   Мероприятия: поощрение членов команды к открытому и конструктивному обмену мнениями, избежание клеветы и слухов; противостояние межличностным конфликтам, попытки вскрыть реальные причины разногласий; допущение конструктивной критики и поощрение выражения различных мнений; разрешение недовольным уходить, а новичкам со свежими идеями и планами присоединяться;

   3. Повышение личной результативности  работы членов команды

   Мероприятия: совершенствование умений работы над  собой; достижение оптимальной самомотивации; максимального использования личных возможностей.

   4. Оптимальное воздействие руководителя  на деятельность команды

   Мероприятия: появление индивидуального внимания к членам команды; создание воодушевляющей мотивации; стимулирование интеллекта; использование харизматического влияния; распознавание и использование определенных моделей восприятия информации; постановка «умных» целей.

   5. Повышение работоспособности членов  команды.

   Мероприятия: выбор оптимального времени для  поручения работнику выполнения сложного задания в соответствии с его суточным циклом изменения работоспособности; оптимальное чередование периодов труда и отдыха; наличие гимнастики, расслабляющей музыки; создание кабинетов релаксации; создание благоприятных условий труда (рабочее место, освещенность, температурный баланс и др.)

   Дальнейшее исследование позволит выявить факторы и сформулировать мероприятия, оказывающие наибольшее влияние на повышение эффективности деятельности команды менеджеров рекрутинговой компании «Агентство Контакт».

   Управленческая  команда – это уникальный ресурс, необходимый для жизни и развития организации в условиях обостряющейся конкуренции. В связи с этим формирование команды и повышение ее эффективности становится одной из центральных функций управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информационно-аналитический  материал работы 

Таблица 1 Сравнительная характеристика команды и группы

Команда Группа
Понятие
Группа  людей, совместно работающих на достижение общей цели Независимые члены  группы, сосредоточенные на решении  индивидуальных задач
Различия
 1. Цели, методы определяет руководитель команды вместе с ее членами  1. Цели, методы  определяет начальник
 2. Деятельность направлена на выполнение  командных задач  2. Деятельность  направлена на выполнение индивидуальных  заданий
 3. Определяются индивидуальные функции  для достижения командного результата  3. Определяются  индивидуальные функции  
 4. Взаимная ответственность  4. Личная  ответственность
 5. Встречи для планирования работы, принятия решений и др.  5. Встречи  для обмена информацией и мнением
   В центре внимания
 Высокие коллективные показатели  Высокие индивидуальные показатели
 

Таблица 2 Достоинства и  недостатки совместного  труда в форме  команды

Достоинства Недостатки
   1. Возможность провести групповое  обсуждение и получить групповое  мнение. Команда опирается на  более широкий опыт, нежели один специалист, высказывает большее количество мнений, глубже анализирует факты - «ум хорошо, а два - лучше».    1. Значительность  затрат времени на деятельность  команды (например, из-за того, что  в ходе заседания все члены  команды имеют право высказать свою точку зрения) и частые переносы заседаний.
   2. Слабость предложенных на основе компромисса решений. 
   2. Эффективная координация   деятельности. Команда особенно хороша для  соединения специалистов  с   генералистами при исследовании  межподразделенческих проблем.    3. Слабое  ощущение ответственности отдельных  членов. Так как никто не чувствует  себя ответственным за действия  команды, то ни один человек  не ощущает личной ответственности действия в ее рамках.
   3. Эффективная передача информации. Все лица, работающие над общей проблемой одновременно выслушивают решения и получают инструкции, имея возможность уточнить для себя их детали. Благодаря этому экономится много времени, а устная речь помогает лучше достичь желаемой цели, чем чтение написанной записки.    4. Сложность  осуществления власти на коллективной  основе. В   одном случае почти  обязательно кто-то один становится  лидером. Фактически появляется  администратор с группой подчиненных  советников. В другом случае команда  может превратиться в поле  боя для враждующих лагерей.
 

  

Рис.1Критерии формирования команды 
 
 

Рис.2 Причины, из-за которых руководители избегают командообразования 
 

   

   Рис.3 Патологии командообразования 
 

Информация о работе Формирование и повышение эффективности деятельности управленческой команды менеджеров